- 6.7. Физиологические механизмы эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе
- Развитие эмоций в онтогенезе
- Лекция 6.
- Эмоциональные психические процессы.
- Функции эмоций.
- 1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Эта функция является филогенетически наиболее древней. Она связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( от лат. Vita – жизнь) эмоций – например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса.
- Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
- 2. Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта.
- 3. Коммуникативная функция эмоций.В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления (покраснение, побледнение и др.) развивались и укреплялись как средства оповещения во внутривидовом и межвидовом общении. У человека сигнально-экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему так называемую невербальную коммуникацию. Следует, однако, сказать, что не все проявления чувств одинаково хорошо распознаются. Легче всего узнаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%).
- Классификация эмоций.
- Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию не ситуацию. Аффект характеризуется утратой самообладания, нарушением волевого контроля за действиями, изменением всей жизнедеятельности организма.
- Эмоции человека 3
- Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) – это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
- Чувства – высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам.
- Настроения. Это общее и относительно слабое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека в течение длительного времени. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием.
- Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма.
- Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, .
- Развитие эмоций в онтогенезе.
- Примеры похожих учебных работ
- 8. Эмоции и чувства. Аффект. Фрустрация. Стресс. Способы регулирования эмоциональных .
- Презентация на тему: Психика и организм
- Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
- Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
- Эмоции. Регуляторная функция эмоций
- 016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
6.7. Физиологические механизмы эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе
6.7.1. Физиологические механизмы эмоций. Эмоционально-волевая сфера человека является предметом психологической науки, и в курсе возрастной физиологии мы рассмотрим только те примитивные физиологические механизмы, которые лежат в ее основе. Наше строго физиологическое изложение проблем эмоциональных реакций человека не является попыткой биологизации этих сложных психических процессов, а связано с тем, что в последующем курсе психологии психологическая сторона этих вопросов будет рассмотрена специально и более полно.
Первая физиологическая попытка объяснить эмоции человека принадлежит И. М. Сеченову, который считал, что эмоции — это «рефлексы с усиленным концом в их последней трети». Важное значение имели исследования И. П. Павлова, связавшего появление эмоций с переделкой динамических стереотипов, сопровождавшейся тяжелым «нервным трудом».
Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970). Ниже приведены некоторые современные данные, раскрывающие физиологические механизмы эмоций.
Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживленных электродов (см. разд. 4.14) показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций (от лат. emovere — возбуждать).
Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий — лимбических зонах. Раздражение этих зон вызывает у человека и животных реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды, чувство насыщения и многие другие.
Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с деятельностью подкорковых нервных структур головного мозга, относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпик-ритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых в эволюционном отношении корковых зон (например, моральные чувства человека).
Все многочисленные эмоциональные реакции с точки зрения физиологии можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отри-цательных эмоций связано с дискомфортом организма,
который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Например, снижение в крови содержания сахара (его обычная концентрация 80— 120 мг%) сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды — чувством страха.
Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, например чувство насыщения после обеда или радость человека при спасении жизни своего друга.
Исходя из биологической теории эмоций П. К. Анохина, можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если система (организм) не может достичь полезного дли себя результата. Положительные эмоции будут возникать при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, а ее избыток — положительные.
Материальный нервный субстрат отрицательных и положительных эмоций различен, что хорошо демонстрируется в опытах с раздражением этих структур через вживленные электроды. Особенно показательны в этом отношении ОПЫТЫ с самораздражением зон положительных эмоций, проводимых на животных (Д. Олдс, 1958).
Сущность опытов состоит в следующем. У животного предварительно вырабатывают условный рефлекс: нажатие лапкой определенной педали сопровождается дачей корма. Затем к педали подсоединяют специальный прибор — электростимулятор, который в свою очередь соединен с электродами, находящимися в отрицательных или положительных эмоциогенных зонах мозга. Теперь нажатие педали будет раздражать головной мозг животного электрическими импульсами, соизмеримыми с величиной естественных нервных импульсов. В зависимости от того, где находятся электроды: в центре положительных эмоций или отрицательных,— реакции животного будут различными. При нахождении электродов в отрицательных зонах, например страха, животное, лишь раз нажав на педаль, пытается в страхе вырваться из клетки. Если же электроды находятся в положительных эмоциогенных зонах, реакция животного противоположна. Оно может часами и с огромной скоростью нажимать педаль и раздражать свой мозг. При этом животное испытывает полный комфорт, отказываясь от еды и других соблазнов.
Таким образом, в подкорковых отделах головного мозга и в зонах древних отделов КГМ обнаружены специальные центры, регулирующие протекание эмоциональных реакций. Вместе с тем исследования показали, что качественная оценка эмоциональных состояний возможна только с участием молодых отделов КГМ (неокортекс). При корковых поражениях развиваются различные эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии — «эмоциональной тупости» или «эмоционального паралича». Регулирование специфически человеческих эмоциональных состояний осуществляется лобными долями, тесно связанными с лимбикой (см. разд. 4.15.6). Важное значение в проявлении эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает у человека эмоциональные расстройства. Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.
Широкие нейрогуморальные изменения, происходящие в организме в процессе эмоциональных реакций, свидетельствуют о том, что управление эмоциями может осуществляться и с помощью гормонов или других биологически активных веществ. Действительно, в настоящее время медики располагают широким арсеналом лекарственных средств, контролирующих эмоции человека.
Среди веществ, оказывающих влияние на проявление эмоций, находятся и такие, как никотин, алкоголь и наркотики. Особенно сильное действие оказывают алкоголь и наркотики. Вызывая у человека ложное состояние комфорта, они парализуют его волю. В результате человек лишается возможности целеустремленно добиваться решения поставленных перед ним задач и испытать настоящее и естественное чувство радости от достигнутых им побед.
6.7.2. Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе.
Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон головного мозга и общим психическим развитием ребенка. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, а также и другие реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатичеекие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Однако именно на этой биологической основе формируются все высшие (эпикритические) эмоции человека. Превалирование низших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых Нервных структур, продолжается до 3 лет и обусловлено слабостью корковых нервных процессов и соответственно низким уровнем развития психики. Интересно, что на эмоциональную окраску речи дети начинают реагировать много раньше, чем на ее смысл. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность, и особенно их общение со взрослыми.
По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психических процессов ребенка. Приблизительно с 3—4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но в это время они еще слабы и часто уступают более сильным биологическим потребностям. У детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.
Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей, восприятие игрушек и манипулирование ими. Мощным фактором развития эмоций является также рисование. Этот период с 2—3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций. В рассматриваемом возрасте дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. Например, в группе детсада заплакал малыш, и сейчас же его «поддерживают» другие. Только в начале подросткового периода (с 10—12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20—22 годам, т. е. когда завершается и формирование высших отделов нервной системы.
6.7.3. Физиологическое значение эмоций. Эмоции животных и человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции — своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции — сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций (П. В. Симонов). Следовательно, положительные эмоции — сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, выполнением производственных заданий или отличной оценкой на экзамене.
Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок. Данные, полученные при изучении деятельности организма в стрессовых ситуациях, свидетельствуют о громадных скрытых функциональных возможностях нашего организма. Известен случай, когда женщина, спасая своего ребенка, приподняла за заднее колесо автомобиль массой в несколько сотен килограммов.
Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Яркая, эмоционально насыщенная информация воспринимается ребенком прочно и порой на всю жизнь. В связи с этим учебно-воспитательная работа с детьми должна строиться только с учетом эмоциональных особенностей детей и подростков и обязательно затрагивать их эмоциональную сферу. Психологи выделяют даже специальный вид познавательных эмоций, физиологическую основу которых составляют ориентировочные рефлексы.
Именно развитие познавательных (гностических) эмоций у детей и подростков является первостепенной задачей каждого педагога.
Источник
Развитие эмоций в онтогенезе
Лекция 6.
Эмоциональные психические процессы.
Эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции, как и ощущения, восприятие или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако они отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, в их значимости для его потребностей. Эмоции как бы сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворении его потребностей в данных условиях.
Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить человека, что он испытывает.
Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде особых телесных проявлений – мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (жесты, изменения позы), вегетативных реакций (изменения пульса, тонуса сосудов, мышц, частоты дыхания, потоотделения и др.), а также биозимических сдвигов в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и т.п.).
Функции эмоций.
1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Эта функция является филогенетически наиболее древней. Она связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( от лат. Vita – жизнь) эмоций – например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса.
В процессе эволюции происходило формирование и закрепление наиболее эффективных связей между эмоцией и теми или иными адаптивными физиологическими реакциями. Например, при угрозе жизни возникает страх с одновременной активной подготовкой организма к борьбе или бегству.
При этом происходит перераспределение крови – усиливается её приток к мышцам, сердцу, лёгким и мозгу, а сосуды кожи и брюшной полости сужаются. Различные эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных органов, но каждое эмоциональное состояние имеет своё вегетативное (телесное) сопровождение.
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
. сопровождается положительными эмоциями, уменьшение — отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмоции е вызываются изменениями этих . непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими). Например: «Неверно, что хорошо как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать .
Поэтому излишняя интенсивность и длительность переживаний, создавая дополнительные нагрузки на соответствующие функциональные системы, может способствовать возникновению в них болезненных изменений.
Замечено, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень – гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением (М.И.Аствацатуров, 1932).
С другой стороны, общий эмоциональный фон определяется в очень большой мере особенностями функционирования внутренних органов человека.
2. Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта.
Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Например, при переходе улицы человек может испытывать страх разной степени выраженности в зависимости от дорожной ситуации, и действия будут продиктованы этим страхом.
Наиболее продуктивной, оптимальной деятельность бывает при умеренном уровне возбуждения. При чрезмерном эмоциональном возбуждении как правило наступает дезорганизация деятельности за счёт переключения на так называемое «аварийное» поведение (бегство, агрессия, оцепенение).
3. Коммуникативная функция эмоций.В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления (покраснение, побледнение и др.) развивались и укреплялись как средства оповещения во внутривидовом и межвидовом общении. У человека сигнально-экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему так называемую невербальную коммуникацию. Следует, однако, сказать, что не все проявления чувств одинаково хорошо распознаются. Легче всего узнаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%).
Наиболее информативным является выражение рта человека.
Классификация эмоций.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию не ситуацию. Аффект характеризуется утратой самообладания, нарушением волевого контроля за действиями, изменением всей жизнедеятельности организма.
Формами аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Развитие его характеризуется определённой стадийностью. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что с ним связано – т.е. в поле восприятия удерживаются только те предметы, которые вошли в «аффективный комплекс». Выразительные движения становятся всё более безотчётными.
Однако сдержаться, не потерять власть над собой на этой стадии человек ещё может (физиологический аффект), но при наличии различных ослабляющих факторов (заболевания, переутомления и др.) может развиться следующая стадия.
Эмоции человека 3
. (покраснел, побледнел, покрылся потом), выражению глаз, величине зрачка. У людей наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах. Эмоции должны правильно отражать внешний мир. Когда смешно . прямому контролю со стороны сознания, что вегетативные реакции, как правило, непроизвольны (например, расплакаться от обиды или облиться холодным потом при сильном испуге). Однако известно, .
При развитии патологического аффекта торможение всё больше охватывает кору головного мозга – сознание резко сужается, нарастает дезорганизация мышления, человек утрачивает контроль над собой, совершая автоматические, безотчётные и бессмысленные разрушительные действия.
После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, часто – глубокий сон с последующей полной амнезией совершённого.
Правильная диагностика патологического аффекта имеет большое значение в судебной психиатрии, т.к. лица, совершившие противоправные действия в таком состоянии, признаются невменяемыми.
Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) – это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Эмоция, как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – душевное волнение.
Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения потребностей, Э.Кантом были выделены стенические и астенические эмоции.
Если стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждая его к поступкам и высказываниям, то астенические обусловливают пониженную активность, неуверенность, сомнения и бездеятельность.
Американским учёным К.Изардом была выдвинута дифференциальная теория эмоций, согласно которой выделяются 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций:
1) Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.
2) Далее– в учебнике.
Чувства – высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам.
Чувства выражаются через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причём конкретные эмоции как формы переживания определённого чувства могут быть самыми разнообразными (пример с любовью к ребёнку).
Чувства человека всегда предметны. Поэтому их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся: моральные, интеллектуальные, праксические.
Особый вид устойчивых чувств образуют страсти и увлечения.
Страсть – сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Оно направляет все мысли и поступки человека. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.
Настроения. Это общее и относительно слабое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека в течение длительного времени. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием.
Настроение не предметно, а личностно: когда у человека радостное настроение, он рад не чему-то, а ему просто радостно.
Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма.
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, .
. время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые . bsp; &людьми: 3. Эмоции и эмоциональная система: 4. Выражение чувств и эмоций: 5. Вывод: 6. Список .
Эустресс и дистресс. ПТСР.
Фазы стрессовой реакции (по Г.Селье, 1960):
— Первая фаза (тревоги) – мобилизация защитных сил организма и повышение работоспособности;
— Вторая фаза – относительной стабилизации, закрепление всех физиологических параметров на более высоком уровне;
— Третья фаза при длительном стрессовом воздействии) – истощение со сломом регулирующих механизмов, ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах и системах.
Развитие эмоций в онтогенезе.
1. Новорождённый – преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.
2. Младенчество – чувство удовольствия – неудовольствия, приятного – неприятного. Из этих чувствований постепенно формируется отношение ребёнка к близким.
3. 3 – 12 – 14 лет – постепенное формирование корковых (эпикритических) эмоций. Вначале преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение.
4. Формирование высших эмоций, их полное развитие досигается к 20-22 годам. Чувства становятся подвластны интеллектуальной проработке, разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.
Примеры похожих учебных работ
8. Эмоции и чувства. Аффект. Фрустрация. Стресс. Способы регулирования эмоциональных .
. органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от . помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя .
Презентация на тему: Психика и организм
. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические). Аффект . способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация. Направленность личности: система устойчивых .
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
. а не логики оценок. Как известно [Анохин, 1964] эмоции в живых организмах выполняют функцию локального критерия управления, подсказывая организму, что хорошо и что плохо в данных конкретных .
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
. структура отвечает за уровень активности организма. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающуюзависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической .
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
. человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. . всех систем организма к . эмоции. Интенсивность эмоции может быть: *слабой — эмоция появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами *средней — эмоция .
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
. напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи . утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает .
Источник