Гуманные чувства для детей

Картотека игр по формированию у детей гуманных чувств и отношений

Екатерина Градусова
Картотека игр по формированию у детей гуманных чувств и отношений

Картотека игр по формированию у детей гуманных чувств и отношений

Игра Цель Содержание

учить невербальному общению и беспредметному взаимодействию Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

учить невербальному тактильному общению Воспитатель собирает детейвокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание

Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

развитие способности увидеть сверстника и чувствовать единство с ним. Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит. «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения,кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все остальные мои движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего

Слепой и поводырь

Развивать доверие сверстникам и преодоление барьера неуверенности. Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети стоят друг за другом.Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы — туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так — до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

формировать сплоченность действий и возникновение чувства общности. На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу.Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть.У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины,они стоят на ней и поют песенку:

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

закрепление положительных эмоций Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики.У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы, весело скачут по полю, смеются, пищат.

учить видеть в сверстниках хорошие качества и правильные поступки. Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки,сажает их вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимка. Но вот беда, этот волшебник — ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее.Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

Читайте также:  Хорошего всем настроения природа

формирование взаимопомощи и учить проявлять сопереживание и сострадание Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей, купить лекарство и привести по той же дороге домой.

учить детей чувствовать других, поддерживать, сочувствовать Дети сидят в кругу.Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей Дети сидят в кругу. У каждого — набор пластилина. «Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем ваши бусинки на ожерелья каждого. У каждого из вас будет ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей. Но наши ожерелья не простые, а волшебные. Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и ваше пожелание может исполниться. Когда все дети сделали нужное количество бусинок, воспитатель вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу и, нанизывая очередную бусинку на нитку с иголкой, говорит свое пожелание. После того как все ожерелья готовы, воспитатель помогает детям надеть их.

показать, как можно преодолевать трудности в общении. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

развивать взаимопомощь, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги.Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Авторская сказка как средство воспитания гуманных чувств к природе, к людям, к животным Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Её составляют.

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников Перед современной педагогической наукой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного.

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. «Изучаем свое тело» Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; Учить различать запахи.

Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.

Читайте также:  Чувство вины за то чего не совершал

Картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели» Цель: Формировать знания об органах зрения. Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели.

Картотека игр для гиперактивных детей Картотека игр для гиперактивных детей. Игра » Пожалуйста». Цель :развитие произвольности, слухового внимания. Дети становятся в круг. Ведущий.

Картотека подвижных игр для детей 5–7 лет «Самолёты» Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать.

Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Гуманные качества — это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании,.

Сюжетно-ролевые игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях.

ТРИЗ Картотека игр для детей Что умеет делать? Цель: на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или.

Источник

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми
статья

В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подход к собеседнику, правильно реагировать и выражаь свою симпатию к нему. Отмечаются сложнсти в умении сопереживать и родоваться успеху другого человека и это пиводит к разного рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга. В статье раскрывается методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.

Скачать:

Вложение Размер
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми 30.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №85 Приморского района

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте,

отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку.

В последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику; отмечаются сложности в умении
сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различного рода конфликтам и
непониманию сверстниками друг друга.

Предпосылки для развития нравственных чувств ребенка возникают очень рано. Восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые получает ребенок в эти годы, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.

Освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих его людей с самого раннего детства.
Педагоги и психологи указывают на проявления реакций общения ребенка уже в первые месяцы его жизни , когда у младенца во время бодрствования проявляется чувство радости от общения со взрослым. Проявление положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми имеет важное значение для развития чувств ребенка.

Отсутствие условий для возникновения этих реакций вызывает задержку эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития детей (Н.М.Аксарина — педагог, профессор, М.И.Лисина – детский психолог)

Методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста .
В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.
Главное направление — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (поблагодарить, попрощаться, поздороваться).
Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, и тем более, подкреплять эти действия положительной оценкой. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.

К полутора годам у детей отчетливо проявляется сопереживание радости, а затем уже сопереживание горю.
На третьем-четвертом году жизни дети, под влиянием чувств, переживаний, связанных с похвалой или порицанием взрослого, могут даже изменить свое поведение.
Нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются под влиянием окружающих.
Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении ( ситуации могут быть смоделированы педагогом, либо взяты их песенок, потешек, сказок ).

На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе в возрасте 4-5 лет (средняя группа) происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.

Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.
Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация выработки практических навыков поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, развивает навык «чтения эмоций» («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»)

В условиях целенаправленного педагогического процесса чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения между детьми приобретаются в старшем дошкольном возрасте.
У старших дошкольников начинают формироваться начала трудолюбия, любви к Родине.
Формируясь под влиянием воспитания, чувства детей, проявляются не только в играх, но и в такой эмоциональной деятельности, как детское рассказывание. В рассказах детей преобразуется и получает отражение их опыт. В них дети выражают свое отношение к тем или иным явлениям действительности.
Наиболее действенными в обогащении представлений детей и начал их патриотических чувств являются художественная литература и изобразительное искусство. В этом возрасте уже можно обучать решению вербальных логических задач: как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте. Оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. .
Дети этого возраста воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и мультфильмов. .
Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «хороший» и «красивый» у детей очень сближены – красивы герой не может быть плохим. Недоброжелательное отношение у детей в этом возрасте чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.
Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для ребенка остаются оценка взрослого и его пример. .
Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии:
— переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»); .
— переживание – утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу»); .
— переживание – действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»); .
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность
к реальному «переживанию – действию». Формировать у детей умение сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.

Целесообразны с детьми старшего дошкольного возраста этические беседы, содержанием которых могут стать: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, произведения изобразительного искусства.
Требования к этической беседе : опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуации выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, приучать делать их самостоятельно.

Выбор формы этической беседы и места её проведения зависит от её темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако, всегда необходимо выстраивать беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать.
Этическая беседа может состоять из трех частей:
* сначала дети слушают короткий или рассказ, или разыгрывают сценку;
* потом обсуждается мораль;
* потом проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Важной частью педагогической работы является предоставленная детям возможность упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым с помощью соответствующих ситуаций (подготовка подарков друг другу к дню рождения, забота о заболевшем, уход за растениями и т.д.).

На этом этапе главной становится работа по формирование «переживания – действия». («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения? Какие хорошие слова ты ей скажешь?»).
Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя, который может увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, выражая ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество.
Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная её характеристика, но процесс этот сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладывается.

Источник

Читайте также:  Как снять раздражение эмоциональное
Оцените статью