Формирование нравственно патриотических чувств у дошкольников проект

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»

Наталья Борисова
Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»

Вид проекта: информационно-игровой.

Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным краем».

Подготовил: Борисова Наталья Владимировна, старший воспитатель.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики

Введение

Все начинается с детства, эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть решения нравственно — патриотического воспитания. Еще В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Академик Д. С. Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков – это то, с чем ребёнок сталкивается каждый день. Важно познакомить детей с тем, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.

Задачи:

1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.

2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении.

3. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.

4. Воспитывать уважение и чувство гордости с историческому и культурному наследию города.

Методы и формы работы:

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом: (сентябрь-май)

— разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток для работы с детьми и родителями;

— разработка диагностики по нравственно-патриотическому воспитанию;

— разработка плана работы по ознакомлению с родным городом;

— разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ.

Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.

3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды. (сентябрь-май)

4. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом. (март)

5. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Детский сад – наш дом второй», «Мамина улыбка»; изготовление макетов «Моя улица», «Мой город».

Ожидаемые результаты:

• систематизация знаний и представлений дошкольников о родном крае;

• повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и модульных методов обучения.

• информатизация воспитательно-образовательного процесса за счет эффективного взаимодействия с социумом;

• накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с родным краем;

• увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

I этап – предварительный.

1) Изучение нормативно-правовой и методической литературы, которая позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

2) Создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе законодательных актов:

— Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

— Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»;

-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 «Об образовании в Чувашской Республике».

II этап – основной.

Работа с детьми

Работа с дошкольниками строится в форме путешествий по родному городу, где дети имеют возможность любоваться красотой города, учиться беречь и любить свою малую родину.

Название мероприятия Цель мероприятия

1 Экскурсии по родному городу

Знакомство дошкольников с понятием «малая родина», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.

2 Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Изготовление макета «Моя улица».

Формирование представлений о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом.

3 Ознакомление с символикой России, Чувашской Республики, города Чебоксары. Воспитание любви к Родине, малой родине.

4 Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия» Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

5 «Достопримечательности нашего города» Знакомство дошкольников с памятниками города.

6 «Если с другом вышел в путь.» Ориентирование на местности с помощью карты-схемы.

7 Посещение музея Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары

Обогащение знаний о Родине, знакомство с историей Великой Отечественной войны.

8 Древо моей семьи

Осознание ребенком себя как частицы, причастной к истории.

9 День защитника Отечества

Расширение представлений детей о Российской армии; воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости.

10 Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Развитие интереса к традиции празднования Дня 8 марта. Создание тёплых взаимоотношений в семье.

Климат родного края

Закрепление понятия о климате и его влиянии на природу.

12 Акция «Посади дерево» (в преддверии Дня Победы) Развитие у детей интереса к изучению природы родного края;

Воспитание в детях заботливого отношения к природе;

13 День Победы. Встреча с ветеранами.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

14 Военно-патриотическая игра

Формирование нравственно патриотических чувств через игру.

Закрепление знаний детей о России, расширение знаний о национальном богатстве нашей страны, о символике страны.

16 День российского флага

Знакомство с символическим значением флага России; воспитание любови и уважения к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Взаимодействие с родителями.

Помощь в организации фотовыставки «Моё любимое место в городе»;

Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»;

Помощь в оформление альбома «История нашего города»;

Помощь в оформлении коллажей, макетов;

Участие в выставке работ, выполненных бабушками и мамами;

Участие в акции «Посади дерево»;

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Участие в он-лайн беседах; беседы «Беру пример», «Мамина (папина) работа».

Мастер-классы «Чудеса кулинарии», «Я — семья», «Наш выходной день».

На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания.

Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.

В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край».

В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; спортивная площадка; аудио–видеотехники; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

III этап – заключительный.

Оформление диагностической карты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В конце учебного года воспитатель, как результат работы, представляет педагогический опыт реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию как для родителей, так и для педагогов.

Оценка результатов.

Важным результатом является возросшая активность родителей в участии жизни детского сада, группы. У семей и воспитанников группы сформирована мотивация к предстоящему школьному обучению. Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития повысился:

у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дошкольники составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Воспитанники неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст) Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший дошкольный возраст)Конспект.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Ознакомление дошкольников с родным краем. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом и краем (из опыта работы) Полюбуйся полем этим- Славный будет урожай. Краше места нет на свете, Чем знакомый с детства край! В. Нестеренко Щедра и богата кубанская.

Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем Содержательный раздел 2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Модуль/тема Объем ОД (в мин.) Способы реализации Виды.

Педагогический проект «Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и В. Бианки» Целевая группа: — дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: — 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека.

Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Познавательная игра «Птичка» на развитие самоконтроля Игра проводится с.

Источник

Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность

Марина Дементьева
Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем детском саду данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Помимо патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание начинается со знаний о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции. Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании.Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.

На этой основе выбрала тему «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию проектной деятельности».

Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе.

3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному».Она состоит из следующих тематических блоков: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», «Моя малая родина», «Мой родной край», «Родная страна», «Наша Армия», «Космос».

Составлены и реализованы проекты:

«Самая любимая мама на свете», посвященный Дню матери, цель которого воспитание уважения к родным людям.

«Генеалогическое древо моей семьи», задача которого познакомить детей с родословной своей семьи. Работа над проектом показала интерес и инициативу со стороны родителей.

«Семейные обереги». Проект рассчитан на развитие познавательного интереса у детей о народных традициях и обрядах.

В ходе реализации проектов осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Я опираюсь на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

— педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

— родители имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

— дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность Вилисова Елена Александровна Музыкальный руководитель.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Лэпбук «Мой поселок — моя крепость» Актуальность Важным направлением в работе с детьми является воспитание патриотизма. Формирование нравственно- патриотических чувств у дошкольников.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем Харитонова Юлия Юрьевна воспитатель первая категория МДОУ «Рябинка» г. Муром, ул. Ремесленная Слободка, 22 т. 3-22-77 Доклад из опыта.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Открытое занятие «Воспитание нравственно патриотических чувств у старших дошкольников. Малая Родина -Сормово» Малая Родина — Сормово Задачи: Познакомить детей с достопримечательностями Сормовского района, показать взаимосвязь между ними; прививать.

Перспективный план работы по теме саморазвития «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников» «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников средствами ознакомления с родным краем» Возрастная группа: подготовительная.

План по саморазвитию «Формирование нравственно патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении с родным краем» Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование нравственно патриотических чувств у старших дошкольников на основе.

Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность» Приложение 1 План работы: № п\п Мероприятия. Ответственные, сроки 1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Ознакомление старших дошкольников.

Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» За 2016-2017 учебный год. С сентября 2015 по май 2017.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников Чувство патриотизма очень многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость.

Источник

Оцените статью