Формирование условий для создания эмоционального

ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».
консультация на тему

: Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для педагогов в ДОУ.

ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».

Цель: Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих психологических условий.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируются способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – они начинают ходить в детский сад, переживают кризисные моменты трех и семи лет в период дошкольного детства. Очень часто возникают вопросы, что делать если:

  • Ребенок со всеми дерется
  • Отказывается читать стихотворение на утренниках, участвовать в развивающих играх.
  • Не играет со сверстниками на детской площадке
  • Не может устоять со сверстниками и пяти минут.

Список подобных вопросов расширяется, и решение подобных проблем ложиться на плечи воспитателей. Очень важно создать максимальные условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка в повседневной деятельности. Взрослым важно научить ребенка не подавлять, а контролировать себя; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

В повседневной работе с детьми педагог может использовать следующие материалы

для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатер, палатка) мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, Эти материалы помогут детям выразить свое агрессивное состояние и избежать конфликта со сверстниками.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, волшебная палочка, башмачки). Игры с песком, водой, крупами, пуговицами, мешочки настроений, коробочка добрых дел.

Обучение детей бесконфликтному поведению с помощью эмоционально развивающих игр

В мире эмоции, эмоции, настольные дидактические игры: что такое хорошо? Что такое плохо «коврик дружбы»

Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.

Оборудование: Коврик, на который садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки.

Ход: поссорившиеся дети садятся на коврик надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки.

Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Оборудование: яркая коробка с дырками

Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.

Ход игры: На одной из игр познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.

Преодоление застенчивости, тревожности, снятия напряжения

Подиум, медали,« сонные игрушки»

Цели: Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.

«Передай по кругу»

Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать по кругу огромный арбуз.

Ой, посмотрите у меня в руках непослушный маленький котенок.

Что это? Ко мне в руки попало что-то непонятное, похожее на глину. Передаем ее по кругу. После этой глины руки у нас очень грязные, но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде

А теперь давайте побалуемся, наберем в руки воды и побрызгаемся друг на друга. А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада.

Обучение детей навыкам сотрудничества

Рисование «Наше настроение»

Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.

«Игры с клубочками»

Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток.

Ход игры: Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему волшебные нитки, всякий раз, если почувствует, что он огорчен, устал или завелся.

Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д. Когда песенка заканчивается воспитатель и дети соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут также крепко дружить. В заключении можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: Два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, веселья, улыбок. Второй мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры: Выяснив у детей плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают свое плохое настроение, злость, обиду в мешочек с плохим настроением завязывают его. Потом развязывают мешок с хорошим настроением и берут от туда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.

Оборудование: Подушки на которые садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки.

Ход: поссорившиеся дети садятся на подушки надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки.

Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Оборудование: яркая коробка с дырками

Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.

«Коробочка добрых дел»

Цель: Научить чуткому доброжелательному отношению к сверстникам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям.

Предварительная работа: чтение произведений, беседы на тему доброты и отзывчивости, рассказы –загадки о добрых и плохих поступках.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и полезные дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда заканчивается неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше.

Игра с « сонными игрушками»

Цели : Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.

Игра «доска настроений»

Цель: Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделить детей которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Оборудование: доска с набором картинок изображающих настроение людей (радостное, нейтральное, грустное, незаконченная картинка), которыми воспитанники могут пользоваться в детском саду. Фотографии всех детей группы.

Ход игры : На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является.

Наглядный учебный материал для педагогов и родителей.

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов.

«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».

Способствовать педагогическому просвещению родителей в области физического воспитания детей в семье.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для двигательной активности детей&raquo.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион.

Источник

Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Ильмира Кадырова
Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одну из главных задач охраны жизни и здоровья детей сформулировали следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», выделив отдельным направлением эмоциональное благополучие воспитанников.

Авторы Стандарта не случайно выдвигают задачу эмоционального благополучия детей в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоциональноволевые структуры являются фундаментом причинно следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной.Другими словами: от того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка — зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Согласно определению русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами, такими как физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является и правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не просто на создание предметно-развивающей среды, а эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

Эмоционально-развивающая средавключает в себя следующие компоненты:

— взаимодействие педагога с детьми;

— оформление интерьера группового помещения;

— стабильность окружающей среды;

эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постараюсь кратко раскрыть каждый из компонентов.

Одним из значимых компонентов эмоционально-развивающей среды является взаимодействие педагога с детьми, эмоционально-личностные особенности педагога, его речь. Внимательное, приветливое отношение к детям, эмоциональная речь воспитателя призваны создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Для ребенка-дошкольника важны пристальное внимание взрослых, физический контакт и контакт глаз. Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Нежные прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому же способствуют и неподдельный интерес к нему со стороны взрослых, их заботливая сосредоточенность и готовность прийти на помощь ребенку в нужный момент.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения. При создании интерьера группы необходимо ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

Созданию положительной эмоциональной обстановки будут способствовать и благоприятное цветовое оформление, удобная мебель и комфортный температурный режим, пространственное решение группы. Желательно в группе наличие специально организованных эмоциональных зон, таких как уголки приветствия, достижений, гнева. О содержании каждого из них можно узнать из приложения 1.

Третьим компонентом эмоционально-развивающей среды в группе является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим дня, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. О дозированной физической нагрузке стоит сказать отдельно. Еще известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. О вреде недостаточной двигательной нагрузки говорить не приходится.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды — это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.Выделяют следующие группы игр:

— Игры на накопление эмоций;

— Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

— Игры на преодоление негативных эмоций.

— Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

— Игры на развитие эмпатии у детей.

Эмоциональные паузы.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Подводя итог, еще раз выделю важнейшие образовательные ориентиры, которых должен придерживаться воспитатель, организуя развивающую и эмоционально-комфортную для детей образовательную среду.Это:

— обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Содержание и наполнение

специально организованных эмоциональных зон

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

— Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня).

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» — это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика».

Дополнением «Уголка гнева» могут служить «Ковёр дружбы» и «Коробка-мирилка» (коробка с прорезями для рук: дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение-мирилку, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно. Мирилки желательно менять 1 раз в неделю).

Уголки адаптации и востановления эмоционального равновесия, их наполнение

Цель: способствовать решению проблемы адаптации, преодолению чувства одиночества, восстановлению нарушенного положительного психоэмоционального состояния, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата,в том числе доверительных отношений между участниками общения: взрослым и ребенком, детьми группы.

«Домотека» — в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной.

«Чудесные мешочки» — используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.

«Чудесные коробочки» — сокровищницы необходимы чтобы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

«Уголок уединения» – это личное пространство, место уединения или интимная зона, благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

«Сухой бассейн» — способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится.

«Волшебный стул» – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника празднующего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

«Театрализованный уголок» – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

— Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

— Сенсорный уголок (особенно важен для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Доклад на педсовете «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Характеристика компонентов развивающей среды. Оформление развивающей среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь.

Художественно эстетическое развитие посредством создания развивающей среды Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Именно это высказывание.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды, способствующей успешной социализации личности.

Создание комфортной психологической среды в младшей группе в период адаптации Слайд 1 Слайд 2 Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации в детском саду может привести.

Создание предметно-развивающей среды как средства сенсорного развития ребенка раннего возраста Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем.

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Источник

Оцените статью