Формы переживаний эмоциональных состояний человека

Формы эмоциональных состоянии

К основным формам эмоциональных состояний, которые испытывает человек, относятся аффекты, собственно эмоции, чувства, стрессовые состояния, настроение, фрустрация, страсть.

1.Аффект сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффект навязывает субъекту стереотипные действия (агрессию, бегство, оцепенение).

Аффект возникает в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, порождает аффективные следы (комплексы), которые при определенных условиях могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания.

Повторение ситуации ведет к аккумуляции аффекта, который разряжается в бурном неуправляемом аффективном поведении – «аффективном взрыве». На этом свойстве эффектов основаны различные методы их изживания, канализации.

Особенности аффектов: большая интенсивность, кратковременность, безотчетность, диффузный характер, воспринимаются субъектом как состояния моего «Я».

Чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, подученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Аффективный комплекс– это совокупность образов памяти, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. Актуализация одного из элементов комплекса влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов (К. Юнг, А.Р. Лурия и др.).

Комплекс – это агломерация ассоциаций, болезненного аффективного характера. Этими аффектироваными чувствами трудно управлять и они связаны с физиологическими реакциями (комплекс «сидит» в теле).

2.Собственно эмоции длительное состояние, иногда слабо проявляющееся во внешнем поведении. Выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

1) относительно длительные состояния, слабо проявляющиеся во
внешнем поведении;

2) имеют ситуационный характер;

3) способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;

4) обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);

5) воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;

6) участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).

Факторы, определяющие эмоции:

– характер получаемой извне информации;

– степень достаточности информации;

– вероятность удовлетворения актуализированной потребности;

– уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается);

– особенности восприятия ситуации в целом (восприятие ситуации определяет направленность эмоции);

– уровень умственного развития;

Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма,а их направленность зависит от восприятия ситуаций в целом. Но само возникновение эмоций и ее положительная или отрицательная окраска определяются, прежде всего, количеством информации, которой располагает человек в данный момент.

3.Чувствавозникают в результате обобщения эмоций. Они имеют отчетливо выраженный предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Амбивалентностьпереживанийвозникает в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Чувства образуют ряд уровней, начиная от чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. С.Л. Рубинштейн выделил три сферы (уровня) проявления чувств человека:

1) аффективно-эмоциональная чувствительность:элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;

2) предметные чувства:материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;

3) обобщенные мировоззренческие чувствасвязаны с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

– связь с конкретными предметами, действиями, людьми, идеями,

4.Эмоциональный стресс.Стресс – неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Эмоциональный стресс представляет собой определенный комплекс простых эмоций и является сложным эмоциональным переживанием.

Стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования.

Каждое воздействие на организм предъявляет как специфические требования для адаптации к нему (например дрожь и суждение сосудов на холоде), так и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Стресс – это общий знаменатель любой приспособительной реакции.

Стресс не есть просто нервное напряжение. Это комплексная реакция всего организма. Следует различать понятия стресс и дистресс.

Стрессне является вредным. Умеренный уровень стресса сопровождает человека всю жизнь, помогая осуществлять приспособительные реакции.

Дистресс– результат чрезмерного стресса. Наступает при исчерпании адаптационных резервов, оказывает деструктивное действие на организм.

Г. Селье (1974), изучая общий синдром адаптации, показал как стресс связан с постепенным истощением организма и выделил три этапа этого синдрома.

1. Реакция тревоги.Организм под влиянием стрессогенных факторов для осуществления адаптации изменяет характеристики своего функционирования. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.

2. Фаза сопротивления.Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается.

3. Фаза истощения.При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо.

Различаютфизиологический и психологическийвиды стресса. В зависимости от стрессора и характера его влияния психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный.

Психологический стресс зависит от значимости ситуации для субъекта, от его отношения к ней и оценки угрозы.

В психологическую структуру стресса входят эмоциональные, мотивационно-личностные, интеллектуальные и перцептивные компоненты.

Стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а соотношение в этой ситуации между мотивам субъекта и его возможностью действовать адекватно им. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную реакцию. Индивидуальные различия в реакции зависят отособенностей эндокринной системы, типа нервной деятельности, темперамента, от личностных особенностей (потребностно-мотивационной сферы, перцептивных процессов, интеллектуальной оценки).

Стрессоры (факторы), вызывающие состояние напряжения:

а) ситуации, в которых субъект не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, неопределенность, внезапность ситуации);

б) сверхсильная мотивация (вызывает сверхсильное волнение, повышение напряжения и пр.);

в) ожидание оценки своей личности или деятельности;

г) затруднения в деятельности из-за дефицита времени, отвлекающих факторов и др.

5.Настроение– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, хотя иногда и приобретает значительную интенсивность.

а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.);

в) особенности взаимоотношений с людьми;

г) особенности окружающей среды;

д) эмоционально окрашенные мысли и представления.

– влияние на мысли и действия человека.

6.Фрустрация(от лат. frustratio – «обман», «расстройство, «разрушение планов») состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Фрустрация может ослабевать, исчезать и усиливаться.

7.Страсть– сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Страсть является своеобразным сплавом эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение

Причины формирования страсти достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности).

В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности.

Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель (С.Л. Рубинштейн).

Источник

Формы эмоциональных переживаний

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее на протяжении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Оно бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Может быть стеническим и астеническим. Вызывается событиями, обстоятельствами, физическим самочувствием. Причины часто не определяются человеком, и у него возникает мнение о том, что настроение беспричинно. Настроением можно и должно управлять.

Аффект (лат. душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва (вспышка гнева – ярость; горя – отчаяние; радости – восторг; страха – ужас). Аффекты сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут вызывать и оцепенение, заторможенность речи, полное безучастие. Вызываются аффекты сильными раздражителями: словами, поведением других людей, обстоятельствами. Склонны к аффектам представители неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения. Аффективные реакции являются чаще всего следствием недостаточной воспитанности человека, слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Необдуманные поступки, как правило, есть следствие временной потери контроля над своим поведением.

Для предотвращения аффекта очень важно не дать начаться аффективной реакции (сосчитать до 20; Л.Н. Толстой советовал провести языком 10 раз справа налево и обратно по внутренней стороне зубов).

Страсти – скорее чувство, чем эмоции. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана со стремлением, интересами, деятельностью, и она направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной (к искусству, знаниям, творчеству, спорту и т.д.) и отрицательной – направленной на недостойные цели (к наркотикам, алкоголю, к обогащению за счет других, воровству). Эти страсти носят общественно вредный характер.

Стресс (англ. – напряжение) – состояние, близкое к аффекту, а по длительности протекания – к настроению. Возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др. Стрессы приводят к физиологическим изменениям (учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления) и нарушениям поведения (общая реакция возбуждения, дезорганизация поведения, рассеянность, трудности в переключении внимания). При стрессе возможны ошибки памяти, восприятия, мышления. Человек постепенно привыкает (адаптируется) к повторяющимся стрессам. Быстрее это происходит при сильном типе нервной системы.

Фрустрация (дезорганизация сознания и поведения) – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание. Возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. Фрустрации подтверждены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, люди с отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не «закаленные в битвах жизни», с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.

В состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервное потрясение, крайнюю досаду, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самолюбие. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться.

Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях (объектом разрядки могут быть совершенно невинные люди, друзья, товарищи, члены семьи и т.д.). Увлекательное дело выводит человека из этого состояния.

Виды высших чувств

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные (нравственные) – они отражают отношение человека к человеку, к обществу, его нормам. Они регулируют поведение человека во всех сферах его общественной жизни. К высшим чувствам относятся: любовь, доброта, искренность, сострадание, гуманность, преданность, ответственность, долг, патриотизм и др.

Интеллектуальные – чувства, связанные с умственной, познавательной деятельностью: чувство удивления, любопытства, любознательности, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства.

Эстетические чувства, представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве: восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание. Эстетически воспитанный человек всегда может отличить прекрасное от безобразного, трагическое от комического.

Индивидуальные различия в области чувств характеризуются:

– направленностью чувств, которая определяет предмет наших переживаний;

– глубиной и силой чувств: чувство захватывает всего человека и руководит его поведением. «Я не умею наполовину ненавидеть или наполовину любить. Я не могу отдать лишь половину души. Я могу отдать всю душу или не отдать ничего»;

– действенностью – активное проявление чувства.

Воля

Сущность воли заключается в том, что она является потребностью в преодолении препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных – в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных – в случае победы над собой. Выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений. Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, своей лени, находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Качество, противоположное воле, есть внушаемость.

Удовольствие от преодоления препятствий, помех – наиболее яркий показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде.

Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, – это волевое действие.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Поэтому желание – это и целенаправленное стремление.

Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы.

Источник

Оцените статью