Факторы риска возникновения стрессов у медсестры
1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.
2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.
3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.
4. Профессиональный риск инфицирования.
5. Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к этим факторам риска, возникает состояние, которое может привести к нервному истощению.
Нервное истощение — явление, возникающее в результате накопления последствий отрицательных стрессовых ситуаций.
Нервное истощение характеризуется тремя признаками:
1. Физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.
2. Эмоциональное перенапряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость.
3. Психологическое перенапряжение: негативное отношение к себе и окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
Способы адаптации к стрессам:
Продуманная, рациональная организация труда; умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем.
> Любовь к своей профессии, понимание ее важности и собственной значимости.
> Умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом дня только успехи.
> Эффективное общение с коллегами, пациентами и их близкими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.
> Здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хобби.
> СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
Соблюдение этих правил обеспечит:
• условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качественный уход;
» возможность организовать слаженную работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;
• профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.
Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении установленного в отделении режима дня. Он примерно одинаков во всех лечебных учреждениях нашей страны. Это определенные часы сна и отдыха, приемов пищи, необходимых лечебных и гигиенических процедур, врачебных обходов, уборки помещений, приема передач и посещений родственников.
РЕЖИМ ДНЯ
Время | Мероприятие | Время | Мероприятие |
7.00 | Подъём | 14.30-16.30 | Послеобеденный сон |
7.00-7.30 | Измерение температуры | 16.30-17.00 | Измерение температуры |
7.30-8.00 | Утренний туалет | 17.00-17.30 | Полдник |
8.00-8.30 | Раздача лекарств | 17.30-19.00 | Посещение родственниками |
8.30-9.30 | Завтрак | 19.00-19.30 | Раздача лекарств |
9.30-12.00 | Врачебный обход | 19.30-20.00 | Ужин |
12.00-14.00 | Выполнение врачебных назначений | 20.00-21.30 | Выполнение врачебных назначений |
14.00-14.30 | обед | 21.30-22.00 | Вечерний туалет |
22.00 | Отход ко сну |
Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним поступивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведении всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении. Безопасная больничная среда невозможна без строгого выполнения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм. Угрожают здоровью: инфекция; неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств; высокие и низкие температуры; различные излучения; нарушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислородных установок. В условиях стационара как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражений электрическим током, во время выполнения процедур. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Вам уже известны правила хранения и работы с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами: соблюдение их предотвратит химические ожоги и отравления. О том, как предотвратить отравления пищей и лекарственными препаратами, Вы узнаете позднее, изучив соответствующие модули учебного пособия. Избежать ожогов и других травм в связи с процедурой позволит выполнение любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.
В процессе работы медицинская сестра часто пользуется различными приборами, например: электроплиткой, холодильником, лампой УФО-излучения. Пациентам лечебного отделения разрешено пользоваться телевизорами, магнитофонами и другими электроприборами. Случаи ЭЛЕКТРОТРАВМ — поражений электрическим током, связаны с неправильной эксплуатацией или неисправностью оборудования.
Методы снижения риска электротравм:
1) Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по его эксплуатации.
2) Применяйте только заземленное оборудование!
3) Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызывает сомнение.
4) Используйте только исправные розетки.
5) Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их целостности перед использованием.
6) Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур.
7) Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов.
8) Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое количество приборов от одной розетки.
Все перечисленные виды травм несомненно угрожают пациенту в лечебном учреждении. Но наиболее высокий риск несчастных случаев связан с возможными ПАДЕНИЯМИ. По данным различных исследований они составляют от 30% до 80% всех несчастных случаев в стационарах. Часто падения заканчиваются тяжелыми травмами: ушибами, вывихами, переломами.
Пациент рискует упасть:
— поскользнувшись при ходьбе,
— споткнувшись о какой-либо предмет,
— с кровати (во время сна или поднимаясь с нее),
— при перемещении с коляски, каталки,
— в ванной комнате и туалете,
— во время прогулки по территории больницы,
Случаи падения учащаются ночью и в вечерние часы. Медсестра должна собрать информацию о пациенте, оценить степень вероятности падений у каждого поступающего в отделение и обеспечить проведение мероприятий по их предотвращению.
Пациенты с высоким риском падений: | ||||
В возрасте старше 65 лет | Имевшие случаи падения в прошлом | Имеющие физиологические проблемы: • нарушение зрения, слуха • ограничение двигательной активности • нарушение равновесия, шаткость при ходьбе • общая слабость вследствие болезни, истощения • частый жидкий стул (диарея) •частое мочеиспускание | Имеющие психологические проблемы: •спутанность сознания •психологический стресс (эмоциональный шок) | Имеющие побочные эффекты лекарственной терапии (для ознакомления): • мочегонными средствами • гипотензивными средствами • средствами, влияющими на ЦНС • обезболивающими средствами • противоаллергическими средствами • слабительными средствами |
Методы снижения риска падений у пациентов:
> Размещать пациентов с высоким риском падений и других травм в палатах, находящихся недалеко от сестринского поста.
> Обеспечить пациентов средствами связи с сестринским постом и научить ими пользоваться. Быстро отвечать на каждый вызов.
> Как можно чаще навещать таких пациентов, помогать их передвижениям в соответствии с назначенным режимом двигательной активности.
> Обеспечить своевременное кормление, осуществление физиологических отправлений, выполнение гигиенических процедур.
> Все необходимые пациенту предметы расположить в местах, легко ему доступных.
> В палатах и всех помещениях, которыми пользуются такие пациенты, должно быть включено ночное освещение.
> Рационально оборудовать и поддерживать порядок в помещениях и коридорах (пациент может упасть, споткнувшись о мебель, оборудование, шнур электропровода и т.д.).
> Исключить передвижение пациентов по мокрому скользкому полу.
> Использовать мебель, оснащенную специальными поручнями и защитными ограждениями, приспособления, облегчающие передвижения: ходунки, трости, костыли, каталки ).
> Над кроватью пациента с высоким риском падений и травм или на двери его палаты повесить специальную табличку.
Снижение риска возможных травм у пациентов обеспечивается путем особой конструкции лестниц, расположением кабинетов, использованием специальных покрытий для пола, перил вдоль стен палат и коридоров, современного санитарно-технического оборудования и даже особой окраски помещений, лестниц и коридоров в современных ЛПУ.
В условиях стационара медсестре часто приходится осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».
Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.
Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремится предотвратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.
В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает определенный РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Обеспечить выполнение назначенного режима — задача медицинской сестры.
Источник
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА РАБОТУ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Медицинская сестра на современном этапе является одной из ключевых фигур в улучшении качества жизни больного. Это активный участник профилактического и лечебно-диагностического направлений при оказании медицинской помощи, способный к самостоятельной работе в составе единой команды. Реформирование системы сестринского дела выдвигает особые требования к личности медицинской сестры. Пациенты ориентируются не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на личностные качества медицинской сестры: насколько она должна быть внимательной и отзывчивой, располагать к себе, вызывать желание общаться, так как сами они находятся в стрессовой ситуации в силу возникшего или обострившегося заболевания [1, c .12].
Сестринский персонал, эмоционально включаясь в общение с пациентами и их родственниками, соприкасаясь с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, ответственностью за жизнь и здоровье других людей, часто теряет свое физическое и психическое здоровье. Как следствие, возникают такие эмоции, как безразличие, черствость, нежелание помочь и поддержать больных в их проблемах, нежелание работать и неумение отдыхать и т.п. Это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания, как ответной реакции на продолжительные стрессы в процессе общения с другими людьми [3].
Термин «выгорание» был введен в профессиональный лексикон в 1970-х годах американским психологом Гербертом Фрейденбергером. Он использовал его для описания последствий сильного стресса и стремлении к высоким идеалам в «помогающих» профессиях. Врачи и медсестры, например, которые жертвуют собой ради других, часто оказываются «выжженными» – измученными, вялыми и неспособными справиться со своей работой.
Стрессовый образ жизни сестринского персонала может поставить его под крайнее давление до такой степени, что они чувствуют себя истощенными, пустыми, сгоревшими и неспособными справляться с делами. Стресс на работе также может вызывать физические и психические симптомы. Возможные причины включают в себя: постоянный перегруз работой, невозможно выполнить всё качественно, находясь под давлением времени, конфликты с коллегами и больными. В основе этого может также лежать крайняя приверженность, в результате которой медперсонал пренебрегает своими собственными потребностями.
Проблемы, вызванные со стрессом на работе, являются распространенной причиной для взятия отпуска по болезни. Но иногда изменения в рабочей среде и более конкретная поддержка в повседневной жизни уже могут помочь с такими вещами, как проблемы на рабочем месте или стресс от ухода за больными родственниками.
Утомление – это нормальная реакция на стресс, а не признак болезни.
Некоторые ученые считают, что за выгоранием стоят другие состояния – такие как депрессия или тревожное расстройство. Физические заболевания могут также вызывать симптомы, подобные выгоранию. Раннее диагностирование выгорания может означать, что реальные проблемы не идентифицированы и не обработаны надлежащим образом. Считается, что выгорание имеет широкий спектр симптомов. Нет общего согласия относительно того, какие из них являются частью выгорания, а какие – нет. Но все определения, данные до сих пор, разделяют идею о том, что симптомы, как полагают, вызваны стрессом, связанным с работой или другими видами стресса.
Есть три основные области симптомов, которые считаются признаками выгорания медицинских сестер [4]:
1. Истощение. Медперсонал эмоционально истощен, не справляется, устает и падает от бессилия, ем не хватает энергии. Физические симптомы включают такие, как боль и проблемы с желудком или кишечником.
2. Отчуждение от связанной с работой деятельности. Врачи и медсестры, которые выгорают, находят свою работу все более напряженной и разочаровывающей. Они могут начать цинично относиться к своим условиям труда, коллегам, пациентам. В то же время они могут все больше дистанцироваться эмоционально и начать чувствовать онемение от своей работы.
3. Снижение производительности. Выгорание в основном влияет на повседневные задачи на работе, дома или при уходе за членами семьи. Сестринский персонал с выгоранием очень негативно относятся к своим задачам, им трудно сосредоточиться, они вялые, им не хватает творчества.
Симптомы, которые говорят, что у человека выгорание, как правило, могут иметь другие причины, в том числе психических или психосоматических заболеваний, таких как депрессия, тревожные расстройства или синдром хронической усталости. Некоторые физические болезни или приём некоторых лекарств могут также вызывать такие симптомы, как истощение и усталость. Также, эмоциональное выгорание нередко ставят в один ряд с депрессией у медицинских работников. В данном сравнении общих признаков больше, чем со стрессом, но все равно есть и весомые различия.
К одним из общих признаков можно отнести апатию и безучастность, потерю интереса к тем сферам жизни, которые раньше приносили удовольствие. Но главное отличие, несомненно, выражается в том, что депрессия представляет собой более глубокое и сложноустроенное психическое заболевание, причины которого могут быть различны. Эмоциональное выгорание, как правило, практически во многих случаях связано с переутомлением в рабочих и личных сферах жизни медсестер.
Некоторые симптомы, которые считаются типичными для выгорания, также проявляются при депрессии. К ним относятся: крайняя усталость, снижение производительности. По причине того, что симптомы подобны, некоторые люди могут думать, что у них выгорание, хотя на самом деле у них болезнь. Например, при выгорании большинство проблем связаны с работой в медицинских учреждениях. В депрессии негативные мысли и чувства касаются не только работы, но и всех сфер жизни. Другие типичные симптомы депрессии включают: низкая самооценка, безнадежность и суицидальные тенденции.
Они не рассматриваются как типичные симптомы выгорания. Таким образом, медицинские сестры с выгоранием не всегда имеют депрессию. Но выгорание может увеличить риск депрессии. Усталость и эмоциональное выгорание также являются абсолютно разными понятиями. Первое состояние может являться следствием усталости после интенсивной тренировки или незапланированно долгого мыслительного процесса. После усталости человек может восстановить свои силы гораздо легче и быстрее, в отличие от эмоционального выгорания.
Как правило, первопричиной и источником появления у сестринского персонала признаков данного состояния является следствие интенсивной профессиональной деятельности, когда рабочая обстановка наиболее загружена и требует сверх предусмотренной концентрации, приводящей как к физическому, так и психическому истощению. К некоторым конкретным причинам можно отнести следующие положения [4]:
однотипные и монотонные задачи, которые систематически выполняются медсестрами, не принося им никакого результата или личностного роста;
хаотичное распределение обязанностей и должностей в трудовом коллективе, ведущее к постоянной путанице и стрессу;
отсутствие удовлетворенного результата от проделанной работы и неполучение обратной связи за качественно выполненные цели и задачи.
Помимо профессиональной деятельности эмоциональное выгорание может возникнуть также в связи с личной сферой жизни медперсонала. Такими причинами являются нездоровый образ жизни, проблемы со сном, возложения максимальной ответственности на себя без перераспределения обязанностей между другими, а также проблемные отношения с близкими и родными. Говоря об эмоциональном состоянии в целом, стоит отметить, что оно связано с изменением некоторых личностных характеристик: человек становится апатичным, раздражительным, безразличным, и перестает наслаждаться теми вещами, которые раньше его радовал.
Психологи выделяют четыре этапа эмоционального выгорания у медицинских сестер [5]:
Первая стадия связана с появлением чрезмерной усталости и перенапряжения. Снижается интерес не только к рабочим моментам, но и перестает радовать любимое хобби.
Вторая стадия уже включает в себя появление бессонницы и беспричинного чувства постоянной тревоги и переживаний.
Последние две стадии являются наиболее психологически опасными для личности. На третьем этапе у медработников могут начаться проблемы со здоровьем и появиться не прекращаемая раздражительность, которая будет перерастать в тревогу.
Четвертая, последняя, стадия характеризуется тем, что тревога, напряжение, проблемы со здоровьем, апатия к привычным любимым вещам начнут истощать и изводить психологическое состояние медсестер.
Деятельность медработников среднего звена имеет свои отличительные черты: предусматривает процесс взаимодействия персонала и пациентов и эмоциональную интенсивность, психофизическое напряжение и иные факторы, которые вызывают стресс. Медицинской сестре надо иметь следующие качества: терпимость, внимательность, сочувствие, гуманность и преданность к профессии. Дежурства, большая нагрузка требуют значительной функциональной активности, влияние внешних и внутренних воздействий на организм, адаптационный ресурс личности устанавливают функциональные резервы и их отличительные черты в проявлении деструкции среднего медперсонала.
Основной причиной выгорания является расхождение внутренних потенциалов к условиям внешней среды. Формируясь, синдром выгорания определяет жизнь человека, взгляды на себя и на жизнь, втягивают человека в замкнутое пространство негативных эмоций. Можно сказать, что медперсонал – это люди, подверженные эмоциональному выгоранию, вследствие особенностей профессиональной деятельности, большой ответственности за здоровье и за жизнь пациентов. Возможно, формирование эмоционального выгорания связано с тем, что деятельность медицинских сестер требует максимальной самоотдачи и выдержки, так как является эмоционально насыщенной, а также с утомлением, отдачей, беспокойством, появлением конфликтов, ухудшением морального состояния.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание сестринского персонала является одной из важных и серьезных проблем современного общества. Как правило, оно может быть связано как с профессиональной деятельностью личности, так и с другими жизненными аспектами. Одним из самых действенных выходов из данного состояния будет обращение к хорошему специалисту, который сможет помочь.
В порядке профилактических мероприятий для медицинских сестер мы рекомендуем следующее [5]:
1. Работа с психологом. Психолог может проводить как групповые занятия, которая включает: семинары, беседы, тренинги и лекции и т.д., так и персональную консультацию каждого сотрудника. Проведение подобных занятий поможет в формировании главных профессиональных качеств работника и установлении группы риска.
2. Постоянный мониторинг психологического состояния медсестер.
3. Предоставление возможности для профессионального развития сотрудникам: обучение в средних или высших учебных заведениях, на семинарах, курсах и др.
4. Помощь и поддержка со стороны главной или старшей медицинской сестры при определении целей, и проведение периодической ротации персонала при их согласии.
5. Обеспечение клинического наблюдения над персоналом и психологической подготовки с целью преодоления стрессовых ситуаций самостоятельно.
6. Адаптация персонала на рабочем месте, формирование оптимального морально-психологического климата в коллективе, оптимизация системы материального и морального стимулирования, перспектива профессионального роста.
Истоки профилактики эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, и собственной жизни. Особое место в программе профилактики эмоционального выгорания мы отводим действиям по саморазвитию специалиста сестринского дела: забота о своем физическом здоровье, овладение основами саморегуляции, организация досуга. Реализация всех составляющих профилактики эмоционального выгорания позволит надеяться на снижение уровня распространенности СЭВ среди медицинских сестер [4].
Это, в свою очередь, должно позитивно отразиться на качестве отношений «медицинская сестра – пациент», что повысит удовлетворенность потребителей медицинских услуг от взаимодействия с организационными структурами системы здравоохранения.
Боброва, И.Р. Влияние синдрома эмоционального выгорания на качество отношений «медицинская сестра-пациент» / И.Р. Боброва, Т.Г. Светличная. // Инновации в сестринском деле: наука, образование, практика: мат-лы Межрегион. науч.-практ.конф. – Архангельск, 2009. – С. 12-13.
Кравчук, Н.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников: выявление и методы лечения. / Н.Н. Кравчук. // Наука и практика регионов. – 2017. – № 3 (8). – С. 65-68.
Курилкин, Д.Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Д.Е. Курилкин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 456.
Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер. / Л.А. Лазарева и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5(4). – С.1514-1516.
Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей. / Н.А. Огнерубов. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2013. – Т. 18. – № 4-1. – С. 1337-1341.
Федоткина, Т.Ю. Личностные и профессиональные факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у медсестер. / Т.Ю. Федоткина // Проблемы и перспективы развития сестринского дела в системе здравоохранения: мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Томск, 2009. – С. 133-137.
Источник