Искусство воспитывает чувство прекрасного

Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.

Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.

Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе — имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.

Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире: в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.

Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.

У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства,его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто–то — живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.

Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери,насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.

Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны: игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.

Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.

Читайте также:  Как люди уменьшают стресс

Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди такой же по цвету или по форме», составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.

Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.

•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;

•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;

•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;

Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.

Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.

Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.

Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Источник

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Наталья Поднекс
Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке, театру, живописи, декоративно- прикладному искусству и т. д., А также к красоте во всех её проявлениях.

Как пробудить творческие возможности детей, сформировать у них восприятие прекрасного советует автор этой статьи, которая адресуется родителям и воспитателям детских садов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота природы, произведения искусства, духовное развитие.

Что такое искусство? Зачем оно человеку? На первый вопрос, кажется, ответить более- менее просто. Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, а также музыка, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.

Искусство — это определённый способ передачи информации, оно является летописцем и бытописателем своей эпохи. По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какую носили одежду, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. «Искусство можно назвать и способом общения людей. Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца«(2, стр. 5)

Читайте также:  Доброго утра моя любимая радость

Но самое главная роль искусства — это воспитание в человеке чувства прекрасного, его культуры.

Взрослым надо понимать, что сила воздействия литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание во многом определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни, совершаемых поступков.

Детей необходимо приобщать к красоте в любом еёпроявлении: обращать их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного декоративно — прикладного искусства, живописи и т. д. В результате этого восприятие детей обогатится художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение ребёнка окружающей его действительности.

Природа является первоосновой красоты в искусстве, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы показать её совершенство детям. На прогулках надо обращать их внимание на красоту природы в разные времена года. Чем она отличается? Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать, воспринимать эту живую красоту: наряд деревьев (зимний, осенний, летний, весенний, оперение птиц, цветы.

В системе культурных ценностей значительная роль принадлежит музеям изобразительного искусства. Посещение музея формирует у детей художественно- историческое мышление, восприятие культуры других времён и народов, приобщение дошкольников к искусству художественных коллекций. Дети, рассматривая изделия прикладного искусства, картины и скульптуры, восторгаясь великолепием и тишиной музейных залов, попадают как бы в иной мир, который они запомнят надолго.

Образ художественного музея для ребёнка — это его первоначальные представления о творчестве художников. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые мастерами живописи, легко запоминаются (это может быть пейзаж, натюрморт, портрет) и остаются в памяти ребёнка.Картины русской природы: замечательные пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова и других художников вызывают у детей чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить родную природу, обогащают их творческое воображение.

Помимо живописи ребёнка можно и нужно знакомить с произведениями народного и декоративно- прикладного искусства. Совершите с детьми путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Изделия народного творчества многообразны. Это деревянные (богородская игрушка, матрёшка, глиняные (дымковская игрушка, хохломская роспись, расписная посуда (гжель, яркиеподносы, красочные ковры, кружево. Каждое такое изделие несёт в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир сказок.

«Знакомство дошкольников с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок, пробуждает потребность любить и радоваться жизни»(1, стр. 21)

Трудно переоценить влияние на развитие личности ребёнка такого вида искусства как музыка. Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совсем совершенному, но тем самым вы передаёте ему частицу своего вдохновения. А если у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

Слушание детьми музыкальных произведений — основной вид их музыкальной деятельности. Крайне важно умение ребёнка вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её характер, узнавать знакомую музыку по особому ритму и тембру. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства (радость, тревога, грусть, нежность). В этом сила психологического воздействия музыки на ребёнка.

Театр- один из самых доступных и понятных детям видов искусства. Он способствует повышению общей культуры детей и формированию правильного поведения в современном мире, ибо каждое литературное произведение будь то сказка или спектакль имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий как дружба, доброта, честность, смелость и т. д. И взрослые, и дети, приходя на спектакль, ощущают ту неповторимую театральную атмосферу, которая сама по себе приобщает их к искусству, культуре. Ведь не зря же говорил великий Станиславский, что театр начинается с вешалки.

Читайте также:  Лишь обломки наших чувств что раньше связывали нас

Книжная иллюстрация — это тоже произведение искусства. При чтении книг надо обращать внимание детей на иллюстрации, называть авторов не только текста, но и художников — иллюстраторов. Важно, чтобы ребята были знакомы с творчеством таких известных мастеров книжной иллюстрации как В. Сутеев, Е Чарушин, В. Васнецов, И. Билибина и др. Детям интересно будет узнать, что Е. Чарушин и В. Сутеев были нетолько оформителями детской книги, но и авторами текста.

При рассматривании книжных иллюстраций предложите ребёнку сравнить рисунки разных авторов, поинтересуйтесь какие больше ему понравились и почему.

Важно знать, что иллюстрации к детским книгам являются либо произведением искусства — результатом творческих усилий художника, либо базарной коммерческой поделкой, поэтому при выборе книг для детей обращайте внимание на авторов оформления.

Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении. Эту статью мне хочется закончить словами высококлассного педагога Л.Стрельцовой: «Произведения искусства не только обогащают знания ребёнка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

1. Елизарова Е. и др. Декоративно — прикладное искусство детям /Е. Елизарова, Т. Кузьмина, Н. Федорченко// Дошкольное воспитание, 1997.-№3 с. 21

2. Амфилохиева Е. В. Изоьразительное искусство. — М. :ЭКСМО, 2013 — с. 6

3. Пантелеева Л. Художественные музеи Москвы — детям /Дошкольное воспитание, 1997. — №10 с. 41

4. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребёнка //Дошкольное воспитание, 1992 — №1 с. 72-73

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родине «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Игра как важнейшее средство воспитания ребёнка Одним из важнейших и основных видов деятельности, играющих огромную роль в воспитании ребёнка является игра. Игра отвечает природе ребёнка,.

Консультация «Как отвлечь ребёнка дошкольника от компьютера» Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей. Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено.

Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Народно-прикладное искусство России как средство развития этнической культуры у детей с ОНР Актуальность: Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника» Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша это и радость, и познание, и творчество.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития ребёнка-дошкольника Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его.

Источник

Оцените статью