Как экспрессионизм соотносится с настроением своей эпохи

Экспрессионизм

Среди модернистских направлений в культуре

XX столетия, видимо, самым сложным и противоречивым

является экспрессионизм (франц., выражение). Эти его

особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в

своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность

человека в мире. Это настроение появилось в духовной культуре

Европы после Первой мировой войны, когда человечество почувствовало

бессилие и усталость. Потеря чувства безопасности,

уверенности в настоящем оборачивалась тревогой за будущее. Поэтому

предметом художественного сознания экспрессионистов была

не окружающая действительность, а фантастические образы, выражающие

полный ужас перед действительностью и будущим, ощущение

собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности

Уже само название этого художественного направления означает,

что оно ставит своей целью выразить душевное состояние художника,

его чувства и настроения. Рождение экспрессионизма

произошло в Германии в начале XX в., то есть примерно в то же

время, когда во Франции начинался фовизм. Официальное появление

экспрессионизма произошло в 1905 г., когда в Дрездене студентами

архитектурного факультета Высшего технического училища

было образовано творческое объединение «Мост», в состав которого

вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.

К немецким участникам объединения довольно быстро присоединились

художники-иностранцы, среди которых были и русские

В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество

М. Ларионова и Н. Гончаровой и других художников объединения

«Бубновый валет». Русский экспрессионизм ориентирован на примитивизм

городского или ярмарочного народного сознания. Ларионов

и Гончарова — основатели небывалого живописного метода —

лучизма, когда изображается не сам предметный мир, а потоки света

и цвета — излучения предметов, теряющих в этих потоках свой

предметный облик. Экспрессионизм решительно порывает с традиционным

искусством, он более открыто устремлен в будущее. Ради

экспрессии, выразительности экспрессионизм смело идет на нарушение

пропорций и деформацию изображаемого предмета.

Немецкий экспрессионизм в отличие от французского фовизма

производит на зрителя угнетающее впечатление. Немецкие экспрессионисты

не стремились к красоте: немецкое искусство и в другие эпохи главное внимание уделяло содержанию, повествовательности

произведений и в меньшей степени внешней красоте. Картина для

экспрессионистов была лишь средством, с помощью которого они

надеялись разрешить общественные противоречия своей эпохи.

Они хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить

его. Но в то же время они сами попали в заколдованный

круг: их не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из

положения они найти не могли. Результатом этого стало состояние

удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим,

неспособность увидеть в окружающем мире что-то иное, кроме зла

В достижении своих целей экспрессионизм проявляет максимализм

как в выборе выразительных средств, так и в усилении субъективного

начала произведений. Художники-экспрессионисты создавали

внутренне напряженные, взрывчатые формы. Для выражения

всех этих чувств и настроений экспрессионисты использовали

либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные

тона, беспокойные и небрежные движения кисти, резкие и упрощенные

формы, сознательные их искажения.

После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов

особенно сильны стали мотивы общественной жизни. Сюжетами их

произведений стали сцены войны с ее ужасами, напуганные пережитым

одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших

Кубизм

В первом десятилетии XX в. в европейской культуре

сформировалось еще одно течение модернизма — кубизм.

Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления,

включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических

фигур. Как и экспрессионисты, они отказались от иллюзорного

пространства, поставив во главу угла своего творчества строгую

построенность предмета, представленного на плоскости с разных

точек зрения. Его представители — П. Пикассо, Ж. Брак,

Ф. Леже, Р. Делоне — исповедывали настоящую страсть к эксперименту,

поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремились

к радикальному обновлению художественного языка. Искусство

для них выступало как творчество пластических форм, наделенных

самостоятельным бытием и значением.

Началом кубизма можно считать появление в 1907 г. картины

«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо (1881—1973). Свое название кубизм

получил с легкой руки Анри Матисса, который, увидев кубическое

полотно Жоржа Брака (городской пейзаж, где дома были изображены

в форме кубов), воскликнул: «Слишком много кубизма».

Считается, что появление кубизма стало результатом влияния на мировосприятие его основоположников Пикассо и Ж. Брака (1882—

1963) привезенной тогда в Европу африканской скульптуры. При

знакомстве с ней была заимствована идея упрощения предметов до

геометрических фигур шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их

творчество в насмешку назвали «искусством кубиков». Мир, который

они создавали в своих произведениях, был граненым и угловатым.

Главным принципом приверженцев этого направления было

убеждение, что художник не должен следовать видимой реальности,

он должен творить новую реальность, которая подчиняется

только особым законам искусства. Они как бы расчленяли реальные

предметы на части в соответствии с их внутренним строением

и затем укладывали эти части в другом порядке. Они пробовали

изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно.

Например, человек на портрете одновременно мог быть представлен

и анфас, и в профиль. П. Пикассо заявлял, что рисует не то,

что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту

человека, рассматривая свои картины как «отрицание

Художественная практика кубизма оказалась интересной и разнообразной.

В ней, прежде всего, необходимо отметить стремление

создать новое понимание красоты. По теории кубизма картина —

это самостоятельный организм и она воздействует на зрителя не

образом, а формальными средствами, своим ритмом. Поэтому красота

картины не имеет ничего общего с красотой реального мира,

она строится только на пластическом чувстве. Красота не должна

быть совершенным идеалом, к которому можно вечно стремиться,

так никогда его не достигнув. Новая красота, провозглашенная кубистами,

должна быть лишена гармонии и ясности. Она является

результатом связи несоединимого, высокого и низкого.

Другой особенностью кубизма стал поиск новых выразительных

средств. Жорж Брак впервые вводит в живопись текст, напечатанный

на бумаге (этикетки, куски обоев, тканей, вырезки из газет). В

картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие» в пространстве.

Вслед за этим кубисты начинают вводить в произведения

различные инородные материалы. Начинают применяться железо,

стекло, песок, уголь, опилки. Так картина превращалась в некий

материальный объект. А такого рода произведения получили название

коллажей (от французского слова «коллаж», означающего «наклеивание

Кубисты всегда подчеркивали свою аполитичность. После

Первой мировой войны многие кубисты ушли в декоративное искусство.

Поэтому в общественном смысле кубизм оказался бесплодным.

В итоге он стал чисто живописным пластическим экспериментом, который дал своеобразный толчок для развития модернизма,

а его отдельные приемы использовались художниками

Источник

Экспрессионизм — шокирующее эмоциональное направление в искусстве XX века

Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.

Экспрессионизм признавал право автора на возможность шокирующего воздействия на публику вопреки общепринятым стандартам в живописи. Художники стремились вызвать у зрителя шквал эмоций, часто обращались к тематике разочарования, негодования, боли, страха и тревоги.

История развития экспрессионизма

Экспрессионизм возник в начале XX века в Германии накануне Первой Мировой войны, в период бурного индустриального развития Европы, массового роста революционных настроений в обществе. Многие люди были растеряны, стремительно уничтожались старые моральные ценности. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили уродливость и противоречивость окружающего мира.

Экспрессионистские мотивы в искусстве можно разглядеть задолго до появления нового направления. Экспрессивные искажения художественных образов присутствуют на некоторых работах Эль Греко (El Greco), а картинам Маттиаса Грюневальда (Matthias Grünewald) присуща предельная эмоциональность. Экспрессионисты признали сильное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.

В произведениях многих постимпрессионистов также можно заметить созвучные экспрессионистам принципы упрощения перспективы и сильного выражения чувств. Этим славятся картины Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Поля Гогена (Paul Gauguin). Представители нового художественного течения умело использовали опыт этих мастеров, но значительно увеличили объемы экспрессии в своих полотнах.

Официальной датой рождения экспрессионизма принято считать 7 июня 1905 г. В тот летний день в Дрездене 4 подающих надежды архитектора основали арт-группу «Мост» (Die Brücke). Их звали:

  • Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) — инициатор создания группы;
  • Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff) — придумал название «Мост»;
  • Эрик Хекель (Erich Heckel);
  • Фритц Блейл (Fritz Bleyl).

Позднее к ним присоединились новые единомышленники:

  • Эмил Нолде (Emil Nolde).
  • Макс Пекштайн (Max Pechstein).
  • Куно Амье (Cuno Amiet).
  • Бохумил Кубишта (Bohumil Kubišta) и десятки других молодых людей.

Ко времени роспуска в 1913 г. «Мост» насчитывал более 70 участников.

Молодых художников объединяло неприятие к излишне поверхностному правдоподобию импрессионизма. Они хотели вернуть искусству духовность и глубинный смысл. Участники группы даже разработали собственный эстетический словарь и групповой стиль. Поэтому многие картины были очень похожи по стилю написания и сюжету.

В декабре 1911 года в Мюнхене было образовано еще одно выдающееся арт-объединение экспрессионистов — «Синий всадник». Его активными членами были:

Но в творчестве участников этого объединения экспрессионизм выражен менее эмоционально. В картинах наблюдается стремление к поиску гармонии, а внутренний мир авторов не переполнен мрачными мыслями.

Помимо Германии экспрессионизм пережил период бурного роста и в других странах Европы. Известные представители стиля творили:

  • во Франции — Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), Жорж Руо (Georges Rouault);
  • в Австрии — Эгон Шиле (Egon Schiele);
  • в Румынии — Николае Тоница (Nicolae Tonitza);
  • в Норвегии — Эдвард Мунк (Edvard Munch);
  • в Бельгии — Констант Пермеке (Constant Permeke);
  • в Нидерландах — Ян Слёйтерс (Jan Sluijters);
  • в США — Клиффорд Стилл (Clyfford Still), Джексон Поллок (Jackson Pollock), Ханс Хоффман (Hans Hofmann);
  • в России — Марк Шагал, Павел Филонов, Юрий Пименов.

Угасание интереса к экспрессионизму в Германии, а позже и в остальной Европе началось после стабилизации послевоенной жизни людей. Широкой публике непросто было осмысливать художественные произведения, общество устало от негатива, возникла потребность в более оптимистическом творчестве.

С приходом к власти Гитлера течению был нанесен непоправимый удар. Нацисты резко отрицательно относились к авангардным явлениям в живописи, экспрессионисты подверглись гонениям, их картины были официально объявлены «дегенеративным искусством». Художникам не разрешали проводить выставки, их работы массово уничтожались.

Но уже в 40-х годах XX века в Америке начал формироваться абстрактный экспрессионизм, а в конце 70-х в мировой культуре заявил о себе неоэкспрессионизм.

Отличительные черты экспрессионизма

Опытный знаток искусства без труда определит работу экспрессиониста по характерным особенностям:

  • сознательному искажению на картине пропорций предметов и людей для художественного усиления впечатления на зрителя;
  • упрощению рисунка, отказу автора от тщательной прорисовки мельчайших деталей;
  • господству характерных острых контуров предметов в композиции;
  • глубокой эмоциональной составляющей творческого замысла с обилием ярких чувств: ужаса, страха, негодования или восторга;
  • торжеству ярких цветовых решений и предельно резких контрастов.

Во многих картинах также отчетливо виден пессимизм автора, неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие малейшей надежды на изменение ситуации к лучшему.

Знаменитые художники-экспрессионисты

По-разному сложилась судьба лучших представителей экспрессионизма. Часть из них добилась признания при жизни и дожили до обеспеченной старости, другие не смогли пережить катастрофические события Первой Мировой войны и рано отправились в лучший мир.

Среди множества достойных отдельного рассмотрения фигур мы выделим лишь несколько, на наш взгляд, наиболее известных имен:

  • Эдвард Мунк — без преувеличения настоящий символ экспрессионизма. Его картина «Крик» легко узнаваема и сверхпопулярна у зрителей. Один из четырех вариантов творения кисти великого норвежца был продан на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. Наследие мастера по достоинству оценили не только экспрессионисты, но и наши современники. Мунк тяготел к экспрессионизму на раннем этапе творчества. Большинство его картин в этом стиле написаны до 1908 года. Слабый от природы художник чудом не умер от испанки, к концу жизни испытывал серьезные проблемы со здоровьем и почти перестал рисовать, но дожил до 80-летия;

  • Людвиг Кирхнер — основатель нового течения в изобразительном искусстве. Его работам характерно удивительное драматическое напряжение. В своем творчестве немецкий художник часто обращался к жанру городского пейзажа, был непревзойденным мастером гротеска. С приходом к власти нацистов подвергся разгромной критике, его картины удалили из музеев, а часть произведений показательно уничтожили. В глубокой депрессии Кирхнер пристрастился к наркотикам и совершил самоубийство в возрасте 58 лет;

  • Август Макке — человек, проживший яркую, но короткую жизнь. Был активным участником группы «Синий всадник», легко увлекался новыми идеями, рисовал полные здоровой жизни картины. С началом Первой Мировой войны на волне патриотизма ушел добровольцем в действующую армию. Погиб на фронте в конце сентября 1914 года в возрасте 27 лет. Его тело не нашли на поле боя, имя Макке увековечено на надгробной плите одного из военных кладбищ;

  • Амедео Модильяни — известный мастер портрета и жанра ню. Родился в Италии, но большую часть сознательной жизни прожил во Франции. Творчество Модильяни нельзя однозначно причислить к конкретному направлению живописи, но яркие экспрессионистские мотивы отчетливо видны во многих работах. Добился признания при жизни, пользовался успехом на выставках, но скоропостижно скончался от туберкулеза в возрасте 35 лет;

  • Эгон Шиле — австрийский мастер картины и рисунка. Его работы — яркие образцы дисгармонии и вызова обществу. Рисовал много обнаженной натуры и портретов, писал стихи. Молодому человеку покровительствовал Густав Климт (Gustav Klimt). Шиле даже в одно время считали крупнейшим австрийским художником. Но судьба распорядилась иначе. В конце октября 1918 года от испанского гриппа умерла его жена, а тремя днями позже ушел из жизни и сам художник.

Экспрессионизм оставил яркий след в мировой живописи. Он прошел тернистый путь от полного неприятия и нападок до современного мирового признания. Работы выдающихся мастеров стоят очень дорого, а выставки собирают огромную аудиторию. На сайте Very Important Lot посетители могут участвовать в аукционах, чтобы купить работы известных экспрессионистов. Кроме того, здесь можно напрямую приобрести работы современных художников.

Источник

Оцените статью