«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
методическая разработка (старшая группа) по теме
В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо, прежде всего, учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
У нас, в Мордовии, самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
— воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
— обогащать знания детей о природе;
— формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
— воспитывать бережное отношение к природе.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:
— познавательный цикл бесед «Мой край – Мордовия моя!»;
— оформляются альбомы, буклеты «История становления Мордовии», «Экология Мордовского края»;
— прослушиваются песни о родном городе, чтение стихов, экологических сказок;
— осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного города, области, России, рассказывается о достопримечательностях города Саранска, нашего края;
— проводятся целевые прогулки, планируется посещение краеведческого музея.
Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу — что это значит».
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «В гости к Лесовичку», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».
Опытно-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора».
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.
Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям выходит с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т.п.), проводить акции «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем деле, становится сопричастным к жизни города, социума. Желательно наладить связь с природоохранными организациями.
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка необходимо большее внимание уделять «краеведческим центрам, которые способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов .
Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.
Список использованных источников
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
Источник
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.
статья по теме
В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_chuvstv_patriotzma_k_rodnomu_krayu.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».
«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь лает воспитанию ключ
к сердцу человека…»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быт определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.
Любой край неповторим. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа: один город стоит на берегу большой реки, а другой затерялся в глухой тайге, широко раскинулся в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям места.
В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждает фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
«Потребность в красивом, — говорил В.А. Сухомлинский, — утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпеливость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»
Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким, чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем любить её.
Древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны природы в наше время. Он открыл внутриатомную энергию и начал завоевывать космическое пространство. Это дает большие возможности для овладения силами природы и безграничного использования их на благо людей. Но пора задуматься, к чему все это может привести. В наши дни природный растительный и животный мир испытывает на себе все возрастающее влияние человека, все отступает под натиском цивилизации. Поэтому, охрана природы – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших друзей в природе. Опасность полного исчезновения нависла сейчас не только над отдельно взятыми экземплярами, но и над целыми сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Долг живущих на Земле людей – сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера и реки, сбор грибов, ягод, наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Всю жизнь человек хранит это воспоминания. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родне, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.
Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. В совместной деятельности с детьми педагоги делают акцент на необходимости охраны видов из региональных или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребенком живые организмы. Формирование же чувства ответственности у дошкольника, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах.
При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формирование у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы, эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.
Распространенное природоохранное направление – заучивание правил поведения в природе и лозунгов типа: «Вы должны беречь природу, любить и охранять её!» Для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако, эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе. Причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, — таким способом не достигается. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он дожжен осознать их значение и эмоционально почувствовать последствия их несоблюдения. Следовательно, природоохранные знания тесно связаны со знаниями биоэкологи и должны трансформироваться в поведенческие установки и отношение к природе.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на блага родного края, Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.
Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.п.
В связи с этим перед педагогом, знакомящих дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
- Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитее умения видеть и понимать ее красоту, воспитание патриотических чувств;
- Воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе своего края;
- Воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе. Стремление к созиданию.
Экологические знания – не самоцель, но они способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать. Заботиться о живых организмов, воспринимать их как братьев по природе. Уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.
2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Н.А. Арапова-Пискарева. М.: 2005.
3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.
4. Ознакомление дошкольников с природой. С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.
5. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1981.
6. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров. М.: Просвещение, 1991.
7. Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова. М.: 2001
Источник