Идейно эмоциональное воздействие это

Массовый праздник как особый вид искусства, средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника.

1. Праздник рождает у людей праздничное настроение, создает праздничную атмосферу. Касается это и общешкольного праздника, городского праздника. Массовый праздник является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник — явление необычное синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие в жизни школы, детского ада, города, страны, мира. Массовый праздник и представления — это особый вид искусства, имеющий право на самостоятельную жизнь.

2.Искусство массовых праздников, представления, зрелища — это искусство высоких идей, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве массового представления оригинальность, неповторимость замысла первый залог успеха у зрителя. Зрелищность в массовом представлении является ключом,
который открывает путь к сердцам зрителей. Искусство массовых представлений обладает огромным зарядом действенности предполагающее активный контакт со зрителями, и поэтому требует особой точности материала и высокого художественного вкуса организатора праздника (режиссеров и сценаристов).

Если театральный режиссер может вернуться к пьесе после премьеры исправить недочеты и ошибки, то массовое представление происходит один раз и при этом он должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.

3. Реализация праздничной ситуации находится в прямой зависимости от драматургии массового праздника. Анализируя практику поведения массовых праздников можно отметить два наиболее распространенных недостатка в организации праздника:

А) недопонимание массового праздника как явления искусства , недостаточно проработанная сторона праздника.

Б) отношение к массовому празднику как к второстепенному делу, не требующему сценарию навыков и умений.

Для режиссера необходимо понимание специфики массового праздника требующего особой формы выражения. В массовом театрализованном действии должна присутствовать строгая логичность построения и развития темы, высокий эмоциональный подъем ритмическая контрастность каждого номера или эпизода.

Т.О. умелый подбор выразительных средств, органическое включение подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств или отдельных номеров (танцевальные, музыкальные . ). Все эти номера должны воплощать сюжет и развить тему праздника — это является сутью режиссуры театрализованного массового представления.

4. Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно- эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово которое создает атмосферу общения между сценической площадкой и аудиторией. Слово несет конкретный материал, и специфика массового представления требует экономичного обращения со словами. Речь ведущих в массовом мероприятии заключает в себе важную мысль и соединением эпизодов. Действенным средством служит поэтическое слово — этики отрывки. Слово в массовом празднике может быть документальным, публицистически, художественным, проза, поэзия, драматургия. Другие выразительные средства массового действа это различные виды искусства. Особое место в подготовки сценария занимает музыка. Музыкальная драматургия сценария строится на синтезе готовых музыкальных произведений. Музыка имеет значение, как в прологе, так и в финале массового действия. Очень часто в массовом произведении используется изобразительные средства-это оформление праздника, художественное решение площадки зависит от режиссерского замысла.

Очень важное значение имеет умение пользоваться партитурой света и звука, значение, которое особенно существенно в наше время когда мы можем использовать новейшие технические средства.

2. Режиссерское построение массовых праздников

В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Читайте также:  Верность это прекрасное чувство

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие — эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией — завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Читайте также:  Почему чувствуется запах сигарет если рядом никто не курит

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

Источник

Средства идейно-эмоционального воздействия, используемые в постановке культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.

Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно-эмоционального воздействия. Они в первую очередь составляют палитру сценариста и режиссера. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сцени­ческой площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропаган­диста может охватить большой отрезок времени, ввести собрав­шихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства. Однако существует опасность злоупотре­бления словом, когда выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использо­вании устных выступлений нужны строгие пропорции. Любое та­кое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.Специфика массового представления вообще требует чрезвы­чайно экономного обращения со словом, даже при условии ис­пользования современных технических средств — киноэкрана, микрофона, радио. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, старать­ся найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участ­ники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция кпоявлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театра­лизованном представлении от других видов пропагандистского выступления. Другим распространенным видом использования живого сло­ва в массовом представлении является речьведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Обычно режиссер и сценарист массового праздника, театрализованного концерта стремятся ктому, чтобы ведущий не просто нес определенную смысловую нагрузку, а был полноправным действующим лицом представления, его театрализованным персонажем. Действенным средством для сценариста и режиссера служит также и поэтическое слово,имеющее сильное воздействие на зри­телей, особенно если стихи точно подобраны.Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документаль­ное, публицистическое слово, и как художественное в таких его жанрах, как проза, драматургия, поэзия.В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа выступают различные виды искусства, кото­рые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спек­таклей и кинофильмов, песен, музыки, отдельных художествен­ных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художест­венных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные ми­нуты показать общественные процессы, раскрыть накал классо­вых битв. Средства искусства,используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают впе­ред действие. Искусство в качестве выразительного средства театрализо­ванного массового действа может выступать в нем и как иллю­страция, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Ил­ люстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методиче­ский прием продолжения этой мысли средствами искусства. Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.Остановимся несколько подробнее на использовании различ­ных видов искусства, синтезируемых режиссером и сценаристом в массовом представлении, празднике. Среди них большое место занимает музыка. Она может быть очень плодотворно использо­вана сценаристом и режиссером в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее само­стоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной му­зыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать ту или иную песню или музыку, отвечающую идее праздника и стано­вящуюся неразрывной составной частью действа. Большое место занимают музыка и песня в прологе и в фина­ле массового действа. В использовании музыкальных форм как компонента массовых праздников есть широкие возможности для творчества. Обычное концертное выступление хора в массовом празднике может перерасти в огромную массовую акцию, втяги­вающую в праздничное действо десятки тысяч людей. Самым яр­ким доказательством этого являются традиционные прибалтий­ские праздники песни. В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Если в составе постановочной группы нет художника, то эта задача так­же ложится на режиссера и сценариста, которые должны решить оформление сценической площадки и всей площади массового действа, выразительно оформить каждый его эпизод, тщательно продумать отдельные символические детали, несущие особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Удачно найденное офор­мление праздника и оригинальное решение сценической площад­ки часто помогает найти его внешний сценический образ. Работа режиссера и сценариста в жанре массового празднич­ного зрелища предполагает умение пользоваться партитурой све­та и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратура — безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов. Режис­сер современного массового действа практически может дать на экран любую по размерам и форме проекцию, в том числе и двой­ную, использовать полиэкран, высветить любое место площад­ки, зала, парка культуры и отдыха, стадиона, создать теневую проекцию, световой занавес, подсветить нужную деталь оформ­ления.Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вы­звать в памяти любое историческое событие, «перенести» участ­ников действия то на Красную площадь, то на площадку космо­дрома, прослушать выступления выдающихся деятелей нашей партии, науки, культуры и искусства.Синтез света и звука вообще вызвал к жизни новую форму массового действия — светозвукоспектакль, занявший в послед­ние годы заметное место в комплексе массового праздника.Итак, палитра режиссера и сценариста массового празднич­ного действа чрезвычайно многообразна и дает по существу не­ограниченные творческие возможности.

Читайте также:  Как себя чувствует филипп муж елизаветы 2

Билет № 12

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1817 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью