«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
консультация на тему
В консультации раскрывается методика организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty_po_patriot._vospitaniyu.docx | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
Выступление на педагогическом часе
Подготовила Туганбаева А.Н.
Формирование патриотических чувств дошкольников сегодня приобретает особую значимость. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека – это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.).
Вариативность использования проектного метода
по нравственно-патриотическому воспитанию
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считается наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
— педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
— родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
— дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Участниками проектов могут быть как педагоги, так и дети.
Проект педагогов — это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.
Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество.
Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.
Формы и методы проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов:
- организационно-подготовительный,
- основной (этап непосредственной реализации),
- итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно — подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.
С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), проводится организационная и подготовительная работа.
Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.
Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному». Работа с детьми ведется систематически и последовательно.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. К подготовительной к школе группе проекты исследовательские и носят уже долгосрочный характер.
Организуется работа по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
Также широко используются педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, диафильмы, слайды. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. В процессе отбора произведений необходимо руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
Работа с детьми, ведётся в непосредственном взаимодействии с родителями. Осуществляется консультативная поддержка родителям, разрабатывается и доводится до их сведения практические рекомендации, в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. По работе с родителями учитывается их социальный статус, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используются такие формы работы как: анкетирование, групповые традиции, тематические беседы, круглый стол, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.
В группе необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду патриотической направленности . Оборудование размещается по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности и разностороннего развития ребенка.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но ее необходимо пополнять и обновлять.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация (подготовительная группа)
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskih_chuvstv_doshkolnikov_posredstvom_proektnoy_deyatelnosti.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольное детство, несомненно, является важнейшим периодом становления личности человека. По мнению ведущих педагогов, в это время закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем их мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание детей является одним из ключевых и важных задач дошкольного учреждения. Любовь к Отечеству многогранно и всесторонне по содержанию. Это и ощущение единения с окружающим миром, и привязанность к родным местам, и, естественно, гордость за свой народ.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанным глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.[3, с.97]
Таким образом, формирование патриотических чувств дошкольников происходит в процессе совместной деятельности взрослых и детей, которая предоставляет возможность получить новые знания. Поэтому, чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную сферу. Это, без всякого сомнения, должны быть такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, назидательными, а естественно наполняли его мировоззрение содержанием. Следовательно, именно проектная деятельность в работе с детьми является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Таким образом, знания, приобретаемые дошкольниками в процессе работы над проектом, переходят в стадию персональной собственности для каждого из детей.
Итак, проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого и базируется на следующих принципах.
1.Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
Другими словами, проектная деятельность возникает только тогда, когда ребёнок видит проблему и задумывается над её решением. Действия дошкольника попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это новый опыт для него, а с другой, он не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого.
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребёнка в пространстве возможного.
Иначе говоря, в ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задаёт алгоритм действия ребёнка. В процессе проектной деятельности малыш оказывается перед проблемой, требующей решения. Естественно, для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъектность ребёнка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, малыш может высказать оригинальную идею либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребёнка. Если высказывание ребёнка получит поддержку, появится новое пространство для творческой деятельности. Согласитесь, поддержав инициативу ребёнка, педагог даёт ему позитивный опыт высказывания.
Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его смыслов.
Если ребёнок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребёнка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.
Проектная деятельность имеет адресный характер.
Поскольку в проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.[1, с. 5]
Проектная деятельность, как отмечалось выше, позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы чётко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребёнок попадают в ситуацию неопределённости. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей. Она развивает творческие способности дошкольников, помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться как творческой единице.[1, с. 41]
Безусловно, проектная деятельность, направленная на становление патриотических чувств, позволяет детям усвоить непростой материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательную работу увлекательной и мотивационной.
Несомненно, целью проектов по формированию и становлению патриотических чувств является создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, и естественно, сотворчества детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для становления нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
При создании проекта определяются следующие задачи:
Комплектовать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному наследию малой Родины и России; развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему поколению.
Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ и воспитательно-образовательное пространство интерактивными формами.
Развивать сотрудничество с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Иными словами, развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Поэтому целесообразно свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала развитию у них нравственно-патриотических чувств.
Без всякого сомнения, большое значение в воспитании любви к Родине играет художественная литература, поэтому важно оформить в группе ДОУ книжный уголок. Здесь воспитатель читает детям русские народные сказки, знакомит с пословицами и поговорками, на примере литературных героев учит детей различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей. К праздникам и знаменательным датам воспитатель вместе с детьми оформляет тематические выставки.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, разумеется, являются народные игры. Иными словами, в них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд и быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В самом деле, велико значение развивающих игр в становлении нравственно-патриотических качеств дошкольника. В уголке развивающих игр дети развивают сообразительность, учатся самостоятельно решать поставленную проблему, и в частности, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
В уголке творчества дети проявляют инициативу во всевозможных видах деятельности. С одной стороны, им доступны материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. А с другой, здесь организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно с родителями.
Генерирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность.
Таким образом, воспитание патриотических чувств – это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт. сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 104 с.
Источник