Формирование чувства родства с природой

Формирование у младшего школьника нравственно-экологического отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании младшего школьника особое место занимает формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Эмоционально – ценностное отношение – это психическое отношение, в основе которого лежит представление о ценности объекта отношения.У младшего школьника формируют эмоционально-ценностное отношение к самому себе; к другим людям; к вещам и к природе. Когда объектом отношений является природа, речь идёт об экологических отношениях. Когда объект – другие люди – о нравственных. Младшие школьники ещё не готовы дифференцировать среду на природную и социальную. Поэтому для них трудно разграничить нравственные и экологические отношения. Они формируются вместе и являются нравственно-экологическими.

Положительными будут отношения, которые способствуют устойчивому развитию единства «природа – человек».Задача формирования такого рода отношений трудна для реализации. При работе с младшими школьниками дело облегчается тем, что в силу возрастных особенностей, они относятся к природе, как к равноценному действующему лицу. Педагогу остаётся лишь сохранить и поддержать такое отношение. Становлению нравственно-экологических отношений способствует формирование у детей экологических чувств: чувства родства с природой, чувства единства с природой, чувства любви к природе, чувства природно-прекрасного, чувства экологической ответственности, чувства тревожности за состояние природы и чувства экологического оптимизма.

Методы формирования нравственно-экологических отношений:

1. Метод экологической идентификации – (лат. отождествление) заключается в постановке себя на место природного объекта.

2. Метод экологической эмпатии – (от греч. сопереживание) – заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия к нему. Метод предполагает использование вопросов типа «Что сейчас чувствует животное?»

3. Метод экологической рефлексии (от лат. обращение назад) стимулирование осознания ребёнком того, что он уже сделал или последствий того, что собирается сделать

4. Метод сгущения красоты природы средствами искусства. Не только природное окружение способно вызвать у ребёнка чувство природно-прекрасного, но и произведения искусства, посвященные красоте природы (чтение отрывков из литературных произведений, слушание музыки, рисование и т.д.).

Формирование нравственно-экологических отношений к природе включает:

1. Формирование у детей милосердия путём: а) ознакомления детей с реакцией природных объектов на внимание и заботу; б) использования приёма визуализации (дети представляют себя маленьким муравьём и рассказывают о своих впечатлениях); в) использования игровых приёмов (ролевых игр, в которых дети исполняют роли животных, растений и др.).

2. Формирование у детей положительного отношения к «плохим животным» путём доведения до сознания детей полезности животного для человека, объяснения экологических особенностей животного и его роли в природе, обращения внимания на трогательные моменты в жизни животного (забота о потомстве).

3. Формирование чувства родства с природой путём: а)сравнения человека с природными объектами (в морфологии, в физиологии, в поведении, в использовании орудий труда, в отношениях с детьми, в соблюдении нравственных запретов); б)формирования представлений о происхождении человека; г)использования приёма очеловечивания природы.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 31 ; Нарушение авторских прав

Источник

Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой

Олеся Мызгина
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой

Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой.

Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки, с проселочной дороги, переливчатой трели соловья, со всего прекрасного и интересного, что запомниться на всю жизнь, с родного отчего края.

Светлые дни детских впечатлений, полученные от общения с природой, продолжают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине – писал А. И. Герцен.

Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать любовь к ней, расширить представление детей о жизни природы, желание беречь и выращивать растения, воспитывать уважение к труду людей – одна из педагогических задач воспитателя.

Чтобы воспитывать у детей любовь к природе, прививать правильные отношения к ней, воспитатели, прежде всего сами проявляют большой интерес к природе, стремятся вызывать интерес к наблюдению у детей, проводят систематические наблюдения за окружающим.

На нашем участке растут туи, клен. Весной здесь селятся скворцы, зимой устраиваем «птичью столовую».Прилетает много птиц: синиц, воробьев, голубей. Все это является предметом наших наблюдений. Воспитатель рассказывает детям, где живут эти птицы, чем питаются. Дети учатся подмечать интересные повадки птиц и проявлять заботу о них.

Чтобы повысить у детей любовь к природе и желание чувствовать в общих наблюдениях, мы воспитываем добрые чувства к ней.

Большую работу проводили, наблюдая за изменениями природы в разные времена года.

Ранней весной рассказывали детям о том, как пробуждается лес от зимнего сна. Весной деревья в лесу нарядные, стоят группами березы, окруженные словно дымкой, нежной листвой.

Для закрепления знаний о цветах провели игру «Разведчики в природу». В этой игре дети должны были по открытке с изображением цвета найти такой же, но на клумбе. Дети легко узнавали цветы. Игра очень понравилась. Во время игры прививали у детей любовь к цветам. Эту игру повторили с полевыми цветами, листьями.

Летом продолжали наблюдать за деревьями, отмечали, что в лесу много цветов, ягод, грибов, насекомых, порхают бабочки, пищат птицы.

Организуя экскурсии с детьми в лес осенью, старалась сказать о самом интересном. Давали возможность полюбоваться красивым пейзажем. Рассматривали деревья с разноцветными листьями.Дети отмечали изменения: листья на березе пожелтели, на ясене покраснели. Собрали букеты опавших листьев, прислушивались к шуму леса. Наблюдала, как с дуба падали желуди, собирали их. Прочитали стихотворение Лермонтова «Песня о желуде»:

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

Все это воспитало у детей любовь к природе, бережливость, трудолюбие, а так же умение оценивать труд людей.

Перед зимней прогулкой прочитала детям сказке М. Павловой «Зимняя игрушка». Войдя в лес,всматриваются: кругом сугробы самых удивительных очертаний.Полина говорит: «В лесу тихо, тихо». Даша замечает,что кусты у деревьев стали тяжелые от снега: «Дед Мороз покрыл их теплым одеялом, чтобы они крепко спали, а весной проснуться и оживут».

Дети находят знакомые деревья и различают их по веткам, стволам. Экскурсию в поле начали проводить во время осенней вспашки, земля для посева ржи. Зная, что для детей дошкольного возраста необходима повторность во время прогулок, провела ряд наблюдений с целью закрепления полученных на экскурсии представлений.

После экскурсии дети стали больше интересоваться растениями, бе-режнее к ним относиться.

Чтобы представления детей были более устойчивыми, мы проводили беседы с родителями.Предлагали им вместе с детьми вечером выйти на прогулку: это укрепляет нервную систему, и, кроме того, у него воспитываются добрые чувства в процессе общения с ней.

В нравственном воспитании развития ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям близко то, что они вырастали сами. Животные и растения в детском саду, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогают ему приобрести конкретные знания о природе. У него развивается сердечность, отзывчивость. Не может быть добрым человек, который никогда не заботился о природе. Важно приучать детей с раннего детства видеть и слышать природу такой, какой она есть в действительности.

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» Консультация на тему: Воспитание добрых чувств «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В. А. Сухомлинский.

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения В дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время ребенок еще не владеет достаточными.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством приобщения их к национальной культуре хакасского народа Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое. Николай Доризо [1, с. 63]. В современном обществе, начиная с дошкольного.

Источник

19. Методы формирования чувства родства с природой

Метод поиска сходства природных объектов с человеком.

Этот метод может быть реализован с помощью приёмов:

выявление морфологического сходства

выявление физиологического сходства

выявление поведенческого сходства

проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями

(цепи питания экологических пирамид)

метод обращения к истокам (родство человека и других природных объектов по происхождению)

Введение в содержание природоведческих элементов эволюционного учения, и в частности вопроса о происхождении человека от человекообразных обезьян;

использовании терминологии, принятой среди родственников.

(«родная ты моя» — по отношению к кошке)

20. Методы формирования эстетических отношений к природе

метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы (яркость красок, многоцветие, симметрию и сложные формы).

метод раскрытия внутренней гармонии природы (экскурсии — обратить внимание на красоту минералов, окаменелостей и т.д.).

метод «сгущения» красоты природы средствами искусства (стихи. рассказы, сказки).

Проблемно — поисковые методы

Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему, и её решает);

частично — поисковый (эвристический метод — 4 этапа);

Методы обучения технологиям взаимодействия с природой

Метод экологических ожиданий (личность с миром природы);

метод ритуализации экологической деятельности (организация клубов зелёных и голубых патрулей, отдельной деятельности).

21. Универсальные учебные действия.

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы; затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать; научиться сознательно формулировать проблемы; в завершении, проконтролировать его. в завершении, проконтролировать его. Достижение ожидаемого результата — умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно- диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.

Источник

Оцените статью
Читайте также:
  1. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  2. III. Формирование тоталитарного режима
  3. А- как экономические отношения;
  4. А. выбор инвестиционной стратегии, анализ рынка, формирование портфеля, пересмотр портфеля и анализ эффективности;
  5. Административно-правовые нормы и правоотношения
  6. Алексеев. Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  7. Аналитический учет к сч.84 должен обеспечить формирование информации
  8. Б) сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
  9. Билет 10. 10.1. Формирование корпоративного имиджа организации.
  10. Билет № 4 Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды