Фонвизин недоросль сюжет произведения основные сюжетные линии настроение произведения

Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Автор: Guru · Опубликовано 08.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

История создания

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью эпохи просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Источник

сюжетные линии пьесы Фонвизина «Недоросль» (СРОЧНО)

Экспозицией является первая сцена, в которой описывается примерка кафтана. Далее следует завязка первой сюжетной линии — любовной, это письмо Стародума. Завязка второй сю­жетной линии — общественной — соотносится с появлением Прав­дина. В третьем и четвертом действиях происходит усиление раз­вития любовной линии. Кульминацией одновременно любовной и общественной линий является похищение Софьи. Развязки их происходят в пятом действии: общественная линия завершается тем, что над имением устанавливается опека, а любовная линия оказы­вается статичной, потому что Софья соединяется с Милоном.

Внешне комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро­фаном. От весьма драматического завер­шения «сватовства» Софью спасает вме­шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци­онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле­ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име­ние взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по­хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил» , наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере­вень Простаковой в опеку — узловые сце­ны сюжетной линии комедии.
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

Источник

Д.И. Фонвизин «Недоросль»: сюжет и краткое содержание по действиям комедии

Комедия «Недоросль» является настоящим шедевром русской литературы – красочный слог, острые общественные и моральные проблемы, живость действий. Проблема и замысел пьесы легко читаются между строк- осуждение традиционного воспитания дворян, их глупости и злонравия.

События пьесы происходят в деревне Простаковых. Все действие длиться два дня. Само же название произведения связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Главные герои

В пьесе семь главных героев, вокруг которых и разворачиваются все основные события. Все они обладают говорящими фамилиями, которые четко характеризуют их характеры.

Простакова – грубая, невоспитанная женщина. Не думает об окружающих, ее заботит лишь собственное благополучие и достаток.

Митрофан – сын Простоковой. Молодой человек 16 лет, необразованный и не имеющий желания обучаться. Безвольный, слушает все указания своей матери.

Правдин – Честный, открытый, добропорядочный. Государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в именье Простаковых.

Стародум – человек справедливый, с высокими моральными принципами. Дядя и опекун Софьи.

Софья – честная, добрая и образованная девушка. Живет у Простаковых. Влюблена в Милона.

Милон – жених Софьи. Храбрый, смелый офицер.

Скотинин – брат госпожи Простаковой. Глупый, безграмотный, любящий льстить и врать. Ищет во всем выгоду.

Сюжет

Госпожа Простокова – суровая, жадная женщина. Всю свою жизнь она озабочена тем, как побольше наживиться на других. Теперь она желает пристроить своего брата — поженив на Софье. Вскоре все узнают, что девушка – наследница целого состояния. Теперь Простакова настаивает, чтобы Софья стала женой ее сына, ведь такая завидная невеста нужна самим. Девушка сопротивляется их нападкам. Вскоре в их дом приезжает ее дядя, которого все уже считали давно погибшим. Он намерен забрать девушку и отвезти к ее настоящему жениху Милону. Семья Простаковых недовольна таким решением и пытается силой женить Софью на Митрофане. Правдин и Милон защищают девушку, после чего лишают законным путем Простоковых их имения.

Содержание по действиям

Действие I

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает крестьянина Тришку за плохой кафтан для своего сына Митрофана.

«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?»

Простаков поддерживает супругу и также укоряет крестьянина. Та в свою очередь решает наказать неумелого портного. Скотинин утверждает, что кафтан сшит хорошо. Тришку выгоняют.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают повседневные заботы, а также то, что хотят отдать за Скотинина (брата Простаковой) сироту Софью. Этот разговор позволяет понять насколько корыстный и злой Скотинин. Его не интересует судьба девушки, а больше заботят свиньи в ее деревне, достаток и материальное благополучие.

Неожиданно для всех Софья приносит письмо от давно, как считалось, пропавшего дяди Стародума. Никто не верит в то, что он жив. Простаковы пытаются обвинить девушку во вранье и в том, что это письмо от ее поклонника. На предложение прочесть текст послания, оказывается, что супруги не грамотные.

Входит Правдин и по просьбе присутствующих зачитывает письмо, из которого все узнают, что Софья стала наследницей 10 тысяч рублей. Теперь к девушке начинает свататься не только Скотинин, но Простакова начинает навязывать своего сына.

Во время беседы и обсуждений в поместье Простаковых приходит на постой рота солдат.

Действие II

Милон (пришедший в деревню офицер) и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает о цели своего визита – поставить на место «презлую фурию» Простакову.

«Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания. Я определен членом в здешнем наместничестве. Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. Ты знаешь образ мыслей нашего наместника. С какою ревностию помогает он страждующему человечеству! С каким усердием исполняет он том самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображен наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надежно. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома.»

Милон, увидев Софью не может скрыть радости. Софья жалуется на жестокое отношение Простаковых. Правдин решает донести властям об их самодурстве.

Скотинин уговаривает Софью выйти за себя. Он обещает ей золотые горы и безбедную жизнь. В этот момент он узнает, что Простакова теперь хочет выдать Софью за Митрофана, Скотинин приходит в ярость и набрасывается на племянника с кулаками.

Узнав о случившемся Простакова ругает Еремеевну: почему она «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши»?

Приходят учителя Митрофана. Ленивый недоросль отказывается идти на урок, говоря, что не может прийти в себя после нападения родного дяди.

Действие III

Приезжает Стародум. Правдин выходит встречать старого знакомого. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых. Стародум решает не действовать с горяча и тщательно взвесить ситуацию.

«Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.»

Неожиданно появляется Софья. Стародум узнает племянницу. Они оба очень рады встрече. Стародум рассказывает своей племяннице, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.

Во время долгожданной встречи Софьи с дядей происходит драка между Простаковой и Скотининым. После они замечают приезд Стародума и зовут всех, чтобы поприветствовать старого друга. Они говорят много лестных лов, что взывает удивление не только у Софьи, но и всех окружающих.

После приветствия Стародум объявляет, что увозит Софью в Москву и выдает там замуж. Девушка, не зная, что дядя выбрал в женихи ей Милона, соглашается.

Простакова рассказывает Стародуму о том, какой Митрофан прилежный ученик, но ее обрывает Правдин и все проходят к столу.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин – учителя Митрофана. Они жалуются друг другу на бездарного ученика. Входит Митрофан и Простакова. Женщина начинает уговаривать сына поучиться. Начинается оживленный диалог между присутствующими с решением математических задач. Спустя некоторое время действие перерастает в скандал. Простакова с сыном удаляются. Учителя продолжают ругаться.

Действие IV

Стародум беседует с Софьей. Каждое его слово она принимает с благодарностью и вниманием. Вскоре после беседы Стародуму приходит письмо из Москвы от графа Честана с подтверждением решения о заключении брака его племянника Милона с Софьей. Неожиданно Стародум вспоминает, что уже видел этого юношу в имении Простаковых и он ему очень понравился. Храбрый офицер, достигший так много в свои молодые годы мог стать прекрасной парой для девушки.

Софья признается своему дяде, что давно питает взаимные нежные чувства к Милону. Стародум благословляет молодых, скрепляя их руки.

Во время сватовства Скотинин и Простакова замышляют недоброе. В это же время юному Митрофану устраивают небольшой экзамен по части наук, который он с треском проваливает.

Действие V

Правдин получает пакет с указом наместника взять под правительственную опеку дом и деревни недостойных дворян Простаковых. Стародум радуется известию. Тем временем, люди Простаковых пытаются насильно увезти Софью на венчание с Митрофаном. Милон с Правдиным защищают девушку. Софья и Стародум, сжалившись над своими обидчиками, просят не доводить дело до суда, однако госпожа Простакова тут же бросается наказывать слуг, упустивших Софью.

Правдин объявляет, что Простаковы лишаются своего имения, а их сын уходит на службу.

«Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.»

Скотинин спешит уехать. Простакова рыдает, что потеряла от осознания своих потерь – в одно время она лишилась и имения и сына.

Источник

Оцените статью