Формирование чувства равновесия конспект занятия дефектолога

Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
презентация на тему

1. Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.

2. Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения.

3. Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_ravnovesiya_osnovnoy_dok.pptx 1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнил: инструктор по физической культуре ГБДОУ № 33 Удодова Елена Анатольевна Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности ГБДОУ детский сад № 33 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Актуальность: 1. Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать. 2. Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения. 3. Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.

Равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев. Виды равновесия: 1. статическое; 2. динамическое.

Равновесие зависит от: -состояния вестибулярного аппарата; -состояния всех систем организма; -расположения общего центра тяжести . Равновесие обеспечивается сложным сочетанием действия различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного.

Начинать развитие равновесия следует со статических упражнений: — стойка на носках; — стойка на одной ноге (на полу, на скамейке, на кубе); — стойка двумя ногами на одной линии.

Для развития статического равновесия используют следующие методические приемы: 1. удлинение времени сохранения позы; 2.исключение зрительного анализатора; 3.уменьшение площади опоры; 4. увеличение высоты опорной поверхности; 4. введение неустойчивой опоры; 5. введение сопутствующих движений; 6.создание противодействия (парные движения)

Для развития динамического равновесия используют следующие методические приемы: 1. упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, покрытие); 2. упражнения для вестибулярного аппарата (инвентарь, качели).

Для развития динамического равновесия активно используют различные виды ходьбы и бега. Ходьба – по кругу, по прямой, змейкой, на носках , с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, выпадами, приставным шагом, скрестным шагом, веревочкой вперед и назад, в полуприседе и в полном приседе. Используют ходьбу с различными движениями руками. Бег – по кругу, челночный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, с подъемом прямых ног вперед, в разных направлениях, врассыпную.

Для формирования динамического равновесия: так же применяют ходьбу на носках, подскоки, перешагивания и целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат: — пройти (пробежать, проскакать) по скамейке и сойти (спрыгнуть) с нее; — пройти по скамейке, перешагивая через предметы; — пройти по скамейке с предметом в руках; с мешочком на голове; — пройти по снегу след в след; — попасть снежком в цель, стоя на снежном валу.

Сильное воздействие на механизмы регуляции равновесия создают переходы от динамического равновесия к статическому (остановка во время ходьбы, приземление при соскоке с высоты, особенно когда в полете выполняются какие-либо действия: хлопки, повороты, броски и ловля мяча и т. п.)

Упражнения на равновесие усложняют постепенно, придерживаясь принципа от простого к сложному. Так, например, дети сначала учатся выполнять ходьбу между линиями на полу, потом по дерматиновой дорожке, по доске, положенной на пол). Далее дети учатся выполнять перешагивания через предметы, расположенные на дорожках, приседания, повороты, учатся выполнять ходьбу не только вперед, но и боком. И лишь после усвоения этих заданий учатся выполнять задания на гимнастической скамейке.

В младшей группе упражнения на равновесие носят преимущественно игровой характер. В средней группе упражнения усложняются (дорожка становится уже, доска поднимается выше), меняются способы выполнения заданий. В старших группах значительно усложняются упражнения, особенно динамического характера.

У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

Овладение навыками сохранения равновесия происходит в результате многократных повторений, что для детей дошкольного возраста бывает утомительно и не интересно. Поэтому на занятиях по физической культуре необходимо создавать положительный эмоциональный фон, используя в учебном процессе игровые элементы и игры. Это очень важно, так как приобретенный детьми двигательный опыт будет способствовать их дальнейшей адаптации и в будущем.

Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, средство повышения двигательной активности. В дошкольной педагогике игру рассматривают как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Никакая другая деятельность кроме игры не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития.

Для овладения простыми движениями у дошкольников часто используют имитацию. При обучении детей часто применяют подражание действиям животных, птиц и т. п., дети, войдя в образ с большим удовольствием могут многократно выполнять движения, что способствует приобретению двигательных умений и навыков.

Имитацию используют во всех возрастах у дошкольников и при освоении основных видов движений: ходьбе, беге, прыжках, лазании, равновесии, метании. Это связано с наглядно-образным характером мышления.

Для формирования правильной осанки можно использовать упражнения с мешочком (который дети удерживают на голове, на плече) или с балансиром. Эти упражнения можно также обыграть, например, «Несем на голове кувшин» или « На плече сидит попугай». Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки, потому что ребенок вынужден следить за положением своего тела.

Таким образом, равновесие ( его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп и ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Играем и развиваем вестибулярный аппарат: Для самых маленьких: Игра «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Качать детей на собственных ногах, сидя на диване (стуле и т. п.). Плавно поднимать и опускать ноги, сгибая в коленных суставах, придерживая ребенка за руки – своеобразные «качели». Танцы под музыку, кружась с ребенком на руках. Учить ребенка нырять (учится управлять своим телом в пространстве).

5. Выполнять упражнения на фитболе : -катать на мяче лежа на спине и на животе; -выполнять прыжки на фитболе .

Для дошкольников: Игры: «Море волнуется раз» – дети от плавных движений переходят к неподвижной позе, это способствует формированию равновесия. «Классики» – прыжки на одной ноге. «Жмурки» – учатся сохранять равновесие при движении с закрытыми глазами. «Ходьба по болоту». «Тише едешь – дальше будешь» «Бездомный заяц» – постепенно уменьшая размер «домика».

Для дошкольников: Катание на велосипеде, санках, роликах, самокате. Прыжки на фитболе , через скакалку, по кочкам, на батуте. Хождение по веревке, канату, паребрику , след в след. Лазание по веревочной лестнице, канату. Выполнение упражнения «Бревнышко» – из И. П. – лежа на спине, руки вверх, выполнять поворот на 360 градусов в обе стороны, постепенно увеличивая количество выполнений.

6. Выполнение поворотов стоя на двух ногах, руки в стороны. 7. Из И. П. –сидя на стуле встать на две ноги, а потом повторить с закрытыми глазами. 8. Полезно качаться на качелях и кататься на каруселях.

Таким образом, с помощью игровой деятельности можно развивать чувство равновесия у детей, при этом они будут получать положительные эмоции и радость и незаметно для себя приобретать необходимые двигательные умения и навыки.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство .

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти — семи лет, математические игры «Количество и счет», дидактические игры для детей средней — подготовительной .

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры.

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи.

В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей.

Источник

Игры для развития чувства равновесия

Ирина Шперчук
Игры для развития чувства равновесия

Первая младшая группа — от 2 до 3 лет

Нужно дать ребенку столовую ложку и теннисный или другой маленький шарик. Малыш должен пронести шарик в ложке по всей квартире (комнате, не уронив его, со временем задачу можно усложнять – давать ложку меньше размером или просить не пройти, а пробежать по комнатам с мячиком.

Ходьба по линии

Отличная забава для тренировки чувства равновесия – положите на полу неширокую полоску ткани и попросите ребенка пройти по ней, не наступая на пол. Постепенно делайте полоску все уже и выкладывайте с помощью ее сложные фигуры. Летом вы сможете нарисовать на детской площадке настоящий лабиринт для всех детей.

Прыгалки в мешках

«Мешки» — вспомните игры и конкурсы своего детства – дайте ребенку старую наволочку и научите прыгать в ней по дому. Можно прыгать на скорость или обходя препятствия.

Вторая младшая группа — от 3 до 4 лет

На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

Курочка и цыплята

Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

Мишка идет по мостику

На землю кладут доски (ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке — медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

Средняя группа — от 4 до 5 лет

Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.

Козлики на мосту

Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20см). Встретившись на середине, поворачиваются на 180 градусов и возвращаются каждый в свою сторону.

Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

Играющие разбегаются по площадке. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся на месте. Со словами воспитателя «снежиночки — пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Далее игра продолжается.

Старшая группа – от 5 до 6 лет

Кто дольше не уронит

Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.

Жмурки с колокольчиком

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать.

Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5с). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.

Подготовительная группа – от 6 до 7 лет

Двое детей встают в очерченный круг (диаметр 1-1,5м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

Правила: не опускать ногу на пол; кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

Для игры нужны половинки широкого отрезка бревна. Дети встают на стесанную часть и, балансируя, удерживаются в вертикальном положении на качалках.

Правила: выигрывает тот, кто дольше удержался на качалке; наступивший на землю выбывает из соревнования.

3-4 детей встают на доски или скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

Правила: при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Игры для развития памяти Игра «Фотоаппараты» — на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как.

Игры, способствующие развитию равновесия «4 позы» Взрослый показывает ребёнку 4 позы с учётом мимики, жестов, пантомимики, расположения в пространстве. Например: 1) Сидя в углу,.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Тренировка равновесия новорожденных Конспект занятия «Тренировка равновесия» Цель: Тренировка равновесия и развитие вестибулярного аппарата новорожденного Ход занятия: Занятие.

Конспект урока по физике «Лабораторная работа. Выяснение условия равновесия рычага» Лабораторная работа №5 Выяснение условия равновесия рычага. Цели урока: 1. Формирование учебно-познавательной компетенции через выяснение.

Источник

Оцените статью