- Гендерные аспекты эмоций
- Психологические науки
- Похожие материалы
- Половые различия в эмоциональной направленности
- Психологические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Гендерные аспекты эмоций
Психологические науки
- Суровцева Анастасия Владимировна , бакалавр, студент
- Васьковская Наталья Владимировна , бакалавр, студент
- Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В.Г. Белинского
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
- ЭМОЦИИ
- ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ГЕНДЕР
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
- РАЗЛИЧИЯ
Похожие материалы
В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту.
Изучаемая в данной работе тема наиболее актуальна в наше время, современных реалиях. Вопросы, связанные с особенностями гендера человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число активно обсуждаемых в обществе. В настоящее время в психологии и других смежных науках происходит активизация внимания на вопросах гендерной психологии. Многочисленные результаты исследований западных и российских ученых в этой области приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются и на особенностях эмоциональной сферы, межличностном общении.
В эпоху борьбы за равенство полов, самостоятельного определения гендерной принадлежности, в целом изменения понимания многих понятий, связанных с гендером и полом, как никогда важно изучение эмоций друг друга, психологических особенностей представителей разных гендеров. Нужны исследования эмоциональной сферы именно сейчас и потому, что в обществе как никогда высок уровень стресса, психологической напряженности, но гармоничная жизнь в социуме всегда необходима личности. Людям 21 века важно понять друг друга: чувства, эмоции, переживания, поведение. Особенно сложно это бывает сделать именно представителям разных полов.
В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые гендерные аспекты эмоций. Также наше внимание будет заострено и на причинах появления эмоциональных различий: психофизиологические и социально-психологические.
Понятие «гендер» подразумевает, что пол личности обусловлен особенностями социального взаимодействия и связан с социальными представлениями о «мужественности» и «женственности» (маскулинности/фемининности). Достаточно часто отличительными признаками, позволяющими выделить характеристики «мужского» и «женского» поведения, оказываются социальные качества личности: групповой статус (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т.д. Несомненно принадлежность к тому или иному гендеру влияет на восприятие мира, эмоциональное мироощущение.
Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психофизиологические отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.
Сотни тысяч лет, прожитые при традиционном распределении ролей в жизни, оставили в наследство мужчинам и женщинам мозг, запрограммированный таким образом, что в отношениях между ними возникают противоречия и непонимание. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений [2].
Оба полушария головного мозга у мужчин и женщин развиваются по-разному. У женщин, как правило, в решении всех задач принимают участие обе половины, у мужчин — чаще одна [1]. Поэтому женщины в среднем говорят быстрее мужчин и правильнее выговаривают слова, искуснее работают пальцами и хорошо считают в уме. Мужчины лучше строят абстрактные математические модели и ориентируются в чужом городе.
У мужчин область эмоций обычно располагается в правом полушарии, что означает возможность ее функционирования в отрыве от других функций мозга [4]. Женщина может испытывать эмоции, обсуждая вопрос, вызывающий эмоциональную реакцию, в то время как для мужчины такая ситуация маловероятна, или он просто откажется обсуждать этот вопрос. Таким способом мужчина избегает внешнего проявления эмоций, не желая показывать, что он не владеет собой. В общем случае женские эмоции могут функционировать одновременно с большинством других функций мозга, что означает: она может, плача, мыть посуду.
Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому. Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины.
То есть мы видим, что различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин «заложены» природой и обществом. Мы решили исследовать, так ли остро это проявляется в современное время, на студентах, родившихся в 21 веке (2000-2001 г.р.). Исследование проводилось через социальную сеть ВКонтакте среди 21 студента группы ПОЛ-Б-О-Д-2018-1 РГСУ (среди которых 11 юношей и 10 девушек). Для достижения поставленной цели использовалось тестирование. Тестирование проводилось в феврале 2020 года.
Использовались следующие методики [3]: Тест-опросник «Определение уровня «эмоционального интеллекта» (EQ)» (Н. Холл); четырехмодальный эмоциональный опросник Л.А. Рабиновича.
В ходе анализа результатов первого тестирования было выявлено:
1. Высокой эмоциональной осведомленностью обладает 1 из 11 юношей — 9%; средний уровень у 6 — 55%; 4 юноши обладают низким уровнем эмоциональной осведомленности — 36%.
Высокий уровень эмоциональной осведомленности у опрашиваемых девушек ни у кого не выявлен; 8 испытуемых девушек обладают средним уровнем — 80%; низкий уровень у 2 — 20%.
2. Высоким уровнем управления своими эмоциями обладает 1 из испытуемых мужского пола — 9%; средний также у 1 — 9%; низкий у 9 юношей — 82%.
Высокий уровень управления своими эмоциями ни у кого из опрашиваемых девушек не проявляется; средний у 3 — 30%; у 7 девушек выявлен низкий уровень — 70%.
3. Высоким уровнем самомотивации среди молодых людей в группе обладает 2 человека — 18 %; средний у 4 — 36%; низкий у 5 — 46%.
Высоким уровнем самомотивации среди девушек обладает лишь 1 испытуемая — 10%; средним уровнем — 3 — 30%; низким — 6 — 60%.
4. Высокий уровень эмпатии выявлен у 2 испытуемых — парней — 18%; средний уровень у 2 — 18%; низкий у 7 — 64%.
Высоким уровнем никто из испытуемых девушек не обладает; средний у 4 — 40%; низкий у 6 — 60%.
5. Высокий уровень управления эмоциями других не выявлено у испытуемых мужского пола; средний у 5 — 46%; низкий у 6 — 54%.
Высокий уровень управления эмоциями других у испытуемых женского пола так же не был выявлен ни разу; средний уровень у 2 — 20%; низкий у 8 — 80%.
Делаем вывод: исходя из диагностики результатов теста-опросника «Определение уровня «эмоционального интеллекта» (EQ)» (Н. Холл), можно сказать, что в среднем уровни по 5 шкалам примерно одинаковы, то есть переживать и чувствовать мужчины и женщины способны на равных (что доказывают в особенности результаты по шкале «Эмпатия»). Но есть и отличия, так как интенсивность и желание (исходя из гендерных ожиданий) проявления эмоций у мужчин и женщин разные: среди испытуемых мужского пола были выявлены обладатели высокого уровня по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Эмпатия», а среди испытуемых-девушек выявлено не было; у представителей обоих гендеров не было выявлено никого с высоким уровнем управления эмоциями других, но процент тех, кто имеет средний уровень у юношей больше, чем у девушек.
Исходя из выше сказанного, хотелось бы напомнить известные факты: эмоции женщин ярче, чем мужчин, проявляются в мимике, голосе, женщины больше требуют эмоциональной отдачи от собеседника; у женщин более неустойчивая нервная система. С этим связываем разницу в проявлении высокого уровня шкал у мужчин, в особенности «Управления своими эмоциями».
В ходе анализа результатов второй методики было выявлено:
- У 3 юношей видим сочетание Радости и Гнева. Такое сочетание наиболее характерно для мужчин.
- У 9 испытуемых мужского пола наиболее проявляется Радость. Доминирование этой эмоции говорит о жизнерадостном, оптимистическом мироощущении.
- У 1 из испытуемых мужчин доминирует Гнев. Также у 1 из испытуемых- девушек выявлено то же преобладание данной эмоции. Это может быть связано с событиями, вызывающими переживания, именно в момент прохождения теста-опросника.
- У 1-го из испытуемых-юношей наблюдаем нетипичное сочетание эмоций: Гнев и Страх.
- У девушек в большинстве доминирует, как и у парней, Радость — у 9 испытуемых.
- Выявлено у 3 девушек нетипичное сочетание: Радость — Гнев.
- Конечно же, наблюдаем типичное для женского пола сочетание: Радость — Страх.
Обобщая вышесказанного, нужно отметить, что у обоих полов преобладает эмоция Радость, а модальность Печаль не выявлена как доминирующая вообще. Связано это, скорее всего, с тем, что опрашиваемые нами являются 19-20-летними студентами: у них оптимистический взгляд на их жизнь, все окружающее их. Также стоит сказать, что эмоция Гнев более часто проявляется у мужской части испытуемых. Причиной этого являются психофизиологические особенности мужчин и их гендерные роли (образ брутальности и др.). Выявлены типичные для мужчин сочетания модальностей — Гнев и Радость, для женщин — Радость и Страх (опять же появление такого сочетания как типичного для женского поля вполне логично: на это указывают особенности гендерных ролей (женщины многие сотни лет считались «слабым» полом, который находится под защитой мужчин) и психофизиологии (более развито правое полушарие — фантазия, невербальные сигналы, оценочные суждения и др.).
Таким образом, исходя из результатов диагностики обеих методик, можно сделать вывод, что гендерные различия эмоций, несомненно, есть: менее развитое управление своими эмоциями и эмоциями других у женщин, доминирование эмоции Гнева у мужчин и т.д. Все различия могут быть обоснованы либо психофизиологическими особенностями развития мужчины и женщины, либо гендерными ролями и ожидания, накладывающими на них, либо индивидуальными особенностями (переживания при прохождении тестов-опросников и др.).
Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Но и это, как и общество, меняется.
То есть нельзя непонимание мужчины и женщины объяснять в современном обществе лишь на уровне эмоций, проявления эмоциональности. В современном мире, как мы видим на основе нашего исследования, отличия постепенно сглаживаются. На это влияет и изменение гендерных ожиданий, и адаптация к психофизиологическим особенностям. Мужчины и женщины должны, тем более в 21 веке, стараться понимать друг другу. Что мужчина, что женщина, — человек, а человек обязан стремиться сопереживать другому, уметь правильно выражать свои чувства, эмоции, а значит понимать их.
Источник
Половые различия в эмоциональной направленности
Психологические науки
- Гайирбекова Джамиля Гаджиевна , бакалавр, студент
- Дагестанский государственный университет
-
Похожие материалы
Исследования неоднозначны относительно эмоциональных различий между полами. Были обнаружены убедительные доказательства того, что существуют различия в способах обнаружения, обработки и выражения эмоций мужчинами и женщинами. Другие исследования показывают, что у мужчин и женщин эмоционального сходства больше, чем различий.Стереотипы замкнутых мужчин и эмоциональных женщин широко распространены и действительно влияют на то, как воспитываются мальчики и девочки. Некоторые исследователи утверждают, что мы можем укоренить половые различия, которые не существуют на естественном уровне, принимая и передавая эти стереотипы нашим детям. Другие исследователи считают, что эти различия возникли из-за эволюционной роли мужчин и женщин в выживании и процветании. В то время как исследователи обсуждают эти половые различия, они соглашаются, что различия в конечном итоге могут иметь негативное влияние на представителей обоих полов.
Недавние исследования определили основные способы эмоциональных проявлений мужчин и женщин и то, как они воспринимают эмоции в других:
- Глобальное исследование 55 культур показало, что женщины, как правило, более эмоциональны, приятны, экстровертированы и сознательны, чем мужчины.
- Женщины считывают эмоциональные реакции других людей лучше, чем мужчины, независимо от того, получают они эти эмоциональные сигналы вербально или визуально.
- В другой оценке гендерных различий в эмоциональной реакции выяснилось, что женщины испытывали любовь и гнев гораздо сильнее, чем мужчины. Эти женщины также больше улыбались, вспоминая о счастье или любви в прошлом.
- Мужчины и женщины по-разному реагируют на стресс. Женщины проявляют большую печаль или тревогу, чем мужчины, тогда как мужчины демонстрируют повышение артериального давления и склонность к алкоголю.
- Женщины более склонны, чем мужчины, испытывать отвращение при воздействии стимулов, призванных вызвать эмоциональную реакцию.
И это всего лишь исследования последних нескольких лет. Десятки исследований обнаружили многочисленные различия в том, как мужчины и женщины интерпретируют эмоции и эмоционально реагируют.
Почему возникают эти различия, объяснить труднее:
- Некоторые исследования показали, что корнями различий могут быть культурные стереотипы. Например, женщины считаются более эмоциональными и ведут себя подобным образом, потому что считается, что женщины так поступают, а мужчины выражают эмоции только тогда, когда этого требует ситуация.
- Родители могут приложить руку к продвижению этих гендерных различий, выражая неодобрение мальчикам, которые плачут или выражают другие «слабые» эмоции, игнорируя подобное поведение девочек.
- Другие исследования предполагают эволюционную причину гендерных различий в эмоциях. Мужчины, работающие в качестве охотников-собирателей, должны были больше рисковать и иметь большее доминирование, в то время как женщины, которые остаются дома и заботятся о детях, должны быть более заботливыми и осторожными. Эти роли сопротивлялись изменениям по мере развития человеческого общества, и действительно, прогресс может сделать эти роли еще более выраженными.
Половые различия в эмоциональной обработке и реакции имеют прямые последствия для физического и эмоционального здоровья мужчин и женщин. Чрезмерно эмоциональные женщины, как правило, подвержены большему риску депрессии, беспокойства и других расстройств настроения, в то время как мужчины, подавляющие свои чувства, как правило, подвергаются большему риску физических заболеваний, таких как высокое кровяное давление, а также склонны к более рискованному поведению и такие пороки, как курение или выпивка.
Несколько исследований и метаанализов показали небольшие, но существенные половые различия в выражении эмоций во взрослом возрасте. Следует отметить, что женщины, в целом демонстрируют более выраженное проявление эмоций и, в частности, наряду с положительными эмоциями, возникают и отрицательные, такие как печаль и тревога. Мужчины же склонны испытывать более высокий уровень агрессии и гнева, чем женщины, в некоторых контекстах. Хотя женщины более склонны выражать множество эмоций, мужчины демонстрируют равный или более высокий уровень физиологического возбуждения, например, у мужчин более высокое кровяное давление и реакция кортизола на эмоционально возбуждающие стрессоры. Это может означать, что мужчины возбуждаются внутренне, но «сдерживают» эмоции, тогда как женщины свободно выражают эмоции. Кроме того, женщины чаще страдают клинической депрессией и некоторыми формами тревожных расстройств, чем мужчины, начиная с подросткового возраста, расстройствами, которые по своей этиологии и описанию связаны с переживанием и выражением высоких уровней интернализации отрицательных эмоций, таких как печаль, вина и страх. Мужчины напротив, демонстрируют более высокие показатели антисоциального поведения и злоупотребления алкоголем, чем женщины, что характеризуется выражением гнева и связано с меньшей склонностью к переживаниям и выражениям беспокойства и печали.
До настоящего времени не доказано, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.
Очевидно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины:
- Женщины более тревожны по сравнению с мужчинами.
- Для девочек и женщин связь эмоций с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин.
- Женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие.
- Женщины более подвержены депрессиям.
- Женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх.
- Положительные эмоции женщины переживают более ярко.
- Девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоции.
- Женщины превосходят мужчин в невербальном выражении эмоций и лучше понимают невербальные эмоциональные сигналы других людей.
Мужчины менее эмоциональны, чем женщины:
- Мальчики и мужчины не стремятся показать свои эмоции, особенно негативные.
- Они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола.
- Общество не поощряет выражения эмоциональных переживаний мужчинами.
Но мужчины сильно превосходят женщин по эмоциональности при переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение, отвращение и более точно понимают невербальные сигналы, свидетельствующие о переживании гнева у окружающих.
Очень важно отметить, «мужской» эмоцией является гнев, а «женскими» — печаль и страх.
Две причины, из-за которых люди соответствуют гендерным ожиданиям:
- Нормативное давление;
- Информационное давление.
Гендерные различия формируются в процессе воспитания под влиянием культурных образцов: это «мужское», а это «женское». Дети по мере развития в общественной среде усваивают стереотипы поведения, свою гендерную роль и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. На протяжении жизни материалом для построения гендера служит все, что связано с мужественностью и женственностью (учителя, другие дети, родственники; игрушки, книги, телевидение и др. СМИ).
Выделяют некоторые психологические отличия: способность ориентироваться в пространстве, речевые навыки, агрессивность.
Способность ориентироваться в пространстве проявляется у большинства мужчин, что связано с более высоким содержанием в крови горомона тестостерона.
Центры речевой активности у большинства женщин крупнее, что подтвердили нейрофизиологические исследования.
Агрессивность присуща представителям обоих полов, однако проявляется по-разному (женщины чаще прибегают к вербальной агрессии, мужчины используют физическую силу).
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занималисьдемонстрированием различий полов.
Эти отличия невелики (обычно не более 10%), а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.
Рассмотрев для примера одно из основных отличий — эмоциональность, можно сделать вывод о том, что:
МУЖЧИНЫ: не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Жесткость считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины»
ЖЕНЩИНЫ: больше выражают чувства, направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям).
Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.
Можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.
Список литературы
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 152-158.
- Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. — 2000. — № 5. — С.261-273.
- Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.
- Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. — 1991. — №8. — С. 60-69.
- Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. — М., 1999. — С.272-287.
- Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. — 2000. — №1. — С.68
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник