Стресс и другие эмоциональные нарушения при управлении транспортным средством
Стрессом называется состояние повышенной напряжённости человеческого организма, вызванное различными неблагоприятными факторами окружающей среды или психологическими факторами. В результате стресса происходит нарушение саморегулирования человеческого организма и его нервной системы.
Вождение автомобиля, особенно в мегаполисах или на оживлённых магистралях, при ряде факторов может вызвать стресс, агрессию, напряжение, волнение у водителя. Начинающие автомобилисты особенно подвержены воздействию стресса, после очередной поездки многие не могут прийти в себя длительное время.
Основные факторы стресса у водителя
Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения. Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей и особенно у новичков. Существуют наиболее доминирующие три стрессовых фактора: фактор ответственности, фактор неожиданности, фактор неопределённости.
Ответственность
Автомобиль является устройством повышенной опасности, и при его управлении каждый должен осознавать к чему приводят последствия нарушений на дороге. Учитывая, что водитель имеет слабую социальную защищённость, и в случае чего может рассчитывать только на самого себя.
Всем этим факторам подвержены автолюбители вне зависимости от опыта вождения автомобиля, пола и темперамента. Культура вождения определяется личностью водителя и его поведением. Следует признать, что культура на наших дорогах находится на достаточно низком уровне. Хамство на дороге стало обычным явлением. Вам могут запросто нахамить в самой обычной ситуации, прекрасно осознавая, что сами не правы. В некоторых случаях дело может дойти до серьёзных ссор и массовых драк, причиной которых могут стать просто пустяки: не пропустил вперёд, не так припарковался или просто не так ехал.
Неожиданность
При передвижении по нашим дорогам в любой момент может произойти любое непредвиденное событие. Ремонтные дороги без соответствующих предупреждающих знаков, или знаки, предупреждающие о ремонте, который закончен несколько месяцев назад. Выскакивающие на красный сигнал светофора или обгоняющие через две сплошные полосы вам навстречу автомобили. Гул и рёв тюнинговых автомобилей, зачастую оснащённых непонятной светомузыкой. Пробки, заторы в неожиданных местах, выскакивающие перед автомобилем пешеходы, животные и другие неожиданности вызывают мощнейшие эмоции.
Неопределённость
Противоречащие друг другу дорожные знаки и разметка, в которых довольно сложно разобраться и опытному водителю, что же говорить о новичках за рулём. Загруженность перекрёстков и развязок, не указывающие повороты автомобилисты могут привести к замешательству и потере ориентации. Постоянно меняющиеся правила дорожного движения и наказания за их нарушения так же способствуют появления фактора неопределённости у водителей.
Пассажиры
От личности пассажира во многом зависит стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние. С некоторыми пассажирами легко и приятно путешествовать, за приятными разговорами дорога обычно пролетает незаметно. Но если пассажир затрагивает неприятные темы или начинает рассказывать, как правильно управлять автомобилем, комментирует все ваши ошибки на дороге, то это может вызвать раздражение и стресс. Если поведение пассажира начало надоедать, то есть несколько способов прекратить его надоедливую болтовню. Можно включить радио по громче и предложить послушать музыку, через раз отвечать или игнорировать его вопросы или просто сказать, что его разговор отвлекает вас от дороги, а это
не безопасно. В некоторых случаях можно просто прекратить совместную поездку досрочно.
Пешеходы
В отличие от пассажиров, пешеход полноценный участник дорожного движения и игнорировать его действия не получится. У большинства этой категории участников дорожного движения нет чёткого представления, какую опасность представляет собой автомобильный транспорт. Зачастую им кажется, что автомобиль может мгновенно остановиться, в темноте они хорошо видимы, и водители ни на что не отвлекаются от дороги. Особенно беспечны подростки, они переходят дорогу с наушниками и в тёмных очках. От нетрезвых пешеходов можно ожидать любых неожиданностей. Игнорирование автомобиля как источника опасности зачастую приводит к аварийной ситуации и мощному стрессу у водителя. Есть пешеходы, которые специально провоцируют водителей – умышленно задерживают дорожное движение, переходя по нерегулируемым переходам, просто перебегают дорогу, показывают неприличные жесты и т.д.
Чтобы избежать стресса и раздражения следует помнить, что от пешехода можно ожидать любых неадекватных поступков и при обнаружении их у края проезжей части быть готовым к непредсказуемым действиям с их стороны. Не стоит вступать с ними в перепалки, а действовать так, как и в случаях с автохамами.
В плане профилактики стресса и повышения вашей стрессоустойчивости – позаботьтесь об этом ДО поездки. Особенно если вам предстоит: путь в плохих дорожных условиях, при не самой лучшей видимости, по дорогам с вероятными «пробками», в темное время суток и т.д.
- Не забывайте о том, что самое хрупкое звено в автомобиле – это водитель.
- Постарайтесь выйти из дома не усталым, не голодным, не поругавшимся и т.п.
- В случае ночной поездки водитель испытывает на себе колоссальное напряжение и стресс. Поэтому перед ночной поездкой необходимо хорошо отдохнуть. Для этого примите расслабляющую ванну или любимый душ, выпейте горячий чай и отправляйтесь в постель, попросив вас не беспокоить и разбудить в нужное время.
- Вам попадается агрессивный водитель! Не поддавайтесь его влиянию, не обращайте на него внимания и продолжайте свое движение. Если чувствуете, что его агрессия как-то на вас сказалась, остановитесь, закройте глаза, посчитайте до двадцати и как только вы успокоитесь, можете ехать дальше.
- Будьте вежливы, это может остановить агрессию со стороны.
- Спокойствие, только спокойствие! Нервничать на дороге недопустимо, стоит помнить, что дороги – это постоянный стресс для водителя, поддавшись которому вы рискуете причинить вред не только своему здоровью, но и здоровью пассажиров, находящихся рядом, в салоне.
- При повышенной нервозности лучше остановиться на некоторое время и успокоиться, и только после этого продолжать движение.
- Соблюдение Правил дорожного движения поможет обеспечить вам собственную безопасность и спокойствие.
- Помните, что никто не застрахован от ошибок!
Важно помнить, что вы не сможете каким-либо образом вести контроль над окружающими вас водителями и пешеходами, но управлять своим внутренним состоянием возможно вполне.
Здоровья вам и успеха на дорогах!
врач-психиатр ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ»
Источник
Причины стресса водителя
Любой человек, ставший участником дорожного движения, становится подвержен стрессу не зависимо от того какой его водительский стаж. Особенно сильно это проявляется в больших городах, с непрерывным потоком движения автомашин Стресс – это совокупность адаптационных факторов являющихся результатом психологического воздействия или влияния окружающей среды на человека.
Разберем, что оказывает наиболее сильное на стрессы водителя. Управление автомобилем требует от водителя постоянной концентрации внимания, собранности. Множество различных факторов, являющимися неотъемлемыми спутниками участников движения, вызывают напряжение, особенно у начинающих автолюбителей. Тремя основными являются:
- Ответственность;
- Неожиданность;
- Неопределенность.
Фактор ответственности проявляется в осознании того, что в твоих руках средство повышенной опасности, что жизнь людей, которые находятся с тобой в автомобиле, а так же те, что могут встретиться по ходу движения, полностью зависят от твоих действий на дороге.
Фактор неожиданности – включает в себя явления, которые неподконтрольны водителю. К ним можно отнести поведение на дороге других участников движения, погодных условий, состояние дорожного покрытия, даже пробки в самых неожиданных местах.
Неопределенность — вызвана замешательством и потерей ориентации на дороге в результате неправильно расположенных знаков, указателей, нарушение или отсутствие разметки. А так же поведение других водителей на дороге. Например: при повороте не обозначают начало маневра сигналом поворотника.
Особенно сильный стресс у водителя могут вызвать поведение пассажиров и пешеходов. И если от пассажиров можно отстраниться, то повлиять как-либо на поведение пешехода — нереально. Ведь пешеход тоже является участником дорожного движения, правда в его адекватности иногда приходится усомниться.
Конкретного рецепта, как не допустить стрессы водителя, не существует. Ведь у каждого водителя есть свой фактор, который приводит к стрессу. Просто надо его учитывать перед началом движения, но есть несколько способов, как снять нервное напряжение:
- Не зацикливаться на проблеме, считать ее рядовой и не заслуживающей внимания;
- Поставить психологический барьер ограждающий от внешних раздражителей: (например, включить любимую музыку, желательно спокойную).
- Хвалить самого себя за выдержку и терпение на дороге, с юмором относиться к ситуации.
- При сильном возбуждении следует остановиться у края дороги, выйти из автомобиля, поприседать, попинать колесо или прокричаться.
Стресс постоянный спутник водителя и метод борьбы с ним каждый выбирает индивидуально.
Источник
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД МВД РОССИИ УПРВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ . »
— 24 разговоры с пассажирами. Доказано, что при интересном разговоре, независимо от пола и возраста собеседника, человек за рулем позже включает поворотники, реже смотрит в зеркала заднего вида и медленнее реагирует на дорожную ситуацию. Беседа за рулем отвлекает внимание водителя, поэтому разговоры в процессе движения необходимо свести к минимуму;
— разговоры по мобильному телефону и приходящие на них sms. Телефон отвлекает внимание водителя от дороги и не позволяет в случае необходимости использовать две руки для быстрого реагирования.
— прослушивание музыки в процессе езды.
Во время управления автомобилем для безопасности движения необходимо слышать звуки в среде движения, громкая и слишком быстрая музыка в салоне не позволяет этого делать и оказывает негативное влияние на безопасность.
— курение, прием пищи и распитие различных напитков в процессе управления автомобилем, использование карты-схемы и др. Для выполнения перечисленных действий водителю периодически приходится убирать одну из рук с рулевого колеса, при этом риск ДТП увеличивается в несколько раз.
— 25 Кроме указанных, к этой группе факторов можно отнести:
застегивание ремня безопасности, регулировка зеркала во время движения автомобиля, настройка навигационной системы, наличие приклеенных на лобовом стекле или привязанных к внутрисалонному зеркалу сувениров или игрушек, раскачивающихся во время движения автомобиля, летающие насекомые, попавшие в салон автомобиля.
«Внешними» отвлекающими факторами являются: характерные особенности той местности, по которой пролегает дорога, рекламные щиты, установленные на дороге, видео-реклама, демонстрируемая на видеомониторах, чтение дорожных знаков, различных указателей, поиск (по вывеске или номеру) магазина, дома, аварии или другие происшествия, произошедшие на дороге.
Обеспечение безопасности движения во время управления транспортным средством возможно вследствие сложной психической деятельности. Умение точно и быстро оценивать дорожную ситуацию, способность принимать правильное решение в процессе управления являются результатом мыслительного процесса.
Таким образом, на основе рассмотренных психофизиологических и личностных особенностей водителя и их влияния на надежность управления транспортным средством, можно сделать вывод о том, что управлять автомобилем достаточно сложно. Чтобы стать надежным водителем, необходимо знать отрицательные стороны своей личности, анализировать свою модель поведения на дороге, оценивать величину реальных резервов управления. Не следует забывать и о других факторах надежности деятельности водителя: постоянно изменяющейся дорожной ситуации, неравномерности и непредвиденности поступающей информации, действиях водителей других транспортных средств, чередовании различных условий движения, работе в условиях навязанного темпа и дефицита времени, и др. Учет совокупности факторов (внешних и внутренних) будет способствовать безошибочному управлению автомобилем в любых дорожных условиях в течение длительного времени.
Профессиональный стресс и способы его профилактики.
Интенсивность дорожного движения в России, частота возникновения опасных дорожных ситуаций, решение множества непростых и очень ответственных задач, постоянное стремление избежать аварии часто приводят водителей к возникновению профессионального стресса. Во время езды одновременно действуют интенсивные стрессовые раздражители – шумы, вибрации, другие виды дискомфорта, постоянное эмоциональное напряжение, внезапные смены ситуаций, вынуждающие к экстренным действиям и т. д.
— 29 Стрессовое состояние нередко способствует созданию опасных ситуаций, становится даже причиной дорожных происшествий.
Характерными признаками профессионального стресса водителя являются: постоянная усталость, бессонница или наоборот повышенная сонливость и апатия, недостаточный или чрезмерный аппетит, повышенная раздражительность, страхи и тревоги, речевые затруднения и др.
Профессиональный стресс значительно снижает профессиональные качества водителя, замедляется его реакция, он может стать агрессивным на дороге, что чрезвычайно опасно в условиях интенсивного движения.
Способы профилактики стресса у водителя:
1) при плохом самочувствии воздержаться от дальней дороги, т.к.
стрессовыми раздражителями являются состояния, сопровождающиеся постоянными болевыми ощущениями, например, при язве желудка, гастрите, заболеваниях печени, зубов и т. д.
2) использовать по возможности равномерный стиль езды, т.к. согласно медицинским исследованиям при равномерной езде водитель испытывает минимальные психоэмоциональные нагрузки. Если водитель то и дело разгоняется и тормозит, а тем более часто совершает обгоны и другие маневры, то они резко возрастают.
3) соблюдать режим дня, регулярно отдыхать в ежедневной работе, в выходные и отпуске. Алкоголь, интернет, компьютерные игры, телевизор – не позволяют организму полноценно отдохнуть. Хороший отдых – это занятия спортом, пребывание на природе, путешествия, общение с близкими людьми.
Усталый, загнанный, человек работает во много раз менее продуктивно.
4) в случае дальней поездки чаще делать остановки (не стоит ехать более 2-3-х часов подряд без перерыва, даже если водитель не замечает явных признаков усталости).
5) во время остановки сменить вид деятельности: сделать легкие гимнастические упражнения, пробежаться (для восстановления нарушенного длительной неподвижностью за рулем кровообращения), просмотреть газету или журнал, поговорить с пассажирами и пр.
6) найти положительные стороны того события, которое вы считаете проблемой (для начала – не очень серьезное). Долго стоите в «пробке»: есть время подумать о жизни, позвонить другу и пр.
7) понять, что же для вас важно в жизни, каковы ваши цели, ваш путь.
Самая глубинная и серьезная причина стрессов – когда человек живет по программе навязанной ему окружающими.
Нормализация психических состояний во время стресса Никто из водителей не застрахован от попадания в аварию, быть свидетелем аварии или оказывать помощь пострадавшему. Такие ситуации сопровождаются негативными психическими состояниями, возникновением стресса. Стресс может испытать кто-то другой в подобных ситуациях. У водителей и других участников дорожного движения возникают
— 30 физиологические ощущения — утомление, бессонница, неопределенное беспокойство, головокружение, мускульное напряжение, которое может привести к болям, например, головным или спинным. Также могут возникнуть и социальные проблемы, приводящие к конфликтным отношениям с хорошими друзьями или супругом.
Самые доступные, простые и эффективные средства психологической поддержки и самопомощи в таких постэкстремальных ситуациях:
1) тактильные контакты — коснуться, похлопать по плечу и т.п.;
3) ободряющие слова;
4) шутки, но исключается всякая критика.
Рекомендации о том, что нужно делать и что не нужно делать при стрессовом состоянии:
1. Осознайте и обсудите свои чувства (гнев, ярость, ненависть, страх, горе и пр.), проявляйте их и давайте возможность обсуждать их вместе с вами.
Отрицание и подавление своих чувств сопровождается постоянным напряжением мышц тела, что может привести не только к опасному (неуверенному, нервному) вождению, но и к потере способности чувствовать положительные эмоции (доброту, дружелюбие). Положительные чувства – к себе, к окружающим, к жизни – дают человеку изменить что-то в себе и в обстоятельствах своей жизни.
2. Выговоритесь, расскажите о том, что с Вами случилось. Пересмотрите свой негативный опыт. Помните, что вы приобрели ценные знания о своих слабых и сильных сторонах.
3. Научитесь контролировать свои чувства и уметь различать реакцию на стресс (стрессовая ситуация – та, в которой имеется реальная угроза, где необходимо проявить бдительность).
4. Примиритесь с реальностью: осмотрите место аварии, не бойтесь оказаться на этом месте. Запомните! Вы не можете вернуться в прошлое и изменить его, но свои пожелания относительно прошлых событий вы можете учесть в своих теперешних поступках и, таким образом, сможете постепенно простить себе или другим совершенные ошибки.
5. Управляйте машиной более осторожно и будьте осторожны дома.
Знайте, что несчастные случаи становятся вероятными после нескольких стрессов. Однако, когда вы почувствуете, что стрессовое состояние явно затягивается, необходимо искать профессиональную помощь, потому что сам человек, увы, не всегда в состоянии контролировать свои собственные переживания.
Приемы и способы повышения работоспособности Немало ДТП происходит из-за ошибок водителя в результате снижения работоспособности. Временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки (так называемое утомление) бывает нервномышечным и нервно-психическим (умственным), компенсированным и
— 31 некомпенсируемым. Субъективно утомление водителя выражается в следующих признаках:
— появление незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, переменить позу;
— заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания, снижение скорости реакций, сбои в работе восприятия, мышления, координации движений и др.;
— непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобиля;
— раздражительность, негативный настрой.
Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Однако водителю трудно определить степень утомления, при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает усталости, и утомление может проявиться внезапно в резком снижении работоспособности или в сонливости за рулем.
Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом утомлении водитель усилием воли может преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При некомпенсируемом утомлении преодолеть возникшие нарушения усилием воли водитель не в состоянии, в результате чего возрастает вероятность ошибок и ДТП. Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы, когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.
Для повышения работоспособности водителя рекомендуются следующие приемы и способы:
1. Поддержание регулярного образа жизни — режима питания, работы и сна.
2. Ночной сон, который должен быть продолжительностью примерной равной продолжительности работы днем. Такой сон используют для полного восстановления работоспособности. Кратковременный отдых при появлении первых признаков утомления, появившихся после нескольких часов работы за рулем.
3. Отсутствие главных вредных привычек – алкоголя, курения и переедания.
4. Физические нагрузки и свежий воздух.
5. Управление своими эмоциями, осознание того, что негативное настроение мешает работе.
6. Сознательное создание и поддержание позитивного настроения.
7. Установка на интенсивную и эффективную работу.
Если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое называется переутомлением. При переутомлении ночной
— 32 сон не снимет чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. Если человек в таком состоянии будет продолжать выполнять непосильную работу, может развиться нервное заболевание – невроз, которое требует длительного лечения. При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу. Управление автомобилем водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
— 33 Вопрос 3. Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения Анализируя богатый исторический опыт, теорию и практику общественного развития, а также результаты часто проводимых социологических исследований, мы приходим к выводу о наличии бесспорной взаимосвязи между духовным состоянием общества, уровнем нравственной и правовой культуры его граждан и реально существующей ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вся профессиональная этика водителя регулируется правом, так как правила дорожного движения, в том числе и те, что касаются пешеходов являются законом. Но она обязательно регулируется и моралью. Улица – это общественное место, где бывает каждый из нас. Этикет рекомендует здесь соблюдать все правила, предназначенные для общественных мест, т.е. по возможности не создавать неудобств для окружающих, не привлекать к себе лишнего внимания и т.п.
Профессиональная этика водителя представляет собой совокупность моральных норм, обязанностей, требований должного поведения, основанного на нравственных принципах и требованиях российского общества.
При рассмотрении нравственных основ деятельности водителя следует исходить из того, что они отражают процессы применения общих норм нравственности в специфических условиях управления транспортным средством.
Совершенно ясно, что достижение целей, поставленных Федеральной целевой программой Повышения безопасности дорожного движения невозможно осуществить только за счет усиления правового регулирования различных аспектов дорожного движения и улучшения дорожной сети. Речь идет о качественном изменении мировоззрения всех участников дорожного движения: и водителей и пешеходов и сотрудников ГИБДД.
Требование соблюдения элементарных правил собственной безопасности и норм дорожного движения со стороны сотрудников ГИБДД вызывает реакцию недовольства и личностной неприязни у водителей и пешеходов, что отчетливо свидетельствует о недопустимо низком уровне морального сознания участников дорожного движения. Зачастую сами водители и пешеходы не желают внести свой вклад в дело обеспечения безопасности дорожного движения. Они не желают видеть профессионализма сотрудников ГИБДД, признавать все сложности этой службы и с уважением относится к милиции.
С другой стороны, нельзя не признать, что водители и пешеходы воспринимают сотрудника ГИБДД, опираясь на стереотипы, сформированные массовой культурой. Уровень уважения к тем, кто охраняет безопасность дорожного движения, остается достаточно низким.
В связи с выше изложенным следует подчеркнуть, значение профессиональной этики водителя, управляющего транспортным средством для безопасности дорожного движения.
— 34 Существование человека в обществе, взаимодействие людей в процессе общения и совместной деятельности является одной из важнейших составляющих бытия, условием нормального развития человека, универсальным способом познания не только окружающих людей, но и самого себя. Вне общения нет личности. Но чтобы процесс общения протекал нормально, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определенным правилам внешнего поведения — этикету.
Учитывая тот факт, что профессиональное общение водителя происходит преимущественно в сфере правовых отношений(соблюдение правил дорожного движения), этика и этикет в его общении должны не препятствовать, а помогать законности и правопорядку, проявляться не в ущерб закону и деловой принципиальности принимаемых решений.
В любой сфере профессиональной деятельности сотрудников ОВД этическая культура, соблюдение этикета и такта, общепризнанных правил делового общения способствует созданию условий, в наибольшей степени отвечающих интересам обеспечения безопасности дорожного движения.
Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. И в этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Нетрудно представить, к каким конфликтам, а быть может, и трагедиям это может привести.
В профессиональном этикете особенно важным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, одежды характеру той социальной роли, в которой выступает человек. Этикет профессиональных отношений охватывает и те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение имеют определенные официальные формы поведения должностных лиц.
Правила этикета являются поведенческим языком культуры общения. Для овладения им необходимо знание его составляющих, таких как вежливость, тактичность, корректность.
Профессиональный этикет во многом обусловлен моральным сознанием водителя. Нравственное сознание порождается потребностями общественного развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений — и призвано обслуживать эти потребности.
Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика, оно содержит диалектику абсолютного и относительного, субъективного и объективного и т.д. Однако оно обладает и некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, по сравнению с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей.
— 35 Моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.
На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм. Разум способен «обуздать» страсти. Однако встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно. Не всегда оценка той или иной жизненной ситуации, поступка человека только с позиции разума является достаточно объективной. И здесь на помощь разуму приходит эмоционально-чувственный уровень. Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.
Эмоционально-чувственный и рациональный компоненты сознания человека находятся в неразрывном единстве.
В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное сознание.
Общественное моральное сознание имеет свою структуру.
Она включает в себя:
— обыденное моральное сознание
— теоретическое моральное сознание Предметом труда водителя является человек, взятый в его социальных характеристиках. Причем, нередко речь идет о жизни человека. Поэтому важная роль нравственного воспитания водителя в обеспечении работы с людьми. И здесь существенную роль играет знание основных этических категорий, так как они служат мировоззренческой основой формирования потребности творческого отношения к своей деятельности.
Особое место в системе моральных ценностей занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и Любовь. Их роль в системе морали столь велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям, ибо от их правильного понимания во многом зависит нравственность участников дорожного движения: их поступки, взгляды, оценки.
Вопросы безопасности дорожного движения сопряжены с возникновением конфликтных ситуаций.
Конфликт — это столкновение мнений, интересов, установок поведения и способов достижения целей различных людей и групп, обусловленное в различной степени осознанными противоречиями и носящее характер противоборства в сопряженных видах деятельности и при непосредственном общении.
По составу участников традиционно выделяются следующие типы конфликтов:
групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);
— 36 конфликты в организациях (между группами-коллективами подразделений одной организации);
межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, военные, межконфессиональные, межнациональные).
Применительно к ситуации дорожного движения можно говорить о межличностных и групповых конфликтов.
На возникновение конфликта поределяющее влияние оказывают конфликтогены. Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько ступеней. Эти периоды не являются обязательными и наглядными: бывает, что конфликт завершается «уже в зародыше», нередко какие-то из стадий в ходе конфликта практически мгновенно «проскальзывают», по-разному складывается и выраженность, и продолжительность стадий.
Но последовательность стадийступеней в любых конфликтах, как правило, одна и та же:
1) предконфликтная ситуация; 2) инцидент; 3) эскалация; 4) кульминация;
5) завершение конфликта; 6) постконфликтная ситуация.
Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование в совершенной форме и определяет успешное разрешение конфликта. Регулирование как
— 37 сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности:
1 этап. Объективизация конфликта. Признание реальности конфликта противоборствующими сторонами.
2 этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
3 этап. Институциация конфликта. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
— 38 Вопрос 4. Профессиональная этика водителя Некоторые водители как бы отделяют Правила дорожного движения от водительской этики, хотя на самом деле это вещи взаимосвязанные, и даже само соблюдение Правил это уже проявление водительской этики.
Реальная дорога очень сильно отличается от той, про которую написано в Правилах дорожного движения, поэтому этические нормы так же важны в водительской практике, как и строгие Правила. В конце концов, всех возможных ситуаций предусмотреть в жестких Правилах невозможно. Это свой мир, в котором действуют свои неписаные законы.
Профессиональная этика водителя представляет собой частный случай общей этики, применительно к ситуации дорожного движения. Она призвана регулировать отношения в двух наиболее объемных сферах: отношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции и отношения участников дорожного движения между собой.
Водителю следует помнить, что этические основы общения участников дорожного движения с сотрудниками ГИБДД заданы в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В отдельно определенных законом случаях действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.
Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 Административного регламента.
При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев запрещенных законодательством, имеет право использовать видео и звукозаписывающую аппаратуру. Сотрудник не должен
— 39 препятствовать использованию видео и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах.
Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.
Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий.
В случае совершения участником дорожного движения противоправных действий, не относящихся к административным правонарушениям в области дорожного движения, сотрудник обязан пресечь на месте такие действия.
В случае необходимости оказания помощи и (или) при соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного движения:
в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и доставления их в лечебные учреждения, при обнаружении лиц, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженными тяжелыми травмами на место вызывается скорая медицинская помощь;
в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность;
в организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий;
в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.
Следует подчеркнуть, что транспортное средство может быть остановлено в случаях также определенных Административным регламентом.
Согласно данному нормативно-правовому акту основаниями к остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— 40 наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства;
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Начинающему водителю при общении с инспектором во всех случаях, независимо от того прав он или нет, следует придерживаться следующих правил:
• оберегать свое достоинство и достоинство инспектора;
• не разрушать отношения, а конструктивно разрешать противоречия;
• не следует начинать разговор с отрицательных фраз;
• ни в коем случае не переходите на личности;
• будьте приветливы, старайтесь снизить внутреннюю и внешнюю напряженность разговора.
Как и в каждой субкультуре, на дороге существуют не только формальные правила, но и свои неформальные ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки и т. д. В развитых автомобильных странах уже давно существуют такие общественные практики, которые исходят из приоритета ценности жизни и времени всех участников дорожного движения, поэтому грамотным, ответственным и дружелюбным поведением на дороге там уже никого не удивишь.
Сигналы и жесты также относятся к неотъемлемым элементам субкультуры. В сфере дорожного движения существует своя система сигналов, несущих определенную смысловую нагрузку.
— 41 Сигналы дальним светом Мигание дальним светом часто весьма произвольно, и порой приходится долго соображать, кто, кому и для чего моргает, что, безусловно, неправильно.
Во-первых, потому, что яркий дальний свет может ослепить как встречного, так и попутного водителя, а во-вторых, беспорядочное моргание может ввести в заблуждение коллег на дороге и еще больше осложнить и без того непростую дорожную обстановку.
Например, у старых дальнобойщиков принято предупреждать обгоняемого о приближении сзади одним «коротким дальним» (что означает «обрати внимание — обгоняю» или «уступи полосу»). Короткий сигнал никого не успевает ослепить и лучше привлекает внимание. Однако в вечернее или ночное время при обгоне лучше воспользоваться коротким звуковым сигналом, а не слепящим дальним светом. Кстати, для того чтобы дать понять обгоняющему, что его сигнал замечен, обгоняемому лучше сразу включить сигнал поворота направо. Переключение ближнего/дальнего света используется также для привлечения внимания не только при обгоне, но и при выезде из глухих дворов, ворот и переулков, на «закрытых» поворотах или при движении через неохраняемые железнодорожные переезды. Кстати, если вас обгоняет фура, считается правилом хорошего тона коротко моргнуть дальним светом по завершении ее маневра, ведь водитель огромной машины не всегда может определить, когда можно завершать обгон, не задев обгоняемую машину.
А вот «длинный дальний» встречному используется в экстренных ситуациях: он либо обозначает вас перед встречным, собирающимся выйти на вашу полосу для опасного обгона, либо в ночное время сообщает встречному, что его фары вас слепят, и требует от него переключиться на ближний. Так что если встречная машина моргнула «длинным дальним» при включенном у вас ближнем свете, то посмотрите в зеркало: возможно, это сигналят не вам, а тому, кто вас обгоняет, а возможно, что ваши фары так плохо отрегулированы, что слепят встречных даже на ближнем свете.
Два «коротких дальних», — сигнал встречным о необходимости снижения скорости. Причем это предупреждение не обязательно сигнализирует о наличии поста ДПС — опытные водители используют такой сигнал для предупреждения и о других, более серьезных опасностях: ямах на дороге, посторонних предметах на проезжей части и т. д. Главное, чтобы встречный водитель сбросил скорость.
В случае особой опасности встречному на дороге можно коротко моргнуть дальним три и более раз. Частое мигание будет означать, что у него впереди опасный участок дороги или серьезное ДТП. Быстрым и частым морганием дальним светом пользуются также, чтобы привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую линию.
Такую ситуацию лучше сопроводить и звуковым сигналом.
Вообще в темное время суток пользоваться дальним светом необходимо максимально осторожно. О том, что перед встречной машиной дальний свет
— 42 нужно переключить на ближний, знают все (признаком хорошего тона считается заблаговременное переключение с дальнего на ближний в тот момент, когда встречная машина вот-вот покажется из-за поворота или пригорка). А вот о том, что, догоняя машину на ночной дороге, тоже нужно переключать на ближний свет, вспоминают только опытные водители. Между тем вспомните собственные попытки найти такое положение за рулем, чтобы вас не ослеплял отражающийся в боковых зеркалах свет фар идущих сзади машин, и вы согласитесь, что переключать дальний свет на ближний в этих случаях просто необходимо (зеркало заднего вида можно «затемнить», а вот из бокового зеркала обгоняющая с дальним светом машина будет нещадно слепить водителя обгоняемой).
Переключаться на ближний свет нужно и тогда, когда обгоняют вас.
Подумайте о том, что после обгона более быстрый автомобиль попадает в менее освещенную зону, и тут уже обгоняющему водителю помешает яркий свет фар вашего автомобиля в его зеркалах.
Для того чтобы избежать ослепления светом встречных автомобилей, можно воспользоваться некоторыми «хитростями». Во-первых, старайтесь не смотреть на фары встречных автомобилей и прижмитесь к правой стороне проезжей части. Если ослепления избежать все же не удается, то закройте левый глаз. Правый при этом подвергнется ослеплению и будет восстанавливаться секунд 6–8. Однако если второй глаз не ослеплен, то общее восстановление зрения происходит на 30–50 процентов быстрее. И наконец, будьте готовы в случае ослепления, в соответствии с ПДД, снизить скорость вплоть до полной остановки, включить «аварийку» и остановиться, не меняя направления движения.
Сигналы указателями поворотов Сигналы мигающих «поворотников», по ПДД, следует включать заблаговременно при любых маневрах (обгон, поворот, разворот, перестроение в другой ряд и т. д.). Тем самым вы заранее даете знать другим водителям о своих намерениях. Что же касается специальных сигналов поворотниками, то, как мы уже упоминали выше, включение правого поворотника дает понять обгоняющему водителю, что вы видите его маневр и не будете препятствовать обгону.
Водители больших машин сидят высоко над дорогой и видят дальше легковушек. Они знают, что у вас обзор куда хуже, поэтому часто помогают вам совершить обгон. Если, например, большегрузная фура или автобус включает левый поворотник, но не спешит поворачивать, знайте, что их водитель просто предупреждает вас об опасности обгона (впереди невидимый вам встречный транспорт!), а если левый поворотник сменился на правый, то этот автомобиль можно спокойно обгонять: впереди свободно. Такого водителя неплохо и поблагодарить однократным морганием своей «аварийкой».
Короткое моргание обоими поворотниками («аварийкой») все больше входит в моду в качестве благодарности за любую услугу (например, если вам
— 43 уступили дорогу или выпустили на выезде с парковки). Такое мигание может означать или благодарность, или извинение за причиненные неудобства. И кстати, всегда включайте «аварийку» при любых остановках на трассе или обочине — и ночью, и днем.
Кроме того, мигание «аварийкой» может служить для привлечения внимания встречных водителей в темное время суток вместо дальнего света.
Его, например, используют для предупреждения о засаде ДПС ночью — чтобы не ослеплять встречных водителей.
Язык жестов Существует особый и довольно разнообразный язык общения на трассе при помощи жестов.
Например, при разъездах на пересечениях равнозначных дорог водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым.
Если вы находитесь в визуальной видимости, то вместо благодарственного мигания «аварийкой» можно просто поднять руку из вежливости или кивнуть головой. Это стимулирует человека и впредь помогать коллегам. Да и всегда приятно чувствовать, что на дороге вы не один.
Жест руками в сторону двери вашего авто может означать неплотно закрытую дверь или зажатую в дверном проеме одежду.
Если кисть руки описывает круг и указывает вниз, то у вашего автомобиля, скорее всего, спущена шина.
Хлопая ладонью по воздуху, вам показывают, что у вас открыт багажник.
Если кто-то «поморгает» ладошкой или покажет на глаза, то это может означать невыключенные после тоннеля габаритные огни или поворотники.
Естественно, что водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой — ему нужен бензин. А если он показывает трос, то дело совсем плохо и он просит взять его на буксир.
Если у стоящего автомобиля открыта водительская дверь, то его водитель просит о помощи: он чувствует себя плохо или ощутил приближение приступа боли, при котором может понадобиться помощь.
А указание рукой на обочину означает обнаруженную у вас серьезную неисправность, при которой необходимо срочно остановиться и принять меры (в особых случаях внимание дополнительно привлекают звуковым сигналом или миганием фар).
Все остальные жесты — естественные. Главное, что в таких случаях следует помнить, — это то, что все действия и жесты должны быть понятными для других водителей и пешеходов, что поможет избежать многих критических ситуаций.
Звуковые сигналы Хотя реакция водителя на звуковой сигнал практически мгновенна (в 5–7 раз быстрее, чем реакция на вспышки света), но гудят водители, как правило,
— 44 очень редко и в основном только для ругательств и выражения недовольства (например, многократные короткие сигналы — это выражение неудовольствия из-за нарушения другими правил дорожного движения). Исключением является разве что встреча на дороге старых знакомых, которые обмениваются короткими позитивными гудками, смысл которых вполне понятен. Кроме того, в ответ на ваше «спасибо» морганиями «аварийкой» может раздаться коротенький гудок — это значит «пожалуйста» или «не стоит благодарности».
Учебные цели занятия:
1. Разъяснить конструктивные особенности ТС категории «В».
2. Изучить основные элементы активной и пассивной безопасности ТС категории «В».
Метод: семинарское занятие.
Место: учебная аудитория (класс устройства ТС).
Материально-техническое обеспечение:
1. Материально-техническое обеспечение:
А. Наглядные средства:
1. Плакаты «Устройство ТС».
2. Стенд с узлами и макетами агрегатов автомобиля в разрезе.
3. Электрифицированные стенды.
Б. Технические средства:
1. Проектор, ноутбук, экран.
Вопрос 1. Конструктивные особенности транспортных средств категории «В» в зависимости от их комплектации Автомобиль является единым и неделимым, почти живым организмом.
Только при полной работоспособности всех его составляющих, автомобиль может выполнять те функции, которые возлагает на него производитель и в дальнейшем владелец.
— 46 Как правило, в легковом автомобиле имеется:
· двигатель · трансмиссия · ходовая часть · механизмы управления · электрооборудование · дополнительное оборудование · кузов Двигатель сжигает топливо и преобразует тепловую энергию сгорания во вращательное движение коленчатого вала, далее вращение передается через трансмиссию на ведущие колеса, которые являются элементом ходовой части автомобиля и. машина поехала. Во время движения автомобиля водитель пользуется рулем и тормозами (механизмы управления), включает различные электрические приборы – световые, звуковые сигналы и т. п.
(электрооборудование), и, конечно же, в это время он сидит на водительском сидении, пристегнутый ремнями безопасности (дополнительное оборудование).
Все вышеперечисленное объединяет в себе кузов автомобиля.
Двигатель — это агрегат, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую энергию (в виде крутящего момента).
Трансмиссия предназначена для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля.
Она включает в себя:
· сцепление, · коробку передач, · карданную передачу, · главную передачу, · дифференциал, · полуоси.
Ходовая часть предназначена для перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта без тряски и вибрации, и включает в себя:
· переднюю и заднюю подвески колес, · сами колеса.
Механизмы управления служат для изменения направления движения, остановки или стоянки автомобиля.
К механизмам управления относятся:
· рулевое управление, · тормозная система.
Электрооборудование предназначено для обеспечения электрическим током всех электрических приборов автомобиля, и состоит из:
· источников тока, · потребителей тока.
Дополнительное оборудование обеспечивает комфортные и безопасные условия для водителя и пассажиров. Примером дополнительного оборудования
— 47 могут служить: отопитель салона автомобиля, омыватель и очиститель лобового стекла, электроподогрев стекол и многое другое.
Кузов это несущий элемент автомобиля, на котором крепятся двигатель, агрегаты трансмиссии, ходовой части, механизмы управления, а также размещаются пассажиры и груз.
В зависимости от формы кузова и количества мест в нем, автомобили можно классифицировать по следующим наиболее известным типам: седан, универсал, хэтчбек, вагон, лимузин, кабриолет.
В зависимости от того, на какие колеса передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на:
заднеприводные, с колесной формулой 4х2, где цифра 4 обозначает общее количество колес из которых 2 задних колеса ведущие и на них передается крутящий момент;
переднеприводные, с такой же колесной формулой, но крутящий момент передается на передние управляемые колеса;
полноприводные, с колесной формулой 4х4, с распределением крутящего на все колеса.
Двигатель внутреннего сгорания
В качестве силовой установки на автомобилях используется двигатель внутреннего сгорания.
По виду применяемого топлива двигатели подразделяются на карбюраторные, дизельные и газовые.
Карбюраторные – это двигатели, работающие на жидком топливе (бензине), с принудительным зажиганием. Перед подачей в цилиндры двигателя, топливо перемешивается с воздухом в определенной пропорции с помощью карбюратора.
Дизельные — это двигатели, работающие на жидком топливе (дизельном топливе), с воспламенением от сжатия. Подача топлива осуществляется форсункой, а смешивание с воздухом происходит внутри цилиндра.
Газовые — это двигатели, которые работают на пропанобутановом газе, с принудительным зажиганием. Перед подачей в цилиндры двигателя, газ смешивается с воздухом в карбюраторе. По принципу работы такие двигатели практически не отличаются от карбюраторных (бензиновых).
Крайние положения поршня, при которых он наиболее удален от оси коленчатого вала или приближен к ней, называются верхней и нижней «мертвыми» точками (ВМТ и НМТ).
Ходом поршня называется путь, пройденный от одной «мертвой» точки до другой — S.
Объемом камеры сгорания называется объем, расположенный над поршнем, находящимся в ВМТ — Vс.
Рабочим объемом цилиндра называется объем, освобождаемый поршнем при перемещении от ВМТ к НМТ — VР.
— 48 Полным объемом цилиндра является сумма объемов камеры сгорания и рабочего объема: Vп = VР + Vс.
Рабочий объем двигателя, это сумма рабочих объемов всех цилиндров и измеряется он в литрах.
Двигатели современных легковых автомобилей имеют, как правило — 4, 6, 8 и даже 12 цилиндров. Отдельные модели двигателей имеют 3, 5 цилиндров.
Соответственно, чем больше рабочий объем — тем более мощным будет двигатель. Измеряется мощность в киловаттах или в лошадиных силах (кВт или л.с.).
Например, рабочий объем двигателя ВАЗ 2105 — 1,3 литра, его мощность 46,8 кВт (63,7 л.с.). А рабочий объем двигателя ВАЗ 21083 — 1,5 литра и его мощность 51,5 кВт (70 л.с.).
Система питания
Одним из важнейших достоинств, двигателя внутреннего сгорания является то, что автомобиль на одной заправке топливом может проехать 500 и более километров. Это расстояние называется запасом хода автомобиля.
Максимальный пробег машины «на одной заправке» зависит от многих факторов, но основным из них является именно правильная работа системы питания двигателя.
Система питания двигателя предназначена для хранения, очистки и подачи топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси и подачи ее в цилиндры двигателя. На различных режимах работы двигателя количество и качество горючей смеси должно быть различным, и это тоже обеспечивается системой питания. Система питания состоит из: топливного бака, топливопроводов, фильтров очистки топлива, топливного насоса, воздушного фильтра, карбюратора.
Топливный бак — это емкость для хранения топлива. Обычно он размещается в задней, более безопасной части автомобиля. От топливного бака к карбюратору бензин поступает по топливопроводам, которые тянутся вдоль всего автомобиля, как правило, под днищем кузова.
Первая ступень очистки бензина происходит при заливке его в топливный бак. Для этого в заливной горловине бака следует установить сетчатый или какой-либо другой фильтр. К сожалению, в бензине содержится много примесей. Не говоря уже о простой воде, там еще присутствуют твердые частицы и вязкие компоненты, которые все вместе могут легко вывести систему питания из строя.
Вторая ступень очистки топлива — сетка на топливозаборнике внутри бака. Она не дает возможности оставшимся примесям и воде, попасть в систему питания двигателя.
Наличие и количество бензина в баке водитель может контролировать по показаниям указателя уровня топлива, расположенного на щитке приборов.
Емкость топливного бака среднестатистического легкового автомобиля обычно
— 49 составляет 40 — 50 литров. Когда же уровень бензина в баке уменьшается до 5 литров, на щитке приборов загорается соответствующая желтая (или красная) лампочка — лампа резерва. Это сигнал водителю о том, что пора подумать о заправке.
Топливный фильтр (как правило, устанавливается самостоятельно) следующий, третий этап очистки топлива. Фильтр располагается в моторном отсеке и предназначен для тонкой очистки бензина, поступающего к топливному насосу (возможна установка фильтра и после насоса). Обычно применяется одноразовый фильтр, при загрязнении которого требуется его замена.
Топливный насос — предназначен для принудительной подачи топлива из бака в карбюратор. Насос состоит из (рис. 14): корпуса, диафрагмы с пружиной и механизмом привода, впускного и нагнетательного (выпускного) клапанов. В нем также находится сетчатый фильтр для очередной — четвертой ступени очистки бензина.
Режимы работы карбюратора.
Для каждого режима работы двигателя карбюратор готовит горючую смесь соответствующего качества.
Пуск холодного двигателя. При этом режиме воздушную заслонку карбюратора следует полностью закрыть, то есть рукоятку «подсоса» надо вытянуть «до упора». Педаль газа при пуске холодного двигателя трогать не рекомендуется, поэтому и дроссельная заслонка также полностью закрыта.
Состав горючей смеси для пуска холодного двигателя должен быть, и получается, богатым.
Режим холостого хода. Автомобиль стоит на месте или движется «накатом». Двигатель (полностью прогретый) работает на оборотах холостого хода. Воздушная заслонка полностью открыта, а дроссельная закрыта. Состав смеси при этом получается обогащенным.
Режим частичных (средних) нагрузок. Машина едет со скоростью около 60 км/час или близко к этому. Включена высшая передача, а нога водителя слегка нажимает на педаль газа, поддерживая средние обороты коленчатого вала двигателя. Состав смеси получается обедненный.
Режим полных нагрузок. Водитель плавно, почти до конца, нажал на педаль газа, автомобиль едет с большой скоростью. Для поддержания этого режима состав смеси должен быть обогащенным.
Режим ускорения. Водитель резко нажал на педаль газа «до пола», для ускорения автомобиля при обгоне, при отрыве от потока транспорта и тому подобное. Состав смеси получается обогащенным, близким к богатому.
Обратите внимание, наиболее экономичный режим работы карбюратора получается в случае частичных (средних) нагрузок!
«ЗАЙКИН ОЛЕГ АРКАДЬЕВИЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИВОДОВ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗУБЧАТОГО БЕСШАТУННОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА 05.02.02 – «Машиноведение, системы приводов и детали машин» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Волгоград – 2014 Работа выполнена на кафедре «Техника и технологии наземного транспорта» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования. »
«ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Обручев, В.А. Путешествие по центральной Азии и Китаю. Путешествия по Сибири / В.А. Обручев. Москва: Эксмо, 2012. 480 с. ТЕХНИКА. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ТРАНСПОРТ Баяндин, В.И. Сибирский летчик ас / Владимир Баяндин. Новосибирск: Сиб. Кн. Изд., 2013. с. Гусева, Н.А. 365 фенечек из бисера. Москва: Рольф, 2000. 208 с. Космос. Москва: Махаон, 2012. 288 с. Лучшие блюда для фуршета на скорую руку. Москва: Мир книги, 2011. 96 с. Малахов, Г.П. Голодание / Геннадий Малахов. СПб.: Весь. »
«WWW.MEDLINE.RU ТОМ 16, ЭКОЛОГИЯ, 28 ИЮНЯ 2015 БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНОЙ СРЕДЫ СУДАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ Новиков С.В.1, Новиков В.К.2, Минаева И.А.2 1. ФГУП НПЦ «Фармзащита» ФМБА России Московская обл., г. Химки, ш. Вашутинское, д. 11, тел. (495) 789-65-55, E-mail: novikov@atompharm.ru 2. Московская государственная академия водного транспорта г. Москва, Новоданиловская наб., д. 2, корп. 1, E-mail: tsbmgawt@yandex.ru Резюме: Показаны пути переноса. »
«СВЯЗЬ И ТРАНСПОРТ (Коллективная научная монография) Новосибирск, 2013 г. УДК 62 ББК 30+39 С 25 ISBN 978-5-4379-0244-8 Авторы: Р.М. Ахмеднабиев (предисловие); Р.Ф. Калимуллин (гл. 2); С.Ю. Коваленко (гл. 2); А.Г. Меркулов (гл. 1). С 25 «Связь и транспорт»: коллективная научная монография; [под ред. Р.М. Ахмеднабиева]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 104 с. В монографии приведены результаты исследований в области создания цифровых высокочастотных телекоммуникационных каналов связи в. »
«ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ УЩЕРБА, УГОНА И ИНЫХ СОПУТСТВУЮЩИХ РИСКОВ ОГЛАВЛЕНИЕ ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ от 12.03.2014 г. . 2 ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ от 12.03.2014 г. 43 ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ВОДИТЕЛЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ от 12.03.2014 г. 67 ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПОЛОМОК от 12.03.2014 г. »
«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 11 июня 2014 г. N 1032-р Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5977). Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ Том I Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня. »
«Элларян А., к.э.н., главный научный сотрудник, ОАО «ИТКОР» НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИОРИЕНТИРОВАННЫХ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ В статье рассмотрены проблемы развития логистических кластеров в транспортном комплексе. Определены перспективы логистизации транспортно-экспедиторского обслуживания грузопотоков в условиях кластеров. Ключевые слова: кластер, бизнес-партнерство, логистизация транспортно-экспедиторских процессов, согласование интересов. »
«Ткаченко Елена Владимировна НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Статья раскрывает особенности правовой природы, предмета, порядка заключения, исполнения договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Также выявлена и представлена характеристика правового статуса владельца инфраструктуры и перевозчика, показано взаимодействие между. »
«КОЗИН Евгений Сергеевич МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НЕФТЕПРОВОДНОЙ ОТРАСЛИ 05.22.10 Эксплуатация автомобильного транспорта Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Оренбург 2013 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «Тюменский государственный нефтегазовый университет». »
«ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РУКОВОДЯЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И ВЫГОД ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ Нью-Йорк и Женева, 2003 год ii На основе следующих материалов: ТИНА оценка потребностей в транспортной инфраструктуре Анализ социально-экономических затрат и выгод в контексте оценок проектов развития трансъевропейской транспортной сети издано в ноябре 1999 года: результаты процесса ТИНА TINA. »
«АНО «Институт проблем естественных монополий» ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОПРОСА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПЕРЕВОЗОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗА РУБЕЖОМ Май 2013 г. Изучаемые иностранные научные исследования и аналитические обзоры В данной работе изучено 25 научных исследований и. »
«Logistics Processes and Motorways of the Sea II ENPI 2011 / 264 459 Логистические процессы и морские магистрали II Обзор страны КЫРГЫЗСТАН Август 2012 г. Проект осуществляется Проект финансируется Европейским Союзом Egis International / Dornier Consulting Page 1 of XX Inception Report Логистические процессы и морские магистрали II СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ТРАНЗИТА. »
«8 Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ 1.1. Основные показатели, характеризующие современное состояние российских железных дорог Транспортный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. Он включает 1,5 млн. км. наземных путей сообщения. На транспорте работает 6,5% трудоспособного населения России. Стоимость основных производственных фондов транспорта составляет 27 % фондов страны [197], при этом доля транспортных издержек в конечной. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (МГТУ ГА) Кафедра основ радиотехники и защиты информации А.А. Илюхин РАДИОИЗМЕРЕНИЯ ПОСОБИЕ по проведению практических занятий для студентов III курса специальности 162107 очной формы обучения Москва 2013 ББК 6Ф2.08 И49 Рецензент проф. Д.Н. Яманов Илюхин А.А. И49 Радиоизмерения. »
«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВАИЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)” ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Положение вводится в действие с момента его утверждения и действует до отмены 2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. »
2016 www.os.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Научные публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник