Формирование чувственного восприятия окружающего мира

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Надежда Сорокина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных психологов и педагогов. Окружающий ребенка мир — основной носитель и среда, в которой происходит присвоение его ценностей. В ней же осуществляется эмоциональное развитие и формируется отношение к окружающему миру, его ценностям, нормам и идеалам общества.

Окружающий мир ребенка — это детство, мир удивительных открытий.Он предстает перед ребенком во всем многообразии: формах, цветах, запахах, вкусах, звуках. Ребенок учится открывать для себя множество явных и скрытых свойств. Поблескивающие разноцветьем акварельные краски, называющиеся медовыми, цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы – детали, из которых по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные вещи.

Старший дошкольный возраст является возрастом сенситивным для развития восприятия, и интерес ребенка к окружающему миру, необходимо направлять взрослым через внимание на полное осмысленное восприятие и осознание этого мира.

В восприятии и чувственном познании природного мира ребенком, пониманием им красоты окружающей природы, природных объектов и явлений, большую роль играет наблюдение, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Эта деятельность ребенком осуществляется, как правило, во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.

Объектами восприятия и познания выступают, как живые объекты — животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т. д.); так и растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т. д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т. д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т. д.). Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать это. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними, но при этом важным является то, что необходимо научить ребят правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через средства чувственного познания, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, стимулирует ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке, формирует ручную умелость, т. е мелкую моторику рук.

Эмоции — это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения. Большое место педагога в этом направлении занимает обеспечение эмоционального комфорта дошкольника, что является основой его нормального психического развития, гарантией роста личности, жизни в гармонии с собой и окружающим миром, совершенствовании себя. Все эти достижения необходимы ребенку для эмоционально – чувственного развития.

Таким образом, развитие эмоционально- чувственного восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивает окружающий мир, учится способам взаимодействия с ним.

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Читайте также:  Не чувствую себя ухоженной

Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста Упражнения на развитие чувственного восприятия «Снежная Королева». Задачи: 1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики; 2. Закреплять.

Источник

Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (II часть)

наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (II часть)

План мероприятий с родителями.

1. Анкетирование по теме сенсорного развития Декабрь 2013 Воспитатель, психолог

2. Изготовление папки –передвижки: «О сенсорном воспитании…». Февраль – март 2014 Воспитатель, психолог

3. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику» Март 2014 Воспитатель, психолог

4. Родительская гостиная «Учимся мастерить и играть…» Апрель 2014 Воспитатель

5. Изготовление самодельных дидактических игр по сенсорике Март – апрель 2014 Родители

6. Конкурс на лучшую изготовленную игру по сенсорному воспитанию Апрель 2014 Родители, воспитатель

7. Мастер – классы для родителей по знакомству с играми собственного производства Апрель – май 2014 Родители

8. Выставка дидактических игр, изготовленных родителями Конец мая 2014 Воспитатель

9. День открытых дверей по внедрению в образовательный процесс игр, изготовленных родителями Октябрь 2014 Октябрь 2014

План мероприятий с воспитателями.

1. Консультация «О сенсорном воспитании» Январь 2013 Психолог

2.Анализ результатов проверки развивающей среды на предмет: дидактические игры Декабрь 2013 Комиссия по проверке – воспитатели групп №3 и №5

3. Анкетирование воспитателей на тему сенсорного воспитания Декабрь 2013 Психолог

4. Мастер – классы по ознакомлению с новыми сенсорными центрами и дидактическими играми Май 2014 Воспитатель

5. Разработка рекомендаций по оснащению групп необходимыми дидактическими играми и пособиями Май 2014 Воспитатель

6. Открытые занятия по внедрению в образовательный процесс новых дидактических игр и пособий по сенсорике Октябрь – декабрь 2014 Воспитатель

1. Повысить уровень развития сенсорных способностей дошкольников 4 – 5 лет.

2. Улучшить процесс усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, зрения, тактильных ощущений и обоняния детьми средней группы.

3. Обогатить развивающую среду групп дидактическими играми и пособиями по развитию и совершенствованию чувственных ощущений.

4. Систематизировать знания педагогов о сенсорном развитии дошкольников.

5. Повысить осведомленность родителей в области сенсорного воспитания.

6. Привлечь внимание родителей к взаимодействию с ДОУ.

Трансляцию проекта предполагается презентовать родителям детей средней группы.

Дальнейшее развитие проекта целесообразно осуществлять через обогащение и дальнейшую систематизацию знаний о сенсорном развитии дошкольников путем проведения мастер – классов для воспитателей по ознакомлению и дальнейшей работе с новыми дидактическими играми, а также, через консультирование родителей по вопросам сенсорного воспитания дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,1978.

3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. – 304с.

4. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

5. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 — 2005

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой. М., 2007.

7. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д., 1998

8 Эльконин Д. Б. Психология игры – М. : Просвещение, 1992

9. Сольцева О. Г. “Наши помощники – органы чувств” — “Ребенок в детском саду” № 3-2007.

10. Богусловская З. М., Смирнова Е. О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.

11. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада / Под ред. Венгера Л. А. – М. : Просвещение, 1989.

12. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

13.Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т. В. Галанова. –Ярославль: Академия развития, 2004.

14. Урунтаева Г. В.Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся сред. пед. учеб. заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 1996.

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей детей в процессе обучения образному танцу (работа с родителями) Перспективный план работы с родителями на 2012 – 2013 учебный год. Месяц Работа с родителями Сентябрь 1. Беседа с родителями на тему «Музыкальное.

Источник

Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Анастасия Александровна Олейникова
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Участники данного урока — ученики четвертого класса (учащиеся 10-11 лет).

Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение»

Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений.

1. «Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;

Читайте также:  Как называется чувство чего то старого

2. «Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.

3. «Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

• Материалы для опытов;

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна.

— Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.

— Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.

2. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой – Хочу все знать). Слайд № 1

— Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

— Как вы понимаете эту фразу?

— Правильно. Фраза: «Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

— Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

— Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.

3. Основная часть:

— Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).

— Какую вы попробовали воду?

— Как вы это узнали? («Ощутили»).

— Чем ощутили? («Языком»).

— А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму. (подхожу к каждому ребенку)

— Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).

— Итак, предметы имеют форму, назови, пожалуйста («Один круглый, другой – мягкий и неопределенной формы».)

— Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)

— Чем мы определили форму предметов? («Руками»).

— А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)

— А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).

— Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).

— А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).

— Чем ощутили? («Носом»).

(Из мешочка достают апельсин и резинку).

— А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)

— Как вы узнали? («Увидели»)

— Чем увидели? («Глазами»)

(Учитель понижает голос до шепота).

— Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)

— Чем вы ощутили? («Ушами»).

— Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

— Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2

— Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).

— Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

— С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.

— А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку.

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

И сразу в рот меня кладите.

— Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)

— Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?

— А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).

— А теперь послушайте другую загадку?

В руке у Танечки

Зима в стаканчике.

В руке у Галочки

Зима на палочке.

— Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)

— А кто из вас любит мороженое?

— Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)

— А мы можем ощущать времена года? («Летом – жарко, зимой – холодно».)

— Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).

— Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.

— Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей) Слайд 3

— А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.

— Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 4

— С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите на листике.

— А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»).

С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство – осязание (Запись в тетради). Слайд № 7

— Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).

— А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)

— Правильно. Запишите в тетради – это зрительные ощущения.

— А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган?

Читайте также:  Нет чувства голода симптомы

— Правильно, запишите, чувство – обоняние.

— А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)

— А с какими ощущениями связан этот орган?

— Правильно, запишите – это слуховые ощущения.

Физкульминутка «Органы чувств».

— А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

— Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

— Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

— Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

— Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

— Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? (ответы детей). Слайд № 11

— Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.

— В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?» или игра «волшебный мешок»

(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит — на ощупь. Затем пытаются угадать остальные.)

(«Волшебный мешочек» Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, описать и назвать его)

— Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? (ответы детей).

— Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

— А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

— С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.

К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.

— Все почувствовали? («Нет»).

— Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.

— А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.

Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.

— Все ощутили вату? (ответы детей).А как выдумаете, почему?

— А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.

— А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? (ответы детей)А если человек лишен слуха?

— А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. (ответы детей).

— Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств — зрение, но при этом развит орган чувств – кожные покровы и они при помощи рук могут читать.

— Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

— Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

— Почему ощущения – это мостик познания?

— О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

— Для чего нужно развивать ощущения?

— Какой опыт вам понравился больше всего?

— Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.

— Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения.

— А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать смайлик

• Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся – нарисуйте, смайлик – улыбку;

• Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся – смайлик – огорчение.

— Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.

— Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14

Применялись следующие методы обучения:

1. Наглядный (просмотр слайдов).

2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы).

3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт — шли к получению новых знаний).

4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи).

Источник

Оцените статью