Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.
Наталья Панебратова
Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.
Патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
В наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания«, — писал А. В. Запорожец.
Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.
Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Родного края, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.
Задачи патриотического воспитания:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В своей работе по реализации регионального компонента общеобразовательной программы нашего ДОУ мы проводим:
• занятия, в соответствии с темами («Моя семья. Семейные традиции», «Мой город – моя малая Родина», «Государственные символы России»,
• увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
• работу с родителями «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город», участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные», акция «Чистый город», посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;
• создаем проекты по патриотическому воспитанию.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
-педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
-родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно — патриотического воспитания детей;
-дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем будем продолжать работу по данной теме. Планируем разработать перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.
Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки» Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание первостепенной.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Демина Г. А. Аннотация. Данная статья рассказывает о.
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.
Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности через проектную деятельность» Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности, через проектную деятельность» Искусство несет.
Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,.
Патриотическое воспитание дошкольников через участие в музыкально-познавательном мероприятии Видео ам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна. Цицерон Патриотическое воспитание дошкольников посредством участия.
Практико-значимый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Введение Актуальность темы:Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало.
Самообразование педагога «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Пояснительная записка «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.» К. Паустовский Родина, Отечество. …В корнях этих.
Источник
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Волкова Татьяна
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
В. А.Сухомлинский писал:
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству –
закладывается в детстве.
Упрочение этой сердцевины
теснейшим образом связано с чувствами,
с эмоциональными переживаниями,
ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом,
но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно
глубоким и непосредственным
является одухотворение сердца добром,
нравственной красотой, правдой…».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на этом этапе закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребенке постепенно в процессе воспитания патриота, любви к своим ближним, любящего свою Родину и гордящегося ею.
По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма. Именно в дошкольном возрасте, как отмечают ученые, появляются новообразование, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы. Поэтому базой для формирования патриотических представлений у детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества,как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей.
— Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
— Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формированиепервичных представлений:
— о себе, других людях, объектах окружающего мира,
— о малой родине и Отечестве,
— о социокультурных ценностях нашего народа,
— об отечественных традициях и праздниках,
— о планете Земля как общем доме людей,
— об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективна в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели, но и родители детей. Для этого нами было налажено сотрудничество и доверительные партнерские отношения со всеми членами семьи детей.
Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Моя личная концепция заключается в том, что в проектную деятельность были включены дети всей группы для успешного решения задач патриотического воспитания.
Проект был начат в начале учебного года (старший дошкольный возраст).
«Защитники Земли Русской».
Цель проекта:
— через организацию проектной деятельности сформировать у воспитанников патриотические представления;
— воспитывать любовь к Родине, родному краю, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
— формировать гендерную семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
— формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев Древней Руси и России и их подвигами;
— Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
— Познакомить детейс государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
— Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России;
— Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
— Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
Информационный практико-ориентированный проект «Защитники Земли русской» дает возможность систематизировать знания по темам «Богатыри земли русской», «Бородино», «Защитники Земли Русской» — Великая Отечественная война (1941-1945г). Проект стимулирует развитие познавательных способностей, коммуникативных качеств, создает предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Эта работа соответствует принципам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» — под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, способствует формированию психологической готовности ребенка к школе.
Работа над проектом, предполагающая совместное творчество сотрудников детского сада, воспитанников и их родителей, во многом способствует успешному решению задач патриотического воспитания. Проектную деятельность мы начали с создания развивающей среды в группе, приобретения иллюстраций, художественной литературы, атрибутов в игровую деятельность: сюжетно-ролевую игру, подвижные игры и т. д.
Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом ПРОГРАММА самообразования Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к.
Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС.
Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом». Воспитатель Глотова С. В. Какая притягательная.
Формирование гражданско — патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности Формирование гражданско – патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности «Росиночка — Россия».
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.
Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание.
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Самообразование. Актуальность выбранной темы «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,.
Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.
Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.
Источник