Истории про эмоциональный интеллект

Истории про эмоциональный интеллект

I.II. Историческая справка. Термин Эмоциональный интеллект

Говоря о первых упоминаниях в психологии термина « Эмоциональный интеллект » , многие источники ссылаются на одноименную статью Питера Сэловея , опубликованную в 1990 году и, по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.

Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега Салловэя Дэвид Карузо, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Эмоциональный интеллект – понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то термин «эмоциональный интеллект» и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только в 90-х годах ХХ века.

В 1870 году Чарльз Дарвин выпустил первую книгу о роли внешнего проявления эмоций для выживания и адаптации «Выражение эмоций у человека и животных». В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк говорил о том, что он называл «социальным интеллектом». [6].

Позднее важность «эмоциональных факторов» была признана Дэвидом Вечлером, одним из отцов системы тестирования IQ. В 1940 году в одной из своих редко цитируемых работ Вечлер настаивал на том, что «неинтеллектуальные аспекты мышления» необходимо учитывать при любой развернутой оценке. В этой же работе обсуждалось то, что он называл «аффективными» и «конативными» способностями – по существу, эмоциональный и социальный интеллект – которые, по его мнению, окажутся ключевыми для составления полной картины. К сожалению, эти факторы в тесты IQ Векслера не были включены, так как в то время им уделялось мало внимания. [1].

В 1948 году другой американский исследователь, Р.В. Липер, выдвинул идею «эмоционального мышления», которое, как он считал, является составной частью «логического мышления». Однако еще более 30 лет мало кто из психологов и педагогов-теоретиков поддерживал эту точку зрения. А в 70-х годах прошлого столетия Л. Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Затем в 1983 году Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета, писал о возможности «множественного интеллекта». Он, по мнению Гарднера, включает то, что можно назвать «интропсихическими способностями» – способностями к самоанализу – и «личностным интеллектом». [1].

И вот только в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые вводит обозначение EQ (emotional quontient) – коэффициент эмоциональности. По аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта [3]. А пять лет спустя Джон Майер из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей из Йейльского университета ввели понятие «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence) [4].

Вместе с Дэниэлом Гоулманом, коммунистом Нью-Йорк Таймс и известным популяризатором идеи ЭИ, Майер Салловей и Карузо составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект . Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». [3] .

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с кем-либо». [2].

Читайте также:  Зачем тебя послали мне тогда небеса разбросанные перьями обломки тех чувств

Кроме того, уставлена четкая связь между ЭИ и доминированием правого или левого полушария мозга. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, их мышление более логично, им лучше даются точные науки).

На сегодняшний день существует четыре основных модели эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей – Бар-Он, Гоулман, Купер и Маейр-Карузо-Салловей.

Программа развития эмоционального интеллекта МЦ «КТК» опирается на модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, которая, трактует эмоциональный интеллект как когнитивную способность, и, на наш взгляд, является наиболее полной и научно-обоснованной методической концепцией.

Согласно их представлениям, эмоциональный интеллект включает в себя способности воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Условно на эмоциональный интеллект можно смотреть как на комбинацию из четырех способностей:

  1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
  2. Фасилитация мышления — способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
  3. Понимание и анализ эмоций — способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой
  4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации [5].

Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях:

1. Способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»).
2. Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»).

3. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).

Сегодня существуют десятки тестов, измеряющих ЭИ. Наиболее разработанной и сложной методикой измерения эмоционального интеллекта в рамках модели способностей является MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), в которую входит по 2 суб-теста на каждую их четырех «ветвей». В результате прохождения данного теста человек получает 4-х мерную картину собственно эмоционального интеллекта.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что ЭИ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

Читайте также:  Депрессия ничего не радует ничего не хочется

1. Горскова Г. Г. (1999) «Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру»// Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. – СПб.

2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с; Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995

3. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997

Источник

Эмоциональный интеллект: мифы и реальность

Про эмоциональный интеллект (EQ) сегодня говорят много, и это хорошо. Будь моя воля, его изучали бы в школе, поскольку EQ важен для каждого.

Но чем больше о нем говорят, тем больше об эмоциональном интеллекте появляется мифов.

И вот некоторые из них:

а) Если у вас высокий EQ, вы всегда в хорошем и спокойном настроении

Это бред. Вы ведь не робот, а человек. Да и жить без эмоций серо и скучно. Надо испытывать полную гамму. Другое дело, что эмоции нужно понимать и уметь ими управлять.

Например, опоздал подчинённый – на него можно и накричать. Если улыбаться — вообще перестанет приходить вовремя. Но важно осознавать свой гнев: вовремя его “включить” и “выключить”. Иначе захлестнёт с головой.

б) Если у вас высокий EQ, логика и эрудиция не нужны

Нелепость. В реальности EQ и IQ (логический интеллект) – две стороны нашего мозга. С каким крылом птице лучше летать – левым или правым? Нужны оба!

Например, понимание эмоций позволит вам осознать, что и зачем говорит собеседник. Но даже для развития EQ придется изучать этот инструмент, например, читать книги. А чтобы их понять, уже нужен IQ.

в) Если у вас нет врождённого EQ, вам ничего не поможет

У кого из нас есть врождённая способность читать? Этому нужно учиться, и эмоциональному интеллекту – тоже. Хотя очень многие схемы работы эмоционального мозга закладываются в детстве, они почти полностью поддаются переучиванию. EQ как раз и помогает понять: вести себя так или иначе – не наш осознанный выбор, а просто привычка из детства.

г) EQ нужен для манипуляции

Не гипноз и даже не техника навязчивого впаривания. EQ позволяет понимать, чего хотят другие и что хотите вы сами. Он поможет осознать, когда вами пытаются манипулировать. И избежать этого.

К тому же, манипулировать – это осознанный выбор. Хорошо понимая себя и других, вы не захотите заниматься манипуляциями.

д) EQ – инструмент для лидеров, обычным людям не требуется

Лидеру без эмоционального интеллекта – вообще никуда. Этот инструмент критически важен, чтобы мотивировать команду и понимать её. EQ для лидера чуть ли не важнее, чем знание предметной области.

Но и обычным сотрудникам помогает повысить результаты. Например, менеджеры по продажам с высоким EQ приносят до 20% больше прибыли. Это статистика.

Ну и помимо работы эмоциональный интеллект тоже востребован. Понимать супруга, родителей, детей – как без этого? Наконец, надо ещё понимать себя, собственные эмоции, цели и мотивы.

Поэтому развивать EQ вы можете в любом возрасте, независимо от занимаемой должности. Начните – и увидите, насколько сильно изменится ваша жизнь.

Источник

История Эмоционального Интеллекта

В 1990 году Джон Майер из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей из Йейльского университета опубликовали статью под названием «Эмоциональный интеллект», ввели понятие «эмоционального интеллекта» EI (emotional intelligence):

Читайте также:  Жена должна чувствовать себя

Эмоциональный интеллект – «способность отслеживать свои собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями».

Дэвид Карузо (основатель концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Йельского университета, соавтор концепции ЭИ) является автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня развития эмоционального интеллекта ­ The Mayer­SaloveyCaruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT).

Дэвид Карузо в настоящее время сосредоточил свою деятельность на применении возможностей ЭИ в бизнес­практике. Является официальным наставником компании Google (американский и европейских офисов). В России сотрудничает с такими компаниями, как Сбербанк, Мегафон, Росатом.

Из выступления Дэвида Р. Карузо:

Идея ЭИ была впервые предложена и разработана в 1990 году двумя психологами, Джоном Майером и Питером Саловеем. Их работы были опубликованы только в академических изданиях, так что широкая публика о них ничего не знала.

И тогда появился Дэниел Гоулман, прекрасный писатель, и написал книгу об эмоциональном интеллекте. В сущности, это история про силу маркетинга. Он пересказал идею ЭИ собственными словами и так, как он ее понял, и сделал ее доступной для всех.

И это было здорово! Если бы не его книга, никто бы так и не узнал про ЭИ.

Журналист Дэниэл Гоулман (Daniel Goleman) в 1995 г. написал популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Книга основана на работе Питера Саловей (Salovey P.) и Джека Майера (Mayer J.D.) 1990г.

Вместе с популяризацией Эмоционального Интеллекта, Гоулман несколько переиначил научную базу основателей и исследователей. Под термином ЭИ журналист и писатель выдал свою субъективную трактовку. Фактически он изъял научно-когнитивный аспект авторов концепции.

В массовое сознание вошла аббревиатура EQ (уровень эмоциональности). Т.е. – это лишь одна из методик оценки и измерения EI (Emotional Intelligence) как обозначение всей научно-практической области знаний об Эмоциональном Интеллекте, что не является корректным и тождественным понятием.

Основываясь на научном подходе Питера Саловея, Джона Майера и Дэвида Р. Карузо эмоциональный интеллект (EI)

  • Относится к стандартному интеллекту.
  • Помогает вам размышлять об эмоциях.
  • Утверждает, что эмоции помогают вам думать (мыслить), действовать.
  • Утверждает, что эмоции адаптивны.

Современное определение эмоционального интеллекта:

Эмоциональный интеллект EI (Emotional Intelligence)– это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо выделили четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы «ветвями»:

Восприятие эмоций (распознавание, идентификация) Эмоции содержат информацию о нас самих, других людях и мире вокруг нас. Эмоции – это данные.
Использование эмоций для стимулирования умственной деятельности (улучшения, ускорения мышления) Наши эмоции влияют как на то, о чем мы думаем, так и на то, как мы думаем.
Понимание эмоций Понимание причин эмоций, предугадывание изменения эмоций, описание эмоций словами при общении.
Управление эмоциями Усиление, уменьшение, вызывание (создание) или предотвращение эмоций для достижения позитивных результатов.

Сегодня актуальна и представляет научный подход развития ЭИ книга Девида Карузо и Питера Саловея «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять».

Приглашаем на вебинары по эмоциональному интеллекту для детей и взрослых. Вебинары являются базой, которая поможет разобраться в огромной потоке информации, посвященной эмоциональному интеллекту.

Сложно представить себе развитие эмоциональной устойчивости без знаний о собственной эмоциональности. Необходимо понимание и идентификации своих эмоций и эмоций других людей. Гамма чувств и эмоций очень велика, а мы зачастую умеем осознать и использовать не больше 10-ти.

Источник

Оцените статью