Формирование эмоциональных представлений у дошкольников

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Людмила Аникина
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических игр и упражнений».

Это развитие эмоциональной сферы дошкольников — научить детей понимать эмоциональныесостояния свои и окружающих их людей: дать представления о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства — это своеобразно выраженные переживаемые человеком отношение к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Развивать эмоциональную среду лучше всего через театральную деятельность.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Работу лучше начинать с различных игр для сближения детей друг с другом,такие как например: «Солнышко и домик», «Подарки», и т. д., использовать различные упражнения, этюды, игры, пальчиковую гимнастику. Эти игры и упражнения способствовают развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями.Дети с удовольствием играют в такие игры-упражнения как: «Азбука настроений», «Злые и добрые герои», «Гномики», «Тучки», «Выбери девочку», «Эмоции» и т. д. Для этих игр и упражнений разработать и сделать дидактические пособия.

Используя технологию театрализованных игр, можно добиться хорошего результата в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В результате игр и упражнений дети приобретают навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующий наилучшему развитию личности ребенка, подготовки его к жизни.

Можно использовать игры на эмоции, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать и правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Это такие игры как «Дракончик». У каждой головы дракона разное настроение. Нужно назвать какое настроение у каждой головы, найти пиктограмму и придумать почему у этой головы такое настроение.

Игра развивает воображение,выразительность движений. Взрослый читает стихотворение Н. А. Екимова, а дети изображают тучки в соответствии с текстом, и тучка на фланелеграфе выбирают соответствующие эмоцию.

«Домик настроения» и «Эмоции» — игры на различения разных эмоций. В игре «Эмоции» картинки разрезаются пополам по линии делящей лицо на верхнюю и нижнюю части, смешиваются. Детям раздаются пиктограммы. Дети находят картинки, которые соответствую пиктограмме.

Желательно чтобы в каждом уголке группы были игры и пособия на формирование эмоциональной сферы. Например, в природном уголке живут комнатные растения, у которых есть глазки, ротик, носик, которые бывают грустные, когда их забывают полить. Дети определяют их эмоциональное состояние, находят на кубике пиктограмму, рассказывают, что нужно сделать, чтобы растение стало веселое и довольное. В книжном уголке стоит кубик с иллюстрациями из различных сказок. На них изображены герои сказок с различными эмоциональными настроениями. Дети вспоминают название сказки, рассказывают ее содержание. Разыгрывают эпизод из сказки.

В игре «Сказочный хоровод» детям предлагается изобразить походки различных животных, изобразить различные эмоциональные состояния.

Игра развивает чувства общности, выразительности движений, способности изображать различные эмоции.

Дети с удовольствием играют в такие игры – упражнения, как «Сказочные герои», «Гномики», «Настроения». Все эти игры на различения основных эмоций. Со средней группы с усложнением. Нужно придумать «Как испортить настроение сказочному герою». В старших группах дети могут придумывать целые сказки, которые мы зарисовали и делали книжки-самоделки.

Так же в работе можно использовать упражнения на различения эмоций «Найди лишний». Среди изображений одной эмоции нужно найти лишнюю. Надо составить картотеку иллюстраций на эмоции, которые можно использовать в своей работе. Раскраски, в которых дети раскрашивают рисунки и сами рисуют эмоциональное состояние героя.

Многие игры, которые можно использовать в работе, помогают инсценировать литературные произведения. Это игры «Пиктограммы». Рассматриваем карточку с тем или иным персонажем сказки и пробуем изобразить его. Эта игра способствует развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Игры «Собери сказочного героя», «Лото», «Колобок» учат распознавать эмоциональные проявления, обогащают и активизируют словарь детей за счет слов, обогащающих различные эмоции, чувства, настроения.

Театрализованная деятельность позволяет детям знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети инсценируют стихотворения или придумывают сказки сами.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. В этом могут помочь этюды. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительности движений, мимикой, жестами, позой, походкой.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей длительная работа, которая требует участия родителей. В индивидуальных беседах с родителями стоит обсуждать проявление драчливости и агрессивности детей. Так же предметом для разговора могут быть детские страхи, отношение

сверстников к ребенку, настроение их, интересы, потребности.

В конце года как итог дети показывают спектакли для родителей или для малышей. Закрепляют знания о театральном искусстве, показывают навыки владения театральной куклой, навыки владения выразительными движениями.

Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды Слайд 2 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

«Познай себя». Игры по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста Выполнила воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Дошкольное детство — короткий отрезок жизни человека. Малыш научается управлять своим.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Источник

Эмоциональное развитие старших дошкольников

Светлана Колесникова
Эмоциональное развитие старших дошкольников

Поделись улыбкою своей,

И она еще не раз к тебевернется…

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта приобретенного в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми, так как эмоции и чувства формируются в процессе общения.

У дошкольников сохраняется эмоциональная зависимость от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброты с людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.Негативное отношение взрослого вызывает типичную реакцию: ребенок стремится установить контакт со взрослыми, или замыкается и избегает общения. Поэтому во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений, на занятиях, на прогулке.

Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой своей задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у дошкольника повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желание и возможности.

Дидактическая игра «Подбери эмоцию!» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции помогают ребенку приспособиться.

Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Реласакционая гимнастика Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Дошкольное детство – маленький период в жизни человека, первые шесть – семь лет. Но они имеют.

Источник

Оцените статью