Формирование эмоционально — оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
проект по теме
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_emots-otsen.leksika_-proekt.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников» (педагогический проект)
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна , преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа №8
Данный педагогический проект предполагает:
— использование различных методов и приёмов работы с детьми;
— развитие словаря в повседневной жизни и при организации НОД;
— проведение индивидуальных и групповых занятий:
— пополнение оснащения речевой развивающей среды;
— организацию работы с родителями детей по данному вопросу.
ЦЕЛЬ 1-ОГО ЭТАПА:
уточнить характер нравственных проявлений детского коллектива, выявить умение эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации, употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (спокойный, хитрый, честный, скромный и др.)
Для этого необходимо использовать следующие методы и приёмы :
1. наблюдения за поведением детей в повседневной жизни и, прежде всего, в
2. наблюдения за речевыми проявлениями детей во время общения;
3. анализ детских оценок, данных поступкам литературных героев;
4. разговоры на этические темы (о семье, дружбе, «Что такое хорошо и что
такое плохо?», о доброте);
5. чтение художественной литературы, анализ восприятия детьми
художественных образов, в частности, умение эмоционально и адекватно
реагировать на услышанное.
При этом целесообразно соблюдать условия :
— воспитатель является сторонним наблюдателем за поведением детей (исключение – конфликтные ситуации);
— взрослый не высказывает своего мнения по поводу адекватности восприятия детьми поведения отрицательных и положительных литературных героев;
— в ходе разговоров воспитатель не даёт оценки детским высказываниям по обсуждаемым вопросам.
ЦЕЛЬ 2-ОГО ЭТАПА:
внести коррективы в планирование воспитательно-образовательной работы в группе, пополнить оснащение развивающей среды
Важным моментом в осуществлении этой цели является внесение в книжный уголок произведений художественной литературы для решения задач нравственно воспитания детей. При этом педагог должен учесть выявленные ранее (на 1-ом этапе педагогического проекта) нравственные проявления детского коллектива.
Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.
При подборе книг, разработке методики их использования в нравственном воспитании и формировании эмоционально-оценочной лексики детей следует учитывать моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов является рассматривание иллюстраций , например, художников Лебедева, Пахомова, Чарушина, Сутеева и др. Ярким примером эмоциональной выразительности рисунков являются иллюстрации к рассказам Валентины Осеевой из сборника «Три сына» — грустный персонаж из рассказа «Сторож», которому было очень скучно и одиноко несмотря на изобилие имеющихся у него игрушек; удивлённый и одновременно обиженный без причины своим другом мальчик Миша из рассказа «Пёрышко» и другие выразительные персонажи иллюстраций, помогающие детям лучше понять их внутренний мир и эмоциональное сиюминутное состояние.
Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. С их помощью ребёнок может понять и адекватно эмоционально оценить внутренний смысл художественного текста, выразить это в слове.
Во время рассматривания книги воспитатель, находящийся рядом с ребенком, может ненавязчиво высказать своё мнение по поводу персонажей, используя образную эмоционально-оценочную лексику.
Большое значение имеет обращение педагога к личному опыту детей, предложение сравнить и оценить их поступки из реальной жизни с поведением литературных героев.
В книжном уголке следует периодически проводить тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н.Носова, А.Драгунского, Е.Успенского и герои весёлых русских народных сказок.
В план воспитательно-образовательной работы необходимо включить проведение специальных игр и упражнений по обогащению эмоционального опыта детей и развитию соответствующего словаря.
На данном этапе педагогического проекта следует также тщательно подобрать слова для составления детского словаря-минимума по рассматриваемой проблеме. При этом обязательно нужно учесть уровень развития детей группы, а также объём их активного и пассивного словаря.
ЦЕЛЬ 3-ЕГО ЭТАПА:
обогатить эмоционально-оценочную лексику детей новыми словами, уточнить и закрепить понимание смысла ранее известных слов, к ней относящихся
Проводя работу на этом этапе педагогического проекта, воспитатель должен иметь чёткое представление о содержании эмоционально-оценочной лексики , это: — слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); — слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, дружок); образования синонимов (пришли – приплелись; засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову, сидеть и клевать носом); — слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый; дряхлый, старинный, древний).
Воспитателю необходимо также учитывать следующие моменты при проведении словарной работы:
*оценочная лексика особенно активно осваивается в старшем дошкольном возрасте; это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого ; *дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.); * над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей педагог должен организовать специальную работу; *следует соблюдать определённую последовательность в работе – сначала берутся слова-прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость); объясняется это тем, что значения первых конкретнее, чем значения вторых; *при отборе слов, относящихся к эмоционально-оценочной лексике, необходимо ориентироваться на словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт; так, наиболее частотными являются слова – добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый.
Для решения поставленных воспитателем задач на 3-ем этапе педагогического проекта целесообразно использовать такие методы и приёмы , как: 1. чтение, краткая беседа о прочитанном , работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев; 2. специальные игры и упражнения , направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «ОБЛАКА», «НАЗОВИ, НЕ ОШИБИСЬ», «МАСКИ» и др. ( СМ . пособие В.М.Минаевой. Развитие эмоций дошкольников.- М., «Аркти»,1999); 3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача — обогащение эмоционально-оценочной лексики); 4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками , содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов; 5. рассматривание сюжетных картинок , анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях; 6. слушание музыки, определение её настроения , выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.
Более сложным этапом развития эмоционально-оценочной лексики, усвоенной в результате перечисленных выше методов и приёмов работы, являются задания по составлению рассказов , например, «ЭМПАТИЙНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ» ( СМ .пособие О.А.Белобрыкиной. Речь и общение.- Ярославль, «Академия Развития», 1998, стр.86). Ребёнок при этом должен уметь чувствовать эмоциональные состояния другого человека и соответствующим образом реагировать на них. Эмпатийная способность играет в литературном творчестве особую роль, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения. Выполнение подобных заданий может вызвать у детей затруднения, поэтому данную работу рекомендуется проводить в индивидуальном порядке.
ЦЕЛЬ 4-ОГО ЭТАПА : привлечь родителей к решению проблемы развития словаря их детей, познакомить их с содержанием данной работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса, в частности, эмоционально-оценочной лексики
На данном этапе педагогического проекта рекомендуем воспитателям использовать следующие формы работы с родителями : — анкетирование родителей с целью выяснить их отношение к вопросам развития лексики дошкольников, а также их компетентность в области речевого развития детей; — индивидуальные консультации по вопросам развития словаря детей; например, «Что необходимо учитывать при подборе слов»: *коммуникативную целесообразность введения слова в словарь детей; *частоту употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; *отнесённость слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям; *значимость слова для решения воспитательных задач; *значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений — родительское собрание , посвящённое анализу уровня развития лексики детей, знакомству с особенностями словарной работы в данной возрастной группе. Эффективным средством привлечения родителей детей к решению рассматриваемой проблемы является проведение открытого занятия по родному языку. Это поможет взрослым увидеть успехи своих детей в речевом развитии, недостатки в формировании словарного запаса, понять их причины. Родителей можно сделать непосредственными участниками данного занятия, предложив включиться в игры-соревнования вместе с детьми; — оформление материала в «Родительский уголок»: фотогазет с высказываниями детей, образцов детских рассказов, картотек игр по формированию эмоционально-оценочной лексики, рекомендаций по проведению бесед после чтения художественных произведений с вопросами, направленными на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Например, *Сказка В.Осеевой «Заячья шапка». Как называется в сказке заяц? (хвастунишка, хвастливый). За что его так назвали? (хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т.д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как можно назвать девочку подружки? (экая хвастунишка). Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными). * «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Как можно назвать этого героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, отважный, решительный, настоящий герой). Почему в народе говорят: «скромность украшает героя», «скромность каждому к лицу»? — вечер развлечений, литературная викторина (с играми по развитию словаря; заданиями на знание пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых имеются слова, относящиеся к эмоционально-оценочной лексике); — презентации
ТАКИМ ОБРАЗОМ , предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников.
Источник
Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста
ДИНА ТЕЛКОВА
Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста
Статья :Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста
Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.В оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые, эстетические. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.
Процедура оценивания связана с умением переводить когнитивное в словесный план, т. е. создавать оценочное высказывание. Как показывают исследования Н. Тихонова, Г. Любиной дети данным умением не владеют, это объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребёнка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания,поэтому оценки детей шести-семи лет очень категоричны и двухмерны: хорошо / плохо, нормально / ненормально, люблю / не люблю и т. п. Оценочные высказывания в речи детей отсутствуют.
Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это умение востребуется уже в дошкольном возрасте, о чём свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребёнку,называются следующие:
— оценивать свои поступки и поступки других детей;
— правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;
— правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать своё отношение к поступкам героев художественных произведений.
Итак, значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.
В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.).
Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причём сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость, поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.
Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе – хорошо знакомо детям.
Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т. д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными.)
Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С.Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой,
В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками.Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».
Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.
Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространённой ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей приём – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например,можно использовать следующие пословицы:
«Что посеешь, то и пожнёшь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приёмы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.
* Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка).
* Зимою она то, как пух, то тверда, летом её называют… (вода).
* Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).
* Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные… (коньки).
Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учётом контекста.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Целесообразно использовать такие методы и приёмы,как: 1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;
2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоциональногоопыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «Облака», «Назови, Не ошибись», «Маски» и др.
3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача – обогащение эмоционально-оценочной лексики);
4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;
5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях; 6. слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.
Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.
Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста». При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.
Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.
Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.
Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.
Источник