Физическое и эмоциональное состояние педагога — важный фактор в образовании.
статья по психологии по теме
Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizicheskoe_i_emocionalnoe_sostoyanie_pedagoga_-_vazhnyy_faktor_v_obrazovanii..doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
“…Прежде всего, мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры”.
Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейский мудрости”
Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Н а фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей , проблема духовно-нравственного здоровья педагога, как основы его профессиональной культуры, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие.
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго, а это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.
Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической науке понимают способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.
Как свидетельствуют данные ряда научных исследований, результаты наших собственных наблюдений и опрашиваний учителей, причинами для последних есть недоразумения с учениками, их родителями, коллегами по работе, несправедливое отношение к ним из стороны руководства образовательным учреждением, домашние нелады.
Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.
Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.
Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.
Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпение, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.
Восстановление (реабилитация) здоровья учителя — это управление механизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Учительство как профессиональная группа отмечается очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, что требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. На это есть определенные объективные причины: коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальное незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии. Кроме того, профессия учителя принадлежит к так называемым хелперських (от англ. help — помогать), поскольку связанная с работой в системе » человек-человек», предоставлением поддержки и помощи подопечным. Именно в учителів очень высокий риск психических и соматических реакций на напряженные ситуации в работе. На сегодня в Международной классификации болезни даже выявлены отдельное состояние — «профессиональный стресс». Один из следствий продолжительного профессионального стресса — синдром эмоционального сгорания состояние физического, эмоционального и умственного истощения специалиста.
Стресс — нагрузка или перегрузка информацией или энергией, поступающей в систему или выходящими из неё.
Средства снятия стресса:
1) Разрядка эмоций. Выразить их вслух или письменно, главное, чтобы чувства были облечены в слова.
2) Плач. Если хочется плакать, то надо это сделать. Слёзы приносят облегчение и снижают боль.
3) Тёплый душ. Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снижая напряжение.
4) Физические упражнения.
5) Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость.
6) Дыхательные упражнения.
Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.
Источник
Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
статья
В статье затрагиваются и рассматриваются проблема связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога. Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 39 детский сад комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга Воспитатель Пичугина Ирина Олеговна
«Особенности эмоциональной сферы личности педагогов дошкольных образовательных учреждений как фактор профессиональной успешности».
Проблема профессиональной успешности педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической деятельности в силу новых реформ в сфере дошкольного воспитания. Исследование влияния индивидуально — личностных особенностей эмоциональной сферы педагогов, скрытых от внешнего наблюдения, имеет большое значение для лучшего понимания причин успешности профессиональной деятельности.
Эмоциональная сфера как свойства педагога, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эти содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для педагога в его педагогической деятельности. Знание о многогранном влиянии эмоциональной сферы и ее значимость для полноценного развития личности педагога позволяет понять взаимосвязь с профессиональной успешностью.
Обращение к проблемам развития и становления личности современного педагога, обосновывают исследование его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного отношения к профессионально — педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков.
Поэтому так важно понять и изучить особенности эмоциональной сферы личности педагога обуславливающие профессиональную успешность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Профессиональная успешность рассматривается как сложное многомерное образование (С.В. Алешин, И.М. Жданько, В.А. Пономаренко, Е.М. Ткаченко, Б.А. Федоришин, О.Е. Ящишин), как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения эффективности труда (К.М. Гуревич), как развитие профессионально важных качеств (И.А. Жданов), качества личности (А.Т. Ростунов), как уровень эмоциональной устойчивости (Г.М. Зараковский ).
Проблема профессиональной успешности напрямую связана с проблемой эмоционального выгорания педагогов. Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения воспитателя. «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Дисфункциональные следствия, «выгорания» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание
по Фетискину Н.П.
1. Индивидуальные факторы . 2. Организационные факторы . Условия работы, содержание труда. 3. Социально-психологические факторы . Социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.
Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание предложенные В.В.Бойко.
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание» : 1.Хроническая напряженная эмоциональной деятельности.
2. Дестабилизирующая организация деятельности. Недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. 4.Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».
Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание :
1. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.
2. Восприятие и переживание обстоятельств связанных с профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их.
Содержание профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждении имеет много общего с трудом учителя, но в тоже время имеет свои особенности, которые подробно раскрыты в исследованиях В.Н. Белкиной.
Образовательный процесс в детском саду кроме образовательной функции включает в себя еще и воспитательную функцию. Значительная часть времени в работе воспитателя отводится педагогическому руководству игровой, бытовой, трудовой и коммуникативной деятельностью, формированию социального опыта ребенка. Педагогу приходится учитывать физические, психологические и индивидуальные особенности развития воспитанников от 2 до 7 лет. Дети нуждаются в уходе и внимании воспитателя, особенно в раннем возрасте. Длительное время пребывания ребенка в детском саду (режим работы детского сада составляет 12 часов). Кроме этого осуществлять педагогическое образование родителей (возраст большинства родителей составляет 18 — 25 лет).
Изучение теоретических источников показало, что основное внимание исследователей уделено разработке научных понятий, составляющих оценку качества педагогического труда. Специальных работ, в которых внимание сосредоточено на комплексной оценке качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, нет. Остаются не разработанными теоретическое и методическое обеспечение комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, содержание и методика ее осуществления.
Эмоционально-личностный портрет успешного педагога нашего дошкольного образовательного учреждения (на основании проведенного психологического исследования). Получился таким — это молодой с большим стажем педагог. Оптимистичный, не экстраверт, активный с достаточными энергоресурсами, но при этом ему не обязательно иметь их слишком много достаточно и среднего потенциала, он не должен быть физически утомленным (недосыпание и недоедание частые диеты т.д.) это мешает работе.
Но у него наблюдается ориентир на отдых, (ему хочется отдохнуть), но при этом уровень нервно — психического напряжения не высокий. Интеллектуальная эмоциональность должна быть низкой. Сильные излишние эмоциональные переживания в случае неудач в общении, и по поводу неудач в физическом труде мешает в работе.
Помогает преобладание длительности сохранения эмоций, которые сохраняя эмоциональную устойчивость, поддерживают эффективность трудовой деятельности при возникновении отрицательных эмоциональных переживаний.
Проявления интенсивности и возбудимости эмоций проявляющаяся как вспыльчивость и раздражительность должна быть наименьшей. У педагога не должно быть признаков эмоционального выгорания деперсонализации ,редукции и эмоционального истощения. Эмоции не должны отрицательно влиять на эффективность деятельности. Эмпатия не должна быть слишком высокой.
Внешняя положительная мотивация предпочтение более высокого заработка, стремление продвижения по работе и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег не должна преобладать.
Превалировать должна внутренняя мотивация (ВМ) удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации.
Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) стремление избежать критики, и неприятностей выступает стимульным средством продуктивности трудовой деятельности.
В профессиональной деятельности педагога удовлетворенность как эмоционально окрашенное оценочное представление о результате своей трудовой активности, со знаком плюс и с высокой степень выраженности должны выступать удовлетворение от своей работы и интерес к ней.
Высокие притязания в профессиональной деятельности и предпочтение ее высокому заработку. В меру общительный педагог, излишнее общения с сотрудниками не сказывается благоприятно на трудовом процесс, а только вредит ему, отвлекая от основных трудовых обязанностей.
Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога.
Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.
Поэтому так важно понять каким должен быть такой педагог, его индивидуально — психологические особенности.
Источник