- 5 составляющих эмоционального интеллекта
- Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
- № 1. Самосознание
- № 2. Саморегулирование
- № 3. Мотивация
- № 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
- № 5. Социальные навыки
- Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
- Важность эмоционального интеллекта в 21 веке
- Разница между IQ и эмоциональным интеллектом
- Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе
- Что такое успех?
- Можно ли повысить эмоциональный интеллект?
- Проверьте свои знания
5 составляющих эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.
Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.
Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
№ 1. Самосознание
Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.
Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда.
Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.
Основные элементы самосознания:
- Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
- Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.
№ 2. Саморегулирование
Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.
Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
Основные элементы саморегулирования:
- Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
- Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
- Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
- Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
- Инновации. Быть открытым для новых идей.
№ 3. Мотивация
Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.
— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты.
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны. — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
Основные элементы мотивации:
- Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
- Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
- Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
- Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.
№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.
Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?
Основные элементы
- Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
- Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
- Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
- Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
- Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.
№ 5. Социальные навыки
Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.
Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.
Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».
Наиболее важные социальные навыки
- Влияние. Использование эффективной тактики убеждения («5 способов сделать свою речь более убедительной» — материал в наших социальных сетях)
- Связь. Отправка четких сообщений. Умение дать четкое задание, понятное ученикам, коллегам, подчиненным — крайне важный навык. Если ваш класс или команда не понимают, чего вы от них хотите, эффективной работы не получится.
- Лидерство. Умение вдохновлять и лидировать.
- Управление изменениями. Умение стать катализатором в том или ином процессе.
- Управление конфликтами. Понимание, ведение переговоров и разрешение разногласий.
- Сотрудничество. Работа с другими людьми по достижению общих целей.
Педагогическая игра «Передай чувство»
Цель — развивать у детей умение сотрудничать и понимать эмоции других людей
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
- Командная работа. Создание групповой синергии в достижении коллективных целей.
Источник
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
В своей жизни мы все становимся свидетелями удивительных событий: человек с высоким коэффициентом терпит неудачу, а имеющий скромные показатели по этому тесту оказывается на удивление успешным в карьере и других сферах. Это случается нередко и заставляет нас задавать себе вопросы.
Какие еще факторы влияют на успех в жизни? Что нужно для счастья? Какие навыки в себе стоит развивать, чтобы научиться справляться с жизненными неудачами и быть стрессоустойчивым? Полагаем, вы и сами неизменно давали себе один и тот же ответ: эмоции. Именно эмоции способны превратить нашу жизнь в рай или ад. А для того, чтобы научиться ими управлять, нужно повышать свой эмоциональный интеллект.
Содержание:
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EQ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями.
Слово «интеллект» в этом понятии появилось не случайно: скорее всего это был ответ на неспособность тестов на IQ предсказать успех человека в жизни. Психологи, исследовавшие природу эмоций, пришли к выводу, что успешные люди становятся таковыми прежде всего из-за своего умения ладить с людьми и уже затем благодаря своему интеллекту. Сам же тест IQ не учитывал эти способности.
Так чем же так важен эмоциональный интеллект и зачем его нужно повышать?
Важность эмоционального интеллекта в 21 веке
Почему эмоциональный интеллект так важен именно в 21 веке? Конечно, он имел значение и раньше, особенно для выживания, но сейчас многое изменилось. Развитие коммуникационных технологий и интернета привело к тому, что мы находимся в постоянном контакте с другими людьми, даже если многие из них находятся на значительном расстоянии от нас.
В прошлые столетия человек проводил солидную часть своей жизни в поле или на заводах, зарабатывая на жизнь физическим трудом. Ты должен был работать, иначе умрешь, поэтому человеку даже мотивировать себя дополнительно не приходилось. Современный человек (даже в развивающихся странах) вполне обеспечен: у него есть кров над головой, еда на столе и вода в стакане. Поэтому ему, а особенно его детям, не нужно лезть из кожи вон, чтобы не умереть. И именно умение себя мотивировать становится необычайно важным в 21 веке. Мотивация имеет непосредственное отношение к умению управлять своими эмоциональными состояниями, вводить себя в них (пусть даже искусственно) и добиваться успеха в жизни.
Работая на заводе, вам нужно было выполнять норму производства деталей, работая дизайнером или переводчиком, одна из ваших главных задач — умение находить общий язык с людьми. Логика работает не во всех случаях, поэтому апеллирование к эмоциям выходит на первый план. Если вы научились направлять эмоции людей в определенное русло, перед вами открываются невероятные возможности.
Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей.
Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями.
Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними.
Разница между IQ и эмоциональным интеллектом
Что такое IQ? Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями.
Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни.
Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения.
Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции. И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями.
Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни. В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает. В обоих примерах речь идет о важности эмоционального интеллекта.
Мы все приходим в восторг от одной новости, которую и так инстинктивно знали: IQ не является единственным фактором, при помощи которого можно достичь успеха. Конечно, мы должны развивать свой интеллект, однако помимо этого отчаянно нуждаемся в хороших эмоциональных способностях.
Ответьте себе на вопрос: какой дизайнер (музыкант, хирург, бизнесмен, маркетолог) добьется большего в жизни при всех прочих равных условиях, но при разном уровне эмоционального интеллекта? Например, представим, что вы дизайнер и пытаетесь устроиться на работу. У вас есть конкурент, который обладает идентичными с вами профессиональными навыками. Разница лишь в том, что вы оптимистично настроены, полны энтузиазма, умеете находить общий язык с клиентами и будущим боссом, тактичны и стрессоустойчивы.
Так кого же возьмут на работу? Кто будет двигаться по служебной лестнице? Поставьте себя на место босса. Кого вы возьмете на работу при всех прочих равных условиях? Приятного в общении профессионала или неприятного в общении профессионала? Мало того, достигают успеха даже те люди, чей профессиональный уровень ниже, чем у его конкурентов.
Да, существуют профессии, для которых уровень эмоционального интеллекта не особо важен. Например, уборщик или строитель. В этих профессиях больше ценятся профессиональные и технические навыки, никто от вас не будет непременно требовать эффективного взаимодействия с людьми.
Эти люди вполне способны выполнять свою работу качественно, некоторые из них неплохо зарабатывают и у них есть многие блага для хорошей жизни. Но что насчет любовных и дружеских взаимоотношений? Что насчет понимания эмоций других людей с тем, чтобы помогать им справляться с трудностями? Люди с низким эмоциональным интеллектом могут быть успешными на своей работе, но при первых проблемах испытывают неимоверные трудности. Если такого человека уволят с работы, он будет подвержен сильнейшему стрессу и впадет в депрессию. Он может пойти на несколько собеседований подряд, потерпеть неудачу и пребывать во фрустрации.
Вы слышали когда-нибудь о колесе жизни? Это техника определения личных приоритетов, которая учит нас одной важной мысли: количество часов, выделенных одной сфере жизни, влияет на ее качество. Вы можете все свое время тратить на развитие технических навыков, но вместе с этим начнут провисать другие аспекты вашей жизни — здоровье, семья, отдых, друзья, хобби, саморазвитие. Вы просто не сможете быть счастливыми, если преуспеете в чем-то одном. Великие, поистине великие люди были счастливыми, потому что умели находить грамотный баланс.
Человек не сможет быть удовлетворенным жизнью, если не возьмет свои эмоции под контроль и не сможет их использовать себе во благо. Он будет работать ради зарплаты, тратить деньги на вещи, которые как он думает, дадут ему ощущения счастья, но будет чувствовать себя подавленным и раздраженным.
Внешние факторы никогда не сделают человека счастливым, счастье всегда идет изнутри. Чтобы радоваться жизни, нужно изменить если и не свою психологию, то хотя бы взять под контроль свои эмоции.
Ведь что такое, в сущности, подавленность? Она редко бывает физической, это скорее состояние мыслей и эмоций. Вы испытываете негативные эмоции и у вас появляются подкрепляющие ваше настроение мысли. Или наоборот, вы снова и снова прокручиваете одну и ту же неприятную мысль, благодаря чему это накручивание вызывает у вас негативную эмоцию. Эта эмоция растягивается во времени и вы получаете плохое настроение. Дальше меланхолия, депрессия, ощущение никчемности, неуверенность в своих силах.
Так уж устроена наша психика, что нас привлекают жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, а не раздраженные и вечно не удовлетворенные. Почему? Эмоции действуют как вирус, влияние другого человека на наши эмоции переоценить невозможно. Если мы длительное время общаемся с угрюмым пессимистом, это настроение передается и нам. Когда же мы имеем дело с приятным, располагающим к себе человеком, мы чувствуем себя лучше. Человек, который умеет решать логарифмические уравнения вызывает уважение, но если он портит вам настроение своим присутствием, вы захотите держаться от него подальше.
Можно сделать простой вывод: симбиоз IQ и EQ позволит человеку добиться значительных успехов. Если вы умеете мыслить логически, анализировать информацию и при этом ладите с людьми, умеете мотивировать себя и их, тогда у вас наверняка все получится.
Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе
Если вы помните свой выпускной класс, то наверняка интересовались успехами своих бывших одноклассников. Что случилось с самыми умными учениками? Достигли ли они больших высот? Возможно вы также вспомните одноклассника, который не блистал высокими оценками и теперь открыл собственную компанию. Даже если у вас нет примеров из жизни, вы наверняка слышали подобные истории от своих друзей. Никто не мог представить, что этот отпетый троечник через десять лет будет успешным и приятным человеком.
Мы все знаем, что сложно выявить настоящий талант в примитивной школьной модели измерения достижений. Мы также подсознательно понимаем, что существует большая разница между сообразительностью в классе и сообразительностью в реальной жизни. Мир постоянно меняется (современный мир особенно), но кто или что учило нас быть гибкими? Мы приобретали знания, которые казались незыблемыми, а спустя несколько лет понимали, что они не помогают ни заработать, ни быть счастливыми.
В книге Томаса Стэнли «The Millionaire Mind» приведены результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Их попросили оценить факторы, которые обеспечили им успех. Вот первые пять лидирующих факторов:
1 | Честность перед другими людьми. |
2 | Дисциплина. |
3 | Умение ладить с людьми. |
4 | Поддержка супруга\супруги. |
5 | Высокая трудоспособность. |
Все пять факторов являются отражениями эмоциональных способностей.
Есть еще один вопрос, на который нужно найти ответ.
Что такое успех?
Давайте определим понятие успеха как «способность ставить и добиваться личных и профессиональных целей». Однако разумеется все не так просто.
Персональное определение успеха совершенно естественно и изменяется со временем. Мы преследуем разные цели в связи с возрастом, набираясь все больше опыта. Юношеский идеализм переходит во взрослое осознание реальности и необходимости компромиссов. Став более мудрыми, мы понимаем, что успех лишь тогда является таковым, когда приходит к нам в разных сферах. Разные аспекты жизни ставят свои условия.
✔ | Какую роль вы исполняете в данный момент? Работника, лидера, родителя? |
✔ | Хотите ли вы получать больше денег, продвигаясь по служебной лестнице, или наслаждаться семейной жизнью? |
Нельзя обойти вниманием и о понятиях общества об успехе. Долгое время финансовое положение человека считалось показателем успешности в жизни. Мы все знаем вопрос «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Такой подход к успеху не мог принести ничего хорошего. Мы снова возвращаемся к колесу жизни: современный человек все отчетливее понимает, что понятие успеха искажено и понимается неправильно. Счастье формирует не только заработная плата и дорогая машина, но и (и скорее в первую очередь) личные и семейные взаимоотношения, физическое здоровье, всеобщее признание, ощущение значимости своей деятельности.
Можно ли повысить эмоциональный интеллект?
Простой ответ: можно. Пол, возраст и этническое происхождение не имеют никакого значения. Уровень вашего эмоционального интеллекта меняется и без вашего участия, только это происходит хаотично.
Чем выше уровень вашего эмоционального интеллекта, тем более вы будете успешны как родитель, работник, лидер или друг. Даже если бы вы жили на необитаемом острове, вы нуждались бы в управлении своими эмоциями.
С годами мы становимся мудрее, приобретаем опыт и учимся. И одна из вещей, которую четко и ясно понимаем — равновесие эмоций и разума дает самые лучшие результаты.
Кстати, не стоит путать эмоциональный интеллект с личностью и характером. Черты характера (или темперамента), как правило, фиксированы. Например, вы склонны к преданности, интровертному поведению или прямоте. Психологи называют эти черты характера статическими и утверждают, что они так или иначе сохраняются на протяжении всей жизни человека. В то время как эмоциональные способности являются динамическими, они могут быть приведены в действие по ситуации. Отдельные строительные блоки эмоциональных способностей (и вся их структура) могут быть улучшены при помощи опыта, тренировки и обучения.
Другие пренебрежительно относятся к эмоциональному интеллекту, считая его женской прерогативой и считая, что в наше время коэффициент интеллекта IQ притесняется или даже высмеивается. Это тоже неправда: IQ и EQ скорее дополняют друг друга, они способны продуктивно и мирно сосуществовать. Во всяком случае вы должны иметь достаточный уровень IQ для того, чтобы понять, на что способен EQ и какие преимущества может привести его развитие.
В человеке все должно быть гармонично. Если вы делаете упор на понимание эмоций и все время тратите на повышение эмоционального интеллекта, то может быть и станете приятным человеком, но все же не сможете открыть собственную компанию, логически мыслить и анализировать информацию. Если вы развиваете только коэффициент интеллекта, то становитесь подверженным стрессу и не умеете развивать хороших отношений с другими людьми. Словом, вам ничего не мешает развивать эти два интеллекта одновременно — в этом будет несравненно больше пользы, чем делать упор лишь на одном.
В этом уроке мы осознали важность эмоционального интеллекта и сравнили его с коэффициентом интеллекта. Мы выяснили, что только грамотный симбиоз двух этих способностей позволит добиться успеха практически в любой области жизни.
В следующем уроке мы говорим об истории эмоционального интеллекта и его моделях. Мы увидим, что разные психологи призывают совершенствовать разные навыки для того, чтобы научиться управлять своими и чужими эмоциями. Тем не менее, у всех моделей есть и похожие черты, которые мы рассмотрим в дальнейшем.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее переходим к рассмотрению моделей эмоционального интеллекта.
Источник