Характерные особенности эмоциональной сферы подростка

Особенности эмоциональной сферы подростков.

О подростковом возрасте обычно говорят как о периоде повышенной

эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, вспыльчивости, страстности, частой смене настроений, повышенной внушаемости и т.п. Эти психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Физиологи объясняют такие проявления в сфере эмоций бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Активно развиваются все органы и системы организма, начинают выделяться половые гормоны, в нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.

У девочек-подростков чаще проявляются перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано с появлением у них менструального цикла). У мальчиков более выражена двигательная расторможенность. Они очень подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.

Физиологическая перестройка организма подростков также сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости.

Но эмоциональные реакции и поведение подростков, не могут быть объяснены лишь гормональными изменениями. Они зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей. [15]

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.

У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до шести-семи слов (А. Г. Закаблук). Начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям (К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская).

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

8) проявление гражданского чувства патриотизма. [5, с.403]

Эмоциогенные ситуации

Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, то есть вызывающими ту или иную эмоцию? П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет).

Читайте также:  Губы как орган чувств

Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса — это реакция на закрепленную в гене-тической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта. [5, с. 37-38]

Выводы.

Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней

регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

2. Для подростков характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере. Эмоциональные реакции и поведение подростков объясняются гормональными изменениями и зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей.

3. Эмоциогенными (вызывающими эмоцию) становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции. Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, механизму эмпатии и заражения. Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом.

Источник

Характерные особенности эмоциональной сферы подростка

Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Гоняева Л.Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 03.10.2021).

Сложности подросткового возраста определяются физиологическими изменениями в организме, формированием новой системы взаимоотношений с окружающими людьми (уже не ребенок, но еще не взрослый), переходом на новый уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Именно поэтому, проведенное исследование можно назвать весьма актуальным. Анализируя теоретическую сторону исследования, можно отметить, что достаточно большое количество современных исследований посвящено изучению адаптации и эмоциональной сферы у современной молодежи [1, 2, 3].

В исследовании приняли участие 38 человек, студенты колледжа, из них 18 – студенты выпускного курса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – студенты первого курса в возрасте 14-15 лет. Половой состав групп приблизительно одинаков.

Для выявления эмоциональных состояний и личностной направленности были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник САН; методика СПА Роджерса-Даймонда; тест Кеттелла; опросник Г.Айзенка.

Предварительно проводилось наблюдение за поведением подростков в учебных и внеучебных ситуациях. Отмечены следующие проявления в поведении исследуемых подростков. В группе первокурсников наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем в группе выпускников. Данный фактор обусловлен уровнем сформированности группы: первокурсники находятся на стадии формирования или формального объединения индивидов, когда участники группы пробуют свои силы в занятии лидерских позиций. Поэтому нередки межличностные конфликты, проявления негативных эмоциональных проявлений. Выпускники же проживают деятельностную стадию развития группы, когда отношения устоялись, энергия участников направлена на решение определенных задач. Эмоциональные проявления более сдержанные (как положительные, так и отрицательные).

Читайте также:  Чувствуй себя как бугатти говори куда тебе

В процессе вербальных контактов с подростками выяснено, что подростки и той, и другой группы избегают разговоров о своих эмоциональных переживаниях, проявления негативных эмоций (вплоть до агрессии) считают естественным состоянием. Причем необходимо отметить, что подростки 14-15 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов, обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания, значительно расширяется. Подростки активно используют терминологический словарь эмоций и чувств, присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Цель диагностической работы – определение уровня эмоционального развития подростков разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных проявлений.

Первой задачей эмпирического исследования стало определение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1- Распределение средних показателей психических состояний по тесту Г.Айзенка у участников исследования

Источник

Конспект «Особенности развития эмоциональной сферы подростков»

Особенности развития эмоциональной сферы подростков

В.А.Крутецкий считал, что у подростка также происходит формирование «Я- концепции» — системы внутренне согласованных представлений о себе [13, с. 289.].

Особого же внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, переживаниями. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир, как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы. Подобные мысли повышаются у них обостренное чувство одиночества. В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне.

В подростковом возрасте в эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги, которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих и в первую очередь сверстников. Мелкую опеку, излишний контроль, назойливую заботливость и стремление взрослых оказывать влияние подростки отвергают и сопротивляются им. Большинство конфликтов в воспитании подростка возникают именно на этой почве. Одним словом, самоутверждение и самовыражение и связанные с ними являются главными в эмоциональной сфере личности подростка. Другим ведущим чувством у подростков выступает чувство товарищества, которое постепенно переходит в чувство дружбы и любви к противоположному полу. На начальных этапах развития чувство любви больше напоминает влюбленность. Однако самыми характерными качествами чувств подростков считается их импульсивность, аффективность. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. Огромное значение для подростков имеет общение со сверстниками, большое количество переживаний связано именно с ними. Неприятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей – основным переживанием. Некоторые подростки могут уходить в свой придуманный мир, читают запоем книги, днями и ночами играют в компьютерные игры. Иными словами, делают все возможное, чтобы отрешиться от окружающей их действительности. Другие становятся агрессивными по отношению к отвергающим их сверстникам, замыкаются в себе. В порыве неконтролируемых отрицательных эмоций подросток может избить сверстника. Среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умение хранить тайну, понимать и сопереживать. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток начинает рисковать ради другого, оказывать помощь. Еще одним эмоционально значимым фактором в жизни подростков становится их внешность. Они много времени проводят перед зеркалом, изучают себя. Ищут изъяны(и как правило находят, даже если их нет), глубоко переживают свое несовершенство и бывают недовольны своей внешностью. Девочки и мальчики могут болезненно переживать из–за своего маленького роста. Причиной негативных эмоций могут являться также мелкие дефекты кожи, цвет волос, вес. Повышенный интерес подростков к своей внешности – лишь составная часть их психо-сексуального развития, также определяющего общий фон эмоционального состояния. Процессы полового созревания, неприятие своего пола, появление менструального цикла у девочек, возникновение сексуальных фантазий, ранняя половая связь – все это также существенно влияет на эмоциональную сферу [1, с.98.].

В подростковом возрасте совершенствуется самосовершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению Н.Шаниной , является центральным новообразованием подросткового возраста, ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Развитие самооценки подростка связано с анализом своих переживаний. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются благоприятной почвой для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества. Которое часто рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда – либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия [27, с.17.].

Читайте также:  Как чувствует себя пожилой перед смертью

Психологические задачи подростков этого возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной). Проблемы подросткового возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, потребности в безопасности, потребность в независимости; потребность в успехе, в проверке своих возможностей. В развитие эмоциональной сферы у подростков к 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Чем старше становится подросток, тем менее он раздражителен и более оптимистичен, чем подросток младшего возраста. Отличительной особенностью эмоций является достаточно высокая избирательность. У подростков возникает интерес к общению со взрослыми. Однако к доверительному общению со взрослыми подросток прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается исповедальным [31. С.109.].

Эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением [23, с.106.].

Таким образом, подростки бывают неуравновешенны, вспыльчивы, у них часто и неожиданно может меняться настроение. Они стремятся быть взрослыми, выражают бурный протест когда их продолжают считать детьми и ограничивают самостоятельность. Подростки нуждаются в общении со сверстниками, если общение не складывается – глубоко переживают, могут замыкаться в себе, становятся агрессивными по отношению к другим и к самим себе. Они также волнуются по поводу своей внешности, своих способностей. Испытывают потребность в любви и понимании родителей, так как им самим не всегда понятно, что с ними происходит. Тяжелая обстановка в семье усугубляет протекание подросткового кризиса.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: «Академия», 1997.-286 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981.-185 с.

3. Большой психологический словарь (Сост. И общ. Ред. Б. Мещяриков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672 с. )

4. Блонский П.П., Психология младшего школьника. М., Воронеж, 1997

6. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000. – 132 с.

7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. — №8.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

9. Добрович Л. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – 240 с.

10. Дубровина Т. В и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 225 с.

11. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

12. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 1

13. Крутецкий В.А., Психология. М., «Просвещение», 1974.

14. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с.

15. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.

16. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с.

17. Петровский А. В. Общая психология.- М.: Просвещение. – 1986.

18. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998. 235 с.

19. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000. – 235 с.

20. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 246 с.

21. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

22. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –т № 1- 312 с.

Источник

Оцените статью