Физиологические проявления при эмоциях
Эмоции (от лат. emotio — потрясаю, волную) — субъективное переживание нашего отношения к окружающему и к самим себе.
Эмоции (эмоциональные явления) — психофизиологические комплексы процессов и состояний, основным компонентом которых является эмоциональное переживание, т.е. процесс субъективной оценки в форме непосредственного переживания (радости, страха и пр.) значимости воспринимаемых ситуаций и их отношения к потребностям индивида. Помимо субъективного компонента (связанного с переживанием) эмоции включают целый ряд физиологических проявлений (изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачков и пр.), изменение экспрессии (мимики, пантомимики, голоса и др.). Кроме того, как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, усиления или прекращения текущей деятельности.
Сочетание в эмоциях психологических, соматовегетативных, моторных компонентов обусловлено тем, что в их формировании основное значение имеет лимбическая система — филогенетически древняя система мозга, включающая отделы коры больших полушарий (древнюю и старую кору — гиппокамп, поясную извилину и т.п.) и промежуточного мозга (таламус, гипоталамус и пр.), имеющая обширные связи как с другими отделами коры (новой корой), так и с вегетативной нервной системой.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. В первую очередь эта значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений. Например, вкус сытной пищи сопровождается приятными переживаниями, болевые ощущения — неприятными. Уже на этом уровне эмоции разделяются на два полярных класса: положительные (вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъект к их достижению и сохранению) и отрицательные (стимулируют избегание вредных воздействий). В дальнейшем вместе с эволюционным развитием нервной системы эмоции все более и более дифференцировались в различные типы, имеющие свои психофизиологические особенности. У человека помимо эмоций, непосредственно связанных с физиологическими потребностями его организма (голод, жажда, самосохранение и пр.), так называемых низших эмоций, развиваются и занимают исключительное место в его жизни эмоции, связанные с удовлетворением социальных потребностей (эстетических, моральных, интеллектуальных и др.), так называемые высшие эмоции. Эти сложные эмоции формируются с участием сознания (коры) в результате социокультурных влияний, они в значительной степени могут контролировать и тормозить низшие эмоции (в простейшем примере: голод может направлять наше поведение на поиск пищи, но если рядом есть кто-то более слабый или нуждающийся, то нравственные чувства подскажут, что сначала нужно поделиться пищей с ним).
В ходе своего индивидуального развития (онтогенеза) человек повторяет этапы эволюционного развития эмоций. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением его физиологических потребностей. Например, голод, боль, охлаждение вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. По мере роста ребенка, вместе с развитием его мозга, постепенно формируется и эмоциональная сфера со своими индивидуальными особенностями, отражающими сочетание приобретенных в социуме стереотипов и врожденных, биологически обусловленных, характеристик. Таким образом, эмоции (и воля) во многом определяют характерологические особенности индивида, его личность.
Функции эмоций:
- Оценочная — быстрая, обобщенная оценка происходящих событий.
- Побудительная — формирование поведения на основе оценки собственных потребностей и происходящих событий.
- Коммуникативная — мимика и пантомимика позволяет передать свои переживания и свое отношение к окружающему (невербальное общение).
Эмоции необходимы как для организации поведения, основанного на инстинктах, так и для приобретения индивидуального опыта: осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и избеганию не оправдавших себя форм поведения. Более того, эмоции обеспечивают такую форму мышления и поведенческой адаптации, когда актуализирующийся в виде эмоциональных переживаний видовой (наследственный) и приобретенный опыт позволяет индивиду быстро (и без дополнительных затрат времени и сил на рассуждения) принимать решения (например, избегать чего-либо или стремиться к чему-то) и совершать необходимые в данной ситуации действия без рационального обоснования их целесообразности. Такое «эмоциональное», «интуитивное» мышление преобладает не только у низших животных, но даже у человека, несмотря на развитую у него способность к рациональному познанию.
Таким образом, эмоции значительно влияют на нашу жизнь, при этом далеко не всегда сами эмоции и их влияние на поведение в достаточной мере осознаются человеком. В других случаях он может испытывать затруднения с тем, чтобы определить и выразить свои эмоции, описать их словами (алексетимия). Поэтому клиническая оценка эмоций базируется как на субъективном отчете пациента, так и на наблюдениях за проявлениями его эмоциональности в мимике, поведении, мышлении.
Эмоциональные явления очень разнообразны. С практической точки зрения целесообразно выделение следующих типов эмоциональных явлений:
- Эмоциональные реакции (собственно эмоции) — непосредственные переживания какой-либо эмоции. Они кратковременны и связаны с ситуацией, которая их вызвала. В каждом языке мира существует множество слов, обозначающих разные типы эмоций и градации их качеств, но базовыми (фундаментальными) принято считать всего 6 эмоций: радость, удивление, страх, гнев, грусть, отвращение. Эмоциональные реакции могут иметь разную степень выраженности, поведенческих и физиологических проявлений.
- Чувства — это результат обобщения ряда высших эмоциональных реакций, связанных с той или иной ситуацией или объектом. Сформировавшиеся чувства становятся детерминантами эмоциональной жизни человека, определяя возникновение и содержание новых эмоциональных реакций (например, чувством любви может быть обусловлено восхищение предметом любви, ревность и т.д.). Сильное доминирующее чувство называют страстью.
- Эмоциональные состояниязначительно длительнее и устойчивее по сравнению с эмоциональными реакциями. Настроение — более или менее устойчивое, продолжительное, не имеющее предметности (т.е. направленности на узко определенный предмет или событие) эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания (т.е. являющееся общим эмоциональным фоном). Настроение в той или иной степени влияет на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека, общий нервно-психический тонус и поведение. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект, настроение, даже будучи обусловлено определенными причинами, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на любые события. Настроение отражает обобщенную эмоциональную оценку происходящего с ним.
- Эмоциональные свойства— устойчивые характеристики эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка. Эмоциональные свойства можно оценивать по различным параметрам, например, таким как реактивность и возбудимость (быстрота и сила эмоционального реагирования), лабильность («подвижность» эмоций, их изменчивость) и ригидность (устойчивость эмоций) и пр.
Нейробиологический базис эмоций
Как уже было отмечено, в формировании эмоций основное значение имеет лимбическая система. Несмотря на то что структуры, входящие в лимбическую систему, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом и другими отделами нервной системы, современные нейропсихологические исследования свидетельствуют об особых функциях ряда компонентов лимбической системы.
Амигдала (миндалевидное тело) участвует в эмоционально обусловленном обучении; часто ее называют «центром страха, неприятия», так как стимуляция этой области вызывает страх, а разрушение — бесстрашие, прожорливость, гиперсексуальность и пр. Амигдала имеет непосредственную связь как с таламусом, так и с корой головного мозга. В таламусе происходит первичная, грубая обработка всех поступающих от органов чувств сигналов (за исключением обонятельных). После этого для дальнейшей детальной обработки и предметного узнавания сигнал передается в соответствующие центры коры (корковые анализаторы). Однако сигналы, которые несут информацию об опасности (опасность оценивается на основе видового или приобретенного опыта), гораздо быстрее передаются в амигдалу, а та, в свою очередь, приводит к формированию быстрой реакции испуга, вызывая характерные соматовегетативные изменения и поведенческие реакции. И только спустя какое-то время, когда закончится корковая обработка поступившего сигнала, из коры в амигдалу приходят сигналы, подтверждающие опасность, или, наоборот, не подтверждающие ее. Такой пример изображен на анимации ниже: в саду человек замечает предмет, похожий на змею, быстрая и грубая обработка зрительного сигнала в таламусе приводит к мгновенной активации амигдалы с соматовегетативными (учащение пульса и дыхания и пр.) и двигательными реакциями (вздрагивание, отдергивание руки, ноги, бегство). Но через какое-то время поступивший сигнал проходит всю обработку в зрительном анализаторе коры, заканчивающуюся предметным узнаванием, человек понимает, что это была не змея, а садовый шланг, и из коры в амигдалу поступает информация о том, что страх был напрасен, после чего все реакции, связанные с испугом, завершаются. В других случаях, наоборот, какой-то новый и необычный сигнал первоначально не распознается подкорковыми структурами как опасный, но после выявления его потенциальной опасности в ходе предметного восприятия в коре из коры в амигдалу следует информация, запускающая такую же реакцию испуга.
Прилежащее ядро (nucleus accumbens) — ядро в вентральной части стриатума (полосатого тела) — участвует в анализе ожидаемой значимости стимулов, обеспечивает подкрепление положительных стимулов. Часто его называют центром удовольствия. Стимуляция этой области вызывает радость и удовольствие (известны эксперименты, когда крысы с вживленными в эту область электродами столь долго и интенсивно нажимали рычаг, вызывающий стимуляцию, что, забывая о принятии пищи и отдыхе, погибали от истощения и переутомления). Основной медиатор — дофамин.
Передние отделы поясной (цингулярной) извилины обеспечивают эмоциональную оценку несоответствия ожиданиям и подстройку поведения. Разрушение этой зоны приводит к апатии, акинетическому мутизму. Орбитофронтальная кора интегрирует и сравнивает более сложную информацию об ожидаемой значимости.
Островная (инсулярная) кора получает информацию о состоянии тела, в том числе в отношении телесного ощущения эмоций.
Гипоталамус обеспечивает связь центральной нервной и эндокринной системы, в том числе посредством гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Большое значение в эмоциональной жизни человека имеют префронтальные области коры лобных долей. Предполагается, что отделы головного мозга, задействованные в эмоциональной регуляции, могут составлять две параллельно функционирующие системы: а) вентральную (включая амигдалу, инсулу, прилежащее ядро и пр.), которая важна для «восходящей», автономной эмоциональной оценки важных стимулов и порождения эмоциональных состояний; б) дорсальную (дорсальные области передней части поясной извилины, дорсальная область префронтальной коры и др.), которая играет важную «нисходящую» роль в сознательной, когнитивной регуляции эмоциональных состояний.
Важность связи лимбической системы и префронтальной коры наглядно видна при оценке состояния эмоциональной сферы пациентов, подвергшихся печально известной операции лоботомии (префронтальная лоботомия, лейкотомия). Разобщение связей префронтальной коры и структур лимбической системы в ходе этой операции приводило к уменьшению интенсивности эмоциональных переживаний, как вызванных болезнью (что расценивалось как терапевтический эффект), так и необходимых личности в обычной, повседневной жизни.
Кроме того, необходимо учитывать и межполушарную асимметрию мозговых функций: в целом считается, что в восприятии эмоциональных сигналов и генерации эмоций в большей степени участвует правое (недоминантное) полушарие мозга.
В связи со сложностью и многокомпонентностью мозговых систем, вовлеченных в эмоциональные процессы, последствия очаговых повреждений в лимбической системе могут быть весьма разнообразны. Тем не менее влияние относительно больших поражений более стереотипное. Они, как правило, приводят к общему уплощению эмоций, что отражается в одновременном уменьшении выраженности эмоций обоих полюсов (удовольствия и неудовольствия).
Источник
Физиологические проявления при эмоциях
УДК 159.942; 612.821
Забродин Олег Николаевич – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра анестезиологии и реаниматологии, старший научный сотрудник, доктор медицинских наук.
197022, Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8,
тел.: +7 950 030 48 92.
Предмет исследования: Комментарий к неопубликованному разделу монографии В. С. Дерябина «Чувства, влечения, эмоции»: «Влияние эмоций на физиологические процессы».
Результаты: В изучении влияния психики на функции и структуру организма и их нарушения – психосоматические заболевания – сохраняется дуализм. В. С. Дерябин в своих исследованиях преодолел дуализм путем изучения влияний на эти процессы эмоций – психофизиологических по своему содержанию. Тем самым был обоснован материалистический подход к изучению патогенеза психосоматических заболеваний.
Ключевые слова: эмоции; физиологические процессы; психосоматические заболевания; патогенез; психофизиологический подход.
V. S. Deryabin’s Study of Emotion Influence on Physiological Processes as a Psycho-Physiological Approach to the Research of Psychosomatic Diseases Pathegenesis
Zabrodin Oleg Nicolievich – The First Saint Petersburg State Medical University named after Academician I. P. Pavlov of the Ministry of Health of the Russian Federation, Department of Anaesthesiology and Reanimatology, Senior Researcher, Doctor of Medical Sciences, Saint Petersburg, Russia.
6–8 Leo Tolstoy st., Saint Petersburg, 197022, Russia,
tel.: +7 950 030 48 92.
Background: The comment on the unpublished section of V. S. Deryabin’s monograph “Feelings, Inclinations, Emotions”: “Emotion Influence on Physiological Processes”.
Results: Dualism is preserved in studying the influence of psyche on functions and structure of the body and their disorders, i. e. psychosomatic diseases. In his research V. S. Deryabin has overcome dualism by studying the influences on these processes of emotions – psycho-physiological according to their contents. Thus, the materialistic approach to studying pathogenesis of psychosomatic diseases has been proved.
Keywords: emotions; physiological processes; psychosomatic diseases; pathogenesis; psycho-physiological approach.
Имеются различные определения понятий «психосоматика», «психосоматическая медицина», «психосоматические заболевания», сходные по общему содержанию. Так, психосоматика – направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
Согласно развернутому определению, психосоматические заболевания – это заболевания, причинами которых являются в большей мере психические процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую (физиологическую – О. З.) или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая.
В этом и других определениях психосоматических заболеваний сохраняется дуализм: с одной стороны – процессы чисто психические, с другой – соматические заболевания с их органическими симптомами.
Работа В. С. Дерябина «Влияния эмоций на физиологические процессы» представлена автором в виде подраздела к главе IV «Эмоции» монографии «Чувства, влечения, эмоции», написанной в конце 20-х гг. прошлого столетия и подготовленной к печати в средине 30-х гг. Этот подраздел не вошел в текст книги при ее опубликовании в 1974 г. [см.: 1]. Обсуждаемая работа носит в первую очередь философский, методологический характер. В ней с позиций материалистического монизма, психофизиологического единства изложены принципы изучения влияния психики на организм с его органами и тканями, их физиологическими функциями и их нарушениями – психогенными и нейрогенными заболеваниями.
В связи с наличием во взглядах на взаимоотношение психики и сомы упомянутого выше дуализма, В. С. Дерябин взял за основу патологических влияний психических факторов действие эмоций – явлений психофизиологических. Известно, что сильные эмоции (страх, тревога, ярость, гнев и др.) невозможны без их физиологических проявлений в виде реакции вегетативной нервной системы, и в первую очередь – симпатической нервной системы (СНС). Согласно исследованиям В. Кеннона и сотрудников [см.: 3; 7], указанные эмоции активируют симпатико-адреналовую систему (САС) с выбросом в кровь симпатина (впоследствии идентифицированного как медиатор СНС норадреналин – НА) и гормона мозгового слоя надпочечников адреналина (А). В связи с этим понятно включение в упомянутую монографию разделов главы IV «Влияние симпатической нервной системы при боли» и «Влияние адреналина на функции организма», в которых подробно описано действие активации САС на органы и физиологические системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную, органы чувств, поперечнополосатую мускулатуру и др. Раздел этот также не вошел в первую публикацию монографии в 1974 г.
Изложение «Влияния эмоций на физиологические процессы» ограничено автором описанием тормозного действия отрицательных эмоций на моторику желудка, двенадцатиперстной кишки (ДПК) и отделение желудочного сока, взятую из работ У. Кеннона [см.: 3]. Вместе с тем в настоящее время эти патологические явления, принимающие хронический характер, могут трактоваться как предшественники таких заболеваний, как гастрит, холецистит, панкреатит. Согласно современным данным [см.: 4], застой пищи в ДПК (дуоденостаз), повышение давления в ней препятствуют эвакуации желчи и панкреатического сока из соответствующих протоков и способствуют развитию холецистита и панкреатита.
К настоящему времени накопился значительный экспериментальный и клинический материал о физиологических эффектах САС. У. Кенноном развито учение о гомеостатической роли САС [см.: 7], т. е. о ее способности осуществлять в организме гомеостаз (постоянство внутренней среды организма), т. е. поддерживать физиологические параметры жизненно важных показателей крови и дыхания и возвращать их к норме в случае отклонения от указанных параметров. Созвучно этому учению учение об адаптационно-трофическом действии СНС [см.: 5] на центральную и периферическую нервную системы, поперечнополосатую мускулатуру и органы чувств.
СНС поддерживает в организме целостность органов и тканей, их резистентность к повреждающим воздействиям путем активации в них трофических (энергетических, пластических) процессов, что получило название «нервная трофика». Учение о нервной трофике и ее нарушениях имеет длительную историю и связано с именами Ф. Мажанди, И. П. Павлова, В. Гаскелла, Л. А. Орбели, А. Д. Сперанского, С. В. Аничкова и др.
В. С. Дерябин в своих работах неоднократно повторял, что всякий психический процесс является одновременно процессом психофизиологическим [см.: 2]. В свое время нас учили на кафедре философии, что психика есть идеальное и ее никак нельзя сливать с материальным, иначе получится вульгарный материализм. Между тем наш великий физиолог Иван Петрович Павлов в своем капитальном труде «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» писал, что «наступает и наступит, осуществится естественное и неизбежное сближение и, наконец, слитие психологического с физиологическим, субъективного с объективным – решится фактически вопрос, так долго тревоживший человеческую мысль. И всяческое дальнейшее способствование этому слитию есть большая задача ближайшего будущего науки» [6]. Это высказывание не следует понимать механистически. Речь идет о достижении совершенства в понимании единства (двуединства!) психических и физиологических процессов.
Представляется принципиально важным положение В. С. Дерябина, изложенное в приводимой ниже статье: «Если бы медицина стала на ту точку зрения, что болезни могут возникать по причинам нематериальным, цепь явлений материальных оказалась бы при таком представлении порвана вследствие того, что в ряд явлений материальных, протекающих по принципу причинности, вторгаются факторы нематериальные».
Согласно эволюционному подходу, развиваемому В. С. Дерябиным в его работах, эмоции, наряду с чувствами и влечениями (мотивациями), представляют собой более совершенный этап эволюционного развития аффективности (чувств, влечений и эмоций). Поэтому и монографию «Чувства, влечения, эмоции» он заключает словами: «Изложенные факты дают достаточные основания трактовать чувства, влечения и эмоции как психофизиологические процессы, понимание которых может быть достигнуто при рассмотрении их с эволюционной точки зрения» [1].
В связи со своими взглядами на психофизиологическую природу эмоций, автор в разделе «Возражения против теории Джемса – Ланге» (связывающей возникновение эмоций с висцеральными, т. е. возникающими внутри органов, ощущениями, достигающими путем центростремительной импульсации коры головного мозга) упомянутой монографии выдвинул свой вариант происхождения эмоций, лишенный крайностей психологизма и физиологизма. При этом он писал: «Если концепцию Джемса – Ланге дополнить, приняв во внимание участие в эмоциональных реакциях таламических и гипоталамических центров (головного мозга – О. З.), то ход физиологических процессов, с которыми связаны эмоциональные реакции, можно представить в таком виде. Процессы могут протекать как «сложнейшие безусловные рефлексы», осуществляющиеся через подкорковые центры (И. П. Павлов), и по типу временной связи, представляя «объединенную деятельность коры и подкорки».
Раздел «Возражения против теории Джемса – Ланге» также не был опубликован при первом издании книги. Исключение нескольких упомянутых выше разделов монографии было связано с тем, что при ее подготовке к изданию редакторы стремились в первую очередь представить психологию эмоций, считая, по-видимому, физиологию эмоций более трудной для понимания широкого читателя. Между тем, в обиходе нередко можно слышать упоминание об А-гормоне, выделяющемся в экстремальных условиях. О нем пишут с положительным оттенком как о веществе, позволяющем вызвать острые ощущения, скрасить пусть обеспеченное, но часто однообразное офисное существование.
В свете вышеизложенного, в связи с важностью психофизиологического понимания влияния эмоций на функции и структуру органов организма в норме и патологии, в данной публикации научного наследия В. С. Дерябина представлен неопубликованный ранее раздел монографии «Чувства, влечения, эмоции»: «Влияние эмоций на физиологические процессы».
1. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. Изд. 3-е, доп. – М.: ЛКИ, 2013. – 224 с.
2. Дерябин В. С. Психофизиологическая проблема и учение И. П. Павлова о «слитии» субъективного с объективным // Психофармакология и биологическая наркология. – 2007. – Т. 7. – № 3–4. – С. 2202–2207.
3. Кеннон В. Физиология эмоций. – Л.: Прибой, 1927. – 175 с.
4. Костюченко А. Л., Филин В. И. Неотложная панкреатология. – СПб.: ДЕАН, 2000. – 480 с.
5. Орбели Л. А. О некоторых достижениях советской физиологии // Избранные труды. Т. 2. – М.–Л.: Изд. АН СССР, 1962. – С. 587–606.
6. Павлов И. П. О возможности слития субъективного с объективным. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных // Полное собрание сочинений. Т. III. Кн. 2. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – С. 151–152.
7. Cannon W. В. Тhе Wisdom оf the Bоdу. – New York: W. W. Norton & Company, 1939. – 333 p.
1. Deryabin V. S. Feelings, Inclinations, Emotions: About Psychology, Psychopathology and Physiology of Emotions [Chuvstva, vlecheniya, emotsii. O psikhologii, psikhopatologii i fiziologii emotsiy]. Moscow, LKI, 2013, 224 p.
2. Deryabin V. S. Psycho-Physiological Problem and I. P. Pavlov’s Doctrine about “Conjointery” of Subjective with Objective [Psihofiziologicheskaya problema i uchenie I. P. Pavlova o “slitii” subektivnogo s obektivnym]. Psikhofarmakologiya i biologicheskaya narkologiya (Psychopharmacology and Biological Narcology), 2007, Vol. 7, № 3–4, pp. 2202–2207.
3. Cannon W. B. Physiology of Emotion [Fiziologiya emotsiy]. Leningrad, Priboy, 1927, 175 p.
4. Kostyuchenko A. L, Filin V. I. Emergency Pancreatology [Neotlozhnaya pankreatologiya]. Saint Petersburg, DEAN, 2000, 480 p.
5. Orbeli L. A. About Some Achievements of Soviet Physiology. [O nekotorykh dostizheniyakh sovetskoy fiziologii]. Izbrannye trudy. T. II (Selected Works. Vol. 2). Leningrad, Izdatelstvo AN SSSR, 1962, 587–606 p.
6. Pavlov I. P. About Possibility of Conjointery of Subjective with Objective [O vozmozhnosti slitiya subektivnogo s obektivnym. Dvadtsatiletniy opyt obektivnogo izucheniya vysshey nervnoy deyatelnosti (povedeniya) zhivotnykh]. Polnoe sobranie sochineniy, T. III. Kn. 2. (Complete Works. Vol. III. Book 2). Moscow–Leningrad, Isdatelstvo AN USSR, 1951, pp. 151–152.
7. Cannon W. В. Тhе Wisdom оf the Bоdу. New York, W. W. Norton & Company, 1939, 333 p.
В. С. Дерябин
Влияние эмоций на физиологические процессы
(Публикация О. Н. Забродина)
В классификации душевных болезней есть отдел психогенных заболеваний, т. е. заболеваний, которые возникают вследствие психических воздействий эмоционального характера, например, невроз страха, невроз ожидания, бред кверулянтов и др.
По общераспространенным преставлениям в среде немедицинской, от волнений, от огорчений, страха можно заболеть, а от радости – выздороветь.
Таким образом, и с научной точки зрения, и по ходячим взглядам, даже в среде малокультурной, психика оказывает влияние на тело, но есть огромная разница между пониманием примитивным и научным. Примитивное представление таково, что психические процессы есть нечто нематериальное.
Если бы медицина стала на ту точку зрения, что болезни могут возникать по причинам нематериальным, цепь явлений материальных оказалась бы при таком представлении порвана вследствие того, что в ряд явлений материальных, протекающих по принципу причинности, вторгаются факторы нематериальные. Однако, как видно из вышеизложенного, эмоции не есть явления, существующие без связи с материей, а представляют психофизиологические процессы, отличающиеся в отношении физиологическом от прочих физиологических процессов лишь тем, что они протекают в наиболее высоко организованной материи, где усложнение процессов придает эмоциям новые качества – процесса психофизиологического. Это ведет к появлению нового свойства высших физиологических процессов – субъективной, психологической стороны. Г. В. Плеханов подчеркивал, что всякое данное психическое состояние есть лишь одна сторона процесса, другую сторону которого составляет физиологическое явление.
Одни и те же процессы субъективно воспринимаются как психические переживания, а объективно изучаются как процессы физиологические. Физиологическая сторона этих психофизиологических процессов включена в общую цепь физиологических процессов, протекающих по законам причинности.
Физиологические явления, которыми обусловлено переживание эмоций, не сводятся только к мозговым процессам, но при этом происходят изменения в разных органах. Органом эмоциональных переживаний мозг становится лишь в связи со всем телом (разрядка моя – О. З.). В сложной цепи физиологических процессов лишь ничтожная часть их связана с отражением в субъективном сознании, и проявление этого нового свойства высокоорганизованной материи не нарушает связи и закономерности течения физиологических процессов в целом. Влияние биологических факторов на психику и психики на физиологические процессы не есть взаимоотношение материального и духовного – нематериального, а явлений физиологических и психофизиологических.
Если кто-либо испугался волка, то физиологический процесс протекает так: раздражение колбочек сетчатки глаза светом вызывает возбуждение, которое по нервным путям идет в зрительные центры коры головного мозга, где, оживляя следы прошлых сходных возбуждений, вызывает восприятие волка. Вместе с тем, вследствие установившейся временной связи, возбуждение распространяется на таламус, вследствие чего в нем вызывается реакция, связанная с переживанием эмоции страха. Идя дальше, возбуждение распространяется на вегетативные центры гипоталамуса. Этим рефлекторно вызывается сердцебиение, осуществляется влияние на дыхание, мускулатуру, стимулируется деятельность желез внутренней секреции, усиливающих возбуждение вегетативной нервной системы (в частности – щитовидной железы, мозгового слоя надпочечников).
Изменения во внутренних органах, действуя на окончания чувствительных нервов, вызывают возбуждение, которое проводится по афферентным (центростремительным) путям в таламус и кору головного мозга и усиливает имеющееся там возбуждение соответствующих центров, связанное с субъективным переживанием страха.
Из этого ряда физиологических процессов психическими свойствами обладают лишь процессы в головном мозгу. Центростремительное и центробежное распространение возбуждения не связано с сознательными процессами. Субъективно человек не воспринимает физиологических процессов, как таковых, и их взаимную связь. Изменения в теле и движения, вытекающие из эмоций, воспринимаются как следствия психического процесса, т. к. физиологические процессы протекают вне сферы сознания. Отсюда вытекает представление, что психическое нематериальное может вызвать материальные изменения. Если в психиатрии говорится о психогенном происхождении некоторых заболеваний, то при этом подразумевается действие факторов психофизиологических, т. е. что психическое воздействие есть в то же время материально-физиологическое воздействие, как об этом говорилось выше.
Сила реакции основана на прошлом опыте данной личности и действии онтогенетически развившихся механизмов. То, что незначительное раздражение может оказать потрясающее влияние на весь организм, не представляет чего-либо своеобразного, свойственного исключительно эмоциям: то же наблюдается и в сфере явлений физико-химических: искра может вызвать взрыв пороха, а выстрел в горах – снежный обвал. В организме всегда имеется запас накопленной потенциальной энергии, максимальное расходование которой может вызваться раздражением незначительной силы.
Человек, которого режут, может проявить отчаянную энергию самообороны и выказать чрезвычайную силу, объясняющуюся возбуждением под влиянием боли симпатико-адреналовой системы – САС и выделением в кровь динамогенных гормонов (в частности, – адреналина – А, тироксина). Тот же человек, если на него вновь будет произведено нападение, при одном виде ножа даст такую реакцию, как будто бы нож уже делает свое дело: наступает возбуждение САС, повышается содержание А в крови и вместе с ними – способность к проявлению необычайной силы.
Сильнейшая реакция в ответ на малые раздражения с физиологической стороны вполне понятна. Это можно иллюстрировать таким примером. Возьмем два зрительных раздражения: вид куска хлеба и вид направленного на человека ножа. Силу зрительного раздражения в обоих случаях можно считать одинаковой. Однако возбуждение в первом случае пойдет по проторенному прежде пути в пищевой центр и вызовет у голодного человека отделение слюны. Во втором случае, нож – сигнал боли и угрозы жизни, вызовет общее возбуждение, которое пойдет на основании прошлого жизненного опыта по иному пути. Вызовет общее возбуждение САС и выделение А, питуитрина, гормонов щитовидной железы и пр., и это может произвести чрезвычайное динамогенное действие на организм.
И для выделения такого «невинного» секрета, как слюна, и для выделения ряда динамогенных гормонов достаточно одной и той же силы возбуждения, несмотря на огромную разницу в конечном эффекте. Выделение гормонов самых активных желез внутренней секреции не требует какого-то особого напряжения для организма. Когда змея выделяет яд при укусе, то это совершается как всякий другой рефлекторный акт. Выделить яд для змеи не представляет никакой трудности. Тот факт, что слабое раздражение действует нередко на психику сильнее сильного, не говорит о нарушении закона сохранения энергии. Объяснение кроется в филогенезе и онтогенезе реагирующего.
В настоящее время, когда путем научного анализа получены доказательства того, что эмоции представляют собой процессы психофизиологические и установлена непрерывность и материальная обусловленность течения этих процессов со стороны физиологической, психогенные воздействия на организм теряют свою загадочность и при медицинском изучении со стороны материальной занимают место в ряду высших физиологических и психофизиологических процессов.
Известно, что настроение и эмоции оказывают чисто материальное влияние на организм, на состояние сил, работоспособность, функции внутренних органов и т. д. Эмоции оказывают влияние и на физиологические процессы, протекающие помимо сознания.
Мы уже знаем, что ярость и гнев, как и боль, вызывают торможение сокращений ЖКТ и выделения желудочного сока, что является одним из частых показателей действия А и возбуждения СНС. В. Кеннон [см.: 1] такого рода остановку движений желудка установил рентгенологически. Мы уже упоминали о таком опыте, когда собаку перед мнимым кормлением дразнили кошкой. При последующем кормлении голодное животное жадно набрасывалось на пищу, но за 20 мин отделилось лишь 9,5 см 3 кислого сока со слизью, тогда как при кормлении той же собаки в течение 5 мин без предварительного эмоционального раздражения выделилось 66.7 см 3 чистого желудочного сока. Если собаку приводили в ярость в то время, когда отделение сока было уже в полном ходу, тогда сокоотделение прекращалось. При сильных негативных эмоциях тормозится секреция не только желудочных желез, но и поджелудочной железы и печени. Это делает физиологическое пищеварение невозможным, а, кроме того, тормозя перистальтику, ведет к застою в ЖКТ.
То же наблюдается при сильных болях, а, следовательно, у раненых, оперированных, а также перенесших тяжелые травмы и т. п. В. Кеннон приводит такую иллюстрацию. В Бостон приехала женщина, эмоционально возбудимая, посоветоваться с врачом по поводу расстройства пищеварения. Приехала она вечером, а утром при исследовании после пробного завтрака было установлено отсутствие свободной соляной кислоты и застой пищи. Весь пробный завтрак и значительное количество ужина оставались в желудке не переваренными. Домашний врач сообщил, что вместе с пациенткой приехал муж, чтобы напиться «в лоск». Ночью она пережила много тревог и волнений вследствие буйства мужа. Через сутки больная отдохнула, успокоилась и при исследовании желудка были получены нормальные данные.
Весьма вероятно, что возникающие у нервных людей ощущения тяжести, давления в желудке и расстройства пищеварения нередко связаны с эмоциями отрицательного чувственного тона. Высказывалось даже предположение, что большинство диспепсий имеет функциональный характер – т. н. «нервная диспепсия», которую даже называют «эмоциональной диспепсией».
Механизм «психогенного» возникновения болезненных симптомов в данном случае ясен в виду того, что в настоящее время психофизиологические процессы страха и гнева стали ясны со стороны физиологической.
Как упоминалось, те же соматические явления, которые имеют место при страхе, производит боль, вызывающая выделение А.
Из этих фактов следует ряд практических выводов: не следует матери есть или кормить грудью ребенка вскоре после того, как было пережито состояние гнева или страха. Нужно помнить, что всякие неприятности во время еды также портят пищеварение. У душевнобольных, испытывающих сильные эмоции страха, гнева и т. п., у раненых, у оперированных и у больных, перенесших сильные боли, следует стимулировать пищеварение. Пища у них должна быть вкуснее обычной, чтобы сильнее возбуждались аппетит и сокоотделение, и должна быть более легко перевариваемой. Также необходимо помнить о необходимости очищения у них кишечника для удаления застаивающейся пищи.
1. Кеннон В. Физиология эмоций. – Л.: Прибой, 1927. – 175 с.
1. Cannon W. B. Physiology of Emotion [Fiziologiya emotsiy]. Leningrad, Priboy, 1927, 175 p.
Источник