Функция эмоционального обмена семьи

Основные понятия психологии семьи

Определение семьи:
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу – 6 уровней. Более простая – потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно – бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально – эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Читайте также:  Писатель должен чувствовать возраст каждого

Нарушение функции семьи – это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений – родители и дети. Существует 2 разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант – семья – клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.

5-й вариант – семья – двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

  • Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).
  • психологическая линия – позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  1. Развод
  2. Смерть одного из членов семьи

В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

  • неподготовленность к супружеству
  • плохие бытовые условия
  • отсутствие жилой площади
  • вмешательство родственников во взаимоотношения молодых

2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция – основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема – что сохранять – себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

  1. Семья с младенцем
  2. Семья с дошкольником
  3. Семья с школьником до 12 лет
  4. Семья с подростком – юношей (12-21год)

Затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя – начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; папе с мамой под 40 – у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

Читайте также:  Что делать когда отвратительное настроение

3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Источник

Консультация для родителей. «Понятие и функции семьи».

Инесса Митрофанова
Консультация для родителей. «Понятие и функции семьи».

Семья – институт общества, исторически сложившийся алгоритм социализации от рождения и на протяжении всей жизни. Стиль семейной жизни связан непосредственным образом с национальной культурой. Эти обстоятельства определяют характер воспитания детей, передачу ценностей от поколения к поколению.

Этос семьи – это стиль жизни семьи, общая ориентация культуры, свойственной для определенной семьи, с принятой в ней иерархией ценностей, которая может быть выведена из поведения людей. Поэтому необходимо рассмотреть традиции семьи с самих истоков возникновения данного понятия, так как этос и традиции тесно связаны друг с другом, первое выходит, исходя из второго.

Современную основу семейных отношений составляет брак. «Брак — это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности». Однако, семья есть более сложная система отношений, чем брак, так как она представляет собой целую структуру, состоящую как из супругов, детей, так и родственников. Соответственно семью можно представить в виде «супружества — родительства — родства«.

Для того, чтобы раскрыть сущность семьи, необходимо рассмотреть такие понятия как структура семьи, ее функции и определить роли каждого из членов семьи.

“Нормальная семья” является подсистемой социума, которая обеспечивает требуемой социальной защитой, минимум благосостояния и продвижения ее членами, и создает условия для душевного комфорта.

Рассматривая семью как институированное образование, можно сказать, что она представляет собой комплекс, состоящий из охраняемых обществом социальных функций и ролей.

Функциональную структуру семьи составляют:

• направления ее деятельности, которые выражают сущность семьи;

• социальный статус семьи;

Общепризнанной классификации семейных функций недостает, но между ними есть взаимосвязь и расхождения.

Основными функциями семьи являются :

1. Репродуктивная— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. Воспитательная— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

4. Экономическо-материальная— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

5. Функция организации досуга — поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

6. Функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно выполняет и соблюдает возложенные на нее функции, удовлетворяя тем самым социально значимые нужды. Чем больше нормально функционирующих семей, тем более нравственным становится общество, так как семья является ячейкой общества и показателем стабильно развивающегося государства.

Функцией семьи называется жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Если человек удовлетворен в своих потребностях, в том числе и семейных, то он активно работает, совершает хорошие поступки, то есть является “полезной” частью сиcтемы государство.

Ниже приведена классификация функций семьи для того, чтобы понять, когда ее считать вообще как таковой.

Воспитательная функция семьи выражается в стремлении реализации потребностей в материнстве и отцовстве. Социализация поколений осуществляется в процессе исполнения данной функции.

Материальные потребности членов семьи (еда, дом и так далее) осуществляются через хозяйственно-бытовую функцию семьи. Следствием ее выполнения являются сохранение их здоровья и восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция играет важную роль в обеспечении эмоциональной стабилизации членов общества, содействии сохранения их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения перекликается с эмоциональной функцией, так как так же является нравственной потребностью и состоит в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

За обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств, включая возраст, заболевание и тому подобное, отвечает функция первичного социального контроля. Также играет важную роль в определении степени способности самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Читайте также:  Если парень говорит что нет настроения общаться

Сексуально-эротическая функция есть обеспечение биологического воспроизводства общества, удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов.

Все вышеперечисленные функции имеют свойство исчезать с течением времени, но взамен данного процесса происходит появление новых функций в соответствии с существующими на определенный момент времени социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и тому подобное). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. И так, факторами, разрушающими семью являются особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи могут стать причиной нарушений воспитательной функции семьи.

Благополучные семьи также сталкиваются с трудностями. Источниками данных проблем являются внутренние противоречия и конфликты,которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

1. Потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека», чрезмерное стремление защитить друг друга, помочь другим членам семьи;

2. неадекватность соотнесения собственных представлений о семье. Социальные требования, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

Большой урон нравственной среде общества приносят неблагополучные семьи (кризисные, проблемные, конфликтные). Вышедшие из нормы внутрисемейные и общесоциальные жизненные факторы приводят к появлению психологических проблем, так как нет соответствующего нормальному жизненному циклу удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является главной проблемой. В неблагополучных семьях у родителейзачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и так далее.

Неблагополучные семьи подразделяют на :

1. Конфликтные семьи. У супругов и детей есть области, в которых интересы, какие-либо потребности и желания членов семьи имеют разные точки зрения, тем самым вызывая продолжительные отрицательные состояния. Данный тип семьи может существовать как целое длительное время, благодаря компромиссам и взаимным поступкам членов семьи.

2. Кризисные семьи. Потребности и интересы членов семьи находятся во враждебном состоянии и не стремятся к компромиссам и примирению. Такие семьи долго не сохраняются, распадаются.

3. Проблемные семьи. Данная категория семей типична для современной России, так как связана с такими ситуациями, как отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов и множество других плачевных и чрезвычайных ситуаций. То есть проблемные семьи характеризуются появлением трудных жизненных ситуаций, приводящих к распаду брака либо даже появлением психических расстройств у членов семьи.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, то есть сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми. Для полного понимания цикла становления семьи, а также выявления проблем, притормаживающих и исключающих его, необходимо проследить эволюцию данного процесса.

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались священными синкретическими нормами поведения, базировались на религиозно-нравственных представлениях. Все взаимосвязи строились исходя из племенно — родовых обычаев. С начала зарождения государства, появились нормативно-правовые документы условий существования семьи. То есть официально семья начала являться таковой с момента заключения брака, при этом ответственность за последующее функционирование семьи несет как сами супруги, так и государство. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, то есть состоящие из родителей и детей. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети) — кровнородственная семья.

Неблагополучные семьи оказывают дефункциональное воздействие на нормальное и нормативное функционирование семьи, притормаживая при этом полнофункциональный жизненный цикл всего общества.

Все вышеперечисленные типы и категории семей имеют свой долевой процент в обществе. Для предотвращения преобладания неблагоприятных семей, необходимо принимать усилия и меры не только членам семьи, но и государства, от которого зависит благосостояние каждого человека.

1. Максимов В. В. Обозов Н. Н. Семейная книга. — СПб. : ЛНПП «Облик», 2001. — 47с.

2. Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)

3. Н. П. Клушина. Семьеведение: учебное пособие. Владос, 2006 – с. 5.

4. Н. П. Клушина. Семьеведение: учебное пособие. Владос, 2006 – с. 5.

5. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики- М., Наука. — 1989 г., с. 43

6. Торохтий, B. C. Психология социальной работы с семьей / В. С. Торохтий. – М. : Академия, 2000. – 112 с.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья — основа первичной социализации.

Взаимосвязь детского сада с семьёй в физическом воспитании ребёнка. Современная ситуация в России (межэтнические конфликты, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная.

Источник

Оцените статью