Хит леджер почему была депрессия

МнениеХит Леджер: Человек, ставший жертвой мифа
о самом себе

В Москве, Петербурге и Новосибирске покажут документалку «Меня зовут Хит Леджер»

ТЕКСТ: Роман Навескин

В МОСКВЕ ПРОХОДИТ РЕТРОСПЕКТИВА ХИТА ЛЕДЖЕРА — Джеймса Дина для поколения миллениалов. Серия показов открылась премьерой документального фильма «Меня зовут Хит Леджер». Роман Навескин рассуждает, что не так с типовым панегириком выдающемуся актёру и почему лента, сталкивающаяся с голливудским мифом о творце, приносящем себя в жертву, тем не менее, достойна внимания.

Художник-перфекционист, который познаёт безумие и кончает с собой. Что может быть банальнее? Разве что другие арт-мифы: о том, что истинный художник должен голодать. Или что истинный обязан презирать деньги. Или что жизнь художника — это постоянный хаос. Или что пожилых художников не бывает.

Нельзя сказать, что документалка «Меня зовут Хит Леджер» развенчивает миф, великую легенду об одержимом идеальной игрой актёре — эдакой реальной версии «Чёрного лебедя» Аронофски. Для этого он слишком степенный и последовательный, как поминки с друзьями умершего: тут либо хорошо, либо никак. И эта, в общем-то, качественная и по-своему крепкая кинозамена статьи в Википедии справляется со своей задачей: кричать «ура» человеку, его творчеству, энергии жизни.

И всё-таки последняя (и без шуток — великая) роль Хита Леджера витает тревожным демоном и в начале, и в середине, и в конце фильма. Сперва намёками: актёр то упадёт без сил в последний съёмочный день, то признается в любви Курту Кобейну, то начнёт принимать таблетки от бессонницы. Но когда, наконец, повествование подходит к той самой роли, смысловому ядру всей биографии, а может, и жизни Хита Леджера — напряжение растворяется. Взглянуть из любопытства в чёрное зеркало художника не получается. Или в этом и есть хитрая задумка канадских режиссёров Адриана Бьютенхьюиса и Дерика Мюррея? Увы, вряд ли: Мюррей — известный подельщик, который штампует «трагические биографии» со скоростью конвейера. На его счету уже такие фильмы, как «Я — Брюс Ли», «Я — Стив Маккуин», «Я — Дейл Эрнхардт» (кто?), «Я — Крис Фарли» (кто-кто?), «Я — JFK» (уже лучше). Теперь вот «Я — Хит Леджер». Видимо, придётся разбираться с мифом о Хите Леджере самим.

Актёрство подталкивает к суеверности. Начать съёмки нельзя, не разбив тарелку. Если сценарий упал — на него надо обязательно сесть.
И главное: можно играть роль, но нельзя играть с ролью

Когда-то рациональное сознание нанесло искусству родовую травму — намекнув, что искусство, вообще-то, необязательно — можно и без него. Превратно интерпретируемая социология только ухудшила ситуацию, добавив, что эстетика и самореализация — лишь вишенки на пирамидальном торте Маслоу. Искусству приходилось и приходится защищаться от этих нападок до сих пор. Может, оттого оно и реконструирует свою же мифологию, снова и снова доказывая всем собственную ценность и значимость — через сверхусилие художника. Художник должен лезть из кожи вон, работать в сто раз усерднее инженера, чтобы доказать «нужность». А усерднее работая, усерднее превращаешься в отработку. В этой парадигме рок-звезда должна сгореть на сцене, писатель — покончить с собой, познав человека. Что по этой логике должен актёр? Слиться с ролью и сойти с ума.

Всё указывает на то, что подобное случилось с Хитом Леджером: войдя в образ Джокера в «Тёмном рыцаре», Леджер якобы так и не смог из него выйти. Маска приросла к лицу, а мрачные идеи Джокера — о саморазрушении, безумии — пустили корни в светлую душу актёра, помрачив его рассудок. Уже стала легендарной история из препродакшна «Тёмного рыцаря»: Хит Леджер говорит на разные голоса, запершись в одиночной квартире с перевёрнутыми картинами на стенах. В перерывах он пишет в «дневник Джокера» — в том числе список забавных, по мнению персонажа, вещей (например, СПИД). И так несколько месяцев. Финал: депрессия, передоз от шести лекарств. И на последней странице того самого дневника Джокера — надпись «bye bye».

Специфика актёрской профессии, лицедейства подталкивает к суеверности. У актёров и киношников не бывает «последних фильмов» или «последних смен» — только «крайние». Начать съёмки нельзя, не разбив тарелку. Нельзя выносить мыло из гримёрки, а заходить в неё нельзя с правой ноги. Если сценарий упал на землю — на него надо обязательно сесть. И главное: можно играть роль, но нельзя играть с ролью.

Брюс Ли снялся в фильме со словом «смерть» в названии — и умер. Его сын, Брэндон Ли, сыграл убиенного рок-музыканта — и умер (или это проклятие отца?). Наталья Варлей сыграла Панночку в гробу — и долго болела, чуть не умерла. Инна Бурдученко снялась в хрущёвских антирелигиозных фильмах «Иванна» (1959) и «Так никто не любил» (1960) — предана анафеме и сгорела заживо прямо в кадре. Последняя роль великого актёра (такого, как Леджер), его творческое завещание не просто означает его высшую точку — она констатирует границы дозволенного в искусстве. Смерть наделяет всё значимостью — а именно это и нужно искусству больше всего. Казаться значимым.

Последняя завершённая роль Леджера, Джокер в «Тёмном рыцаре», — лучшая из двух-трёх его сильных ролей (к сожалению и по понятным причинам, «Горбатая гора» Энга Ли в ретроспективу не вошла). Это не мешает ему быть эпохальным, как Джеймсу Дину. В романтическом мифе Голливуда Джокер стал для Леджера тем, что и Демон для Врубеля, — успехом и гибелью. Кто знает, может, если бы не мифологизированная смерть Хита Леджера, то не было бы Джеймса Холмса? Того самого, который в 2009 году убил двенадцать человек и ранил ещё пятьдесят восемь на премьере фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», объяснив это тем, что он — настоящий Джокер. Культурный миф о «проклятой роли» Джокера оказался столь эффектным, что, как блуждающий дух, покинул остывшее тело Леджера и вселился в другого — на этот раз зрителя.

Сегодня поп-трансгрессия Голливуда (необходимость ощупать границы дозволенного) направлена скорее на то, чтобы лишь создать иллюзию жертвенности, оградив актёров от реальной психической опасности. Кристиан Бэйл, Джаред Лето, Майкл Фассбендер, Мэттью Макконахи, другие герои Голливуда — кто из них не морил себя голодом для заветной роли? Не истязал тренировками? Не создавал себя заново для роли, несмотря на угрозы здоровью (пусть и под контролем лучших в мире тренеров и диетологов)?

Культурный миф о «проклятой роли» Джокера оказался столь эффектным, что, как блуждающий дух, покинул остывшее тело Леджера и вселился в другого — на этот раз зрителя

В какой-то момент способность к радикальной трансформации тела становится ещё одним пунктом резюме, определяющим выбор роли. И хотя над холмами Лос-Анджелеса ещё слышны легенды об Аль Пачино, который ради ролей принимал кокаин, давал брокерские советы и задерживал дорожных нарушителей, их сила неизбежно идёт на спад. Вперёд выходит перемена поверхности: так, Руни Мара делает пирсинг и временное тату с драконом, а Шайя Лабаф выбивает себе зуб и режет лицо ножом, чтобы вжиться в роль солдата — вместо жизни в казарме. Больше необязательно надрывать пуп, чтобы стать культом. Но если очень хочется, пожалуйста: похудение, сушка, рельеф, набор веса, бритьё налысо (для актрис). Всё это гуманнее, чем смерть по системе Станиславского — с полным погружением.

«Говорящие головы» в кадре документалистов Бьютенхьюиса и Мюррея миф этот пытаются развенчать — только вяло и не очень убедительно. Агент Леджера Стивен Александер вообще утверждает, что и самой депрессии не было, а вышел несчастный случай — сам Хит Леджер жизнь любил, как никто другой. Но тот же Александер, который с экрана говорит о мгновенном согласии актёра на роль Джокера, в 2009 году заявлял, что Леджер пытался саботировать проект — получить гонорар, но при этом добиться своего увольнения. Он же утверждал, что якобы Леджер эксцентрикой своей актёрской игры хотел напугать продюсеров и ускорить этот процесс — что звучит совсем грязно и неубедительно.

Противоречий в этом сверхсубъективном фильме — навалом, на то он и фильм-воспоминание: то Хит Леджер снобски плюётся от роли Человека-паука, то хватается за Джокера — и так далее. Теперь, после смерти, он навсегда стал загадкой, унеся в могилу свои трактовки ролей, свои мысли, искусство, перспективы и горизонты. И при всей усреднённости фильма «Меня зовут Хит Леджер» посмотреть его всё-таки стоит. Во-первых, как прелюдию к последующим фильмам ретроспективы: «Тёмный рыцарь», «Кэнди», «История рыцаря» и «Четыре пера». Во-вторых, для вдохновения. Наконец, ради хоум-видео Хита Леджера — оно-то и есть настоящее, чистое искусство.

Фотографии: Warner Bros., Focus Features, Columbia Pictures Corporation

Источник

Причина смерти Хита Леджера: Всему ли виной один Джокер?

Со дня смерти Хита Леджера прошло уже двенадцать лет, но шум вокруг трагедии не утихает и по сей день. После подготовки к роли Джокера актер столкнулся с серьезными психическими проблемами и начал бесконтрольно принимать лекарства — многие предполагают, что именно это привело к его гибели. Однако далеко не все знают, что ментальное и физическое здоровье Леджера пошатнулись еще до съемок в «Темном рыцаре». Time Out рассказывает о том, что происходило в жизни актера до съемок у Нолана, во время работы над знаменитым фильмом и после нее.

По результатам аутопсии было установлено, что причиной смерти Хита Леджера стала передозировка лекарственными препаратами, среди которых были обезболивающие, транквилизаторы и снотворные вещества. Согласно заключению врачей, смерть была вызвана интоксикацией вследствие употребления темазепама, гидрокодона, оксикодона, диазепама, доксиламина и алпразолама — и все эти лекарства были выписаны актеру врачами.

Самая популярная версия

Многие связывают смерть Леджера с психическими проблемами, которые начались после подготовки к роли Джокера в «Темном рыцаре» (2008) Кристофера Нолана.

Для того, чтобы вжиться в драматический образ, артист провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве. Также актер изучал комиксы и вел «дневник наблюдений» за своим героем.

В этом же дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина», с которого впоследствии были скопированы мимика и жесты будущего персонажа Леджера.

Актер лично сделал наброски образа, который, по его мнению, должен был быть у Джокера, и не выходил из этого амплуа на протяжении всех съемок.

Некоторые психологи предполагают, что актер довел себя до биполярного расстройства, что привело к бесконтрольному приему антидепрессантов и последующей смерти. О методах, с помощью которых Леджер готовился к роли, высказывался и его отец в документальном немецком фильме «Слишком молодой, чтобы умереть». По словам Кима Леджера, Хит всегда работал с полной отдачей, но в этот раз зашел слишком далеко.

Что было до этого

Однако стоит отметить, что изменения в состоянии Хита Леджера начали происходить еще до начала съемок картины Нолана.

Через два месяца после выхода «Горбатой горы» артисту предстояло пережить резкий рост популярности, пристального внимания прессы и поклонников. Надо заметить, что Леджера это только раздражало. На премьере «Горбатой горы», проходившей в Австралии, журналисты и вовсе расстреляли актера и его спутницу Мишель Уильямс из водяных пистолетов — прямо на красной дорожке. После этого инцидента у Хита состоялся откровенный разговор с отцом: находившийся в подавленном состоянии Леджер сказал, что хочет продать дом в Сиднее и переехать в США насовсем.

Дальнейшие показы прошли гладко, однако после оскаровской церемонии актер говорил, что не хотел бы дальше играть хорошие роли, если после каждой из них его будет ждать «подобное».

Сохранилась пленка, на которой запечатлена вечеринка после вручения наград: там можно увидеть и Хита Леджера. Ничего скандального на видео не происходит — актер просто пьет пиво, рассказывает об их общей с Уильямс дочке, трехмесячной Матильде, и о том, как раньше скуривал по пять косяков за день, но завязал с этим. Однако знакомые Хита комментируют, что его состояние было крайне плохим, а сам артист «держался из последних сил».

Работа над «Меня там нет»

Вскоре Леджер начал еще одну серьезную работу — над картиной Тодда Хейнса «Меня там нет». Это биографическая драма, основанная на жизни и творчестве Боба Дилана. Главная особенность картины — в отрывках, посвященных разным периодам жизни музыканта, фигурируют разные персонажи: помимо Леджера в ленте сыграли Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Бен Уишоу, Кристиан Бейл и Маркус Карл Франклин.

Хейнса и Мишель Уильямс вспоминают, что в период работы над фильмом Леджер крайне нуждался в поддержке своей подруги. Накануне съемок актер часто звонил Уильямс, чтобы та помогла справиться ему с приступами паники.

Хиту нередко было необходимо поговорить с актрисой, чтобы просто заснуть — из-за проблем с бессонницей артист зачастую спал около часа, а затем шел на съемочную площадку. Этот период в жизни Леджера также связывали с употреблением наркотиков, однако знакомые и близкие актера, которые окружали его в то время, утверждают, что актер прикасался только к сигаретам.

Сценарий о Нике Дрейке

Леджера два года работал над собственным сценарием о знаменитом английском певце Нике Дрейке. Последние годы своей жизни Дрейк страдал от депрессии и бессонницы — и это нашло отражение в его творчестве. Музыкант умер в 1974 году от передозировки прописанного ему антидепрессанта триптизола, ему было всего 26 лет.

По словам Тодда Хейнса, Леджер хотел сделать проект с акцентом на аллегорию и тратил очень много сил, чтобы уместить в своей голове сложный образ певца и продумать, как картина будет выглядеть в конечном итоге.

Хейнс также проводил параллель между смертью актера и его работой над проектом, однако всегда подчеркивал, что это — крайне односложный ответ на все вопросы.

Проблемы в семье

Летом 2004 года в Канаде, во время съемок «Горбатой горы», Леджер начал встречаться с Мишель Уильямс. В 2005 году у пары родилась дочь, Матильда Роуз Леджер, но через два года актеры объявили о расставании.

О проблемах в семье Уильямс и Леджера в свое время категорично высказалась Ребекка Уайт. Она утверждала, что артисты не подходили друг другу, но Хит настолько боялся лишиться опеки над дочерью, что заработал себе психические проблемы.

Также Уайт отмечала, что актер в больших количествах употреблял наркотики и алкоголь. Впрочем, стоит помнить, что Ребекка Уайт — чуть ли не единственный человек, который свидетельствует об этом пристрастии Леджера.

После «Темного рыцаря»

Сразу после премьеры ленты Нолана Хит начал работать над ролью Тони Шепарда в фильме Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса».

Актер выдержал съемки практически до самого конца. Значительная часть материала уже была отснята, но этого все же было недостаточно. Тогда было принято решение изменить сюжет таким образом, чтобы после прохождения через волшебное зеркало облик Тони претерпевал изменения. В итоге героя дополнительно сыграли сразу три актера — Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл

В этот момент физическое состояние Хита Леджера уже было крайне плохим: окружающие его люди говорили, что актер похож на человека с затяжной пневмонией. За Леджера беспокоились многие знакомые, однако мало кто из них высказывал свои опасения напрямую.

22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей нью-йоркской квартире на Манхэттене.

Согласно отчету судмедэкспертизы, актер принял уже перечисленные нами вещества в больших количествах — что и привело к его смерти.

Источник

Оцените статью