Холопова музыкальные эмоции 2010

Холопова музыкальные эмоции 2010

ХОЛОПОВА
Валентина Николаевна

  • музыковед, доктор искусствоведения, профессор;
  • зав. Кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов;
  • член Союза композиторов России;
  • заслуженный деятель искусств России.

ПРЕМИИ, НАГРАДЫ

  • Премия министерства высшего и среднего образования СССР (1980, за книгу «Русская музыкальная ритмика»);
  • Премия имени Белы Бартока, Венгрия (1981, за книгу «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ в.», на венгерском яз.);
  • Премия имени Б.В.Асафьева (1991, за книгу «Альфред Шнитке», совм. с Е.И.Чигаревой);
  • Заслуженный деятель искусств РФ (1995);
  • Награда «Книга года» — за книгу «Композитор Альфред Шнитке» (2003), присуждена «Книжным обозрением»
  • Медаль «Честь и польза» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты столетия» (2006);
  • Государственная награда «Орден Дружбы» (2006);
  • «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение» (2008);
  • Диплом «Золотая кафедра России» (2010);
  • Заслуженный деятель науки и образования (2010);
  • Основатель научной школы (2011);
  • Академик Российской академии естествознания (РАЕ) (2011)
  • Премия Правительства РФ в области культуры (2011);
  • Diploma di merito и Золотая медаль Европейской Научно-промышленной палаты (2012);
  • Орден Милия Балакирева Национальной Ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (2013);
  • Орден Европейского научно-промышленного консорциума «Первый среди равных» — Primus inter pares (2014);
  • Золотая медаль Н.Рубинштейна (2018).
  • Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение» (2019).

Родилась в г.Рязани 14.12.1935.

Образование, диссертации. Рязанское обл. музыкальное училище, «теория музыки» (1950-54), Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского, теоретико-композиторский факультет, «теория музыки» (1954-59), аспирантура при Московской консерватории, руководитель — проф. Л.А.Мазель (1959-62), кандидатская диссертация «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века» (1965, защищена в 1968), докторская диссертация «Русская музыкальная ритмика» (защищена в 1985).

Педагогическая работа. Преподавание в Рязанском музыкальном училище (1952-54), в Музыкальном училище им. Гнесиных (1959-1984), в Нижегородской консерватории, тогда Горьковской (1962-63), в Центральной Пекинской и Шанхайской консерваториях, на композиторских факультетах (1992-93), в Московской консерватории — педагог кафедры теории музыки, курс «Анализ музыкальных произведений» (1960-90, с 1980 — профессор), зав. новой Кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов (МСМ), образованной по ее инициативе, предмет «Музыка как вид искусства» (с 1991 по наст. вр.), декан факультета повышения квалификации (ФПК, с 1993 по 2001), в Московском государственном университете им. Ломоносова, на кафедре культурологии (1993-2000), на факультете искусств (2004-2005).

Научная деятельность. Разработано три новых для российского музыкознания научных направления:
1. Теория и история музыкальной ритмики.
2. Теория музыкального содержания.
3. Теория музыкальных эмоций.

Важнейшая область научных интересов — теория музыки ХХ века, где проведены исследования творчества Стравинского, Веберна, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Щедрина, Слонимского, Тищенко, Леденева, Шутя, Суслина, Тарнопольского.

Источник

Холопова музыкальные эмоции 2010

Учебные программы

  • Гармонический анализ. Методические указания для учащихся-заочников музыкальных училищ. М.: Методкабинет при Министерстве культуры РСФСР, 1964.
  • Программа занятий в индивидуальном классе по специальности для историко-теоретических отделений музыкальных вузов. Совм. с И. В. Лаврентьевой, Е. М. Царёвой. М.: Методкабинет при Министерстве культуры СССР, 1974.
  • Программа по анализу музыкальных произведений для историко-теоретических отделений музыкальных училищ. М.: Методкабинет при Министерстве культуры РСФСР, 1974.
  • Программа по анализу музыкальных произведений для Народного Заочного университета искусств. М.: Методкабинет при Министерстве культуры РСФСР, 1986.
  • Программа занятий в индивидуальном классе для историко-теоретических отделений музыкальных вузов. Совм. с Е. М. Царёвой. М.: Методкабинет при Министерстве культуры СССР, 1987.
  • Программа по анализу музыкальных произведений для историко-теоретических отделений музыкальных училищ. Совм. с Н. В. Бойцовой. М.: Методкабинет при Министерстве культуры РСФСР, 1987.
  • Программа-конспект по теории музыкального содержания для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
    • V. Holopova. A 20. czazadi zene ritmusproblemai. Zenemukiado Budapest 1975. 304 p. на венгерском яз.
    • Музыкальный тематизм. Фрагменты на китайском яз. // Yinyue («Музыка»), журнал Тяньцзиньской консерватории. 1987 № 3 С. 31–38, 1988 № 2 С. 31–34
    • Anton Webern. Leben und Werk. Berlin Henschelverlag 1989. 455 S. Совм. с Ю. Холоповым, на нем. яз.
    • Anton Webern. Ricordi Unicopli Milano 1990. 350 p. Совм. с Ю. Холоповым, на итал. яз.
    • Gubajdulina. A cura di E. Restagno. Torino EDT 1991. 293 p. Беседа С. Губайдулиной / Э. Рестаньо. Исследование В. Холоповой, на итал. яз.
    • Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века. Фрагмент на китайском яз. // Yinyueban («Сад искусства»), журнал Нанкинского института искусств 1991 № 2 С. 39–46
    • Мелодика. На китайском яз. // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1991 № 2 С. 62–68, № 3 С. 67–72, № 4 С. 65–71
    • Фактура. Фрагмент на китайском яз. // Shepherds Flute («Свирель»), журнал г. Синин, провинция Цинхай 1992 № 2 С. 26–29
    • Семиотическая семантика в музыке. Фрагмент из книги «Музыка как вид искусства», на китайском яз. // Academic Information on Music, журнал г. Пекин 1992 № 4 С. 1–3
    • Принципы ритма русской советской музыки ХХ века. V глава книги «Русская музыкальная ритмика», на китайском яз. // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1992 № 3 С. 59–63, № 4 С. 54–55
    • Черты русской музыкальной ритмики. Фрагмент книги «Русская музыкальная ритмика», на китайском яз. // Chinese Music («Китайская музыка»), журнал г. Пекин 1992 № 2 С. 19
    • Музыкальные эмоции. Фрагмент книги «Музыка как вид искусства» // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1993 № 3 С. 36–39
    • Функции музыки. Фрагмент книги «Музыка как вид искусства», на китайском яз. // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1994 № 1 С. 72
    • Зрительный ряд и опространствование времени в музыке. Фрагмент книги «Музыка как вид искусства», на китайском яз. // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1994 № 2 С. 36–40
    • Жанровое и стилевое содержание музыкального произведения. Фрагмент книги «Музыка как вид искусства», на китайском яз. // Jiao Xiang («Свет Сианя»), журнал Сианьской консерватории 1995 № 1 С. 28–31
    • Исполнительская интерпретация музыкального произведения. Фрагменты книги «Музыка как вид искусства», на китайском яз. // Academic Information on Music, журнал г. Пекин 1997 № 2 с. 15-16, № 3 С. 9–10
    • Der Weg im Zentrum. Annäherungen an den Komponisten Rodion Shchedrin. Mainz u. a. Schott 2002. 204 S.
    • The Intonational Nature of Music. Глава книги «Музыка как вид искусства». СПб. 2000 / Transl. A. Rovner
    • Specialized and Non-Specialized Musical Content //Philarmonica. International Music Journal. 2014. №1. С. 4–12.
    • Статьи
    • Вечер мексиканского балета // Советская музыка 1957 № 10 С. 64–66
    • Л. М. Кершнер. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М. 1959. Рецензия // Советская музыка 1960 № 9 С. 194–195
    • Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича. М. Советский композитор 1962 С. 283–308
    • Два квартета С. Прокофьева. Предисловие к партитуре. М. Советский композитор 1963 С. 3–5
    • Внимание ритму! // Советская музыка 1964 № 7 С. 16–21
    • Ритм и форма // Советская музыка 1966 № 3 С. 26–31
    • О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского // Музыка и современность, 4. М. Музыка 1966 С. 96–126
    • О ритмике Прокофьева // От Люлли до наших дней. М. Музыка 1967 С. 230–255
    • На концертах Варшавской осени // Советский музыкант, газета МГДОЛК 11.10.67 С. 3–4
    • Весь Прокофьев // Неделя 17.03.68 С. 10
    • Обновление палитры // Советская музыка 1968 № 7 C. 28–30
    • О композиционных принципах Скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность, 6. М. Музыка 1969 C. 343–371
    • «Обертоновая» гармония начала ХХ века // Советская музыка 1971 № 10 C. 126–131
    • О теории Эрно Лендваи («Введение в мир формы и гармонии Бартока») // Проблемы музыкальной науки, 1. М. Советский композитор 1972 C. 326–357
    • Симметрия интервалов в музыке Прокофьева // Советская музыка 1972 № 4 C. 100–106
    • О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского // И. Ф. Стравинский. М. Советский композитор 1973 C. 322–346
    • Об одном принципе хроматики в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки, 2. М. Советский композитор 1973 C. 331–344
    • Alla breve // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 106
    • Амфибрахий // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 139
    • Анапест // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 145–146
    • Арабеска // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973
    • Арсис // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 227
    • Багатель // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973
    • Гемиола // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 950
    • Генеральная пауза // Музыкальная энциклопедия, т. 1. М. 1973. Столб. 962
    • Губайдулина С. А. // Музыкальная энциклопедия, т. 2. М. 1974. Столб. 94–95
    • Денисов Э. В. // Музыкальная энциклопедия, т. 2. М. 1974. Столб. 199-200
    • Доля // Музыкальная энциклопедия, т. 2. М. 1974. Столб. 282
    • О природе неквадратности // О музыке. Проблемы анализа. М. Сов. композитор 1974 C. 73–106
    • Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. Л. Наука 1974 C. 229–238
    • Драматургия и музыкальные формы в кантате С. Губайдулиной «Ночь в Мемфисе» // Музыка и современность. Вып. 8. М. Музыка 1974 C. 109–130
    • Вновь об обертоновой гармонии (из истории вопроса) // Советская музыка 1974 № 4 C. 93–98
    • Ломбардский ритм // Музыкальная энциклопедия, т. 3. М. 1976. Столб. 319–320
    • Полиметрия // Музыкальная энциклопедия, т. 4. М. 1978. Столб. 332–333
    • Полиритмия // Музыкальная энциклопедия, т. 4. М. 1978. Столб. 334–336
    • Ритм (ХХ в.) // Музыкальная энциклопедия, т. 4. М. 1978. Столб. 664–666
    • Сильная доля // Музыкальная энциклопедия, т. 4. М. 1978. Столб. 968
    • К вопросу о специфике русского музыкального ритма (Русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма. М. Музыка 1978 C. 164–228
    • Ритмические прогрессии и серии. Совм. с Б. Спасовым // Проблемы музыкального ритма. М. Музыка 1978 C. 261–293
    • О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки, 4. М. Советский композитор 1979 C. 4–22
    • О линеарно-мелодическом мышлении композиторов ХХ века // Критика и музыкознание, 2. Л. Музыка 1980 C. 23–35
    • Слабая доля // Музыкальная энциклопедия, т. 5. М. 1981. Столб. 78
    • Сложные такты // Музыкальная энциклопедия, т. 5. М. 1981. Столб. 93
    • Смешанные такты // Музыкальная энциклопедия, т. 5. М. 1981. Столб. 111–112
    • Шнитке А. Г. // Музыкальная энциклопедия, т. 6. М. 1982. Столб. 360
    • Медушевский В. В. // Музыкальная энциклопедия, т. 6. М. 1982. Столб. 873
    • Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М. Советский композитор 1982 C. 158–205
    • Альфред Гарриевич Шнитке // Композиторы Российской Федерации, вып. 2. М. Советский композитор 1982 C. 254–287
    • Музыкальные формы классического балета // Музыка и хореография современного балета, 4. М. Музыка 1982 C. 57–72
    • О тематизме Веберна // Проблемы истории австро-немецкой музыки / ГМПИ им. Гнесиных, вып. 70. М. 1983 C. 86–104
    • Встреча с А. Шнитке // Советский музыкант, газета МГДОЛК 1983 30 ноября С. 4
    • Антон Веберн. Совм. с Ю. Н. Холоповым // Музыка ХХ века, Ч. II, кн. 4. М. Музыка 1984 C. 445–466
    • София Губайдулина // Музыка в СССР 1985 № 2 C. 86–88
    • «Классицистский комплекс» творчества И. Ф. Стравинского в контексте русской музыки // И. Ф. Стравинский. М. Советский композитор 1985, C. 40–68
    • Современные аспекты асафьевской теории интонации // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М. Советский композитор 1986 C. 132–138
    • Эхо Эхо-сонаты // Советская музыка 1986 № 10, C. 22–26
    • Музыкознание в перспективе гуманитаризации высшего образования // Современные тенденции в организации высшего музыкального образования / ГМПИ им. Гнесиных, вып. 93. М. 1987 C. 20–29
    • Звучащая пластика Сергея Прокофьева // Советский балет 1987 № 1, C. 23–27
    • Но и любовь – мелодия // Советский балет 1987 № 3, C. 62–63
    • Музыка для всех // Вестник высшей школы 1988 № 9, C. 80–82
    • Мир музыки Софии Губайдулиной // Музыкальная жизнь 1988 № 4, C. 8–9
    • По мотивам трилогии «Хождение по мукам» // Советский балет 1988 № 4
    • Музыка ищет публику, публика ищет музыку // Музыкальная жизнь 1988 № 6 C. 0–1
    • Концерт – это общение // Музыкальная жизнь 1988 № 4, C. 11
    • В начале был ритм // Советский балет 1988 № 1, C. 27–29
    • Слово о новаторе (о С. Губайдулиной) // Советская культура 1988 25 авг. C. 5
    • Р. Щедрин. «Музыкальное приношение». Статья к грампластинке / «Мелодия» 1988
    • Извечная ценность музыки. Беседа с Р. Щедриным // Правда 1988 16 сент. C. 4
    • Что делать? // Российская музыкальная газета 1988 № 1
    • «Кармен, тебя я обожаю». Беседа с Р. Щедриным // Советский балет 1989 № 5, C. 8–10
    • Философская «камерата» Сергея Слонимского // Советская музыка 1989 № 10 C. 22–25
    • Р. Щедрин. «Запечатленный ангел», «Стихира». Статья к грампластинке / «Мелодия» 1989
    • Памяти жертв фашизма (о «Реквиеме» В. Артёмова) // Музыкальная жизнь 1989 № 7, C. 8
    • Губайдулина С. А. // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М. Музыка 1990 C. 132–134
    • Дух дышит, где хочет… С композитором А. Г. Шнитке беседует профессор Московской консерватории В. Н. Холопова // Наше наследие 1990 № 3, C. 42–46. // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе. Сост. А. Ю. Хржановский. М., Arcadia. Издатель М. Я. Троянкер, 2014.
    • «Жертвоприношение» Софии Губайдулиной // Музыкальная жизнь 1990 № 11 C. 14
    • Музыка спасёт мир (о фестивале С. Губайдулиной в Свердловске) // Советская музыка 1990 № 9 С. 46–54
    • Берг А. // Творческие портреты композиторов. М. Музыка 1990 С. 46–48
    • Тищенко Б. И. // Творческие портреты композиторов. М. Музыка 1990 С. 353–354
    • Шнитке А. Г. // Творческие портреты композиторов. М. Музыка 1990 С. 403–405
    • Специфика стиля С. Губайдулиной и её Третий квартет // Поэтика музыкальной композиции / ГМПИ им. Гнесиных, вып. 113. М. 1990 С. 32–50
    • Новые берега ритмики Мусоргского // М. П. Мусоргский и музыка ХХ века. М. Музыка 1990 С. 93–109
    • Исследования по музыкальной ритмике в СССР // Советская музыка 1990 № 5, С. 52–57
    • Alla breve // МЭС М. 1990 С. 26
    • Веберн А. // МЭС М. 1990 С. 97–98
    • Гемиола // МЭС М. 1990 С. 130
    • Генеральная пауза // МЭС М. 1990 С. 132
    • Губайдулина С. А. // МЭС М. 1990 С. 154
    • Денисов Э. В. // МЭС М. 1990 С. 168
    • Доля // МЭС М. 1990 С. 179
    • Ломбардский ритм // МЭС М. 1990 С. 311
    • Медушевский В. В. // МЭС М. 1990 С. 332
    • Полиметрия // МЭС М. 1990 С. 430
    • Полиритмия // МЭС М. 1990 С. 430
    • Сильная доля // МЭС М. 1990 С. 497
    • Слабая доля // МЭС М. 1990 С. 504
    • Шнитке А. Г. // МЭС М. 1990 С. 640
    • С. Губайдулина. «Семь слов». Статья к грампластинке / «Мелодия» 1991
    • «Всякое время сильнее людей…». Беседа В. Холоповой с А. Шнитке // Рress-Центр 1991 № 2, С. 5
    • Кармен посягала на их невинность. Беседа В. Холоповой с Р. Щедриным // Press-Центр 1991 № 4, С. 6–7
    • Мажор и минор консерватории // Советская культура 1991 8 июня, С. 10
    • Консерваторские курьезы // Московский комсомолец 1991 3 октября
    • Николай Бердяев и София Губайдулина: в той же части Вселенной // Советская музыка 1991 № 10 С. 11–15
    • “Settembre musica”. Юбилейный фестиваль Софии Губайдулиной в Турине // Музыкальное обозрение 1991 № 22–29
    • Зрительный ряд в музыке // Пространство и время в музыке / ГМПИ им. Гнесиных, вып. 121. М. 1992 С. 13–25
    • София Губайдулина и Николай Бердяев // Культура, художник, общество. М. 1992 С. 88–98
    • О перспективах балетоведческого образования музыковедов // Материалы Первой Всероссийской конференции по балетоведению / МГК им. П. И. Чайковского. М. Печатник 1992 С. 5–7
    • Период и простые формы в танцевальной музыке. Совм. с Н. В. Бойцовой (по ошибке типографии указана только фамилия Н. В. Бойцовой) // Материалы Первой Всероссийской конференции по балетоведению / МГК им. П. И. Чайковского. М. Печатник 1992 С. 118–128
    • «Атлантский вздох души…» // Музыкальная жизнь 1992 № 4 С. 8
    • Романс в костюмах // Музыкальное обозрение 1992 № 13–14
    • Большой концерт Московской консерватории // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского 1992 6 мая
    • Культура в отсутствие спроса // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского. 1992 3 января
    • Отечественный музыкальный авангард в контексте мирового искусства ХХ века // Музыкальное обозрение 1992 7 апреля
    • Альфред Шнитке и мир Томаса Манна. Беседа с композитором и комментарий В. Холоповой // Музыкальная жизнь 1992 № 11–12 С. 11
    • Стравинский в тексте музыки эпохи // Музыкальная академия 1992 № 4 С. 178–181
    • О ритмике столпового знаменного распева (Тезисы) // Музыкальная культура Cредневековья, вып. 2. М. 1992 С. 57–58
    • Бытие рока и парадоксы музыки в кино. А. Шнитке отвечает на вопросы В. Холоповой // Музыкальная жизнь 1993 № 1 С. 6–7
    • Авангард и традиции. Шнитке и Губайдулина в китайском интерьере // Музыкальная жизнь 1993 № 17–18 С. 25–26
    • Китай сегодня // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского. 1993 № 7 октябрь С. 3
    • Открытия в Пекине и Шанхае // Музыкальное обозрение 1993 № 15–16
    • Типология эмоций в музыке // Художественный тип человека. М. Московская консерватория 1994 С. 66–85
    • Типология музыкальных форм второй половины ХХ века (50-80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза / РАМ им. Гнесиных и Ростовская консерватория, вып. 132. М. 1994 С. 46–69
    • 75-летие Рязанского музыкального училища // Музыкальное обозрение 1994 № 5 май С. 9
    • Ассамблея музыкантов-педагогов Южного Урала «Искусство и человек» // Музыкальное обозрение 1994 октябрь
    • Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР, вып. 1. М. Композитор 1994 С. 56–71
    • Импульсы новаторства и культурный синтез в творчестве Сергея Слонимского // Музыка из бывшего СССР, вып. 1. М. Композитор 1994 С. 41–55
    • Лабиринты творчества Романа Леденёва // Музыка из бывшего СССР, вып. 1. М. Композитор. 1994 С. 139–154
    • Секреты московской школы в «чистой музыке» Владислава Шутя // Музыка из бывшего СССР, вып. 1. М. Композитор 1994 С. 208–221
    • Успех С. Губайдулиной и её друзей в Петербурге // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского. 1994 № 2–4 май С. 3
    • Большая музыка всегда человечна // Музыкальная жизнь 1994 № 8 С. 8–9
    • В честь Альфреда Шнитке // Музыкальная жизнь 1994 № 11–12 С. 0–3
    • Ритмика Э. В. Денисова // Музыка Эдисона Денисова. М. МГК им. П. И. Чайковского 1995 С. 24–38
    • Kremerata musica 1995 // Музыкальное обозрение 1995 № 7–8
    • Локенхауз: Кремер — Губайдулина — Суслин // Музыкальная жизнь 1995 № 9 с. 45–46
    • Суперсимфония Губайдулиной, Пярта, Сильвестрова, режиссированная Кремером // Музыкальная академия 1995 № 3 С. 30–35
    • К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия 1995 № 3 С. 165–168
    • Водопад новизны из Владивостока // Балет 1995 № 1–2 С. 27–29
    • Слушая Альфреда Шнитке сегодня // Музыкальная академия. 1995 № 2 С. 28–32
    • Он был нетрадиционным музыковедом (об А. В. Михайлове) // Музыкальная академия 1996 № 1 С. 131–132
    • Виктор Суслин: открытие шансов, пропущенных прогрессом // Музыка из бывшего СССР, вып. 2. М. Композитор 1996 С. 229–254
    • «Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества», рецензия на рукопись Н. Ф. Тифтикиди // Н. Ф. Тифтикиди. Музыкант. Педагог. Учёный. М. 1996 С. 34–36
    • Цицерон и Бетховен // Контекст-1994, 1995. М. Наследие 1996 С. 323–-337
    • «Параметр экспрессии» в творчестве С. Губайдулиной (Тезисы) // Музыкальная культура в преддверии XXI века. Ереван 1997 С. 28–29
    • Три драмы солнечного Прокофьева (под названием «Атака мамонтов на африканском плато») // Стас (Москва). 1997 № 1 С. 28–29
    • Тростник мудрости (о Софии Губайдулиной) // Стас (Москва). 1997 № 1 С. 23–25
    • Танцуемый Босх. Размышления по поводу // Балет 1997 июнь С. 6
    • Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия 1997 № 4 С. 159–162
    • Музыка как добро: о природе музыкальных эмоций (Тезисы) // Творческая педагогика накануне нового века, ч. 1. М. 1997
    • Лев Анатольевич Ладыгин (некролог) // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского. 1997 № 4 С. 4
    • Высшие принципы искусства (тезисы) // Международная научно-общественная конференция, посвященная 50-летию памяти Н. К. Рериха. Одесса 1997 С. 20
    • Высшие принципы искусства // Творческое наследие Н. К. Рериха — бесценный дар человечеству. Тематический сборник по материалам конференции. Одесса 1997 С. 51–52
    • О психологизации теоретических учений о музыке // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. Научно-практическая конференция 25–29 октября 1994 / М. РАМ им. Гнесиных. 1997 С. 41–49 (1 изд.) // Трансформацiя музичноi освiти: культура та сучаснiсть. 1 ч. Одесса. Астропринт 1998 сС 32–36 (2-е изд., на украинском яз.)
    • Ритмические новации // Русская музыка и ХХ век. М. ГИИ Министерства культуры РФ. 1997 С. 553–588
    • Исповедь доктора Фауста. Беседа С. Бирюкова с В. Холоповой.//Труд 1998 19 июня С. 17
    • Неизвестный Щедрин // Музыкальная академия 1998 № 2 С. 9–15
    • София Губайдулина и превращение времени // Музыкальное обозрение 10 окт. 1998 С. 18
    • Отклики. Критика. Мнения (Об электронной музыке на «Московской осени–97») // Музыкальная академия 1998 № 3–4 С. 51
    • Преподавал ли Веберн в Московской консерватории или Размышления на пути из Шанхая в Париж. Беседа с Н. Власовой // Музыкальная академия 1998 № 3–4 С. 8–13
    • Свет Веберна в современной русской музыке // «И свет во тьме светит» (О музыке Антона Веберна 1945–1995). Научные труды МГК им. Чайковского. М. 1998 С. 74–96
    • Композитор София Губайдулина // Искусство, приложение к газете «Первое сентября», 1999 янв. № 3 (123) С. 2–3
    • Новые учебные курсы — по музыкальному содержанию // Художественное образование и воспитание. Владивосток 1999 С. 25–34
    • Единение творческих сил консерватории // Российский музыкант / МГК им. П. И. Чайковского № 2 (1196) 1999 С. 1–2
    • Такая музыка звучала… // Вечерняя Москва 23 апреля 1999 № 76 (22653) С. 4
    • За роялем — сама история // Neues Leben (Москва) 14 мая 1999 № 9 С. 7
    • Время и вневремя. О творческом процессе Софии Губайдулиной // Процессы музыкального творчества, вып. 3 / РАМ им. Гнесиных, № 155. М. 1999 С. 99–113
    • Приветствие участникам Международной пушкинской конференции // А. С. Пушкин. Эпоха. Культура. Творчество. Ч. 1. Владивосток Изд. Дальневосточного университета 1999 С. 6–7
    • Теория музыкального содержания — наука ХXI века // Музыкально-теоретическое образование на рубеже ХХ–ХХI вв. / Московский государственный университет культуры и искусств. М. 1999 С. 12–19
    • Шнитке. Продолжение исповеди // Труд 3 августа 1999 С. 4. Совм. с С. Бирюковым
    • Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной // Музыка ХХ века. Московский форум / МГК им. Чайковского, вып. 25. М. 1999 С. 153–160
    • София Губайдулина и восточный авангард: моменты корреляции // Музыка ХХ века. Московский форум / МГК им. Чайковского, вып. 25. М. 1999 С. 160–165
    • Духовная стойкость музыкантов. Беседа с ректором Московской консерватории // Музыкальная академия 1999 № 3 С. 32–37
    • Музыкальное содержание — новый учебный курс // Искусство, приложение к газете «Первое сентября» 1999 № 37 (157), окт. С. 5
    • Акцентный ритм // Музычны слоунiк. Беларуска-рускi. Музыкальный словарь. Русско-белорусский. Мiнск. Беларуская навука 1999 С. 272, на белорус. и рус. яз.
    • Альтернативная форма // Там же, С. 273 Брахея моносемос // Там же, С. 289
    • Дактилический род // Там же, С. 313
    • Двенадцатиступенная форма // Там же, С. 313
    • Диагональная фактура. Диагональный тематизм (диагонально расположенный тематизм) // Там же, С. 318, 534
    • Многоплановая ритмическая регулярность // Там же, С. 387
    • Многоплановый метр // Там же, С. 387
    • Модус ритмический // Там же, С. 389
    • Мономерность // Там же, С. 390, 543
    • Мора // Там же, С. 391
    • Параметр экспрессии // Там же, С. 414
    • Сверхмногоголосие // Там же, С. 439
    • Силлабический канон (или тоночислительный канон) // Там же, С. 443
    • Титульный метр // Там же, С. 463
    • Тоночислительность, музыкальная силлабичность // Там же, С. 464–465
    • Характеристический голос, характеристический пласт // Там же, С. 486
    • Эмоциональная форма // Там же, С. 506
    • Предисловие к книге: Е. Н. Дулова. Балетный жанр как музыкальный феномен. Минск Издательство «Четыре четверти» 1999, С. 4–5
    • Шнитке-философ (к 65-летию композитора). Фрагмент беседы 1989 г. // Российский музыкант № 1 (1198), 2000, С. 1
    • «Волшебство певучей скрипки» // Музыкальная академия 1999 № 4 С. 1–9
    • Новое направление в музыкальной педагогике — курсы по музыкальному содержанию // Вести. Ассоциация «Образовательных учреждений искусств». М. 1999 № 7 С. 32–36
    • Предмет «Музыкальное содержание» на разных ступенях музыкального образования // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Научно-практическая конференция 29-30 октября 1996 / М. РАМ им. Гнесиных. М. 1999 С. 33–42
    • Шнитке // Корневище О. А. Книга неклассической эстетики / Институт философии РАН. М. 1999 С. 227–231
    • Ветер новизны (рецензия на книгу: Е. Дубинец. Знаки звуков. Киев 1999) // Музыкальная академия. 2000 № 2 С. 127–130
    • Парадокс «Лолиты» // Музыкальная жизнь 2000 № 3 С. 32–33
    • Как грустны наши неохватные пространства. РНО открыл сезон // Культура. 14.09.2000 С. 9
    • Четвертитоновая система у Виктора Суслина как преодоление герметизма двенадцатитоновости // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27–29 октября 1998 года / М. РАМ им. Гнесиных. 2000 С. 39–45
    • Предновогодний спич Владимира Спивакова. Он дал концерт с Российским национальным оркестром // Новые известия 30.12.2000 С. 7
    • Год Спивакова // Московские новости 22–28.05.2001 С. 27
    • Параметр экспрессии — новое измерение музыкального языка // Музыкальная фактура / РАМ им. Гнесиных, вып. 146. М. 2001, С. 100–111
    • Музыкальное содержание: зов культуры — наука — педагогика // Музыкальная академия 2001 № 2 С. 34–41
    • Пассакалия c-moll И. С. Баха в нимбе евангельского сюжета // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сост . А.М.Меркулов. Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.32.М.,2001. С. 64–77
    • Музыкальное содержание: наука и педагогика. Предисловие составителя к сборнику статей. Москва-Уфа. РИЦ УГИИ 2002 С. 3–7
    • Музыкант-новатор. Концерт Фридриха Липса // Народник, инф. бюлл. 2001 № 1 С. 15–16
    • София Губайдулина в творческом общении с миром // Казань 2001 № 8 С. 38–43
    • Общение Софии Губайдулиной с Западом и Востоком // Восток-Запад: диалоги в Армении (на рус. и англ. яз). Ереван 2001 С. 74–76
    • Малеру — Моцартово. Владимир Спиваков приглашает // Независимая газета 25.09.2001 С. 8
    • Буклет Международного фестиваля музыки Софии Губайдулиной. Казань 2001
    • Концепция творчества Софии Губайдуллиной // Музыкальная академия 2001 № 4 С. 12–19
    • Письмо проф. В. Н. Холоповой в ответ на анкету «Дети рисуют музыку» // Казань 2000 № 6 С. 83
    • Борец со статистикой. «Виртуозы» Владимира Спивакова закрыли сезон // Общая газета 26.06 – 04.07.2001 № 26
    • Музыка во спасение. Концерт РНО под управлением В. Спивакова // Версты 06.06.02 С. 7
    • Время перейти к делу // Культура. Искусство, Образование. Инф. журнал Министерства культуры РФ. 2002 № 3 С. 53–56
    • Сколько глаз у музыкознания? Беседа с А. Амраховой // Musiqi Dünyasi 2002 № 3–4 С. 86–91
    • Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление // Слово и музыка. МГК им. П. И. Чайковского, сб. 36. М. 2002 С. 43–51
    • Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Москва-Уфа. 2002, С. 55–76 // Philarmonica. International Music Journal. 2014. № 2, на рус. яз. с. 261-271, на англ. яз . The Three Sides of Musical Content С. 238–250.
    • Эскиз о Сергее Михайловиче Слонимском // Сергей Слонимский. Фестиваль музыки. К 70-летию со дня рождения. СПб. Композитор 2002 С. 22–25
    • Большое видится на расстоянии // Вольные мысли. К юбилею Сергея Слонимского. СПб. Композитор 2003 С. 109–114
    • Праздник, который всегда с тобой. Фестиваль к 70-летию Родиона Константиновича Щедрина // Музыкальная академия 2003 № 1 С. 70–77
    • «Лолита» — опера Родиона Щедрина // Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина ХХ века). Вып. 1. М. Композитор 2003 С. 263–271
    • «Эмоциональная форма» у Чайковского. Опыт постановки проблемы // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003 С. 81–92
    • Дверь в будущее Дома Музыки открыта // Алфавит 03.10.2003
    • Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М. СПб. Алетейя 2003 С. 243–251
    • Общий теоретический взгляд на музыкальные эмоции // Наука и художественное образование. Красноярск 2003 С. 95–105
    • Берг Альбан // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М. РОССПЭН 2003 С. 82–83
    • Губайдулина София Асгатовна // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М. РОССПЭН 2003 С. 140–141
    • Шнитке Альфред Гарриевич // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XХ века. М. РОССПЭН 2003 С. 499–501
    • Родион Константинович Щедрин // Кто есть кто в современном мире. Вып. 5. Т. 1. М. Международный объединенный биографический центр 2003 С. 245–269
    • София Асгатовна Губайдулина // Кто есть кто в современном мире. Вып. 5. Т. 1. М. Международный объединённый биографический центр. 2003. С. 403–405
    • Об Анне Васильевне Рудневой // Фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения А. В. Рудневой. М. 2003 С. 14
    • Понятие «музыка» // Музыкальная академия 2003 № 4 С. 1–18
    • Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка. М. 2004 С. 25–30
    • Одной судьбой изображена культура всего народа (на чуваш. яз.) // Газета «Хыпар» (Чебоксары) 2004, 14 С. 2
    • О творческом процессе музыковеда // Процессы музыкального творчества. Вып. 7. РАМ им. Гнесиных, сб. трудов № 165. М. 2004, С. 192–211
    • Праздник обретения друзей // Играем с начала. № 6 (10), июнь 2004 С. 2–3
    • Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова: 10 лет // Играем с начала. 2004 № 7–8 (11–12) Июль — август С. 4–5
    • В начале было сердце. Феномен Владимира Спивакова // Музыкальная академия 2004 № 2 С. 115–122
    • Владимир Спиваков: человек в культуре // Российская музыкальная газета 2004 № 7–8 С. 14
    • Осенние звезды Спивакова // Играем с начала 2004 № 11 (15) ноябрь С. 4 / Site MMДM 2004
    • Концерт Родиона Щедрина: путь в будущее // Российская музыкальная газета 2004 № 12 С. 6 (подпись — Валентина Николаева)
    • Симпозиум музыковедов в Шанхае // Российская музыкальная газета 2004 № 12 С. 7
    • Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 2. М. Композитор 2004 С. 90–107
    • Феномен Владимира Спивакова // Культурология 2004, 4 (31). С. 59–66
    • София Губайдулина 1990-х: сплетение духовных нитей // Музыка России. От Средних веков до современности. Сб. статей. Вып. 1. М. Композитор 2004 С. 300–324
    • Музыка Европы // Современная Европа. 2005 № 1 январь — март С. 131–144
    • Такой молодой. (кончина А. Ю. Кудряшова) // Российский музыкант 2005 № 4 (1234) С. 3
    • Дирижёрское открытие Владимира Спивакова: Девятая симфония Д. Шостаковича // Site ММДМ
    • Теория музыкального содержания в разработке московской школы // Музыкальное содержание: наука и педагогика. III Всероссийская научно-практическая конференция, 26–29 апреля 2004. Уфа 2005 С. 9–17
    • Методология анализа музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. III Всероссийская научно-практическая конференция, 26–29 апреля 2004. Уфа 2005 С. 73–81
    • Современная музыка Европы // Современная Европа. 2005 № 2 апрель — июнь С. 126–138
    • Андрей Юрьевич Кудряшов (некролог) // Музыкальное обозрение 5.05 (257) С. 18
    • Не похожа ни на кого. Michael Kurtz. Sofia Gubaidulina. Eine Biografie (Рецензия) // Литературный европеец. Мосты. Франкфурт-на-Майне 2005 № 6
    • Искусство на полюсе детства // Играем с начала 2005 № 6 (22) июнь С. 4–5
    • Оксана Тимофеевна Леонтьева (некролог) 2005
    • «Музыка» Софии Губайдулиной: микротоны высотности и величие смысла // Музыкальная академия 2005 № 2 С. 34–40
    • У Софии Губайдулиной есть биография // Музыкальная академия 2005 № 2 С. 201–205
    • Родион Щедрин (Фольклор и театр) // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб. Композитор 2005 С. 120–138
    • София Губайдулина (Сакральная символика в жанрах инструментального творчества) // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб. Композитор 2005 С. 410–428
    • Конкретно-тематические и общединамические музыкальные эмоции // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып. 2. Харьков 2005 С. 32–42
    • Любимов Алексей Борисович // Международный объединённый биографический центр, Москва (для печати)
    • Спиваков Владимир Теодорович // Международный объединённый биографический центр, Москва (для печати)
    • «Тихая моя родина!» Константы стиля Романа Леденёва (для печати)
    • Об Андрее Юрьевиче Кудряшове (предисловие) // А. Ю. Кудряшов. Теория музыкального содержания. Учебное пособие. СПб. — Москва — Краснодар 2006 С. 5–7
    • Вселенная музыковеда (мир творчества и мечтаний). Беседа с А. Петровым // Музыкальная академия 2006 № 2 С. 53–57
    • Феномен Софии Губайдулиной // Свободная мысль 2006 № 3 С. 139–148
    • Дирижер Владимир Спиваков в кольце трагедий Рахманинова и Шостаковича // С. Рахманинов: на рубеже столетий. Вып. 3. Харьков 2006 С. 13–26
    • Шостакович — спаситель поколения //Музыкальный меридиан. Курган № 9 сент. 2006, С. 3–4
    • О трактовке триады семиотических знаков Ч. С. Пирса в российском музыкознании // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч. 1. Астрахань 2006 С. 6–12
    • Два типа музыкальных эмоций: конкретно-тематические и общединамические //Семантика музыкального языка. Материалы научно-практической конференции 29–31 марта 2005 г., вып. 3. РАМ им. Гнесиных. М., 2006 С. 25–32
    • «Тихая моя родина!» Константы стиля // Роман Леденёв: Статьи. Материалы. Исследования. М., 2007
    • Микеланджело с дирижёрской палочкой: Владимир Спиваков в память о Евгении Светланове //Культура 2007 18–24 янв. С. 13
    • Вглубь русской музыки: завод, волшебное озеро и экстаз // Сайт ММДМ 28.02.07
    • Шестая Малера у Спивакова: 80 минут трагедии // Сайт ММДМ 24.04.07
    • Владимир Спиваков — интерпретатор Арнольда Шёнберга //Памяти М. А. Этингера. Сб. научных статей. Вып. 2, Астрахань 2007 С. 5–9
    • Музыкальные эмоции в эпоху культурной поляризации (ХХ век) // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2006 С. 7–21
    • Моцарт и Моцарт, Спиваков и Эйфман: в Светлановском зале 2 декабря 2007. В соавт. с А. Груцыновой. Сайт ММДМ 02.12.2007
    • Стиль и идея вновь найденного романса С. В. Рахманинова // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып. 4. Харьков, 2007 С. 5–13
    • Подтверждения и опровержения: Щедрин 1990-х // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии. М., 2007 С. 270–283
    • Родион Щедрин. Буклет Фестиваля к 75-летию композитора. (Перепечатка текста из «Кто есть кто в современной культуре». Вып. 1. М., 2006. С добавлением программ и высказываний). М., 2007. 14 с.
    • О концепции Шестой симфонии /Прокофьева/ // Сергей Прокофьев: Письма. Воспоминания. Статьи. М., 2007 С. 264–270
    • Теория музыкального содержания как наука // Проблемы музыкальной науки 2007 № 1. С. 15–24
    • Множественность измерений Альфреда Шнитке // Свободная мысль 2008 № 1 С. 75–88
    • Фактор совершенства. Владимир Спиваков и НФОР // Сайт ММДМ19.03.2008
    • Очень известные играют не очень известное. «Виртуозы Москвы» в Камерном зале Дома музыки // Сайт ММДМ11.04.2008
    • «Всенощное бдение» на Красных Холмах. Хор Академии хорового искусства под управлением Владимира Спивакова // Сайт ММДМ 15.04.2008
    • Ромео, Джульетта и поручик /ориг. назв. «НФОР держит уровень»/ // Новые известия 16.04.08
    • Две жизни Пера Гюнта и торжество рояля. Владимир Спиваков и Александр Гиндин в Светлановском зале Дома музыки // Сайт ММДМ 29.05.2008
    • Перспективность центризма: Родион Щедрин // Свободная мысль 2008 № 4 С. 101–112
    • Непредсказуемость интерпретаций — памяти Давида Ойстраха. Владимир Спиваков и Ион Марин в Светлановском зале Дома музыки // Сайт ММДМ 07.10.2008
    • Этическая функция звука в академической музыке // Музыка и этика. Сб. материалов научно-практической конференции. М., 2008. С. 30–37
    • Концерт, освещенный эвдемонией. Большой зал консерватории, дирижер Владимир Спиваков // Сайт ММДМ 01.12.2008
    • Молитва о здравии. Концерты к юбилею «Виртуозов Москвы» // Сайт ММДМ 30.12.2008
    • Тайны содержания музыки в российской педагогике //Проблемы музыкальной науки 2008 № 3.Совм. с Л. П. Казанцевой
    • Проблемы музыкального содержания в научных трудах Ю. Н. Холопова // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., МГК, 2008. C. 21–32
    • Гипноз и колокола под руками Владимира Спивакова // Сайт ММДМ 27.01.2009
    • Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы //Муз. академия 2009 №1 С. 12–19.
    • Постижение содержания — один из путей спасения классической музыки. Материалы 1 международной научно-практической конференции 30 апреля 2009 г., Рязань //Актуальные проблемы современного музыкального образования. Рязань 2009 С. 6–9.
    • Житие Аркаши Счастливцева. (в соавторстве с Н.Шантырь) //Наталья Шантырь. Ни в какие ворота. Литературно-музыкальные опыты и публицистика. М. Композитор 2009 С. 8–31.
    • София Губайдулина и ее музыка для кото //Гусли 2009 № 2 С. 6–10. Научные зарницы Вячеслава Вячеславовича Медушевского //Musiqi dünyasi 2009 № 3-4/41 С. 70–76.
    • Альфред Шнитке — Фауст ХХ века //Российский музыкант 2009 № 8 (1273) С. 3
    • Музыка как истина в духовном поиске Альфреда Шнитке //Музыкальное искусство и наука в ХХ1 веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань 2009 С. 5–8.
    • Романтические странности в абсолютной музыке Шуберта. Соната для фортепиано a-moll op.143 (I часть) //Муз. искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань 2009 С. 16–19
    • Специальное и неспециальное содержание симфонии ор. 21 Веберна (II часть) //Музыкальное искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской гос. консерватории. Астрахань 2009 С. 33–38.
    • Музыкальная теория имени Владимира Зака //Владимир Зак. Человек и музыкант. Статьи. Воспоминания. Материалы. Boston — New-York 2009 С. 10–20.
    • Мир интерпретаций Владимира Спивакова //Муз. академия 2009 № 3 С. 81–88.
    • Ответственность — это талант /о М. С. Старчеус///Российский музыкант № 9 2009 С. 4.
    • Владимир Спиваков — первый интерпретатор произведений Хартмана и Шнитке //Проблемы музыкальной науки 2009 № 2 (5) С.164–168.
    • Красота организованного мелоса в романсах С. В. Рахманинова // С.Рахманінов: на зламі століть. Вип.6. Творчість як рушійна сила культури. Ч.1. Харьків 2009. С. 44–56.
    • Камерный Щедрин //Культура 21–27.01.2010 С. 10.
    • Рождественский подарок //Росcийский музыкант 2010 № 1 (1275) С. 3.
    • Путь на Север: Владимир Спиваков и Скандинавия // Сайт ММДМ 23.01.2010
    • Очарование Гайдна, «Виртуозов» и «Фонда» под управлением В.Спивакова // Сайт ММДМ 08.02.2010
    • Овации жарче жары. Спиваков, Гиндин и НФОР в Доме музыки //Культура. № 25 (7738), 2010.
    • Владимир Спиваков — интерпретатор симфоний Густава Малера //Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М.,Человек 2010. С. 410–416.
    • Успех //Российский музыкант 2010 № 8 (1282). С. 3.
    • Система преподавания теории музыкального содержания в России //Проблемы современного музыкального образования и воспитания. По материалам Международной научно-практической конференции в Московской консерватории. М. Издатель ДОЛЕНКО 2010. С. 65–75.
    • Этическая функция звука в академической музыке /новая версия статьи/ //Философия общения: философия, психология, социальная коммуникация. Научно-практический журнал.(Украина). 2010 № 3. С. 168–172.
    • Чистый Чайковский //Культура № 1, 13–19 янв. 2011 г.
    • Страждание Морозовой //Российский музыкант 2011 № 1 (1284). С. 4
    • Эстетика и психология музыкальной композиции //Муз. академия. 2011. № 1. С. 31–38
    • «Я могу только удивляться, как велика фантазия у этого композитора. » Беседу провела О. Бугрова //Играем с начала № 10 (92) октябрь 2011. С. 5
    • Междисциплинарные акценты общей теории музыки //Научный вестник Московской консерватории. 2011 № 2. С. 42–47
    • Все пути ведут в Рим //Российский музыкант 2011 № 7 (1290). С. 2.
    • Российское ОТМ вошло в Европейскую Федерацию. http://otm.mosconsv.ru. 09.11. 2011
    • Софии — с любовью //Российский музыкант 2011 № 9 (1292) С. 4.
    • Комплекс духовного содержания в творчестве Софии Губайдулиной //Муз. академия 2011 № 4 С.1 8–24. //Софии — с любовью. Материалы международной конференции. НИЦ «Московская консерватория», М., 2014. С. 15–31
    • Слово о Софии Губайдулиной //Муз. обозрение 2011 № 9 (333). С. 3
    • Мироощущение российских композиторов в постсоветское время //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 12. С. 11–14. [РАЕ]; //Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб., 2012. С. 106–114
    • Что нового в известном? Абонементный концерт Владимира Спивакова в Большом зале. 22.02.2012. http://nforblog.ru/2012/02/22/chto-novogo-v-izvestnom/; http://www.facebook.com/gukmmdm
    • «Колокола» под Пасху. Русская программа с Владимиром Спиваковым. http://www.ru/press/pressa2012/pressa15_04_2012.
    • Опера современных российских композиторов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 5. С. 21–24
    • Сергей Рахманинов и Роман Леденёв на фоне традиций русского искусства //С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып.7, ч.1. Харьков. 2010. С. 5–22. /изд. в 2012/.
    • Плоды свободы: Родион Щедрин 1990-х годов //Звуковая среда современности. Сб. статей памяти М. Е. Тараканова. М., 2012. С. 437–451.
    • Об Ирэне Владимировне Лаврентьевой //Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики. Статьи, воспоминнания. Науч. тр. Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 72. М., 2012. С. 182–183
    • Как назвать ХХ век в музыке? //Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. СПб., Композитор, 2012. С. 26–34. Лирика и динамика. Николай Луганский, Владимир Спиваков и НФОР в Большом зале. URL: http://vk.com/wall-28950176_144; http://vk.com/wall-4604811_889.
    • Эмоции и смысл музыки. Проблематика основного зарубежного труда по музыкальным эмоциям: П. Н. Джаслин, Дж.А.Слобода (сост.). Музыка и эмоция. Теория и исследования //Вестник РАМ им. Гнесиных. 2012. № 1. URL:vestnikram.ru >issue.php.
    • Современная российская симфония: высота содержания и размывание жанра //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 10. С. 31–34
    • Понятие «русская музыка» и вопрос об адресате музыки у современных российских композиторов //Весці Беларускай дзяржаỹнай акадэміі музыкі. 2012. № 21. С. 138–142. // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу. К 80-летию С.Слонимского. /Сост. Р. Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова. СПб., Lennex Corp. Edinburgh, 2014. 594 c.
    • Медленная страсть любви. Вальтрауд Майер, Владимир Cпиваков и НФОР в Зале им. Чайковского. URL: http://blog.mmdm.ru/2012/11/12/medlennaya-strast-lyubvi/
    • Категория «музыкальное содержание» в теоретическом наследии Ю. Н. Холопова //Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 6–11.
    • Брух и Бетховен. Владимир Спиваков, Вадим Глузман и НФОР в зале им. Чайковского. URL: http://blog.mmdm.ru/2013/01/29/bruch-i-betxoven-vladimir-spivakov-vadim-gluzman-i-nfor-v-zale-im-chajkovskogo.
    • Понятие «интонация» в музыке: происхождение и развитие //Живое слово. Логос — голос — движение — жест. Материалы международной научной конференции. М., 2012. С. 427–436.
    • «Виртуозы» играют на нежнейших струнах души Шуберта. http://blog.mmdm.ru/2013/03/27/
    • Оперный театр Родиона Щедрина //Родион Щедрин «Левша». Мариинский 2. СПб., 2013. С. 4–10
    • «Искусство интонируемого смысла» в жанровой концепции О.В.Соколова //Олегу Владимировичу Соколову посвящается. Нижний Новгород. Издательство Нижегородской консерватории, 2013. С. 10–24
    • Восприятие музыки слушателем //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 17–18.11.2013). Казань. Изд-во «Отечество», 2013. С. 10–21
    • Первый конгресс Общества теории музыки [без подписи] //Проблемы муз. науки. 2013. № 2 (13). С. 149
    • Содержательные парадигмы музыкально-исторических эпох (к инновациям в российском музыкальном образовании) //Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2013. № 3. М., Прометей, 2013. С. 79–92
    • Сфера бессознательного в музыкальном общении //Философия общения. 2013 № 6. Харків 2013. С. 73–81
      Предисловие к кн.: Шао Сяоюн. Хоровое творчество Тьен Фэна. М., Композитор, 2013. С. 8–10
      Выступление на круглом столе «Искусство, масс-медиа, политика» в рамках конференции «Образ: артпрактики и концепции в исторической перспективе» //Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4. С. 38–40
    • В. Спиваков и Н. Римский-Корсаков, НФОР и А. Аглатова // Сайт ММДМ, 11 марта 2014
    • Музыкальное обозрение. 25 лет. //Музыкальное обозрение. 2014. № 6, август, С.18
    • Владимир Спиваков — памяти Кирилла Кондрашина // Сайт ММДМ, 11 марта 2014
    • Владимир Спиваков — Владимиру Крайневу: всё великолепие концерта. www.oreanda.ru
    • «Тайна» как несформированная категория теории искусства и ее присутствие в творчестве Софии Губайдулиной //Софии — с любовью. К 80-летию Софии Асгатовны Губайдулиной. Материалы международной научно-практической конференции. НИЦ «Московская консерватория». Сб. 78. М., 2014. С. 32–48
    • Сегодня ему было бы 50… [об А. Ю. Кудряшове, без подписи] //Российский музыкант. 2014, № 5 (1316). С. 3
    • Царение Музыки в Доме Mузыки: Спиваков и Мацуев играют романтиков. www.mmdm.ru
    • Вместо предисловия: Ида Губайдуллина. Исполнительский анализ Чаконы Софии Губайдулиной //Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 4 (19). С. 159–160
    • Базовые эмоции в музыке А. Шнитке // Musician classic. Альманах, посвященный 80-летию А. Г. Шнитке. 2014. № 11–12. С. 25–28
    • Возвышение красоты в период «безветрия»: опыт русских композиторов конца ХХ- начала XXI веков //Музыкальная наука в ХХ1 веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных. Материалы Международной научной конференции 14–17 октября 2014 года. Отв. ред. Т. И. Науменко. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 138–146
    • Премьеры хора-юбиляра. Дирижирует Александр Соловьёв // Муз. академия. 2015. № 1. С. 47–50
    • Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей //Учёные записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2015. № 1. С. 20–28. http://e-notabene.ru/scnt/article_14794.html
    • Понятие «интонация» в музыке: происхождение и развитие // Живое слово. Логос — голос — движение — жест. Сб. статей и материалов. Сост. В. В. Фещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 427–436
    • Дихотомия «звук-пауза» как фактор психологической активности // В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова. К 85-летию со дня рождения (1929–1996). Материалы научно-практической конференции /ред.-сост. Е. О. Купровская. М: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 84–90
    • Приветствие коллегам // Лаборатория музыкального содержания. Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2016. С. 1
    • Опыт вхождения в теорию музыкального содержания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9 (часть 3). С. 442–446
    • Музыка и мироздание // Под знаком любви. Композитор София Губайдулина. К 85-летию со дня рождения. Казань, Центр современной музыки С. Губайдулиной, 2016. С. 8–10
    • Эволюция концепций в крупных инструментальных произведениях С.Губайдулиной // Звуковые пространства С. Губайдулиной. Губайдулинские чтения. Казань, Центр современной музыки С. Губайдулиной, 2016. С.7–12
    • Семантическая глубина и фактор художественности в «Концерте-элегии памяти Славы Ростроповича» Е.Фирсовой //Проблемы музыкальной науки. 2016. № 3 (24). С. 122–130
    • Додекафония может всё. Первая соната для скрипки и фортепиано А.Шнитке //Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 10. М.: Композитор, 2016. С. 127–134
    • Наша София //Российский музыкант. 2016, № 8
    • Обогнала всех / рец. на книгу Е. Купровской «На пределе звука» // Муз. академия. 2016. № 4. С. 94–97
    • Становление курсов «Музыка как вид искусства» и «Теория музыкального содержания» в Московской консерватории // История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара 6 сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. М. — Пермь: 2017. С. 137–146
    • «Музыка — это творчество интуитивное…» // Музыкальное обозрение. 2017. № 7 (414). С. 25
    • Масштабный и важный труд // Музыкальное обозрение. 2017. № 7 (414). С. 25
    • Борис Владимирович Асафьев: идеи на века // Электронный журнал ОТМ. 2017/2 (18). С. 29–40
    • Неизбывность верности. «So sei es» Софии Губайдулиной // Музыкальная академия. 2017. № 3. С. 1–4
    • Музыкальная ритмология ХХ века // С. Рахманiнов та культура Украiни. С. Рахманiнов: на зламi столiть. Вип.14. Харкiв: ФОП В. А. Носань, 2017. С. 30–49.
    • Современность Николая Попова: новизна музыки – новизна миропредставления // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1. С. 120–130.
    • Риторическая диспозиция как первооснова формы в первой части Третьей симфонии Бетховена // «Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения В. П. Бобровского». НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 170–177.
    • Художественные установки в мультимедийном творчестве: Николай Попов и Тодор Пожарев (на приеме «Martellato» и «Artra») //Научный вестник Московской консерватории. 2018 № 3. С. 168–182.
    • Музыкально-теоретический актив Московской консерватории в мировой науке и практике //Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. Сборник статей по материалам международной конференции к 150-летию Московской консерватории. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 158–172.
    • «Мыслечувствие» и творческий мир композитора. Е.Чигарева. Художественный мир Альфреда Шнитке //Муз. обозрение.2019. № 3. С. 19.
    • О Екатерине Давыдовне Аглинцевой //Минувших дней воспоминания. /Е.Д.Аглинцева и др./ сост. М.В.Юркова/. Рязань: изд. Ситников, 2019. С. 99–101.
    • Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди // Журнал Общества теории музыки (электронный). 2019. № 4 . С. 10–17.
    • О достижениях кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов за 25 лет //Инновационное пространство музыкальной науки и практика. М.:ООО «ПКЦ Альтекс», 2019. С.5-14.
    • Мир диалогов в творчестве Софии Губайдулиной //Звуковые пространства Софии Губайдулиной. Губайдулинские чтения. Казань: Казанская гос. консерватория, Центр современной музыки Софии Губайдулиной, 2019. С. 8–20.
    • Науменко Т. «Валя Холопова очень любит музыку…». Интервью, записанное в форме монолога //Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2020. №2 (33). С. 5–10.
    • Рецензия на книгу «Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности». Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В.Иванова, 2002 //Проблемы изучения истории и теории музыки народов России. Чебоксары: ЧГИГН, 2020. С. 263–265.
    • Ю. Каспаров в свете теории Б. Асафьева («Something strange out the сage») //Музыковедение. 2020. №11. С.12-20.
    • «Великая музыка возвышает, очищает и укрупняет человека». Интервью А. Небыковой с В. Н. Холоповой, профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, приуроченное к 85-летию педагога //Литературный проект «Pechorin.Net». 14.12.2020.
    • Научное студенческое общество в 1950-е — начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова //Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории. М.: НИЦ «Московская консерватория». 2020. С. 21–29.
    Читайте также:  Эмоциональные сказки для дошкольников

    На иностранных языках

    • Mehr Aufmerksamkeit dem Rhythmus! // Kunst und Literatur 1964 № 12 S. 1324–1333. на нем. яз.
    • Zur Rhythmik Prokofjews // Musik und Gesellschaft 1970 № 6 S. 372–381. на нем. яз.
    • Nowe kompozycje E. Denisowa (1968-1969) // Res facta 1972 № 6 на польском яз.
    • Tonalnost a dodekafonie v houslevem koncertu Albana Berga // Hudebni veda 1973 № 4 на чеш. яз.
    • Russische Quellen der Rhythmik Strawinskys // Musikforschung 1974 № 4 S. 435–446. на нем. яз.
    • Schnitke A. H. // MGG Bd. 16. Kassel, Basel 1979
    • Slonimskij S. M. // MGG Bd. 16 Kassel, Basel 1979
    • Tischtschenko B. J. // MGG Bd. 16 Kassel, Basel 1979
    • Tschaikowskij B. A. // MGG Bd. 16 Kassel, Basel 1979
    • Denisov E. // The New Grove V. 5 p. 366. London 1980
    • Gubaydulina S. A. // The New Grove V. 7 p. 781 London 1980
    • Dramaturgie und musikalische Formen in der Kantate “Nacht im Memphis” von S. Gubaidulina // Fünfzig sowjetische Komponisten. Ed. Peters Leipzig Dresden 1984 S. 164–168. , фрагмент статьи на нем. яз.
    • Rhythmische Organisation in der Musik Edisson Denissows // Sowjetische Musik. Betrachtungen und Analysen / Akademie der Künste der DDR. Arbeitsheft 37. Berlin 1984 S. 120–128. на нем. яз.
    • Zum sinfonischen Denken Alfred Schnittkes (am Beispiel seiner 1. Sinfonie) // Sowjetische Musik. Betrachtungen und Analysen / Akademie der Künste der DDR. Arbeitsheft 37. Berlin 1984 S. 33–42 на нем. яз.
    • Sophia Gubaidulina // Music in USSR 1985 April — June p. 86–88
    • Die Musik Anton Weberns // Kunst und Literatur 1985 H. 5 S. 684–701 Совм. с Ю. Холоповым. На нем. яз.
    • Alfred Schnittke // Kunst und Literatur 1988 H. 2 S. 250–271
    • Strawinsky-Studien in der UdSSR // Beiträge zur Musikwissenschaft 1988 № 3 S. 196–200 на нем. яз.
    • Synthese von Westeuropäischem und Orientalischem // Musik und Gesellschaft 1988 № 10 S. 527–529 на нем. яз.
    • Sofia Gubaidulina`s Music // Soviet literature (Moscow) 1989 № 3 p. 181–185
    • Swiat muzyki Zofii Gubajduliny // Literatura Radziecka (Moskwa) 1989 № 6 S. 185–188 на польском яз.
    • Walking Her Own Road // Soviet Life (Moscow) 1989 March p. 30–31 (о С. Губайдулиной) на англ. яз.
    • Der sinfonische Kosmos Sofia Gubaidulinas // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Duisburg Laaber 1990 S. 125–129 на нем. яз.
    • Musikalische Rhythmusforschung // Beiträge zur Musikwissenschaft 1990 № 2 S. 145–152 на нем. яз.
    • Musik Anton Weberns in der UdSSR // Beiträge zur Musikwissenschaft 1990 № 1 S. 42-–45. на нем. яз.
    • Per aspera ad astra // Soviet Life 1990 December
    • Ритм // Сhinese Music 1990 № 3 p. 17, 25, на китайском яз.
    • Rodion Schtschedrin im Gespräch mit Walentina Cholopowa // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Duisburg Laaber 1990 S. 280–285. на нем. яз.
    • Rodion Schtschedrins Werke der achtziger Jahre // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Duisburg Laaber 1990 S. 221–227. на нем. яз.
    • Gespräch mit Rodion Stschedrin // Kunst und Literatur 1990 H. 1 S. 102–107 на нем. яз.
    • Über Prokofjews Kammermusik // Internationales Musikfestival Sergej Prokofjew und zeitgenössische Musik aus der Sowjetunion. Stadt Duisburg 1990 S. 256–261 на нем. яз.
    • Witold Rudzinski: Nauka o rytmie muzycznym. Krakow 1987 PWM cz. I s. 324 cz. II s. 426. // Muzyka 1990 № 1 S. 102–109 на польском яз.
    • Обзор по современной русской музыке (1960-80-е годы). На китайском яз. // Art of Music. Журнал Шанхайской консерватории 1991 № 2 p. 42–53
    • Avant-garde et enseignement musical russe // Marsyas (Paris) № 30 Juin p. 66–67 на франц. яз.
    • Die drei Wahrheiten Alfred Schnittke // Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag. Hamburg Sikorski 1994 S. 63–66 на нем. яз.
    • “Forma emocjonalna” u Czajkowskiego. Proba postawienia problemu // Muzyka 1994 № 1 S. 3–17 на польском яз.
    • Wie gelangt man in ein Schnittke-Konzert? // Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag. Hamburg Sikorski 1994 S. 181 на нем. яз.
    • Zur Musiksprache in der Vokalwerken von Aribert Reimann (О музыкальном языке Ариберта Раймана в его вокально-оркестровых произведениях) // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland / Музыкальная культура в Федеративной Республике Германии. Kassel, Gustav Bosse Verlag 1994 S. 315–327, на нем. и русском яз.
    • Boris Tishchenko: striking spontaneity against a rationalistic background // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B. V. OPA 1997 p. 51–65, 1-е изд. // Ex oriente… — III. Eight Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2003 p. 23–53. 2-e изд., дополненное. на англ. яз.
    • Secrets of the Moscow composition school in Vladislav Shoot’s “pure music” // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B. V. OPA 1997 p. 189–202, 1-е изд. // Ex oriente… — III. Eight Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2003 p. 103–127. 2-е изд., дополненное на англ. яз.
    • Sergei Slonimsky: the impetus to innovation and cultural synthesis // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B. V. OPA 1997 p. 36–50, 1-е изд. // Ex oriente. — II. Nine Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2003 p. 29–58. 2-е изд., дополненное на англ. яз.
    • The labyrinths of Roman Ledenyov’s creative work // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B. V. OPA 1997 p. 128–143. 1-е изд. // Ex oriente… — II. Nine Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2003 p. 133–159. 2-е изд., дополненное на англ. яз.
    • Vierteltonsystem kontra Zwölftonhermetik. Viktor Suslin und Sofia Gubaidulina // Positionen 37. Beiträge zur neuen Musik. Nov. 1998. Berlin. S. 37–40 на нем. яз.
    • Symbolik in der Musik Sofia Gubaidulinas // Symbol — die Suche nach dem Spirituellen in der sinnlichen Erscheinung / Dokumentation im Symposion am 12–13 Juni 1998 Goetheanum Dornach S. 35–42 на нем. яз.
    • Alfred Schnittke und die höheren Mächte // Musiktexte. Zeitschrift für neue Musik. Köln 1999 H. 78 S. 29–30 на нем. яз.
    • Предисловие к книге: Леонид Любовски. Какво е музика. Добрич Музикална къща «Хармония» 1999 С. 6–7, на болг. яз.
    • “Steg” by Sofia Gubajdulina // Sofia Gubajdulina Tonsfestival. The Programme Book, Stockholm 2000, p. 60–61 на швед. яз.
    • // Book Concorso Pinistico Internazionale Umberto Micheli, 2000–2001, на ит. яз.
    • Gubaydulina, Sofiya Asgatovna // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. V. 10 2001, p. 490–492
    • Shchedrin, Rodion Konstantinovich // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. V. 23. 2001, p. 238–240
    • Suslin, Viktor Yevseyevich // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. V. 24. 2001, p. 733
    • Die drei persönlichen Dramen des “Sonnenkindes” Prokofjew // Sergej Prokofjew in der Sowjetunion (Prokofjew-Studien, Bd. 1). Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2004, S. 61–89 на нем. яз.
    • Just a few words… // Mark Kopytman. Voices of memories. Essays and dialogues. Israel Music Institute 2004, p. 245–246 на англ. яз.
    • Prokofjews Sechste Symphonie: ein Werk gegen sozialistischen Realismus // Schräg zur Linie des Sozialistischen Realismus? Prokofjews spätere Sonaten sowie Orchester und Bühnenwerke. Prokofjew-Studien, Bd. 3. Verlag Ernst Kuhn — Berlin 2005 S. 39–59 на нем. яз.
    • Некласiчнасць у музыцы i музычным мысленнi // Весцi НАН Беларусi 2006 № 1 на белорус. яз.
    • The cult of Rachmaninoff in Kharkiv //Rachmaninoff Society Newsletter. 2011. October. P.7–8.
    • Специальное и неспециальное музыкальное содержание. На кит. яз./ //Journal of the Central Conservatory of Music. 2011. № 3. P. 111–118. / 2011. № 4. P. 132–138. То же на англ. яз. Specialized and Non-Specialized Musical Content // Philarmonica. International Music Journal. 2014. № 1. Р. 4–12.
    • The theory of musical content // International Counsil for Traditional Music. Astana, 2015. Abstracts. P. 88–89.
    • Три стороны музыкального содержания. На кит. яз. // Music Research. 2016. #5. P. 88–99;
    • Методика анализа музыкальных эмоций //С.Рахманінов та культура України. С.Рахманінов: на зламі століть. Вип.15. Харьків, 2018. С. 59–98.
    • Музикалната ритмология на ХХ век. Основни принципи //Съвременно музикално мислене: композиция, медитация, посоки в ХХI век. София, изд. на БАН «Проф. Марин Дринов», 2019. С. 127-140 ( на болгарском яз).
    • Музикалната ритмология на ХХ век. Основни принципи //Съвременно музикално мыслене: композиция, медиация, посоки в ХХ1 век. София, Изд. на БАН «Проф. Марин Дринов», 2019. С.127—140.
    • Академическое мультимедиа в России первых десятилетий ХХI века — на примере Игоря Кефалиди и Николая Попова. На китайском яз.// Кит. журнал «Исследование музыки». 2020. № 6 .С. 128—137.
    • Академическое «мультимедиа» в России первых десятилетий XXI века. Тезисы // Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу. М.: НИЦ «Московская консерватория». 2021. С. 561-563. На англ. яз.
      Программы к концертам
    • Программа к исполнению музыки балета Вяч. Артемова «Только верой». Московская филармония. 1988
    • Программы к концерту С. Губайдулиной в Дрездене. Октябрь 1988, на нем. яз.
    • Программы к концертам Фестиваля С. Губайдулиной в Екатеринбурге (Свердловске). Свердловская филармония. 1989
    • Программы к концертам Фестиваля С. Губайдулиной в Москве. 7–8 мая 1992
    • Программы к концертам Фестиваля С. Губайдулиной в Москве 24 ноября – 12 декабря 2006
    • Программа к концерту «Антон Веберн» 27.12.08 в Малом зале Московской консерватории
    • Программа к авторскому юбилейному концерту С.Губайдулиной. 24.10.2016 в Малом зале Московской консерватории
      Составление сборников
    • Инновационное пространство музыкальной науки и практика. Материалы международной научно-практической конференции к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского и юбилею В.Н.Холоповой. Ред.-сост.: В.Н.Холопова, Б.Г.Гнилов, А.П.Груцынова, М.С.Старчеус. М.: Альтекс, 2019. — 296 с.
    • Музыка и современность, вып. 8. М. Музыка 1974
    • Музыка и современность, вып. 9. М. Музыка 1975
    • Музыка и современность, вып. 10. М. Музыка 1976
    • Проблемы музыкального ритма. М. Музыка 1978
    • Из истории музыкальной ритмики. 15 п. л. (рукопись)
    Читайте также:  Может ли быть повышенный холестерин от стресса

    Источник

    Оцените статью