Формирование эстетических потребностей
статья по музыке на тему
Формирование эстетических потребностей у учащихся 9,10 лет в процессе художественной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchatelnyy_variant.docx | 29.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование эстетических потребностей
у учащихся 9,10 лет в процессе художественной деятельности»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
В эпоху социально-экономических перемен всегда наблюдается «смещение иерархии ценностей» (Н.А.Бердяев), смена мировоззренческих установок личности. Именно поэтому в современных условиях особую значимость приобретает поиск новых подходов к процессу становления человека, способного к самоопределению в мире духовных ценностей, их присвоению и осуществлению культуросообразного образа жизни. Особая роль в этом вопросе принадлежит эстетическим ценностно-смысловым установкам личности, поскольку внутреннее осознание школьниками ценностей художественной культуры и проявление их в практической деятельности становятся наиболее сильными побудителями в выработке ими индивидуальной нравственной позиции, выбора цели и средств ее достижения. Одна из главных задач современной школы — поиск путей вхождения ученика в культуру, которые бы соответствовали его потребностям и возрасту [2, С. 19]. Что же такое потребности или нужда? Это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. А так же — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации [3, С. 358]. У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Основной потребностью в младшем школьном возрасте является потребность в учебной деятельности, потребность общения со сверстниками, потребность в высокой отметке. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности. Поэтому является необходимостью начать формирование эстетических потребностей именно с младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте это наиболее эффективно и результативно [1, С. 325]. О проблеме формирования эстетических потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Анализ литературы по проблеме формирования эстетической потребности (Ю.Б. Борев, Л.И. Божович, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.В. Зосимовский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Столович, Р.П. Шульга, П.М. Якобсон и др.) показал, что эстетическая потребность как совокупность оценочных критериев и установок, сложившихся у человека в результате общения с прекрасным в жизни и искусстве, обусловлены сформированностью и функционированием компонентов эстетического сознания (интереса, чувства, отношения, художественно-эстетической деятельности, вкуса, идеала, переживаний) [2, С. 34]. Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве. Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров [5]. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности. Поскольку эстетическая направленность личности учащегося непосредственно связана с его мировоззренческой позицией, становится особенно важным формирование эстетической потребности у школьников в учебно-воспитательном процессе. Анализ теоретических положений (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Р.П. Шульга, П.М. Якобсон и др.) и педагогической практики показал, что освоение универсальных ценностей культуры является ведущим средством формирования эстетического отношения личности к миру и себе [2, C 25]. Активная деятельность на основе накопления и применения художественного опыта в каком-либо виде искусства могут способствовать становлению целостной личности учащегося. Таким образом, мы видим, что наиболее эффективным в формировании эстетической потребности является художественная деятельность. Художественная деятельность – это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства [5] . Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено художественной деятельности – это произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. А самое главное формируется постоянная потребность в прекрасном. Действительно, высказывание Василия Сухомлинского здесь уместно, так как чувство прекрасного формируется с детства и сопровождает тебя на протяжении всей жизни. Мне было интересно узнать, насколько дети имеют представления о искусстве. Поэтому был проведён тест-опрос о знаниях и представлениях школьников в сфере искусства. Тест-опрос был проведён в Сужинской СОШ и ДМШ №3 г. Улан-Удэ; в тесте участвовало 85 детей. Детям предлагались следующие вопросы, например, любимый вид искусства; какую музыку вы предпочитаете. Результаты показали, что круг общехудожественных интересов современных учащихся слишком узок: в качестве любимого ими вида искусства 87% из числа опрошенных указали телевидение, кино; 18% — отдали предпочтение изобразительным видам искусства (живописи), и только 11% учащихся — художественной литературе (стихи). Классическая музыка и поэзия не относятся к наиболее популярным видам искусства современных школьников, что объясняется практическим отсутствием систематически спланированной работы в общеобразовательной школе по формированию музыкальных и поэтических интересов школьников. Как показал тест лишь 20% учащихся самостоятельно (или вместе с родителями) посещали музеи, театры. Всего 12,8% учащихся цитировали строки из стихотворений, лишь 18% могли назвать любимые музыкальные произведения, 10% смогли вспомнить название картины, запомнившейся с урока музыки или изобразительного искусства, более половины участников (62,2%) вообще не ответили на поставленные вопросы.
А так же можно использовать в своём исследовании тест на креативность Элис Полла Торренса (американского психолога).
Таким образом, наша работа показала, что ориентация на эстетические ценности искусства в наибольшей мере способствует формированию собственных представлений личности о нормах, правилах поведения, законах гармонии. Сформированность эстетических потребностей в определенной степени ограждает личность от неблагоприятных в нравственном отношении воздействий окружающей действительности, поскольку существенно повышается «иммунитет» школьника к стереотипам современных масс-медиа. Это отчетливо проявляется в деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе. Критериями сформированности эстетических потребностей учащихся выступают: общеэстетический кругозор (полнота знаний, способность школьника воспринимать произведения искусства в единстве эстетических и вне эсте-тических ценностей), избирательно-оценочные умения (способность устанавливать ценностный смысл в процессе эстетического выбора), готовность к эстетическому оцениванию произведений искусства и явлений действительности (навыки в творческом самовыражении).
Источник
Формирование Эстетических чувств у детей
Автор: Ляховицкая Ирина Эдуардовна
В определении понятия и сущности эстетического чувства существуют различные подходы, которые нередко представляют собой противоположные или взаимоисключающие точки зрения. Традиционно эстетическое чувство изучается в структуре эстетического сознания, во взаимосвязи с другими его элементами и эстетическими категориями. Так, А.Н. Лук, хотя и не раскрывает сущность и специфику эстетического чувства, обоснованно связывает его с эстетическими категориями, выделяя чувство прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Б.И. Додонов рассматривает эстетические чувства на основе теории ценностей, правомерно считая главной ошибкой многих авторов подмену самого переживания семантикой слов. Тем самым он подводит к необходимости анализа сущности самого эстетического чувства. Но ученый основывается не на природе эстетического чувства, а дает или внешнюю характеристику (включает чувство изящного, грациозного), или характеризует процесс протекания эстетического чувства (наслаждение красотой), или сводит его к элементам эстетического сознания (жажда красоты, на наш взгляд, является признаком эстетической потребности), или связывает с высшими эстетическими категориями (чувство величественного, возвышенного, чувство волнующего драматизма).
Специфику, сущность эстетического чувства выделить невозможно, если фиксировать проявления чувств, которые, на наш взгляд, трудно или невозможно охарактеризовать качественно (они в данный момент могут быть и познавательными и эстетическими одновременно). Определить чувство возможно по источнику, который является первопричиной его возникновения. Упростим предложенную Б.И. Додоновым классификацию чувств по направленности и установке. Оставим гностические, эстетические и нравственные чувства, так как другие группы являются в той или иной степени их составными: так романтические могут быть отражением гностических или эстетических чувств, этнические — эстетических или нравственных, коммуникативные — нравственных или познавательных и т. д.
Какова же природа эстетических чувств, в чем их специфика, сущность? Первопричиной возникновения познавательного чувства является стремление к познанию, момент поиска нового или поиска выхода из ситуации; нравственного чувства — момент выбора поступка, который включает или не включает волевое усилие. Эстетическим чувством движет не воля, не необходимость поиска, а невидимые мышечные движения человека, их ритм, темп, динамика как в процессе активной деятельности, и так и в процессе созерцания, восприятия. Если гностические чувства возникают под воздействием поиска пути деятельности, нравственные — выбора средств, то эстетические — качества деятельности. При этом любая деятельность может вызвать и эстетические, и нравственные, и м гностические чувства.
Природные, естественные ритмы и цвета, вызывая реакцию ребенка, сублимируются в чувство ритма и чувство цвета как эстетические феномены. Синхронизация (гармонизация) внутренних и внешних процессов подтверждает эстетическую природу чувства цвета, чувства ритма. У ребенка в процессе какой-либо деятельности возникают так называемые «ритмические переживания» (термин Б.М. Теплова), которые в
сочетании с оптимальным темпом и динамикой действий вызывают, по существу, эстетическую реакцию, эмоцию, чувство. На примере музыкального ритма Б.М. Теплов показал, что в процессе восприятия к музыки у ребенка непроизвольно совершаются мускульные действия,
с движения, невидимые глазу и что эти движения или мышечные
у сокращения шляются не просто результатом, а условием ритмического переживания. Именно эти движения становятся носителями эстетической с информации, вызывая эстетические чувства. Но если Б.М. Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, которое имеет свою специфику, то в психологии труда (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как важные и необходимые компоненты любой
и деятельности. На заре человечества именно ритм, темп, динамика в процессе
с мышечной деятельности стали своеобразными побудителями эстетического
в чувства. В результате возникли переживания более высокого порядка:
визуально-ритмические, звуко-ритмические, затем вербально-ритмические. Постепенно от однообразных, простых, недифференцированных действий человек переходил, совершенствуя приспособление руки к орудию, к нахождению ловких, точных движений, требующих работы мелкой мускулатуры, сложной, богатой по конфигурации.
В процессе такой деятельности человек стал осознавать движения, ритмы, динамику окружающей его жизни, составлять представления об эстетической картине мира, пытаясь выразить увиденное и пережитое в образах. Так зародилось синкретическое искусство, а затем в связи с
разделением, развитием и совершенствованием труда началась и дифференциация искусства, так как появилась необходимость «оттачивать» те или иные ощущения. Происходил своеобразный тренинг, который сопровождался особым неповторимым наслаждением, ощущением
«тонких» физических и душевных движений, в результате которых вырабатывалось чувство меры, гармонии. Продолжительные эстетические переживания способствуют возникновению чувства ритма, динамики, темпа, чувства цвета, колорита, композиции, чувства стиля, такта, формы, чувства меры, гармонии и т.д. Именно они становятся основой развития «категориальных» эстетических чувств: чувства прекрасного, возвышенного, чувства трагического, героического, чувства безобразного, чувства юмора. — которые фиксируются на уровне сознания.
Бесспорно, развитие эстетических чувств в филогенезе не повторяет их развитие в онтогенезе, но каждый развивающийся индивидуум овладевает или не овладевает тем набором ощущений, «мышечных переживаний», который становится условием формирования эстетического сознания, эстетического отношения личности как к искусству, так и к действительности в целом.
Таким образом, эстетическое содержание чувства может зависеть от направленности, качества, степени их проявления. Правомерно в данном случае выделить три уровня проявления чувств: неэстетический, предэстетический, эстетический.
К неэстетическим относятся те чувства, которые имеют негативную окраску, отрицательны по направленности, разрушительны по качеству. К ним можно отнести фундаментальные чувства страха, вины, ненависти и производные от них разнообразные чувства, такие как чувства гнева, презрения, превосходства и др.
Нередко такие неэстетические чувства связаны не только с эмоциональной сферой, но и с физиологическим состоянием человека. Физиологами доказано, что страх, агрессия вызывают мышечное перенапряжение и функциональные нарушения, то есть они становятся причиной заболевания организма.
Предэстетическими чувствами А.Ф.Яфальян называет состояния, которые могут быть при одних условиях эстетическими, при других неэстетическими. В действительности, это, скорее всего эстетические эмоции, так как они часто недолговременны, и даже если эмоциональное состояние затягивается, оно может смениться на противоположное. Традиционно такие эмоции называют чувствами. Это амбивалентные чувства, к ним относят чувства радости, восторга, восхищения, грусти, печали и т.д.
Нередко педагог ошибочно принимает за эстетические чувства веселый смех, восторг детей. Как отличить эстетическое чувство радости от неэстетического? По качеству. Показателем в данном случае будет чувство меры и позитивная направленность. А результатом испытываемого чувства, если оно эстетическое, будет катарсис.
Катарсис как очищение наступает после усиления, кульминации чувства, в момент спада напряжения. Это может быть состояние — возвышенного восторга, тихой радости, светлой печали, спокойного р умиротворенного восхищения. Чувство восторга с ощущением превосходства, обожания, заискивания, чувство восхищения с внутренним г неудовольствием собой, с завистью однозначно не являются эстетическими — по характеру
Понимание положительных и отрицательных эмоций в данном случае иное. Например, скорбь в художественном произведении может стать эстетическим чувством, но лишь в снятом, отвлеченном виде. События, которые пришлось пережить ребенку, впрямую не касаются его, но чувство эмпатии, сопереживания поднимают его на уровень героя. И это дает ему мощную положительную разрядку, то есть эстетическое наслаждение.
Стремление к проявлению эстетических чувств в совершенной форме, которая присуща, например, художественному произведению: завязка события, развитие, конфликт, кульминация, завершение, катарсис — вот составляющие процесса зарождения и переживания эстетического чувства. Отсутствие любого элемента нарушает гармоничность процесса и лишает его эстетической направленности.
При этом, по И. Канту, эстетическое чувство — это «эстетическое состояние» равновесия, гармонии, тяготеющее к дисгармонии и нарушению равновесия. Рассмотрим собственно эстетические чувства как качества личности, которые природно обусловлены, имеют глубинное содержание, иную природу, чем эстетические чувства — эмоции. Они более устойчивы, так как «фиксируются» в действиях, поступках, мыслях.
К фундаментальным эстетическим чувствам А.Ф.Яфальян относит чувства цвета, линии, пропорции, симметрии (перцептивно-визуальные), чувства ритма, темпа, динамики (перцептивно-аудиальные) и чувства пространства и времени (перцептивнокинестетические). Однако, по мнению автора, чувство ритма, чувство цвета или чувство темпа становятся эстетическими в том случае, если они из аудиального, визуального или кинестетического ощущения перерастают в целостное чувство. Так эстетическое чувство ритма представляет собой единство, целостность и визуальных, и аудиальных, и кинестетических ритмов окружающего мира в соответствии с внутренними ритмами человека.
Природная голографичность (целостность восприятия) и субсенсорность (сверхчувствительность), которой обладают дети, лишь представляют собой потенциальные возможности развития этого чувства. Более того, любые комплексы, страхи, фобии притупляют у человека здоровое стремление к чистым, благоприятным цветовым гаммам и фону, то есть лишают его чувства цвета.
Но эстетическими качествами обладают не все цвета, ритмы, звуки. Природа создана по эстетическим законам, поэтому все шумы, звуки, формы, цвета в природе, не тронутой человеком, целесообразны, гармоничны, естественны, то есть эстетичны. Социальная звуковая, цветовая среда может быть эстетически организованной, а может и не являться таковой.
Таким образом, эстетическим чувствам присущи следующие характерные признаки, которые подтверждают предложенную в данном исследовании их классификацию, и включены в педагогическую данного исследования.
— Изменчивость чувств. «Текучесть» чувств здорового человека — естественное состояние. Каждую минуту чувства приобретают иную окраску, нюансировку под воздействием мыслей, окружающей среды и могут перетекать из одного состояния в другое. При этом эстетические чувства, например чувство ритма при интенсивном воздействий на человека извне или изнутри (поток мыслительной деятельности от возникновения какого-либо образа меняется), начинают деформироваться и терять свою эстетичность. Появляется аритмичность в движениях, поступках, хаос в мыслях.
— Возвратность чувств. Каждое чувство, в отличие от эмоции, оставляет след на соматическом и ментальном уровнях. При сходных внешних ситуациях и подобных внутренних мыслительных процессах чувство вновь может возникнуть. Это может быть и эстетическое чувство, если процессы, происходящие с ребенком, позволяют ему почувствовать свободу, гармоничность, самодостаточность. В этом случае в процессе деятельности возникнет чувство ритма.
— Тренированность чувств . Многократное переживание тех или иных чувств позволяет этому чувству стать доминантным (по А. А. Ухтомскому). Закрепление эстетических чувств возможно лишь при условии применения эмоциональной установки (по Д.Н. Узнадзе) в процессе любых видов деятельности.
— Переключаемость чувств. При создании определенных условий и установок происходит сублимация (по 3. Фрейду), трансформация в наиболее приемлемые инстинктивные формы проявления, снимающие напряжения. Например, преобразование отрицательного фонового эмоционального состояния под воздействием искусства в эстетические чувства.
— Взаимозависимость чувств. Нарушение, например, чувства гармонии под воздействием стрессогенной ситуации повлечет за собой и нарушение всех эстетических чувств: ритма, темпа, меры и т.д.
— Синхронизация чувств . Эстетические чувства могут возникнуть лишь в том случае, если человек начинает в любой ситуации искать необходимый, жизненно важный баланс между внутренними и внешними процессами, между мыслями и чувствами, между личными интересами и интересами других.
— «Засоряемость» чувств . В социуме человек неизбежно получает помимо положительного заряда и отрицательный. Неорганизованные шумы, грязные цвета, психическое давление и др. приводят к нарушению эстетических чувств. Природная естественность эстетических чувств требует постоянного внутреннего очищения, восстановления внутреннего баланса. Духовные устремления человека, сталкиваясь с препятствиями и преодолевая их, приводят его к катарсису За катарсическим состоянием вновь возникает чувство гармонии, меры и восстанавливаются другие эстетические чувства.
Эстетические чувства у ребенка характеризуются, прежде всего, гармонией, мерой, стремлением к совершенству. При этом эстетические чувства лежат в основе физического здоровья, психического равновесия. ментальной мудрости. Такие чувства являются решающими в эстетическом становлении личности ребенка. Влияние окружающей среды на слух и голос ребенка
Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен, как анатомо-физиологический продукт, а также в силу своего социального значения. Способность говорить, выражать свои мысли и чувства характеризует человека как личность. По модуляциям голоса мы можем судить о психическом состоянии индивидуума, его поведении в различных ситуациях. Существует множество профессий, связанных с использованием голоса. Это певцы, актеры, педагоги, лекторы, священники, работники радио и телевидения, общественные деятели.
В образовании голоса принимают участие многие органы и системы, что требует их нормального функционирования. Люди, профессионально использующие свой голос, очень чувствительны к его нарушениям, особенно дети и подростки. Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов.
Нарушения могут быть органического порядка (врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, носа) или функциональные (связанные с отрицательным воздействием внешних факторов). Провести четкую границу между органическими и функциональными нарушениями довольно трудно, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать органические изменения. В середине этого ряда находятся морфологические изменения, возникающие в результате неправильного голосового механизма. Появление последних наблюдается при пении, и их часто связывают с неправильно выбранной методикой обучения.
В настоящем докладе мы обращаем внимание на нарушения голоса функционального рода, связанные с отрицательным воздействием внешних факторов. Создание и функционирование комфортной среды, в которой воспитывается слух и голос ребенка, зависят не только от педагога и методики обучения, но и от социальных условий экологической обстановки.
Для того чтобы оценить голос человека, необходимо знать основные характеристики нормального голоса и их отличие от типичных признаков нарушений. Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи должна соответствовать возрасту, размерам тела и пола, голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость.
При нарушениях голоса традиционно выделяют четыре типа: нарушение тембра голоса, нарушение резонанса, изменение громкости, изменение высоты тона. Эти явления можно наблюдать как в разговорном, так и певческом голосе. Нарушения голоса могут быть не слышны при разговоре, но проявляться при пении. Тем не менее патологические явления на голосовых связках молодых певцов чаще проявляются из-за неправильного использования разговорного голоса.
Выделим наиболее характерные воздействия окружающей среды на нарушения голоса.
1. Аллергия к различным содержащимся в воздухе веществам или к пищевым продуктам. Она может вызвать отек слизистой носа, рта, глотки, гортани, трахеи, легочных структур, т.е. тех органов, которые задействованы в звукообразовании.
2. Окружающий шум. Сильный шум неблагоприятно действует на орган слуха и вызывает перенапряжение голоса.
3. Психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Психические факторы могут вызывать самые различные нарушения голоса, например охриплость, резкость, придыхание, гиперно-зальность, афонию
На основании вышесказанного мы предлагаем правила гигиены голоса включить в школьные программы. Одним из компонентов программы может являться информирование детей о строении и функционировании механизма голосообразования, о правильном использовании голоса, формах его перенапряженности и нарушений. Программа по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перенапряжение голоса начиная с момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса.
Источник