Характеристика основных видов чувств

Психологические характеристики чувств. Виды чувств

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени часто смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).

Кроме того, некоторые ученые и сегодня определяют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А. В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.

Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность.События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И. П. Павлов). Однако не все авторы согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, Е. П. Ильин считает, что часто человек не хочет себе признаться в том, что у него возникло то или иное чувство.

Устойчивость.Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоциональные отношения («эмоциональные константы» по А. Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность.Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Внеситуативность.Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.

Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений): 1) нравственныепереживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические – вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.

Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки. Е. П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях» (Ильин, 2001). Чувства формируют готовность оценивать и реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности.В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В. В. Никандрова и Э. К. Сонина, характеризует их глубину.

Таким образом, чувство – это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Источник

Виды чувств — Классификация

Все новое, что происходит в жизни и деятельности человека, воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием для развития человека как личности. Они формируются с развитием индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Чувства (сантименты) — это устойчивые эмоциональные переживания человека, которые формируются в процессе его взаимоотношений с окружающей средой. Чувства формируются и развиваются в процессе развития и воспитания человека. Они отражают значение любых явлений, предметов, событий для человека, его внутренний мир, потребности и мотивы.

Читайте также:  Если после общения с человеком чувствуешь что нет сил

В отличие от аффектов и эмоций, чувства являются надситуативными. Более того, чувства субъективны, что объясняется различным значением определенных предметов и явлений для разных людей. Еще одно свойство чувств — амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут сочетаться и перетекать в любые другие эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.д.).

На основе направляющих эмоций человека можно получить некоторое представление о его мировоззрении и системе ценностей. Устойчивой классификации чувств не существует, но распространена классификация по степени обобщенности (конкретные, обобщенные, абстрактные чувства), а также выделение подтипов чувств в зависимости от их объектов (моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские и т.д.).
Функции чувств:

  • мотивация — чувства мотивируют поведение;
  • сигнальные — чувства сигнализируют человеку о необходимости важности объектов и стремлении направить на них активность;
  • оценочный — чувства помогают определить значение всего происходящего;
  • синтезирующая функция образа — отражает многообразие стимулов в виде целостных и структурных образований;
  • экспрессивная функция — обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: Ощущения различают по модальности, по интенсивности, по длительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям их развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по тематическому содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято различать низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: моральные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, пониманием и оценкой происходящего и определяют его личность.

Классификация

Возникновение чувств обусловлено социальным существованием человека. Другими словами, чувства по своей природе социальны. Чувства основаны, прежде всего, на потребностях, которые возникли в процессе социального развития человека и связаны с отношениями между людьми. Слово «чувство» имеет много значений. Когда говорят «органы чувств», имеют в виду орган слуха или орган зрения. Во фразах «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство прекрасного» есть еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.

Значение чувств в жизни и действиях человека очень велико. Они мотивируют человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учебе, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека и ставят перед ним определенные цели в жизни. Без развития чувств человечество находилось бы на уровне примитивных животных!

В психологии не существует общепринятой классификации типов чувств. Принято выделять следующие виды: моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Моральные (нравственные) чувства выражают отношение человека к личности и, в конечном счете, к обществу. Основой оценки, которую эти чувства получают от других людей, объективно являются моральные нормы, регулирующие поведение человека во всех сферах его общественной жизни. Моральные чувства включают в себя: Любовь (в широком и узком смысле этого слова), сострадание, доброжелательность, человечность, преданность и т.д.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу обучения, его успехам и неудачам. Психология раскрыла глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, которые развиваются в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль эмоций заключается в том, что они выступают в качестве своеобразного регулятора интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные чувства включают удивление, любопытство, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.д. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как чего-то прекрасного или безобразного, трагического или комического, возвышенного или вульгарного, элегантного или грубого. В качестве примера специфического эстетического чувства можно рассмотреть чувство юмора, которое основано на способности человека замечать комическую сторону явлений и эмоционально реагировать на них.

Наличие или отсутствие юмора можно определить по тому, как человек понимает шутки, остроты и карикатуры, улавливает комизм ситуаций и способен смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточное проявление юмора является признаком деградировавшего эмоционального уровня и неразвитости личности.

Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются людьми в деятельности и общении и иногда называются высшими чувствами, поскольку включают в себя все богатство эмоциональных отношений человека к действительности.

Чувства — это особая форма отражения действительности, они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Человеческие эмоции, обусловленные генетически, формируются обществом; они играют важную роль в поведении, практической и познавательной деятельности человека. Как сигналы успешности или медлительности деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства, таким образом, занимают важное место в регуляции человеческой деятельности.

Читайте также:  Взрослые дети эмоционально незрелых людей

Сферу чувств очень трудно изучать, так как она выражена гораздо более субъективно, чем в когнитивной сфере.

Свойства чувств характеризуются качественной определенностью, интенсивностью и длительностью, полярностью, активностью, сложностью, гармоничностью.

Особая ценность чувств для человека связана с их побудительной функцией. Научно несостоятельные и ошибочные крайности: как отказ от удовольствий жизни (аскетизм), так и абсолютизация роли удовольствий в жизни (гедонизм).

Чувства всегда подразумевают некую внутреннюю работу по преобразованию психического мира человека.

Творческие, жизнеутверждающие, высокоморальные личные чувства являются не только нравственной основой подлинно человеческого образа жизни, но и важнейшими составляющими психического и физического здоровья каждого члена общества, залогом

Характеристика различных чувств

  1. Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому-либо или чему-либо, которое выражается в дружелюбии, доброжелательности, восхищении, приглашении к общению, внимании, помощи.
  2. Антипатия — устойчивое негативное отношение.
  3. привязанность — чувство близости, основанное на симпатии.
  4. Дружба — яркое воплощение избирательной привязанности.
  5. увлеченность — относительно устойчивое эмоциональное отношение, отражающее страстное влечение к кому-либо.
  6. Любовь — это интимная привязанность, обладающая огромной силой, настолько большой, что потеря объекта этой привязанности кажется человеку невозвратимой, а его существование после этой потери — бессмысленным.
  7. Враждебность — это неприязнь к человеку, с которым человек находится в конфликте. Сильное чувство враждебности называется ненавистью.
  8. Зависть — это неприязненное, враждебное отношение к успеху, популярности, моральному превосходству или превосходству другого человека.
  9. Ревность — это подозрительное отношение человека к объекту обожания в сочетании с ноющим сомнением в его верности или знанием о его неверности.
  10. Удовлетворение — устойчивое, длительное положительное эмоциональное отношение человека к чему-либо, возникающее в результате многократно пережитого удовлетворения в какой-либо сфере жизни и деятельности и выраженное в форме суждения.
  11. Счастье — это такое эмоциональное состояние человека, которое соответствует высшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни.

Моральные или нравственные чувства — это форма переживания ценности или, наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к выработанным обществом нормам поведения. Эти переживания могут возникнуть только благодаря соотнесению действий людей, поступков с нормами, которые выражают социальные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения и морали, принятых в данном обществе, и выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, которые отражают разную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними.

Отношение к обязанностям, которые человек принимает на себя по отношению к другим людям, обществу, называется долгом. Невыполнение этих обязанностей приводит к негативному отношению к себе, которое выражается в чувстве вины, стыда и раскаяния. Сюда также относятся чувства жалости, зависти, ревности и другие проявления человеческого отношения.

Эстетические чувства — это переживание чего-то прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (природных явлений, действий людей, вещей). Они развиваются в связи с развитием искусства. Это музыка и пробуждает в нас музыкальное чувство. Эти чувства — человеческое отношение к прекрасному и безобразному, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, гнев, насмешка, сарказм, чувство трагического и драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любопытства, познавательных интересов, с поиском истины, с решением мыслительной задачи.

Основные закономерности чувств

Возникновение и исчезновение эмоций и чувств подчиняется всем законам формирования и функционирования условного рефлекса.
Чувства, развитые в отношении одного объекта, переносятся в той или иной степени на весь класс однородных объектов. Одной из закономерностей чувств, таким образом, является их всеобщность и возможность передачи.

Другая закономерность — притупление чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если звучит постоянно и повсюду; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочтительнее привычных и скучных воздействий.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в той или иной степени привыкает ко всему, в том числе и к негативным воздействиям (неприятный запах, неприятные картины, неприятное окружение и т.д.). Притупление негативных чувств опасно тем, что они сигнализируют о неблагоприятной обстановке и побуждают нас изменить ее.

Различные чувства, вызванные воздействием различных стимулов, накапливаются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство раздражения по поводу неэтичного поступка одного человека усиливается при столкновении с благородным поступком другого человека в той же ситуации. Удовольствие ощущается сильнее, чем неудовольствие. Чем тяжелее судьба героя романа, тем счастливее предполагаемый исход его несчастья. Это контраст чувств.

Читайте также:  Эмоциональное перенапряжение головная боль

Одной из закономерностей чувств является их суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования чувств, мы укрепляем любовь и уважение к родителям, друзьям, родным местам. Накопление негативных чувств (трудности в жизни, проблемы) может привести к аффекту, который представляет собой сильную реакцию на, казалось бы, незначительное событие. В результате суммирования чувств повышается эмоциональная чувствительность к определенным событиям.

Эмоциональные состояния могут быть заменены. Таким образом, неудача в одном виде деятельности может быть компенсирована успехом в другом виде деятельности.

Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные по отношению к одному объекту, могут переноситься на другие объекты (всем известен феномен «компенсации зла на слабых»).

В некоторых случаях эмоции несовместимы друг с другом — амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Например, отец-алкоголик сталкивает любовь к своей семье с ненавистью к ней, когда его лишают возможности употреблять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами разрешается по-разному: подавлением чувств под каким-то «оправдывающим» предлогом, искажением определенных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомима, жесты, поза, отношение), изменениями тона голоса, темпа речи. Посмотрите на картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень точно передавал внешнее выражение сложных человеческих эмоций — страх и печаль, горе и скорбь, юмор и веселье.

Повседневные чувства человека

Грусть или расстояния сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнуты назад, опущенные руки, опираясь на голову головы), замедление и неопределенность движений. В Мимике эти чувства выражаются информацией бровей, с углом понижения рта, появление характеристики складной на лбу с носа к углам рта.
Другое выражение эмоций радости: мышечный тонус поднят, отношение прямое, плечами используются, движение энергично и точнее, брови в тихом состоянии.

Большая группа мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. В этом случае активность левого полушария отражена на правой стороне человека, а активность правого полушария находится на левой стороне. Левые и правые части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственной близости от левой половины человека. Здесь вы видите «истинное» чувство. На правой стороне лица эмоции выражаются по левому контролю («рациональному») полушариями.

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (Rudiment) этих действий, которые имели наши отдаленные предки, имели биологическое значение — для атаки или защиты: обтягивание, сжимающие кулаки с гневом, головой, изгибающимся на бояться, дрогнуть во время страха.

Однако многие внешние выражения эмоций не могут рассматриваться как округление. Это механизм связи. Выражения лица, жесты помогают людям понять, создать внутреннюю (парализующее) связь.

Мимика одна поднимается социальной средой и служит средством корректировки. Человек путем непроизвольной имитации изучает окружающие люди типичные схемы, фотографии, страх, надежд, гнева, ненависти и любви в этом обществе.

Эмоционально выразительные движения лица служат первым центром связи между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей в выражении лица. Выразительные движения дают жизнеспособность и энергию нашей речи. Они иногда раскрывают наши мысли и намерение более четко, чем слова.
Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их снижению. «Тот, кто дает волю бурных телевизоров укрепляет его гнев; тот, кто не сохраняет проявление страха, будет испытывать его в повышенной степени; тот, кто, депрессивный горе, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить умственный баланс «

Человек не заботится о эмоциях. Усилия будут регулировать его эмоциональное состояние. Вместе с этими эмоциями остаются мощным фактором по поведенческому порядку также в структуре свободного действия. Более высокие эмоции органично погружены в воли-регуляции поведения человека. Следовательно, сегмент долгов гарантирует, что достижение сознательно доставлено социально значимыми целями.

Сознательное, рациональное регулирование поведения, с одной стороны, поощряет эмоции, но с другой стороны, это нынешние эмоции. Великолепные великолепии совершаются против конкурирующих эмоций. Человек преодолевает боль, жажду, голод и все возможные аттракционы.

Эмоции доминируют там, где сознательное регулирование поведения недостаточно, но это не означает, что сознательно эффективный эффект, тем менее значительные эмоции имеют эмоции.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Оцените статью