Хорда представляет собой разновидность костей органы чувств

Строение, функции и особенности органа слуха человека

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Орлова Наталья Михайловна

Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Источник

Тест по теме » Тип Хордовые»

Тест по теме Тип Хордовые в 7 классе к учебнику Латюшин, Шапкин

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме » Тип Хордовые»»

Вариант-2. Тест: Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Вопрос 1: Хорда представляет собой:

1) разновидность костей 2) орган чувства 3) хрящеподобный стержень 4) зачаток спинного мозга

Вопрос 2: Что обозначено цифрой 1 на рисунке «Схема строения ланцетника»?

1) нервная трубка 2) пищеварительная трубка

3) позвоночник 4) хорда

Вопрос 3: Хорда является:

1) наружным скелетом 2) органом пищеварительной системы

3) органом кровеносной системы 4) внутренним скелетом

Вопрос 4: Чем представлена дыхательная система ланцетника?

1) 1 парой лёгких 2) 15 парами жаберных щелей

3) 5 парами жабр 4) 150 парами жаберных щелей

Вопрос 5: Ланцетник — это хордовое животное, относящееся к подтипу:

1) Позвоночных 2) Хордовых 3) Бесчерепных 4) Черепных

Вопрос 6: Нельзя сказать, что ланцетник — это животное .

1) без головы 2) без позвоночника 3) без сердца 4) без хорды

Вопрос 7: Симметрия тела у всех хордовых животных:

1) радиальная 2) отсутствует 3) лучевая 4) двусторонняя

Вопрос 8: Нервная трубка у хордовых расположена:

1) в середине тела 2) на брюшной стороне тела 3) на спинной стороне тела

Вопрос 9: Жаберные щели находятся у хордовых животных в стенке:

1) глотки 2) сердца 3) кишечника 4) нервной трубки

Выберите несколько вариантов ответа из 6 предложенных:

Вопрос 10: Укажите признаки, характерные для ланцетника.

1) нервная трубка 2) туловищные почки 3) наличие позвоночника

4) замкнутая кровеносная система 5) осевой скелет – хорда 6) кишечная трубка

Вариант-1. Тест: Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Вопрос 1: Хорда представляет собой:

1) разновидность костей 2) орган чувства 3) зачаток спинного мозга 4) хрящеподобный стержень

Вопрос 2: Что обозначено цифрой 1 на рисунке «Схема строения ланцетника»?

1) хорда 2) пищеварительная трубка

3) позвоночник 4) нервная трубка

Вопрос 3: Хорда является: 1) наружным скелетом 2) органом пищеварительной системы

3) органом кровеносной системы 4) внутренним скелетом

Вопрос 4: Чем представлена дыхательная система ланцетника?

1) 1 парой лёгких 2) 150 парами жаберных щелей

3) 5 парами жабр 4) 15 парами жаберных щелей

Вопрос 5: Ланцетник — это хордовое животное, относящееся к подтипу:

1) Бесчерепных 2) Хордовых 3) Позвоночных 4) Черепных

Вопрос 6: Нельзя сказать, что ланцетник — это животное .

1) без головы 2) без позвоночника 3) без хорды 4) без сердца

Вопрос 7: Симметрия тела у всех хордовых животных:

1) радиальная 2) отсутствует 3) лучевая 4) двусторонняя

Вопрос 8: Нервная трубка у хордовых расположена:

1) в середине тела 2) на спинной стороне тела 3) на брюшной стороне тела

Вопрос 9: Жаберные щели находятся у хордовых животных в стенке:

1) кишечника 2) сердца 3) глотки 4) нервной трубки

Выберите несколько вариантов ответа из 6 предложенных:

Вопрос 10: Укажите признаки, характерные для ланцетника.

1) нервная трубка 2) кишечная трубка 3) замкнутая кровеносная система

4) туловищные почки 5) осевой скелет – хорда 6) наличие позвоночника

Источник

Тест по биологии на тему «Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные» (7 класс).

Вариант-2. Тест: Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Вопрос 1 : Хорда представляет собой:

1) разновидность костей 2) орган чувства 3) хрящеподобный стержень 4) зачаток спинного мозга

Вопрос 2: Что обозначено цифрой 1 на рисунке «Схема строения ланцетника»?

1) нервная трубка 2) пищеварительная трубка

3) позвоночник 4) хорда

Вопрос 3: Хорда является:

1) наружным скелетом 2) органом пищеварительной системы

3) органом кровеносной системы 4) внутренним скелетом

Вопрос 4: Чем представлена дыхательная система ланцетника?

1) 1 парой лёгких 2) 15 парами жаберных щелей

3) 5 парами жабр 4) 150 парами жаберных щелей

Вопрос 5 : Ланцетник — это хордовое животное, относящееся к подтипу:

1) Позвоночных 2) Хордовых 3) Бесчерепных 4) Черепных

Вопрос 6 : Нельзя сказать, что ланцетник — это животное .

1) без головы 2) без позвоночника 3) без сердца 4) без хорды

Вопрос 7 : Симметрия тела у всех хордовых животных:

1) радиальная 2) отсутствует 3) лучевая 4) двусторонняя

Вопрос 8 : Нервная трубка у хордовых расположена:

1) в середине тела 2) на брюшной стороне тела 3) на спинной стороне тела

Вопрос 9 : Жаберные щели находятся у хордовых животных в стенке:

1) глотки 2) сердца 3) кишечника 4) нервной трубки

Выберите несколько вариантов ответа из 6 предложенных:

Вопрос 10: Укажите признаки, характерные для ланцетника.

1) нервная трубка 2) туловищные почки 3) наличие позвоночника

4) замкнутая кровеносная система 5) осевой скелет – хорда 6) кишечная трубка

Вариант-1. Тест: Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Вопрос 1 : Хорда представляет собой:

1) разновидность костей 2) орган чувства 3) зачаток спинного мозга 4) хрящеподобный стержень

Вопрос 2: Что обозначено цифрой 1 на рисунке «Схема строения ланцетника»?

1) хорда 2) пищеварительная трубка

3) позвоночник 4) нервная трубка

Вопрос 3: Хорда является: 1) наружным скелетом 2) органом пищеварительной системы

3) органом кровеносной системы 4) внутренним скелетом

Вопрос 4: Чем представлена дыхательная система ланцетника?

1) 1 парой лёгких 2) 150 парами жаберных щелей

3) 5 парами жабр 4) 15 парами жаберных щелей

Вопрос 5 : Ланцетник — это хордовое животное, относящееся к подтипу:

1) Бесчерепных 2) Хордовых 3) Позвоночных 4) Черепных

Вопрос 6 : Нельзя сказать, что ланцетник — это животное .

1) без головы 2) без позвоночника 3) без хорды 4) без сердца

Вопрос 7 : Симметрия тела у всех хордовых животных:

1) радиальная 2) отсутствует 3) лучевая 4) двусторонняя

Вопрос 8 : Нервная трубка у хордовых расположена:

1) в середине тела 2) на спинной стороне тела 3) на брюшной стороне тела

Вопрос 9 : Жаберные щели находятся у хордовых животных в стенке:

1) кишечника 2) сердца 3) глотки 4) нервной трубки

Выберите несколько вариантов ответа из 6 предложенных:

Вопрос 10: Укажите признаки, характерные для ланцетника.

1) нервная трубка 2) кишечная трубка 3) замкнутая кровеносная система

4) туловищные почки 5) осевой скелет – хорда 6) наличие позвоночника

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДВ-300396

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью