Великая бородинская битва
Школьное сочинение
Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».
С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.
Смотрите также:
УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.
УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою
Источник
«Герой нашего времени» – мудрые мысли из книги
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
Женщины любят только тех, которых не знают.
Женщины! Женщины! Кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает. То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков.
Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
Я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.
Нет проку в том, кто старых друзей забывает!
Никому не рассказывайте о своих несчастьях: друзей это опечалит, а врагов развеселит.
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.
Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности.
Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.
Мы почти всегда извиняем то, что понимаем.
Умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно.
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной.
Что началось необыкновенным образом, то должно так же и закончиться.
Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала. Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. и убедилась, что то была надежда напрасная.
Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.
И если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так сильно заботиться.
У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.
Любовь, как огонь, — без пищи гаснет.
Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.
Неужели зло так привлекательно.
Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.
Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.
В вашей галиматье, однако ж, есть идея!
Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!
Источник
Хоронил лучшие свои чувства
Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение.
Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей.
Надо сказать, влияние это было не из лучших — за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого. Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно?
Вообще говоря, Печорин — человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: «. тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума. «. Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?
Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: «. Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. «.
Итак, «все». Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли».
Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он — «злой гений» и в то же время жертва общества.
В дневнике Печорина мы читаем: «. первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Так вот что для него любовь — всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере — она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было. Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками. «Я бы тебя должна ненавидеть. Ты ничего не дал мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть. Однако эгоизм берет свое — все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: «Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе». Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни.
Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: «. я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия. «. И как результат его одиночество: «. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. «.
Источник
Хоронил лучшие свои чувства
Роман «Герой нашего времени» — ярчайшее произведение русской классической литературы начала 19 века. Своей задачей М.Ю. Лермонтов ставил раскрытие особенностей того времени через образ главного героя. Печорин — истинный «герой времени», в чьем характере автор соединил черты целого поколения молодых людей.
30-е годы 19 века. Новые идеи, назревавшие в обществе всего лишь десятилетие назад, закончились подавлением восстания декабристов. Реакция еще осталась, но очередного революционного движения пока не зародилось; «свет» (дворяне) живет бессмысленными приемами, не утруждаясь поисками большего смысла. Однако остаточное развитие декабристских идей подразумевало появление новых героев времени — именно таких представителей дворянского класса показывает в своем романе Лермонтов. Для этого им создается фигура основного действующего лица произведения — Григория Печорина.
Печорин — дворянин довольно молодых лет; в юности он следовал нормам жизни своего класса, однако быстро разочаровался и в светских развлечениях, и в науке. Автор об этом прямо не говорит, но мы догадываемся по некоторым намекам. Печорин высоко развит в интеллектуальном плане, имеет острый ум, критическое мышление; однако его вечная погоня за новыми ощущениями и поиск себя вместе с неспособностью реализоваться в действительно достойном деле делают его несчастным.
Характер Печорина противоречив; автор демонстрирует это даже при описании внешности героя (она ясно отражает его внутренние черты). Каждый эпизод произведения подтверждает такую характеристику. Этот персонаж находится в постоянной жажде деятельности, он силен, активен и упорен. При этом Печорин сам себя считает «нравственным калекой» — причину такого мнения он раскрывает чуть позже, говоря, что хоронил лучшие свои чувства, боясь насмешки со стороны светского общества; так они и умерли там.
Печорин не привязывается ни к местам, ни к друзьям, ни к женщинам; добившись расположения очередной пассии, почувствовав власть над ней, он снова ощущает скуку. Героя нельзя назвать холодным и черствым — напротив, его сердце горячо и способно испытывать глубокие чувства. Однако он, сам того не желая, приносит окружающим боль. Сам Печорин осознает это, с горечью признавая, что в нем «высохла лучшая половина души».
Интересно и построение романа с нарушением хронологии событий. Всё произведение состоит из пяти повестей с отдельным сюжетом, персонажами, местами. Они объединены только присутствием единственного героя — Григория Печорина. Роман включает и повесть в виде дневника, и повествование от третьего лица, и воспоминания Максима Максимовича о Печорине. Из этих частей мы собираем воедино цельную историю «чужого человека», героя времени. Он является олицетворением целого поколения людей, не нашедших своего призвания и вынужденных морально губить себя среди пустых развлечений дворянского общества.
Источник