Интеллектуальные чувства возникают при

Интеллектуальные чувства

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности и ею обусловленные. Интеллектуальные чувства связаны с потребностью в познании, с поисками истины, с решением мыслительных задач. К И. ч. относятся любознательность, удивление, сомнение или, наоборот, уверенность в истинности тех или иных положений, удовольствие от удачного решения мыслительной задачи, разочарование при неумении её решить и т.д. Не следует смешивать интеллектуальные чувства с интеллектуальными компонентами, присущими любому чувству. Отличительной особенностью интеллектуальных чувств является то, что они вызываются самой интеллектуальной деятельностью. Вызывая непосредственное удовольствие, процесс познания способствует формированию стойких познавательных интересов. С другой стороны, интерес к познанию способствует развитию интеллектуальных чувств.

Физиологической предпосылкой интеллектуальных чувств следует считать ориентировочный рефлекс, связанный с биологической потребностью живого существа (и человека в особенности) ориентироваться в окружающей среде. Освобождение этого рефлекса у человека от непосредственной связи с практическими потребностями создало возможность возникновения чувств, вызываемых самим процессом познания, — интеллектуальных чувств.

Интеллектуальные чувства вместе с чувствами моральными и эстетическими составляют группу так называемых высших чувств, являющихся продуктом наиболее высокой ступени развития человека как общественного существа.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 281-282.

Источник

20.4. Интеллектуальные эмоции, или аффективно-когнитивные комплексы

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, которые возникают у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX в. в школе И. Гербарта. Однако представители школы рассматривали эти чувства или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. Собственно, интеллектуальное чувства в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений.

Спецификой эмоций, которые принадлежат к интеллектуальных, является отсутствие в них валентного (счетчик) окраски (приятно — неприятно). В связи с этим есть противники зачисления таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение в эмоций в целом.

Удивление. О недоумение как возбудитель познания, писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложного. При этом эмоция удивления развивается в процессе познания.

Глубокий анализ эмоции удивления сделал К.Д. Ушинский. Он думал, что в недоумении до чувство неожиданности присоединяется осознание трудностей примирить новое для нас явление с теми, которые уже есть у человека. Пока мы не обратим внимания на эти трудности, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, что нас поражает, а в его отношении наших убеждений и ряда наших мыслей, которые предопределяют наши ожидания.

Мимическим выражением удивления высоко поднятые брови, через что во главе появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Открытый рот приобретает овальной формы.

Удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Именно необычность стимула (от того он и становится неожиданным, что не соответствует нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, пожалуй, главной причиной появления удивления.

СТАДИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УДИВЛЕНИЯ, по мнению И.А. Васильева, связывают удивление с формированием проблемы. Ученый выделяет следующие три стадии возникновения и развития этой эмоции:

  • удивление — возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некое явление не согласуется с этим опытом.
  • «нормальный» неожиданность — следствие обострения противоречия, осознание несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
  • возмущение — возникает тогда, когда человек была абсолютно уверена в правильности предварительных результатов умственного процесса и прогнозировала результаты, противоположные тем, которые возникли. Удивление часто оказывается как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.
Читайте также:  Литература про темперамент человека

К. Изард утверждает, что основная функция удивления заключается в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новой, внезапным событием и ее последствиями. Удивление освобождает ведущие нервные пути, готовит их к новой активности, отличной от предыдущей.

Интерес. Л.С. Выготский отмечает, что в суб’єктивістській психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью, где их рассматривали как чисто интеллектуальное явление, то их выводили из природы человеческой свободы, то вкладывали в сферу эмоциональных переживаний и определяли как радость от функционирования, которая происходит без осложнений.

Значительное внимание уделяет интереса К. Изард. Он предполагает наличие некоей внутренней эмоции интереса, которая обеспечивает селективную мотивацию процессов внимания и восприятия которой стимулирует и упорядочивает познавательную активность человека. Изард рассматривает интерес как положительную эмоцию, что переживает человек чаще всех других эмоций. В то же время он говорит о интерес как о мотивации.

Любопытство, за О.Г. Ковалевым, рассматривают как проявление ситуативного интереса.

М.Д. Левітов говорит и о серьезной любопытство, которая свидетельствует о любознательность человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности.

Однако Є.П. Ильин считает, что интерес — это прежде всего мотивационное образования, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатление — удовольствием от процесса), есть и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

Чувство юмора. По мнению С.Л. Рубинштейна, суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

Эмоция догадки. Догадка — это предварительная ответ на поставленный вопрос. В процессе нахождения догадки, как пишет И.А. Васильев, у человека возникает соответствующее переживание — эмоция догадки. Она представляет собой оценку определенного нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки специфическим образом окрашивает и выделяет новое ценное для человека знания, сигнализирует человеку о его появлении в процессе мыслительной деятельности, способствуя его осознанию, то есть перехода в форму догадки первоначального предположения, По мнению этого автора, эмоцию догадки переживают очень ярко, даже в форме аффекта.

Чувство уверенности-неуверенности (сомнения). М.Д. Левітов причислял уверенность (неуверенность) до психических состояний, в которых выделял три компоненты: познавательный, эмоциональный і волевой.

Уверенность или неуверенность человека — это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. «Он может и не вызвать у меня никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируется событие, к которому я равнодушен». «Я могу совершенно бесстрастно прогнозировать удачу или неудачу любой футбольной команды». Но и в случае значимой ситуации вероятностный прогноз не обязательно сопровождает эмоция. Уверенность в исполнении хорошо освоенной и привычной действия дает основание для спокойствия, или для безбоязненного поведения, т.е. отсутствия эмоционального реагирования, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, то есть вызывает эмоциональное реагирование. Итак, я «чувствую» («воспринимаю») в результате прогноза эмоциональное состояние, которое возникает, а не сам прогноз, то есть уверенность или неуверенность в успехе.

Источник

Интеллектуальные чувства: виды и примеры

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание – это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

Читайте также:  Вы когда нибудь теряли близких людей вам знакомо это ужасное чувство

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств – стимулировать и регулировать умственную деятельность человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств — интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства – удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция – это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства – основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства – продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств – первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя — с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа – альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Читайте также:  Почему мы не чувствуем скорость движения земли

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму – мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление – это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

Источник

Оцените статью