Форма нравственного контроля сопряженная с эмоциональным переживанием

Форма нравственного контроля сопряженная с эмоциональным переживанием

Синкретизм — нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние первобытного общества.

Система — философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих на основе их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Смерть — естественное состояние прекращения существования организма, распад его структуры и приостановление обменных процессов.

Смысл жизни — совокупный ценностный мировоззренческий ориентир человеческого бытия.

Соборность — олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, целого и части, их диалог и согласие.

Совесть — форма нравственного контроля, сопряженная с эмоциональным переживанием.

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме образа и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Солидарность — общность интересов и целей, ориентированная на согласованность в действиях и совместную ответственность за их результаты.

Софийность — ценностный ориентир на сотворчество мира и человека.

Социогенез — процесс становления общества.

Справедливость — нравственное начало общественной жизни, выступающее условием осуществления всех остальных моральных ценностей. Справедливость включает в себя требование равенства прав людей на осуществление своих жизненных проектов, соответствие между деянием и воздаянием, заслугами и их признанием.

Среда — совокупность условий, в которых осуществляется человеческая деятельность.

Сродность — начало, объединяющее род человека и природу.

Стиль жизни — понятие, характеризующее серию однопорядковых поступков человека в его отношении к миру.

Субстанция — сущность; нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основанием реального бытия в мире.

Судьба — предопределенность событий и поступков, обусловливающих бытие человека.

Сущностная сила человека — совокупность интеллекта, чувств человека и его воли.

Сущность и явление — философские категории, характеризующие определенность бытия в мире и возможность его познания. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта, его субстанция. Явление — выражение объекта через внешние формы его проявления и осуществления.

Сущность — это единство активной формы (идеи) и пассивной материи. Это субстанция реального бытия.

Сциентизм — претензия на приоритет науки в жизни общества.

Счастье — состояние психологического комфорта, достижение гармонии в отношениях человека с миром; востребованность человека.

Творчество — сознательная деятельность человека, проектирующая и создающая нечто качественное новое в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов развития мира.

Телеология — (греч. цель и учение) — учение о целесообразности не только поведения человека, но и развития природных явлений, исторических событий.

Теология — учение о сущности Бога.

Теоцентризм — учение, согласно которому Бог есть центр мироздания, его демиург (творец).

Тотем — животное, растение, предмет, с которым первобытная общность людей идентифицирует себя.

Тотемизм — вера в магическое родство со своим тотемом.

Традиционное общество — общество, в котором чтут традиции и следуют им, и которое характеризуется политической стабильностью.

Трайбализм — стремление к обособлению на основе родоплеменных признаков. Проявляется в политической ставке на единокровников.

Трансцендентальное — априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное — то, что находится за пределами возможностей сознания и познания.

Умозаключение — логический прием вывода из двух суждений третьего.

Унификация — приведение чего-либо к единообразию, к единому основанию.

Феномен — явление мира, постигаемое с помощью чувств, «вещь для нас».

Философия (дословно) — любовь к мудрости; учение о предельных основаниях бытия мира; форма общественного и индивидуального сознания, ориентированная на постижение мира и самопостижение человека.

Философия жизни — объяснение жизни из самой жизни, средствами жизни.

Философская антропология — философия поиска онтологический оснований жизнедеятельности человека.

Форма — возможное бытие и его структурная упорядоченность.

Футурология — совокупность систематизированных представлений о будущем человека и человечества.

Хаос — неопределенное, лишенное структурной организованности состояние мира; аморфное первоначало с потенциалом быть.

Цель жизни — понятие, характеризующее желаемое состояние жизни.

Ценностный ориентир — своего рода ось сознания, обеспечивающая устойчивость человека в его отношениях с миром.

Ценность — сущность и условие полноценного бытия объекта; то, что провоцирует признание и вызывает интерес.

Цивилизация — ступень развития общества, для которой характерна доминанта репродуктивной деятельности, особый тип менталитета, ориентированного на комфорт и потребление.

Человек — существо, связанное с другими формами жизни, но отличающееся предрасположенностью к познанию и самопознанию, к преобразованию мира и самого себя, страдающего вечной неудовлетворенностью.

Эволюция — тип развития, характеризующийся плавностью, постепенностью в смене состояний, отсутствием резких качественных скачков.

Эгоизм — принцип жизненной ориентации, основанный на мотивах себялюбия и своекорыстия.

Экзистенциализм — философия существования человека.

Экология — учение о местопребывании (доме); наука о взаимосвязи и взаимодействии в системе «природа — общество — человек».

Элементы и структура — философские категории, отражающие единство исследуемого объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные отношения, а структура — это

Источник

О смысле жизни.

Аксиология — учение о ценностях бытия в мире.

Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению.

Бессмертие — форма существования человека или его души после смерти.

Воля — один из компонентов структуры психики человека, определяющий способность к выбору цели деятельности и мобилизации усилий для ее осуществления.

Деятельность — форма активного отношения человека к миру, способ его бытия.

Долг — это требование неукоснительно выполнять исторически наработанные простейшие правила человеческого общежития.

Жизнь — особая форма существования объективной реальности, закономерно возникающая при определенных условиях и закономерно прекращающая свое существование.

Императив — общезначимое предписание.

Образ жизни — понятие, характеризующее особенности повседневного бытия человека.

Произвол — свободный, ничем не ограниченный выбор и осуществление целей человеческого бытия.

Смерть — естественное состояние прекращения существования организма, распад его структуры и приостановление обменных процессов.

Смысл жизни — ценностный мировоззренческий ориентир человеческого бытия.

Синкретизм — нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние первобытного общества.

Совесть — форма нравственного контроля, сопряженная с эмоциональным переживанием.

Стиль жизни — понятие, характеризующее серию однопорядковых поступков человека в его отношении к миру.

Судьба — предопределенность событий и поступков, обусловливающих бытие человека.

Счастье — состояние психологического комфорта, достижение гармонии в отношениях человека с миром.

Цель жизни — понятие, характеризующее желаемое состояние жизни.

Ценность — сущность и условие полноценного бытия объекта; то, что провоцирует признание.

Ценностный ориентир — своего рода ось сознания, обеспечивающая устойчивость человека в его отношениях с миром.

Эгоизм — принцип жизненной ориентации, основанный на мотивах себялюбия и своекорыстия.

Назначение XVII главы учебника заключается в том, чтобы сформулировать проблему смысла жизни, рассмотреть вопрос о смерти и бессмертии, исследовать свободу как объект философского анализа, определить ценностные ориентиры жизнедеятельности и уяснить сущность феномена отчуждения.

  1. Смысл жизни человека

Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет своих аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обретает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нестандартные проблемы, когда нарастает социальная напряженность и неопределенность; когда человек начинает задумываться над результатами своей жизнедеятельности. Для человека важно не вообще жить, а жить, зная, для чего он живет. Ответить на этот вопрос можно, но только при условии, если постиг смысл своей жизни. Поскольку нормой для человека является состояние «быть в пути», то важно не столько выяснить раз и навсегда смысл своей жизни, сколько выяснять его на каждом отрезке пути, именуемого жизнью.

Смысл жизни должен отражать сущностные характеристики бытия человека. В число этих характеристик входят так называемые метафизические понятия: свобода, счастье, совесть, честь, долг и т. д. Поскольку они не проходят по реестру объективной реальности, то они не столько облегчают поиск решения заявленной проблемы, сколько приумножают трудности на этом пути.

Поиск смысла жизни усложняется и пограничным состоянием человека, многоаспектностью его сущности, ибо человек имеет пять начал: космическое, родовое, природное, социальное и духовное. Взаимосвязь этих начал и их воплощение обеспечивают неповторимую уникальность конкретного человека.

И тем не менее, ориентируясь на необходимость рассмотрения заявленной проблемы в соотношении общего и единичного, можно и нужно искать то определение смысла, которое может быть отправной точкой отсчета (гносеологическим инструментом) при рассмотрении смысла жизни конкретного человека.

Прежде чем сделать попытку определить смысл жизни, следует предварительно ответить на три вопроса:

  • является ли смысл жизни ориентиром (горизонтом), по которому можно выверять свою жизнедеятельность, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации?
  • связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его можно вскрыть в ценностных ориентирах конкретного человека?
  • имеет смысл жизни только позитивный ориентир, или он может иметь и отрицательное значение?

Абстрактного смысла жизни не существует и тем не менее смысл жизни может и должен быть ориентиром для конкретного человека, но только в случае, если он выведен из его жизнедеятельности, а не навязан свыше. Обретение смысла жизни в каждой конкретной жизненной ситуации расширяет поле поиска ответа на вопрос, в чем смысл жизни для этого человека вообще. Последующее подтверждение обретенного смысла в других ситуациях направлено на формирование обобщенной характеристики смысла жизни, понятие которой реально претендует на статус образа, замещающего заявленную реальность. Обретя статус образа, понятие смысла жизни становится ориентиром для последующих жизненных ситуаций данного человека.

Что касается связи смысла жизни с общечеловеческими ценностями, то эта связь имеет место, но носит опосредованный характер. Становление мировоззрения конкретного человека предполагает формирование ценностного ориентира как одного из структурных компонентов. Через культуру как опредмеченное состояние объективного духа человек формирует избирательную способность своей субъективности, чтобы в конкретных жизненных ситуациях апеллировать не к абстрактным общечеловеческим ценностям, а к уже апробированному собственному аксиологическому опыту.

Ответ на второй вопрос высвечивает решение и третьего вопроса. Если сложившееся мировоззрение конкретного человека обеспечивает полноту знания о конкретной ситуации и о своих возможностях (способностях), если аксиологический опыт этого человека ориентирован на общечеловеческие ценности, то смысл жизни в данной конкретной ситуации будет носить позитивный характер.

В случае если индивид оперирует неполными знаниями и апеллирует к квазиценностям, то его смысл жизни в конкретной ситуации может иметь и негативное значение.

Ответы на заявленные вопросы ставят под сомнение сложившиеся представления об абсолютности смысла жизни. К этому выводу склоняется и такой авторитетный исследователь смысла жизни, как В. Франкл. В своей работе «Человек в поисках смысла он пишет: «Смысл относителен, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и, во-вторых, от одного дня к другому, даже от часа к часу. ибо . жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее — благодаря уникальности его существования. Раньше или позже его жизнь навсегда закончится вместе со всеми уникальными возможностями осуществления смысла., так как . нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций»[115].

Позиция австрийского мыслителя нашла свою поддержку и в отечественной философии, где отмечаются три основания индивидуальности смысла жизни.

Смысл жизни индивидуален, ибо он всегда есть смысл жизни конкретного человека; он является отражением конкретной (уникальной) жизненной ситуации; он открывается особым образом. Иными словами, у смысла жизни всегда уникален носитель смысла жизни, уникальна ситуация, в которой человек обретает этот смысл, и уникален путь, которым идет человек к обретению смысла своей жизни[116].

Итак, смысл жизни индивидуален, но не абсолютно, ибо жить в обществе, быть частью общества и игнорировать общество нельзя.

Цель жизни — это своеобразный ориентир, по которому человек выверяет курс своей жизни, своих поступков. Жизнь человеческая соткана из больших и малых целей. Нужна ли в этом случае общая, интегральная цель? — Нужна! Ибо без нее человек мельчает и сбивается на осуществление принципа «здесь и только сейчас», ориентируясь только на удовлетворение витальных потребностей, не поднимаясь до уровня человеческих потребностей.

Общая цель является ориентиром для определения совокупного общего смысла жизни через серию смыслов конкретных жизненных ситуаций.

Общая цель и общий смысл жизни взаимосвязаны, и в своей взаимосвязи они обеспечивают реальный образ жизни и стиль жизни конкретного человека в его последующих отношениях с миром своего бытия, и даже стиль ухода из жизни.

Индикатором смысла жизни является счастье, а субъективным критерием — совесть как способность человека к нравственному самоконтролю.

Совесть требует определенных нравственных обязательств. В случае их невыполнения человек расплачивается эмоциональными переживаниями. Правда, совесть мучает только тех, у кого она есть. Вывод о том, что совесть не нужна, оборачивается еще большими издержками, чем эмоциональные переживания в случае противоречия между сущим и должным.

Проще решать не вопрос целесообразности совести, а включаться в процесс нравственного совершенствования. Мир дальний и ближний (см. предыдущий материал о духовном мире человека) можно спасти, если дорогу бессмысленности сменить на путь осмысления каждой жизненной ситуации, каждого поступка в согласии с нравственным идеалом. Не стоит забывать, что от усилий каждого человека зависит общее равновесие добра и зла на Земле.

Проблема смысла жизни — это проблема участия или неучастия в процессах коэволюции системы «природа — общество — человек». И если теоретический разум находится в поисках смысла жизни, то разум практический должен быть ориентирован на его осуществление.

Таким образом, смысл жизни не задается, а создается. И в этом процессе как раз и проявляется мера индивидуальности человеческого «Я», его избирательность и способность быть субъектом активности, а не объектом манипулирования.

Если человек живет бессмысленной жизнью с ориентиром на принцип «здесь и только сейчас», то винить в конечном счете нужно не жизнь, а самого себя, ибо «счастье в нас и только в нас и каждый сам себе причина».

Смысл жизни есть воплощенная форма абсолютного и относительного, объективного и субъективного, общественного и индивидуального. Это единство несет на себе печать уникальности субъекта и специфику очередной жизненной ситуации.

Как уже было отмечено, смысл жизни трижды индивидуален по субъекту смысла, по неповторимости жизненной ситуации и по ее осмыслению. И, тем не менее, есть нечто общее в этой индивидуальности, что позволяет определить смысл жизни как способ и уровень освоения любой жизненной ситуации в соответствии с нравственными принципами человека, требованиями его совести и системой ценностей его мировоззрения.

Тот, кто знает «зачем жить», может вынести и перенести любое «как жить».

Источник

Оцените статью