Формирование чувства взрослости подростков

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет
методическая разработка

Возраст открытия «самости» — 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности уважительного, серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать ситуации, которые позволяют ребятам проявлять инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности.

В материале представлен опыт работы по развитию «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_realizatsii_chuvstva_vzroslosti_u_podrostka_10-13_let.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. А. Некрасов).

Обратимся в глубь веков к Аристотелю. Он написал: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению». А если взять нашу отечественную историю. Какие различные представления о том, кто такой гражданин! Гражданином именовали Кузьму Минина, организовавшего в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти. Идеал гражданина, гражданского служения воспевали цареборцы-декабристы. Во второй половине XIX — начале XX в. идеолог контрреформ князь В. П. Мещерский редактировал консервативно-монархическую газету-журнал под названием «Гражданин».

Значит, понятие это неоднозначно. Но от этого оно не становится менее существенным.

Вот еще несколько мнений о том, кто такой гражданин:

  • Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

С. Смайлс, английский писатель

  • Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина.

Н. В. Щелгунов, публицист

  • Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.

В. А. Сухомлинский, педагог

Развернутую характеристику человека как гражданина дал русский философ, политолог и религиозный мыслитель И. А. Ильин, живший и работавший в эмиграции.

Гражданин — это тот, кто обладает:

  • чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину;
  • способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти;
  • способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Значит правовая, политическая и нравственная культуры составляют общую культуру человека, поддерживают друг друга, усиливают одна другую. Вместе, в совокупности они и составляют гражданскую основу личности (в самом высоком смысле этого слова).

Как же сформировать гражданскую основу человека?

Все начинается с детства.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…» — все помнят из своего детства эту милую считалку. И выбирая того, кто будет водить в детской игре, мы осуществляем свой первый выбор. Сначала он случаен, не осознан. Но чем старше мы становимся, тем чаще приходится задумываться над своими действиями и выбирать то из них, от которого будет зависеть наша дальнейшая жизнь. Это может быть и престижное учебное заведение, и хорошая работа, и выбор политического режима в стране.

Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости . Такое сосуществование возможно только в том случае, если у ребят развита самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самоуправление …

Возраст открытия «самости» — 10-13 лет , то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности уважительного, серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Н еудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать ситуации, которые позволяют ребятам проявлять инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности. Только в этом случае могут решаться 3 важнейшие образовательные задачи:

  • Развитие у подростка «самости»
  • самореализация, самоопределение подростка , которое в дальнейшем поможет ему сделать ответственный выбор индивидуальных образовательных маршрутов и социально адаптироваться во взрослой жизни
  • формирование у подростка гражданско-патриотической позиции

Один из вариантов формирования у подростков 10 – 13 лет «чувства взрослости» — школьное самоуправление — совместная и самостоятельная деятельность школьников, которая корректируется при сотрудничестве классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога и школьного психолога.

Учащимся была предложена практическая деятельность в нескольких направлениях , где они могут:

  • сделать свой выбор,
  • развивать контрольно-оценочную самостоятельность,
  • коммуникативную культуру,
  • проявлять инициативу,
  • расширять свой социальный опыт, который поможет им в дальнейшем ориентироваться в окружающем мире, находить свое место в нем.

В начале учебного года классный коллектив был разделен на несколько групп — М инистерств с учетом индивидуальных интересов. Чтобы ребята могли попробовать себя в разных ситуациях, состав министерств обновляется каждую четверть. Во главе Министерства выбирается ответственный, который организует, направляет и корректирует ее деятельность.

Классным коллективом управляет Совет Министров , в который входят ответственные за каждое Министерство. Совет Министров согласует свою деятельность с работой школы. Контролирует, оценивает деятельность Совета Министров и подводит итоги в конце каждой четверти Председатель Совета Министров и его 2 Заместителя.

Жизнь классного коллектива идет в соответствии с Кодексом класса (сводом правил, регулирующих взаимоотношения ребят, классную и учебную деятельность). Ребятам были предложены высказывания великих ученых, философов, русские народные пословицы, пословицы других народов. И те из них, которые показались ребятам наиболее интересными, были включены в Кодекс класса. Кодекс приняли общим голосованием, его подписал актив класса и вывесил в классном уголке. И теперь на классном мероприятии Председатель Совета Министров может обратить внимание любого ученика на то, что он не соблюдает Кодекс.

Проследить траекторию развития ученика, его интересы, увидеть проблему и продумать возможные варианты ее решения помогает «копилка достижений». По количеству значков можно определить активность ребят, а по цвету – их интересы, кроме того, можно оценить работу и каждой группы.

Одно из направлений практической деятельности – разновозрастное сотрудничество (шефство). Ребятам предлагается попробовать себя в роли «младшего учителя» — посредника между взрослым и младшим школьником.

Сначала ребята воспринимали ее как игру, но постепенно игра превратилась в серьезную, ответственную, сложную работу, так как ставила перед ними вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.

Ситуация разновозрастного сотрудничества развивает у маленьких «учителей» способность понимать позицию другого человека, по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников в общую деятельность, что в свою очередь способствует формированию их учебной самостоятельности, является средством профилактики подросткового негативизма; а так же является одним из вариантов профессионального самоопределения ученика

Конечно главное условие создания школьного самоуправления — это поддержка родителей.

Родители класса создали свой родительский комитет, в котором каждый выполняет конкретную задачу и помогает нам решать классные проблемы.

Положительными результатами классного самоуправления можно считать следующее: улучшаются взаимоотношения между ребятами, определяются их интересы, социальные маршруты, приходит осознание себя гражданином великой страны, патриотом.

Источник

Развитие «чувства взрослости» у подростков

Подростковый возраст как наиболее сложный возрастной период. Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков. Внешние и внутренние признаки проявления «чувства взрослости» и у подростков. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.07.2011
Размер файла 23,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие «чувства взрослости» у подростков

Подростковый возраст является наиболее сложным возрастным периодом, для которого характерны: отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков.

Исследователи считают, что причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. Одним из таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, является развитие «чувства взрослости».

Авторы, изучавшие «чувство взрослости» подростков (Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин), придают ему решающее значение в плане, как возникновения кризисных переживаний, так и развития личности в целом, полагая его центральным новообразованием подросткового возраста. Так, Д. Б. Эльконин подчеркивает, что если характер отношений взрослых к ребенку не меняется, то «возникающее чувство взрослости приводит к “взрыву”, разнообразным трудностям, затяжному характеру» переходного периода [8, с. 318].

Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного члена. Этот процесс предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности, которая необходима для усвоения общественных требований к деятельности, отношениям и поведению взрослых, поскольку именно в процессе овладения этими требованиями развивается социальная взрослость.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности развития «чувства взрослости» у подростков

Анализируя особенности проявления «чувства взрослости» у подростков, Д. Б. Эльконин выделяет две наиболее существенные стороны: становление объективной взрослости, т. е. реальной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, и субъективной взрослости — отношение подростка к самому себе уже как ко взрослому, «его представление или ощущение себя в известной мере взрослым» [8, с. 299]. Далее автор определяет характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков:

1) социально-моральная взрослость, выражающаяся в значительной эмансипации от взрослых, участие в заботах о членах семьи, ответственное отношение в общении с взрослыми и товарищами, наличие собственных взглядов, оценок, суждений, стремление отстоять их;

2) взрослость в интеллектуальной деятельности, характеризующаяся наличием у подростков стремления к самообразованию и самовоспитанию;

3) взрослость в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола, которая имитирует отношения взрослых: подростки назначают друг другу свидания, устраивают вечеринки с танцами, взаимными ухаживаниями и т. д.;

4) взрослость во внешнем облике и манере поведения, проявляющаяся в прямом подражании взрослым; выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки стремятся следовать моде в одежде и прическе; кроме того, подростки стараются усваивать «взрослую манеру» ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных словечек, курение и т. д.

Что же касается субъективной взрослости — собственно чувства взрослости, то автор говорит, что судить о содержании «чувства взрослости» крайне сложно, в связи с этим оценивать развитие субъективной взрослости можно только по внешним признакам.

В качестве внешних признаков проявления «чувства взрослости» Д. Б. Эльконин выделяет следующие.

Первым и основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. «За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Факт их существования наиболее ярко проявляется в случаях отсутствия желаемого подростком отношения и выражается в обидах и различных формах протеста: непослушании, грубости, упрямстве, противопоставлении себя взрослым или товарищам, в столкновениях и конфликтах» [8, с.299].

Второй показатель «чувства взрослости», по мнению автора, — это наличие у ребят стремления к самостоятельности, желания оградить некоторые сферы своей жизни от влияния старших, высказывание неудовольствия при попытках контролировать их или проверять качество работы.

Третий показатель существования «чувства взрослости» — наличие своей линии поведения, собственных взглядов, оценок и стремление их отстаивать, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

В исследовании Д. Б. Эльконина [8] были выделены две группы подростков по критерию конфликтности в общении и трудновоспитуемости. На основании этого можно полагать, что часть подростков выражают свою взрослость, подражая позитивным сторонам взрослой жизни, а часть — подражая ее негативным сторонам (в нарочито негативной, вызывающей форме). Автор объясняет это деление наличием тенденции к взрослости. Там, где тенденция к взрослости более выражена, в большей степени присутствуют конфликтность в общении и трудности в воспитании. В группе подростков, где тенденция к взрослости менее выражена, конфликтность и трудности в общении носят эпизодический характер. Это позволяет автору сделать вывод, что наличие «чувства взрослости» у подростков вовсе не обязательно вызывает трудности в отношениях с взрослыми.

Различие проявления «чувства взрослости», выраженного в большей или меньшей конфликтности, позитивности или негативности, автор объясняет наличием тенденции к взрослости.

Понимая под «чувством взрослости» «отношение подростка к самому себе как к уже взрослому», Д. Б. Эльконин подчеркивает «не обязательно сознательный его характер» [8, с. 299]. Для понимания особенностей переживаний подросткового периода чрезвычайно важно учитывать именно не вполне осознанный характер этих переживаний.

Сложность миссии взрослого человека состоит в том, что подростки не в состоянии сообщить нам о своих чувствах и переживаниях (и не только потому, что не хотят, но и потому, что еще мало себя сознают и не могут осознать, а тем более выразить внутренние переживания). Переживание «чувства взрослости» во многом не осознается подростком, возможно, поэтому и не сохраняется в памяти. Доказательством этому служит и тот неоспоримый факт, что сами взрослые, уже прошедшие путь взросления, испытавшие все сложности переживаний подросткового периода, часто не могут привнести что-либо конструктивное в общение со своими учениками и детьми-подростками и зачастую действуют стереотипно, повторяя слово в слово назидания своих родителей и учителей, хотя отлично помнят, что для них самих эти слова ровно ничего не значили и часто вызывали обратную реакцию — реакцию сопротивления.

В работе К. Н. Поливановой [6], посвященной рассмотрению возрастных кризисов, уделяется внимание исследованию «чувства взрослости» у подростков в связи с переживанием ими критических периодов. Автор также полагает, что чувство взрослости главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков. Однако К. Н. Поливанова, основываясь на собственных наблюдениях, отмечает, что реальные попытки взрослых идти по пути уступок с тем, чтобы удовлетворить потребность в самостоятельности подростка, приводят лишь к усилению кризисных переживаний и трудностей в общении, Переживание кризисного периода автор связывает с развитием рефлексии у подростков.

Д. И. Фельдштейн, посвятивший многие свои работы изучению развития личности в подростковый период ее становления, обращаясь к чувству взрослости подростков, отмечает следующее: «. психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого фактически он не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самими собой» [7, с. 220]. Автор предлагает в качестве критерия «чувства взрослости» рассматривать понятие социальной ответственности.

Наблюдения показывают, что подавляющее большинство современных подростков вовсе не стремятся взрослеть. Внешне поведение подростков по сравнению с младшим школьным возрастом значительно меняется, но вовсе не в соответствии с традиционной взрослостью: уважительной манерой поведения, эмоциональной сдержанностью в общении, выраженной культурой речи, взвешенностью в стиле одежды и т. п. Напротив, наблюдается расцвет особой подростковой субкультуры и в поведении, и в речи, и в одежде. Более того, подростковая субкультура настолько значима в современном обществе, что активно влияет и на «традиционную» взрослость, и взрослая часть населения предпочитает не торопиться с взрослением и стремится оставаться в подростковом возрасте (по крайней мере, внешне) как можно дольше.

Многие авторы исследуют особенности в социальной ситуации развития подростков. Они отмечают, что, несмотря на значительное изменение внутреннего отношения к миру со стороны подростка, отношение к нему общества остается таким же, как к младшему школьнику. Этот диссонанс может служить почвой для развития конфликтных отношений. Однако решить данную проблему только через расширение прав подростка, определенных уступок его незрелым претензиям на равенство нельзя. Необходимо выстраивать такие взаимоотношения с подростком, которые соответствовали бы его новым внутренним состояниям, тому качественно новому отношению к миру, которое традиционно принято называть чувством взрослости.

Чтобы построить с подростком правильные отношения, необходимо приблизиться к пониманию этих новых отношений подростков к внешнему миру.

Существенной особенностью, характеризующей подростковый возраст, является развитие самосознания.

Анализируя содержание развития самосознания в подростковом возрасте, Л. С. Выготский выделяет несколько его направлений:

1) возникновение собственного образа, которое проходит много промежуточных ступеней от самого раннего возраста, начиная с наивного незнания себя до богатого углубленного знания;

2) познание себя из вне вовнутрь: вначале дети познают только свое тело, затем им открывается мир собственных чувств и переживаний;

3) интегрирование образа Я: подросток все более и более начинает сознавать себя как единое целое;

4) отграничение собственного мира от мира других людей, что часто переживается подростками как чувство одиночества, покинутости;

5) развитие суждений о себе по морально-нравственным критериям;

6)«нарастание интериндивидуальной вариации» — открытие индивидуальных различий между индивидами [2, с. 229—230].

Социальная ситуация развития подростков знаменуется изменением их отношения к близким взрослым, а вслед за этим и к взрослому миру в целом. Новое отношение подростков можно определить как осознание своего критического отношения к взрослым, которое привносит значительную степень драматизма во внутренний мир подростковых переживаний. Драматизм переживаний вызван двойственностью отношения к близким взрослым: доверия и недоверия, любви и презрения. Изменение внутреннего отношения к миру неизбежно сопряжено с изменением внешнего поведения, которое отражает особенность реакции взрослых на новый взгляд подростков на мир. Изменившееся внутреннее отношение подростков к миру взрослых, которое традиционно называют «чувством взрослости», по своему внутреннему содержанию есть разочарование в совершенстве взрослого мира и осознание своего критического отношения к близким взрослым.

Подросток, способный теперь качественно иначе мыслить и сознавать, вдруг отчетливо начинает понимать: «Оказывается, взрослые не на все вопросы могут ответить, оказывается, они бывают слабыми, растерянными, несправедливыми и, вообще, обладают множеством пороков». На предыдущих возрастных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрастах, дети могли огорчаться, плакать, страдать по поводу того, что взрослые не смогли ответить на тот или иной вопрос, что-то не сумели осуществить, поступали опрометчиво, проявляли слабость и т. п., но явного критического отношения к взрослым не проявляли. Исследования, проводившиеся в старших группах детского сада, показывали полное отсутствие у детей критического отношения к родителям и взрослым в целом. Все дети были уверены в совершенстве своих родителей: они самые умные, самые красивые, самые сильные, знают ответы на все вопросы. И разубедить их в этом было просто невозможно. Когда дети приходят в школу, таким главным взрослым для них становится учитель. Теперь учитель для них — «человек на пьедестале», и младшие школьники начинают воспринимать его как самого красивого, знающего, справедливого и т. д.

Первое открытие, знаменующее собой чувство взрослости, выражается в осознании разочарования в совершенстве взрослого мира: «Мир несовершенен, в нем много порока и зла», «Как жить в этом несовершенном мире?» и «Я в этом мире одинок!».

Сравнивая себя с взрослыми, несовершенство которых все больше и больше начинает открываться для подростка, он сам в своих глазах чрезвычайно вырастает, поскольку видит, что уже во многом может сравниться с взрослыми, а в некоторых вопросах даже превосходит их.

Первый этап взросления характеризуется разочарованием подростка во взрослом мире и завышенной самооценкой. Здесь он ощущает свои выросшие возможности и собственную позитивность, но уже понимает, что в дальнейшем он станет хуже: «менее добрым, менее смелым, чутким, но более грубым и т. п.».

Однако вскоре подросток начинает воспринимать себя в этом несовершенном мире более реально, и к нему приходит ощущение тревоги и страха: «Как жить в несовершенном мире?» Оставаясь в психологической и экономической зависимости от взрослых, подросток оказывается в ситуации, когда он вынужден быть зависим от взрослых, в которых он разочарован и которым он уже не может доверять, как в детстве. Распад доверительных отношений и осознание собственного мира рождают потребность в дистанции и независимости от окружающих, которая вступает в противоречие с потребностью в зависимости и опеке.

Второй этап становления взрослости характеризуется развитием эмоционально-лабильного состояния, часто приводящего к депрессивным состояниям, о чем свидетельствуют исследования, проведенные А. И. Подольским и О. А. Идобаевой [5]. Перестройка или даже потеря эмоционального контакта с родителями и учителями определяет социальную ситуацию развития подростка на этом этапе. Подростки уже не могут ориентироваться на взрослых, и дальнейшее их развитие чаще всего осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками.

Таким образом, в содержании «чувства взрослости» можно выделить следующие переживания, испытываемые подростками:

1) развитие критического отношения к взрослым;

2) разочарование в совершенстве взрослого мира; 3) ощущение тревоги и страха перед несовершенством, неопределенностью окружающего мира;

4) ощущение одиночества в результате осознания своего внутреннего мира и потери эмоционального контакта с родителями;

5) ожидание равенства в общении с взрослыми.

Дальнейшее развитие личности современных подростков строится по двум основным направлениям. Наиболее благополучное развитие осуществляется в ситуации принятия окружающими взрослыми критического отношения к взрослому миру и, как следствие, благоприятное, без значительных внутренних и внешних конфликтов дальнейшее развитие подростков. Принимая сомнение, критику и разочарование подростка в совершенстве взрослого мира, разделяя с ним его неуверенность, тревогу и страх, соглашаясь с его внутренней позицией и особым взглядом, взрослый тем самым впускает подростка в мир взрослых, ставит его на одну ступень с собой — дает возможность реализоваться подростковому «чувству взрослости».

Второе направление развития, сопряженное с глубокими внутренними и внешними конфликтами (его принято называть трудновоспитуемостью), характеризуется непринятием или игнорированием критического отношения подростка к взрослым. Наиболее распространенной реакцией подростка на непринятие его нового отношения к миру взрослых является стремление к самоутверждению в форме демонстрации своей «взрослости» через отражение всех негативных сторон взрослого образа жизни, которое традиционно интерпретируется как стремление к взрослости или проявление самого «чувства взрослости» [3, с.116].

Таким образом, если мы встречаем подростков, демонстрирующих грубые формы «взрослости» (сквернословие, курение, алкоголь, демонстрация сексуального поведения и прочее), то можем сделать вывод, что истинное «чувство взрослости» у данных подростков не воспринято близкими взрослыми. При этом принятия «чувства взрослости» как умения разделить с подростком его критическое отношение к взрослым и тревогу по поводу несовершенства мира хотя бы одним взрослым бывает достаточно, чтобы подросток получил опыт нового отношения со стороны взрослого мира и, таким образом, был принят во взрослый мир и реализовал свое «чувство взрослости». Принятие «чувства взрослости» помогает подростку снять напряжение критического состояния и, как следствие, тревогу, агрессивные тенденции, позволяет гармонично войти в мир взрослых без излишних конфликтов.

Отношение к подростку со стороны взрослых должно заключаться в уважении его «чувства взрослости», а по существу в принятии критического отношения к взрослым, в понимании реакции подростка на разочарование в совершенстве взрослого мира в целом, в необходимости разделить с ним тревогу и снять страх перед несовершенством этого мира.

Построить принимающие отношения с подростком удается далеко не всем взрослым. Трудности возникают в связи с тем, что, с одной стороны, психологическая компетентность не только родителей, но и педагогов еще не достигает должного уровня, с другой — построение адекватных отношений с подростком требует определенной личностной зрелости самих взрослых, что тоже создает известную трудность.

Чтобы соответствовать внутреннему состоянию подростка, взрослый должен уметь принять критическое отношение к себе. Однако упреки в некомпетентности, обиды на несправедливость и т. п., высказанные в грубой и даже агрессивной форме, могут быть приняты взрослыми с большим трудом или не приняты вовсе. Способность принять критическое отношение подростка во многом определяется внутренней позицией взрослого, его личностной зрелостью. Сущность такой внутренней позиции состоит в уверенном отношении взрослого к самому себе, без претензий на непогрешимость, совершенство, компетентность во всех вопросах, стремления быть «непререкаемым авторитетом» в глазах подростка. И вместе с тем такой взрослый остается уверенным, не уязвленным, не теряющим своего достоинства. Такая позиция взрослого дает возможность подростку, вслед за старшими, спокойно принимать несовершенство мира и в окружающих, и в себе, что может к тому же снижать степень неуверенности подростка и его закомплексованность. Кроме того, уверенная позиция взрослого, который спокойно относится к несовершенству мира, позволяет и подростку снимать свою тревогу и страх перед непонятным для него миром и учиться жить в нем.

подросток взрослость самосознание

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология подростка: Хрестоматия. — М.: Российское педагогическое агенство , 1997. — 526 с.

2. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1982.

3. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Психология подростка: Хрестоматия. — М.: Российское педагогическое агенство , 1997. — 526 с.

4. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 342 с.

5. Подольский А. И., Идобаева О. А. Внимание: подростковая депрессивность / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. — М., 2004.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова.- М., 2000.

7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М., 1995.

8. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: Хрестоматия. — — М.: Российское педагогическое агенство , 1997. — 526 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные особенности подросткового периода. Бурный физический рост и половое созревание. Особенности развития личности. Подростковый комплекс. Переходный этап к взрослости. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Кризис самоопределения.

презентация [533,7 K], добавлен 18.05.2016

Переход от детства к взрослости. Общая характеристика пубертатного периода. Интеллектуальное развитие подростка. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Проведение исследования уровня тревожности и состояния агрессивности в подростковом классе.

курсовая работа [6,3 M], добавлен 26.05.2014

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости. Проблема духовности человека. Развитие духовных свойств, уровень духовной культуры. Современная социально-психологическая ситуация, кризис личности. Духовное возрождение личности.

контрольная работа [17,2 K], добавлен 13.10.2011

Трудный возраст и физическое состояние учащихся подростков. Особенности их психики. Какими видят себя подростки. Акселераты и ретарданты в подростковом периоде. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков, их отношения с родителями.

доклад [10,9 K], добавлен 16.12.2009

Развитие психических функций человека. Взрослость как психологический период. Психофизиологическая эволюция взрослого человека. Особенности возрастного изменения развития личности в период взрослости. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 24.05.2012

Проявление элементов объективной взрослости в подростковом возрасте. Различия в психических процессах, поведении, деятельности, интересах и физиологии мальчиков и девочек. Исследование гендерных особенностей отношения подростков к собственному телу.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 22.01.2015

Социально-психологическая характеристика ранней взрослости. Изменения мотивационной сферы жизни личности в этот период. Любовь как фундаментальная эмоция и чувство самоотверженной привязанности в период ранней взрослости. Обзор мотивов вступления в брак.

реферат [29,7 K], добавлен 06.11.2012

Источник

Оцените статью