Интерпретация эмоций что это

МАТЕМАТИКА ЭМОЦИЙ

Какие у тебя отношения с собственными чувствами? Ты ими управляешь или они тобой?

Правда в том, что никто нас не учит обращаться с эмоциями. Ну, знаешь, вот как математике, например, объясняя: вот это — причина, а это — следствие, а если из этого вычесть вот это, то получим такой вот результат…

Было бы полезно, правда? Ведь иногда эмоция поглощает настолько, что ты абсолютно
теряешь контроль: над своими действиями, над ситуацией. А сколько вредных, глупых, импульсивных решений мы принимаем под влиянием того или иного чувства? Потом жалеем, но что делать? Поезд ушел.

А между тем эмоциональные процессы вполне себе регулируемая штука. Они поддаются управлению и даже описаны вполне себе математической формулой, весьма доходчиво объясняющей, где причина, где следствие, и что является КНОПКОЙ УПРАВЛЕНИЯ аффектами.

Знакомься: формула Эллиса. Выглядит она так:

Ситуация (факт) —> Интерпретация —> Эмоция (эмоциональная реакция) — Реакция (действие или бездействие, слова, решения).

А теперь давай разберем по полочкам.

Ситуация — это объективная реальность. Что-то, что произошло. Некий факт. Событие. Смотри, сам по себе факт — любой — не имеет никакой эмоциональной окраски.

на дороге затор

Все это факты. Сами по себе они не плохие и не хорошие. Они, упрощенно говоря, НИКАКИЕ. Эмоционально никакие. И — сами по себе они ДАЖЕ не являются ПРИЧИНОЙ твоих эмоций. Просто факты.

Что же делает их «плохими» или «хорошими»? Интерпретация .

Интерпретация — это то, что ты об этом факте подумал. Как ты к нему отнесся. Как ты его ОЦЕНИЛ для себя. Понимаешь?

затор на дороге — на данный момент для тебя хорошо или плохо? Оно ведь бывает по-разному. Если ты едешь с работы, уставший, голодный, а дома тебя ждет тридцать три удовольствия, дорожная пробка — зло, однозначно. А если ты утром встал и вспомнил, что не дописал отчет (проект и т.д.), который кровь из носу надо сдать сразу, как ты перешагнешь порог офиса, то затор на дороге превращается в благо, не так ли? Есть время доделать, додумать —— успеть.

И так во всем: происходящие события всегда НЕЙТРАЛЬНЫ , «какими-то» их делают наши интерпретации.

Ну и как ты, верно, уже понимаешь, именно интерпретация рождает ту или иную эмоцию.

Помнишь тот классический уже мем про молчащего парня и девушку, которая впадает в панику, пытаясь угадать причину его молчания? Только на самом деле она не угадывает (да это и невозможно), она — интерпретирует. Придумывает, проще говоря.

Смотри, что происходит, если разобрать это по формуле Эллиса:

1. Факт : парень молчит.

2. Интерпретации девушки:

ему не интересно

он думает о другой

он меня НЕ ЛЮБИТ.

3. Эмоциональная реакция : обида, страх, злость.

4. Реакция : например, слезы. Или скандал.

Понимаешь, как это работает? Ах, да, а парень в это время думает, что будет, если положить черепаху под танк.

Итак, как ты уже понимаешь, именно ИНТЕРПРЕТАЦИЯ является причиной любой твоей эмоции. Любой! Хоть тех, что принято считать негативными, хоть «позитивных» (помнишь, на одну и ту же шутку люди реагируют по-разному — один засмеется, а другой — обидится. Дело в них, в интерпретациях).

И они же, интерпретации, и есть та «кнопка», при помощи которой ты можешь управлять своими эмоциями. Это то, чем МОЖНО УПРАВЛЯТЬ. Как? Да просто: научись отслеживать и менять свои интерпретации.

А поможет этому тренировка под названием ретро-анализ. Ретро — потому что поначалу анализировать нужно то, что произошло. Разбирать ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ситуацию по формуле Эллиса.

сегодня я жутко накричал на своего ребенка —> это реакция .

я кричал, потому что злился —> это эмоция

А каким было событие? Ребенок пришел домой позже, чем договаривались. Это факт .

Почему этот факт вызвал именно злость?

И вот тут вспоминай, что ты ПОДУМАЛ об этом позднем приходе, как ты ИНТЕРПРЕТИРОВАЛ это?

Например: мой ребенок плевать хотел на мои слова (наши договоренности), значит, ему плевать на меня, он меня не уважает, не ценит, не любит.

Такая трактовка события (а интерпретируем мы ооочень быстро, зачастую, почти неосознаваемо) делает что? Наносит удар по самооценке. Ты испытываешь страх, а следом, как защиту от этого страха, — злость.

КАК можно изменить интерпретацию, чтобы изменить эмоцию? Скажем, так: ребенок увлекся игрой (общением) и не уследил за временем. Это вообще НИКАК не показывает его отношение ко мне. Это говорит лишь о том, что мой ребенок — НОРМАЛЬНЫЙ ребенок, которому играть пока интереснее, чем соблюдать договоренности.

Ну как, чувствуешь теперь злость?

Да, такой анализ — это работа. Работа, которую нужно делать в своей голове — и с непривычки это трудно и занимает время. Но правда в том, что осознанное интерпретирование — всего лишь навык, который ты можешь прокачать. Ты можешь, поверь. Если захочешь.

Источник

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Управление эмоциями. Эмоции как интерпретация установок и убеждений.

Можно ли измерить счастье? А как насчет качества вашей жизни? Вы задумывались о том, от чего оно зависит? Даже ребенок нынче знает, что не всегда деньги и успех приносят моральное удовлетворение. Но что тогда? Ответ прост, как все гениальное: человек как саморегулирующаяся система имеет некий встроенный механизм, ключ к лучшей жизни. Давайте разберемся, что он собой представляет и как работает.

Все мы, по своей сути, стремимся к получению удовольствия и хотим избежать боли. Но согласитесь, что между двумя крайними полюсами этой примитивной шкалы есть невообразимое количество чувств, которые и сопровождают нас всю жизнь. У одних преобладает страдание, а у других – радость. Почему так? Можно ли менять сознательно субъективное восприятие собственной жизни? «Конечно, можно!» Иначе жизнь казалась бы слишком беспросветной. Но встает закономерный вопрос – как?

Читайте также:  Усталость упадок сил депрессия

В нашей власти остается единственный главный фактор, от которого все и зависит, – индивидуальное восприятие реальности и наши ощущения как результат. Другими словами – мировоззрение и мироощущение. А наше настроение напрямую зависит от имеющихся убеждений.

Сами знаете, что настроение – штука тонкая. Но именно оно и дает возможность ощутить восхитительную полноту жизни или упасть на самое дно бессмысленности существования.

КАК СОЗНАТЕЛЬНО МЕНЯТЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ СВОЮ ЖИЗНЬ?

Но свои иррациональные убеждения практически невозможно выявить самостоятельно. Зато, когда нам плохо, мы склоны задумываться, почему происходит то или иное событие в жизни и как его можно избежать в будущем. И если мы рассуждаем с позиции личной ответственности, то начинаем выявлять свои ограничивающие убеждения. Искусственным способом выявления подобных убеждений является работа с психологом.

Если же вы склонны считать, что в основном все случается само по себе, то ваша личная ответственность за происходящее стремится к нулю. И тогда природные определители убеждений не сработают – вы всегда найдете, кого или что обвинить в своих несчастьях. В этом случае большинство людей начинает воздействовать на второй компонент – на свои эмоции. В быту это называется «держать себя в руках», «контролировать эмоции», от друзей и близких можно услышать советы «не бери в голову», «смотри на жизнь легче» и тому подобное. Вы начинаете изо всех сил стараться мыслить позитивно. Но обычно эти потуги заканчиваются плачевно и старательно вытесняемые в подсознание эмоции прорываются наружу – но уже другим, более извращенным способом. Самое неприятное, когда длительное подавление приводит к психосоматическим заболеваниям.

Хуже всего то, что к управлению эмоциями это не имеет никакого отношения. Потому что управлять эмоциями – это значит уметь не допустить их появления, а не давить то, что уже возникло! Но вот в чем фокус: механизм возникновения эмоций изначально не контролируется сознанием человека. Никому и никогда еще не удавалось отследить у себя зарождение эмоции на нейрофизиологическом уровне. А это значит, что, когда эмоция появляется в сознании, она уже идет полным ходом!

Так что же мы тогда сдерживаем? Внимание – правильный ответ: контролировать можно исключительно способ выражения своих эмоций. Но и это становится подвластным только тем, кто хорошо знает, что именно он сейчас испытывает и по какой причине. Если человек привык подавлять эмоции, то и способ выражения он выбрать не сумеет: сила вырвавшихся на волю эмоций будет такова, что сознание на время отойдет нервно покурить в сторонке. Наверняка вам знакомо слово аффект – вот это он и есть.

Из вышеописанного видно, что влиять на свои эмоции человек не может, потому что они – уже следствие нашего мировоззрения. Но поскольку именно они отвечают за качество и полноту жизни, значит, это ключевое следствие, напрямую зависящее от убеждений и картины мира. Получается, что единственный способ улучшить нашу жизнь – выявить ограничивающие убеждения и заменить их на такие, которые делают жизнь полнее, легче, увлекательней и вкусней!

Как же выявить свои установки? Ждать неприятностей, которые помогут их обнаружить? Есть способ, который требует определенной тренировки, хоть он и представляет собой естественный механизм, заложенный в каждом из нас самой природой. Это – умение правильно интерпретировать эмоциональные сигналы.

Например, супруг недоволен, что вы не хотите провести выходной в компании его родителей. В результате его недовольства у вас возникают собственные эмоции. Для чего обычно вы их используете? Ведь это энергия невиданной силы! Вы в любом случае должны ее потратить, потому что она уже выработалась вашим организмом. Вариантов действия множество, как и вариантов выражения вашей ответной реакции. Вы можете молча обижаться, можете громко кричать, что вас не уважают, можете начать конструктивно переубеждать супруга, что выходной стоит провести в зоопарке с детьми. Но, что бы вы ни делали, ваши действия целиком и полностью будут зависеть от вашего мировоззрения. От тех убеждений , которые имеются в вашем сознании насчет вмешательства родителей супруга в вашу семейную жизнь.

Зачастую люди не задумываются, на какой почве происходят многие из бытовых разногласий. Вместо того чтобы обратить внимание на свои эмоциональные ответы, они попросту начинают «сбрасывать» с себя неприятную эмоциональную реакцию, чтобы наскоком решить проблему. А ведь нужно делать все с точностью до наоборот: тратить энергию эмоций не на решение текущей проблемы, а на осознание того факта, что неприятная эмоция указывает на границу вашего мировоззрения! Именно вашего! Раз вы испытываете негативные чувства, значит, именно вы уперлись в границы собственного мировоззрения, а не ваш оппонент. К слову сказать, не исключено, что он тоже стоит на своем рубеже, но это уже вас не касается.

Именно здесь стоит искать свои убеждения. Отрицательные эмоции – природный ключ. Не случайно у человека в составе базовых эмоций четыре носят негативную окраску (гнев, печаль, страх, отвращение) и только одна (радость) – положительная. Все сделано для нашего с вами удобства, так сказать, чтобы мы раздвигали границы мировоззрения и развивались ускоренными темпами.

Отдельно следует сказать о том, что вышеописанный прием в подавляющем большинстве случаев не работает. И не потому, что он плохой. А потому, что человек не соблюдает некоторые условия.

Не имеет привычки обращать внимание на свои чувства и размышлять о них.

Избегает личной ответственности, ищет «виноватых» и часто обижается.

Гордится своим хладнокровием, умением «сдерживать себя» и попросту вытесняет неугодные чувства.

В принятии решений основывается больше на социально желательном поведении, а не на личных устремлениях.

Живет по четким критериям, имеет жесткие принципы, что в тяжелых жизненных обстоятельствах приводит к «надлому».

Никому не рассказывает о своих переживаниях, старается справиться исключительно самостоятельно.

Во всех случаях, когда эмоции не могут течь свободно в момент своего возникновения, они удерживаются и накапливаются. Если у вас имеется в запасе хоть немного невыраженных ранее эмоций, то можете быть уверены, что метод не сработает.

Читайте также:  Чувство задыхания при засыпании

Потому и нужно ходить к психологу. Там помогут найти то, что вы давно упрятали поглубже и думаете, что оно больше не болит. Выпустив наружу свои «запасы» негативных переживаний, вы сможете в разы улучшить качество жизни, и главное, делать это потом самостоятельно и постоянно. Умение самому определять границы мировоззрения и раздвигать их – это залог жизни, полной радости, вдохновения и самореализации.

Источник

Теория эмоций Роберта Плутчика

Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует. Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них. На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.

В данной статье мы хотим рассмотреть адаптационную модель эмоций, которую разработал американский психолог Роберт Плутчик. Исследованиям природы эмоций, а также их эволюционных предпосылок и механизмов, особенностей и причин защитных психических реакций, как и психодиагностическим деталям человеческих типов, Плутчик посвятил многие десятилетия. Плодом всех этих научных изысканий и явилась адаптационная (или психоэволюционная) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций, которые мы и рассмотрим.

Давайте разберемся в эволюционной подоплеке наших эмоций получше и познакомимся с моделью Плутчика детально.

Психоэволюционная модель эмоций

В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.

Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:

  1. Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
  2. Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
  3. Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
  4. Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
  5. Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
  6. Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
  7. Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
  8. И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.

Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.

Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.

Базовые эмоции по Экману и как их опознать

Базовыми или основными эмоциями называют и семь эмоций, которые описал Пол Экман. Этот американский психолог и исследователь приобрел большую известность благодаря своим работам, в которых показал, что мимические выражения различных эмоций являются универсальными для всех людей, независимо от их культурной, расовой и прочей принадлежности. Опубликованная в 1978 году «Система кодирования лицевых движений» (FACS) наглядно и исчерпывающе демонстрирует, как выглядят микродвижения и выражения лица и предлагает своеобразный код прочтения эмоций.

7 универсальных эмоций, описанных Экманом, включают:

Каждая из 7 универсальных эмоций отличается присущими лишь ей специфичными микродвижениями и микровыражениями мимики, по которым и возможно ее точно распознать. Детально изучить этот аспект вы можете в статье «Микровыражения»,но лучше разобраться во всей системе,ознакомившись с книгами Пола Экмана «Психология эмоций» и «Психология лжи».

Также обращаем внимание на то, что для тех, кто хочет пойти еще дальше в умении понимать и «читать» людей, существует онлайн-программа по обучению профайлингу. Она призвана научить узнавать человека лучше, в том числе оставлять психологический портрет и понимать реальные эмоции, распознавая истинные и фальшивые. Кроме того, программа обучает навыкам выявлять ложь, пресекать манипуляции и влиять на людей. Но продолжим.

Читайте также:  Характеристики мотивационной волевой эмоциональной сфер

Как мы легко можем заметить, вышеперечисленные эмоции практически совпадают со всеми базовыми эмоциями, выделяемыми Плутчиком. Исключение составляют радостное ожидание (предвкушение, интерес) и доверие, которые присутствуют в системе Плутчика, но отсутствуют у Экмана, и презрение. Однако же данный факт не обесценивает ни ту, ну другую теорию.

Таким образом, теория эмоций Роберта Плутчика во многом пересекается с другими теориями базовых эмоций, в частности с системой базовых эмоций, мимические микровыражения которых четко описаны в работах Пола Экмана.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:

Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.

Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.

Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года [The Nature of Emotions, 2001]

Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.

В заключение

Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:

  1. Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
  2. У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
  3. Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задайте несколько специальных вопросов. Это позволяет не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации. Вот эти вопросы:
  • Что именно я чувствую?
  • Какова интенсивность этой эмоции?
  • Как это можно назвать, обозначить наиболее точно?
  • Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает?
  • Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации?
  • Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?
  1. Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
  2. Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте. Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.

Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.

Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.

И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!

Источник

Оцените статью