Формирование нравственно патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
материал

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskiy_opyt_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы по теме

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

Егорова Наталья Михайловна

События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девольвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы,2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

П 1.4 Основные принципы дошкольного образования: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

П 1.6 Стандарт направлен на достижение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогического влияния, сила глубины впечатлений. Поэтому, что усвоено в этот период — знания, навыки, привычки, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Условия формирования опыта

Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Я думаю, да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника — к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, поселку.

Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ, традиции, свою малую родину. Как писал К. Д. Ушинский «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство дошкольников с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Обязательно при работе с детьми их надо знакомить с великой русской поэзией А. С Пушкина, А. А Фета, Ф. И Тютчева. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, музыкальности и поэтичности русской речи.

Издавна славиться наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.

Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей работы — воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.

Каждый автор ставит какую-то одну грань в патриотическом воспитании дошкольников. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В современной литературе Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. Задача воспитателя отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему: природа, животный мир, жизнь дома, детского сада, родного края.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию я построила следующим образом: я – семья — детский сад — малая родина — Россия.

Задачи моей работы:

— Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку.

— Расширение представлений о России.

— Знакомство с символами государства, области: флаг, герб, гимн.

— Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

— Формировать чувство гордости и ответственности за свою страну.

Выше перечисленные задачи решаются в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности: НОД, беседы, экскурсии, труд, тематические праздники, взаимодействие с социумом, в работе с родителями.

В пространственной предметно-развивающей среде:

— оформление патриотического уголка;

— пополнение наглядно-иллюстративного материала (альбомы «Что в имени тебе моём», «Генеалогическое древо семьи», «Милая моя Родина», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Достопримечательности Нижневартовска»;

— подборе художественной и познавательной литературы (А. Клиентов «Города России», Н. Ермильченко «История Москвы», «Великая Россия-символы и награды российской державы») и другие.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается — процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим прошлым своего народа и его культурой.

Анализ результативности опыта

Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые чувства патриотизма: гордость, любовь и уважение к малой и большой Родине, к народным традициям Полученные знания во время бесед, игр, тематических праздников и мероприятий позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

В процессе ознакомления детей с разделом «Я», «Семья» внимание уделялось самопознанию и воспитанию у ребёнка к себе, своим достоинствам и недостаткам, расширялись представления о семье, родственных отношениях.

Дети старшего возраста могут и должны знать название своего посёлка, его достопримечательности. Детям сообщалась информация, которую они могут усвоить. По разделу «Малая родина» была организована работа совместно с городской библиотекой, где дети знакомились с историей города.

В работе по ознакомлению детей с Россией большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Огромное значение уделяется празднику «День Победы». Время всё дальше отодвигает события тех дне, ветеранов остаётся мало. Очень важно не прервать эту нить памяти о героическом подвиге нашего народа. Родители и дети принимают активное участие в мероприятиях, организованных в детском саду в честь этого праздника. В прошедшем году очень трогательно прошёл литературный вечер «День Победы», в этом году, посвящённому «Году кино» в нашей стране мы планируем устроить «Битву хоров» по песням из кинофильмов о ВОВ. Обязательно проводятся экскурсии с детьми к памятнику погибшим воинам, участие семей в акции «Бессмертный полк».

Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, вызываем желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Всё это способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они задают больше вопросов по истории и достопримечательностях нашего края, страны.

Трудности при использовании данного опыта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Детский сад в своей работе должен «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» (ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»). В нравственно-патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей.

Ребёнок — это чистый лист, на котором остаётся след всех тех, кто соприкасается с ребёнком. Хорошо, если это умные, добрые, высоконравственные люди.

Адресные рекомендации по использовании опыта

Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного возраста.

Источник

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Мария Вьюркова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те,которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).

Согласно ФГОС нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаосуществляется в соответствии со следующими целями и задачами:

Расширять представление о малой Родине:

— беседы «Достопримечательности Балашова»; «Культура и традиции родного края»; «Природа родного края»; «Известные люди нашего города» и т. д. ;

-Экскурсия в «Балашовский краеведческий музей»;

-Экскурсии по достопримечательностям города Балашова.

Воспитывать любовь к Родине:

-чтение стихотворений и произведений о Родине;

-беседы «Россия – многонациональная страна»; «Знакомство с народными костюмами», «Москва – столица нашей Родины».

-знакомство с государственными праздниками нашей страны(8 марта, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д., знакомить с традициями и историей этих праздников, разучивать стихотворения и песни, соответствующие им.

-знакомить с флагом, гербом России;

-прослушивать гимн России.

• Расширять представление детей о российской армии:

-беседы «Защитники нашей Родины»; «Наша армия сильна», «Военные профессии» и т. д.

-ролевые игры «Солдатушки – бравы ребятушки», «Моряки», «Летчики», «Военный врач» и т. д.

-рассматривать иллюстрации, картины, альбомы на военную тематику.

• Знакомить детейс Великой Отечественной Войной:

-беседа «Это страшное слово –война»,

— квест-игра «В поисках знамени»,

-изготовление совместного плаката «Мы помним, мы гордимся»,

-рисование нетрадиционным способом «Фейерверк победы»,

-чтение художественной литературы о войне;

-привлечение родителей детей – военных профессий для беседы с детьми и т. д.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.

Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Оцените статью