Воспитательно-образовательная роль хороводной игры
Вера Николаевна Смагина
Воспитательно-образовательная роль хороводной игры
Хороводные игры издревле любили на Руси. Это было самое популярное развлечение не только детей, но и взрослых. Хороводотражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые, военные, любовные. Без них не обходился ни один праздник. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.
Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов поклонения богу солнца. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.
Хороводы были ценнейшим воспитательным приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить.
Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходят хороводные игры, как важнейшая часть детского фольклора.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.
Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам, доступны каждому ребенку
Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные игры — верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников.
Очень велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребёнка. Подвижная игра носит коллективный характер, так как приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Хороводные игры издавна служили средством самопознания.В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, селезня или утку, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. В хороводных песнях любовно воспеваются широкие луга, «травушка-муравушка», покрывающая их, кудрявая берёзка, цветущая калина, цветы лазоревые.
Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща, развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков,облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход к более высокой ступени развития ребенка.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Дети водят хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.
Хороводных игр огромное количество. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Непосредственно образовательная деятельность «Роль сказки в познавательном развитии детей» «Роль сказки в познавательном развитии детей» (IIознавательной развитие). 2 младшая группа Интеграция образовательных областей: Речевое.
Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников В данной публикации мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников.
Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.
Роль игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные.
Роль игры в развитии логического мышления дошкольников Актуальность. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее.
Роль игры в речевом развитии дошкольника Речь — это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений.
Роль игры в жизни днтей дошкольного возраста В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская писала, что «игра есть потребность растущего детского.
Роль игры в жизни дошкольника «Игра- это искра, зажигающая Огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Как же часто родители сталкиваются с таким понятием.
Роль воспитателя в развитии театрализованной игры Я считаю, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности, накопление художественно-образных впечатлений.
Тренинговое занятие с элементами игры «Роль игры в жизни ребенка раннего возраста» ХОД ЗАНЯТИЯ: Вводная часть 1. Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами…» (1 минута) Цель: активация участников на работу, знакомство.
Источник
Картотека хороводных игр для детей 3–5 лет. 1 часть
Елена Чувилина
Картотека хороводных игр для детей 3–5 лет. 1 часть
1. Игра – хоровод «Пузырь».
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, учить выполнять движения согласно словам, развивать внимание.
Ход игры. Дети встают в круг. Взявшись за руки, продвигаются мелкими шагами внутрь круга со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Затем поворачиваются друг за другом, ставят руки на пояс, бегут со словами:
Он летел, летел, летел
И за веточку задел…
Приседают со звуком «ш-ш-ш-ш». Затем друг за другом встают со звуком «с-с-с», как будто накачивают шарик, и выпрямляются. Игра повторяется.
2. Игра-хоровод «Заинька, выходи…».
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать память, учить сочетать слова с движениями.
Ход игры. Дети встают в круг, в центре находится ребенок –зайчик. дети идут по кругу взявшись за руки, исполняют песню Е. Тиличеевой «Заинька, выходи…»
3. Игра – хоровод «Зайка шел».
Цель: развить координацию слов с движениями, формировать умение поддерживать речевое общение.
Ход игры. Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
4. Игра хоровод «Колпачок».
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью; учить сочетать слова с движениями.
Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре ребенок – ведущий («колпачок»). Все проговаривают слова:
Мы тебя кормили.
На ноги поставили,
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
«Колпачок» танцует под звуки бубна, по окончании выбирает другого, игра продолжается.
5. Игра – хоровод «Подарки».
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; учить сочетать слова с текстом.
Ход игры. Дети водят хоровод, в центре круга стоит водящий. Дети проговаривают слова:
Привезли нам всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Водящий называет, а дети сопровождают «подарок» словами:
Конь мой скачет – цок-цок-цок, слышен топот быстрых ног;
Самолет летит, летит, смелый летчик в нем сидит;
Вот как кружится волчок! Покружился – на бочок;
Кукла, кукла, попляши, алой лентой помаши!
После каждого подарка ведущий меняется.
6. Игра-хоровод «Раздувайся, мой шар!».
Цель: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука «ш».
Ход игры. Воспитатель. Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул. Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:
Раздувайся, мой шар!
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:
Оставайся такой и не лопайся!
Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!». Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!- констатирует воспитатель. – Надуем ещё раз!» — и повторяет слова игры.
На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно более широкий круг. Воспитатель командует: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!».
7. Игра – хоровод «Машенька».
Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; формировать умение поддерживать речевое общение
Дети образуют круг вместе с воспитателем, берутся за руки. Одновременно с чтением текста дети вместе с воспитателем двигаются хороводом по кругу в левую или правую сторону.
Вот она, Машенька наша,
Щечки что яблочки,
Губки что ягодки,
Носик – курносик пуговкой.
Баю – бай – баюшок!
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
После слов «Будет Маша крепко спать» дети останавливаются, присаживаются на корточки, ладошки под щечки.
8. Игра-хоровод «Ходит Ваня…»
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью; развивать сообразительность; учить сочетать слова с движениями.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, в центре стоит мальчик Ваня с флажком в руке. Дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
Затем Ваня останавливается напротив любого ребенка, кланяется, передает ему флажок, выводит его в центр круга; дети поют:
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
Дети хлопают в ладоши, А Ваня с другом танцуют. По окончании танца Ваня встает в круг, а друг остается, и игра повторяется.
9. «Мы топаем ногами».
Цель: формировать умение поддерживать речевое общение воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Ход игры. Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста 4–7 лет Хороводная игра «Заинька» Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход: Дети становятся в круг. Воспитатель.
Картотека бесед по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста (часть 1) Картотека бесед по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста (часть 1) Номера и темы бесед: №1 «Гололед» №2 «Осторожно! Сосульки (снег.
Картотека бесед по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста (часть 2) №8 «Дежурство по столовой» №9 «Как вести себя в жару» №10 «Зимой на горке» №11 «Мы любим трудиться» №12 «Правила поведения на участке д/с.
Картотека хороводных игр Цель — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать.
Картотека хороводных игр Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание.
Картотека хороводных игр Картотека «Хороводные игры и хороводы» Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно.
Картотека хороводных игр для детей 5–7 лет «Флажок» Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. Слова : — дети встали в кружок увидали флажок, Кому.
Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1 Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). Описание опыта: дать детям.
Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Часть 2 Опыт № 26 «Что заменит чёрный карандаш?» Цель: Дать детям представления об угле, помочь выявить его свойства (образуется от прогоревшего.
Картотека подвижных хороводных игр Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя Большие.
Источник