Формы эмоционального реагирования кратко

Основные формы эмоционального реагирования

1 Основные формы эмоциональных явлений.

Собственно эмоции. Отражают события в форме обобщенной субъективной оценки. Они могут быть реакцией не только на свершившееся событие, но и на вероятные или вспоминаемые. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей,любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени всю психическую деятельность и поведение человека.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Это бурное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождается сужением сознания и последующей амнезией (полной или частичной). Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.

Страсть — господствующее стойкое всеохватывающее переживание. Оно выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Стресс(критические состояния) – представляет собой форму эмоционального переживания, возникающую в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно – психических сил. Ганс Селье описывал три стадии:

• реакция тревоги (мобилизация защитных сил организма);

• стадия сопротивления (адаптация к стрессору);

Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства — это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека.

8. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование, отличительные особенности собственно эмоций.

Собственно эмоции (ситуативные эмоции), в отличие от аффектов — бо-

лее длительные и менее интенсивные состояния. Они – реакция не только на

события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты

возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуа-

ции, то эмоции имеются к началу действия и предвосхищают результат. Они

носят опережающий характер, отражая события в форме субъективной обоб-

щенной оценки. Конкретных видов собственно эмоций может быть достаточно

много, в русском языке существует более 100 слов, используемых для их обо-

9. Характеристика чувства, настроения как форм эмоционального реагирования.

Чувства– еще более длительные, чем эмоции и устойчивые состояния,

имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое

отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Конкретная

отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чув-

ство вообще, безотносительно к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, че-

ловек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязан-

ности или поклонения.

Настроения— самые длительные эмоциональные состояния, окрашивающие поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается.В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов,интересов, ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, оказывают влияния на непосредственные эмоциональные реакции на происходящие события.

Источник

КВРП 2014

Отечественные психологи выделяют такие формы эмоцианально реагировани, как : 1) эмоцианальный тон ощущения; 2)аффект; 3)эмоции; 4) чувства.

Эмоцианальный тон — простейшая форма (врождённая) эмоцианального реагирования, на отдельные значимые сенсорные воздействия для организма.

Характеристики эмоцианального тона:

  1. Кратковременный характер.
  2. Слабая интенсивность.
  3. Врождённый характер.
  4. Слабая осознаваемость.

Аффект — интенсивная и кратковременная эмоцианальная реакция, на внезапный, чаще всего, угрожающие ситуации, сопровождающиеся ярко выраженными вегетативными и экспрессивными реакциями.

  1. Кратковременный характер.
  2. Значительная интенсивность.
  3. Взрывной характер.
  4. Формирование доминанты.
  5. Нарушение произвольности контроля поведения.
  6. Большая экспрессивность.
  7. Выраженность вегетативных проявлений.
  8. фазовасть протекания.

Эмоции — ситуативное эмоцианальное реагирование человека на текущее или возможное событие в его жизни.

  1. Ограниченная продолжительность.
  2. Выраженная интенсивность.
  3. Ситуативный характер.
  4. Опережающий характер.
  5. Осознаваемость причин появления переживания.

Настроение — длительное эмоцианальное состояние, интегрирующее все эмоцианальные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчётливого осознавания их предметного сожержания и образующее общий эмоцианальный флн жизнедеятельности.

  1. Значительная длительность.
  2. Слабая интенсивность.
  3. Беспредметность.
  4. Безотчётность.
  5. Диффузный карактер.
  6. Интегрирующий характер.

Чувство — это устойчивое эмоцианальное реагирование по отношению к определённым предметам, объектам, явлениям, выражающее стабильное устойчивое потребностно — мотивационную и личностную знчимость для человека.

  1. Устойчивость.
  2. Выраженная интенсивность.
  3. Предметность.
  4. Осознанность.
  5. Внеситуативность.
  6. Иерархичность.
  7. Обобщённость.
  8. Формирование установки.
  9. Связь со всеми основными подструктурами личности.

Источник

Формы эмоционального реагирования и их особенности

Эмоциональное реагирование связано с переживанием. Термин «переживание» в психологии не имеет однозначного толкования. В самом общем виде переживание отождествляется с отражением в сознании индивида своего психического состояния, выступающего как событие собственной жизни. Переживания подразделяются на: — положительные и отрицательные — в зависимости от того, связаны ли они с приятным или неприятным состоянием индивида; — слабые и сильные — в зависимости от того, вызывают они состояния высокой интенсивности (например, аффект) или низкой (например, настроение); — кратковременные и продолжительные — в зависимости от того, как долго сохраняются у индивида состояния той или иной интенсивности. Переживания могут повышать или снижать общую активность индивида, вызывать в его организме физиологические изменения. Мы можем «лететь на крыльях», когда эти переживания позитивны, и бесцельно тащиться «на скрипучей телеге», когда они негативны. Эмоциональное реагирование может проявляться в форме: — «тихого», поверхностного отклика как реакции на «маленькие радости или горести» жизни (уступили место в переполненном автобусе, обсчитали на небольшую сумму на рынке); — бурной реакции с временной потерей самоконтроля над своими текущими поступками (неожиданный выигрыш автомобиля в лотерею, реакция на внезапно нанесенное физическое оскорбление); — стабильного относительно продолжительного состояния как совокупной реакции всех структур личности («меланхолическое» переживание безысходности и апатии сопровождается снижением общей подвижности, изменением выражения лица).

Эмоциональное реагирование может вызываться не только событиями, развивающимися в текущем времени, но и ситуациями воображаемого характера. Так, большинству из нас не составляет труда пройтись по дорожке шириной в один кирпич, выложенной на земле. Но эта задача на высоте, допустим, 2530 метров под силу лишь единицам. Таким образом, развитие эмоционального реагирования есть процесс субъективный, он зависит от того, как субъект оценивает текущую или будущую ситуацию. Каждый человек отличается от другого характеристиками эмоционального реагирования: — эмоциональной возбудимостью (устойчивой склонностью резко реагировать на малейшие изменения значимых воздействий, проявляющейся во впечатлительности, вспыльчивости, восприимчивости); — эмоциональной силой (склонностью к глубокому переживанию событий, отношений с людьми и окружающей средой при достаточно интенсивных раздражителях); — экспрессивностью (способностью ярко и выразительно проявить эмоциональное состояние: через невербальные, лингвистические, паралингвистнческие, моторные и вегетативные реакции); — эмоциональной стабильностью (способностью адекватно реагировать на ситуации, умением контролировать свое вербальное и невербальное поведение).

Физиологические теории эмоций

Теория Джеймса-Ланге. Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую пасть льва, сначала осознает, что ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но не случалось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884). Хотя эта теория, подобно более поздней теории Фрейда, пыталась найти физиологические основы эмоций, Джеймс не смог подкрепить ее фактическими данными. Как и Фрейд, Джеймс потерял интерес к физиологии. Позднее он оставил также и психологию, занявшись философией. Однако впоследствии были получены экспериментальные данные, в какой-то мере подтверждавшие его теорию..

В 1929 году физиолог Уолтер Кэннон пришел к поразительному выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки появляются у вас и тогда, когда вы слушаете прекрасную музыку, и тогда, когда наблюдаете вскрытие трупа. Таким образом, эмоция — это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной реакцией. Современные данные, пожалуй, свидетельствуют в пользу точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при сильных эмоциональных реакциях действительно кажутся одинаковыми, и они доходят до сознания сравнительно медленно. Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, в сущности утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

Мотивационные теории эмоций

Он выносит на обсуждение тот факт, что, «не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим». В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы. Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы — «это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне…

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 624 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Формы эмоционального реагирования.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся по своим проявлениям, способам организации и закономерностям протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Чаще других в психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как аффекты, настроения, чувства, собственно эмоции, а также эмоциональный тон ощущений. Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить следующим образом (см. рис. 6.3).

НАСТРОЕНИЕ ЧУВСТВО
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН АФФЕКТ

Рис.6.3. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования

По параметрам длительности и интенсивности

Эмоциональный тон.

Это простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей (неприятный вкус, резкий звук, яркий свет и т.д.).

Некоторые ученые вообще считают, что эмоции фило- и онтогенетически являются более ранней, чем ощущения, формой психического отражения. Такие примитивные эмоции тесно связаны с движениями, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным объектом. Согласно К. К. Платонову, элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Они являлись двумя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявших форму удовольствия и неудовольствия. В то же время эмоции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться полярными безόбразными переживаниями.

Отличительными особенностями эмоционального тона являются: 1) кратковременный характер; 2) слабая интенсивность; 3) врожденный характер; 4) слабая осознаваемость.

Кратковременный характер. Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя.

Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто определяют только как оттенок эмоционального переживания. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, собственно эмоций).

Врожденный характер. Эмоциональный тон ощущений есть низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональное реагирование на отдельные значимые воздействия (температурные, болевые, вкусовые и т.д.). Эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора.

Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тесным, что зачастую трудно отграничить переживание приятного-неприятного от вызвавшего его ощущения. Особенно это характерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение, вызывающее сильное отрицательное переживание). Как следствие, ряд психологов высказывали предположение, что эмоциональный тон является одним из свойств или даже особым видом ощущений.

Эмоциональный тон ощущений, согласно Е. П. Ильину, выполняет три основные функции: 1) ориентировочную – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться; 2) обеспечение обратной связи – сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имевшейся потребности; 3) необходимостьпроявления определенных видов поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организму результат.

Таким образом, эмоциональный тонявляется простейшей, врожденной формой эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Аффект.

Cильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.

Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так, дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляются в бурной и кратковременной форме.

Также аффекты бывают стеническими (приводящими к агрессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).

Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции: 1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, дискредитация ценностей и т.д.); 2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имеющие повседневно-травмирующий (протрагированный) характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение. Отдельные дополнительные воздействия, на фоне причин эмоционального напряжения, приводят к острым аффективным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями: 1) значительной интенсивностью; 2) взрывным характером; 3) кратковременным характером; 4) формированием доминанты; 5) нарушением произвольности контроля поведения; 6) большой экспрессивностью; 7) выраженностью вегетативных проявлений; 8) фазовостью протекания.

Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.

Взрывной характер. Характерным для аффективных реакций является резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.

Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсивным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.

Формирование доминанты (временно господствующего очага возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры), вследствие чего аффект способен тормозить другие психические процессы и навязывать определенный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом, для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.

Нарушение произвольности контроля поведения может быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опережающего отражения действительности» признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации — хаотичные движения; 2) по типу гипоактивации – торможение, ступор.

Выраженность вегетативных проявлений, таких как:нарушение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывистым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.

Фазовость протекания. В течение аффекта выделяют три фазы:

1) начальную – внезапное или постепенное (кумулятивное) нарастание напряжения;

2) центральную – кульминация, аффективный взрыв на фоне резких изменений нормальной деятельности всего организма: распад высших нервных процессов, связанных с приобретенными социальными и моральными установками личности; нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи; снижение способности произвольного внимания и контроля поведения; сужение сознания, в котором представлено только то, что связанно с переживанием и др.;

3) заключительную – угасание внешних и внутренних проявлений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние.

Основными функциями аффектов являются: 1) следообразование — образование специфического опыта – аффективных следов или «аффективных комплексов», актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении; 2) аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключительных обстоятельств; 3) канализация – спонтанное (катарсис) или целенаправленное (с помощью различных психотерапевтических процедур) изживание аффективных следов.

Аффект неадекватности – отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.

Таким образом, аффект– это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.

Настроение.

Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека являются его настроения. По своей природе настроения являются психическими (эмоциональными) состояниями, образующими общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера.

Фон настроения формируется под влиянием следующих причин: 1) органических процессов и состояний; 2) особенностей окружающей человека внешней (физической, предметной) среды, в которой ему приходится жить и работать; 3) особенностей взаимоотношений между людьми (заразительность эмоций); 4) эмоционально окрашенных мыслей и представлений, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей и т.д. Дополнить этот перечень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераментальные особенности, которые также оказывают значимое влияние на возникновение определенного (актуального или доминирующего) настроения.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) беспредметность; 4) безотчетность; 5) диффузный характер; 6) интегрирующий характер.

Слабая интенсивность. «Расплывчатость», порой неопределенность настроений объясняется тем, что они внешне и внутренне слабо выражены.

Значительная длительность. Настроение часто называют «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмоционального реагирования («настроение» – настрой) указывает на то, что эти состояния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода времени.

Беспредметность. Обычно затруднительно определить те конкретные объекты и события, которые оказали влияние на появление того или иного фона настроения.

Безотчетность. Вследствие слабой интенсивности и беспредметности, настроения зачастую почти не осознаются либо оставляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осознание своего настроения, а также вызвавших его причин, обычно происходит только при сосредоточении внимания на этом. Однако это не означает, что настроение не зависит от сознательной деятельности человека, просто он часто не отдает себе отчет об этом.

Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т.д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же работа в зависимости от настроения будет казаться легкой, приятной либо же, напротив, утомительной.

Интегрирующий характер. Настроения связаны со всеми эмоциональными переживаниями человека, зачастую являясь их следами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуативные переживания и их последействия, настроения тем самым поддерживают целостность и непрерывность эмоциональной жизни человека. Так, биохимические и гормональные изменения в организме, остающиеся после переживания каких-то более интенсивных эмоциональных реакций, проявляются в соответствующем фоне настроения. В свою очередь уже сами настроения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных им по качеству других форм эмоционального реагирования.

Выделяют следующие виды выраженных изменений настроения: 1) гипертимия – повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностью, двигательным и речевым возбуждением; 2) дистимия (или гипотимия) – сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием и пессимистичным отношением к действительности; 3) эйфория – приподнятое, беззаботно-веселое настроение, характеризующееся беспечным отношением к серьезным сторонам жизни; 4) дисфория – угрюмо-злобливое настроение, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враждебным или агрессивным отношением ко всему окружающему; 5) апатия – равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружающему миру и самому себе.

Таким образом, настроение это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.

Эмоция.

В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и, соответственно, предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, «эмоцией» (или «собственно эмоцией») называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую определенными закономерностями своего функционирования и проявления.

Эмоция (как форма эмоционального реагирования) представляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожиданность или критичность которой исключает ее заблаговременность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, позволяя тем самым заранее прогнозировать ее исход.

Отличительными особенностями эмоций являются следующие: 1) ситуативный характер; 2) ограниченная продолжительность; 3) выраженная интенсивность; 4) опережающий характер; 5) осознаваемость причин появления переживания.

Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отношение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.

Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное переживание.

Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако, проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во внешнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.

Опережающий характер. Эмоции способны заранее оценивать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступили, и их вероятностный исход, вследствие чего становится возможной заблаговременная реакция.

Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая значимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, индивид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появления определенных переживаний, либо просто четко устанавливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.

Таким образом, эмоция это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.

Чувства.

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека.

Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе». Однако не все ученые согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Некоторые считают, что часто человек сам себе не хочет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в бессознательное.

Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоциональные отношения человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.

Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений): 1) нравственныепереживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические – вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.

Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки.Иногда чувство называют эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях. Чувства формируют готовность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности. В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В. В. Никандрова и Э. К. Сонина, характеризует их глубину.

Таким образом, чувство это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое – эмоциональную сферу человека.

Источник

Оцените статью