Факторы психологического благополучия личности
Счастливая личная и семейная жизнь, благоприятный психологический климат в группе и многое другое на социальном, микросоциальном и личностном уровнях в немалой степени зависят от особенностей переживания субъективного благополучия взаимодействующих людей. Состояние субъективного мира личности оказывает влияние на продуктивность и характер протекания различных видов деятельности и поведения, во многом определяя предстоящий успех или неудачу. Феномены субъективного мира личности нечасто становятся предметом психологического исследования. Возможно, это объясняется стремлением психологов к однозначным трактовкам всех понятий, описывающих этот мир.
Переживание благополучия (или неблагополучия) интегративное, на него влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Под психологическим благополучием (душевным комфортом) мы понимаем слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Для психологии личности и психологии в целом, с нашей точки зрения, особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через него субъективное благополучие, как интегративное переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида.
Потребности и психологическое благополучие
Проанализируем ряд важных особенностей субъективного благополучия, используя эмпирические данные, полученные при составлении социально-психологического «паспорта» жителей городского района. Эта работа была выполнена в руководимом Л.В.Куликовым в 1993-1994 годах Центром социально-психологической помощи населению Петроградского района Санкт-Петербурга. Целью «паспорта» была фиксация значимых для личности и районной службы социальной защиты особенностей потребностно-мотивационной сферы жителей, ощущения благополучия (или неблагополучия). Субъективные переживания значимый фактор состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.
Нами была разработана анкета с целью получения информации о значимых для личности параметрах самосознания, самооценки, потребностно-мотивационной сферы, об общем эмоциональном комфорте, удовлетворенности собственным здоровьем и ряде других важных измерений личности конкретного человека. Анкетный опрос проводился О.В.Ивановым и М.А.Розановой и был анонимным. Им были охвачены люди разных возрастов. В группу первого периода зрелого возраста были включены мужчины в возрасте 22 34 лет (n=11), женщины 21 34 лет (n=28). В группу второго периода зрелого (среднего) возраста вошли мужчины 35 59 лет (n=19) и женщины 35 54 лет (n=56). Третью группу составили лица пожилого возраста: мужчины 60 74 лет (n=25) и женщины 55 74 лет (n=104). В четвертую группу были включены лица старческого возраста, мужчины и женщины 75 лет и старше (n=22). Сравнивая имеющиеся количественные характеристики, полученные на подвыборках мужчин и женщин, мы не обнаружили значительных различий. Поэтому дальнейшее рассмотрение проведем для групп, включающих респондентов обоего пола.
Для ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?» респондентам была предложена пятибалльная шкала — от «совершенно не удовлетворен» (1 балл) до «совершенно удовлетворен» (5 баллов). Оказалось, что уровень удовлетворенности своей жизнью для всех указанных возрастов практически одинаков: 2,8; 2,8; 2,9 и 2,9 (здесь и далее: средние баллы соответственно у перечисленных выше групп). Анализ эмпирических данных показал, что удовлетворенность жизнью в первую очередь обусловлена особенностями межличностных отношений, состоянием своего здоровья и весьма слабо зависит от материального достатка и финансового положения человека.
В первом пункте анкеты респондента просили сообщить, насколько важно для него в настоящее время удовлетворение ряда потребностей. Оценить важность потребностей предлагалось также по пятибалльной шкале. Был подсчитан средний балл значимости потребностей, который можно интерпретировать как уровень интенсивности (силы) потребностей личности в целом. Оказалось, что с возрастом сила потребностей снижается, однако значительных изменений нет: 3,9; 3,8; 3,3; 3,3.
У людей среднего возраста (первая и вторая группы) важнейшей является потребность в личной жизни (любви, семье, детях). На вершине иерархии потребностей находятся также потребности в здоровье, чистой совести, удовлетворяющем жилье, защищенности от угроз и лишений. Довольно значимыми являются потребности саморегуляции и саморазвития, удовлетворенности работой. В этом возрасте доминируют потребности в собственном и семейном благополучии, здоровье, внутреннем спокойствии и уравновешенности. Потребности в профессиональной и общественной деятельности находятся на втором плане.
С возрастом потребность в личной жизни ослабевает. Скорее всего снижение этой оценки связано с изменением характера любовных переживаний, с уменьшением в них такой составляющей, как любовная страсть, а не с отвержением эмоциональных привязанностей к близким людям. С возрастом уменьшается также потребность в интересном проведении свободного времени. В пожилом и старческом возрасте мало актуализирована потребность в умениях управлять собой, развивать и укреплять психику. У разных групп респондентов весьма высока потребность в улучшении отношений с людьми, что тесно связано с общей удовлетворенностью своей жизнью.
В числе важнейших жизненных потребностей оказалась потребность в здоровье. Здоровье универсальная ценность человеческой жизни в любом социальном времени и пространстве. В разные возрастные периоды здоровье имеет одинаково большую, но различную по смыслу ценность. От 21 до 35 лет здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. Во втором периоде среднего возраста оно имеет самостоятельную ценность. В пожилом возрасте здоровье ценится само по себе, а также за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи.
Вторыми по значению являются витальные потребности, что не требует каких-либо комментариев. Далее следуют потребности, удовлетворением которых поддерживается устойчивость личности, потребности в уважении со стороны окружающих, в постоянных межличностных связях. Высока значимость потребности иметь чистую совесть. Понятие «совесть» входит в число важнейших для определения смысла жизни.
В анкете был вопрос о том, каких событий в будущем респондент ожидает: «Вероятно, в будущем меня ожидает. «. Далее были предложены варианты ответов: намного больше хороших событий, чем плохих (1 балл); больше хороших, чем плохих (2 балла); примерно поровну плохих и хороших (3 балла); больше плохих, чем хороших (4 балла); намного больше плохих, чем хороших (5 баллов). Средний балл ответов 2,8; 2,7; 3,5 и 3,5. Здесь возрастные различия достаточно заметны. Люди пожилого и старческого возраста ожидают больше плохих событий, чем хороших. Скорее всего это вызвано не возрастающим с годами пессимизмом, а их недостаточной защищенностью, неуверенностью в завтрашнем дне.
Для уточнения картины субъективного благополучия мы выясняли у респондентов, что они желали бы улучшить в своей жизни. Наиболее сильными показали себя желания улучшить здоровье, жилье, семейную жизнь, финансовое положение (заработок). По интенсивности они весьма близки друг к другу. Далее следуют желания улучшить работу, питание, брак (супружество), отношения с людьми, образование, квалификацию, досуг. Если сопоставить иерархии потребностей и желаний улучшения жизни, то становится ясным, что между ними нет полного соответствия.
Следующий этап исследования был посвящен анализу влияния полноты удовлетворения основных жизненных потребностей на чувство удовлетворенности жизнью. Респондентами были 17 мужчин и 33 женщины в возрасте 18 58 лет (средний возраст 41,4 года). Все обследованные имели высшее или среднее специальное образование.
Полученные результаты показали, что оценки значимости потребностей и оценки полноты их удовлетворения отличаются по своим связям с субъективным благополучием личности. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью общением, ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с возрастом, полом, семейным положением, уровнем образования, социальным положением, характеристикой жилья.
Удовлетворенность жизнью с оценками удовлетворения потребностей связана теснее, чем с оценками значимости потребностей. Вероятно, оценки значимости потребностей формируются в сфере самосознания и существуют как его когнитивные компоненты. Они лишь опосредованно связаны с мотивационной сферой и поэтому не оказывают на нее и на эмоциональную сферу личности заметного влияния.
Примечание. «СБ» — средние величины оценок удовлетворения потребностей. «К» — коэффициенты корреляции оценок удовлетворения потребностей с удовлетворенностью жизнью. Выделены коэффициенты корреляции с уровнем значимости p —>
Источник
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье
материал по теме
В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не занимаются его воспитанием. К социальным сиротам относят не только детей, от которых родители отказались, но и тех детей, которые проживают с родителями, но не получают обеспечения своих физических и психосоциальных потребностей. С обеспечением физических потребностей ребенка все очевидно: его надо кормить, одевать, обеспечивать ему сон и т.д. Однако, этого недостаточно для обеспечения полноценного роста и развития ребенка.В статье рассматриваются факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_psihologicheskoe_blagopoluchie_rebenka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства
В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не занимаются его воспитанием. К социальным сиротам относят не только детей, от которых родители отказались, но и тех детей, которые проживают с родителями, но не получают обеспечения своих физических и психосоциальных потребностей. С обеспечением физических потребностей ребенка все очевидно: его надо кормить, одевать, обеспечивать ему сон и т.д. Однако, этого недостаточно для обеспечения полноценного роста и развития ребенка. Рассмотрим подробно факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.
Дети – это необыкновенно важная часть нашей жизни, требующая постоянного внимания и заботы. С появлением ребенка меняется вся жизнь взрослого человека, потому что с этого момента все его стремления должны быть направлены на то, чтобы вырастить, воспитать здорового, счастливого психологически благополучного человека. Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, поэтому каждому родителю необходимо знать о факторах, влияющих на него. В настоящее время можно выделить три основные группы факторов, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.
Социально-психологический фактор — это гармония супружеский взаимоотношений, семейного воспитания, детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В этом возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.
Стиль воспитания . На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.
Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с. дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Таким образом, можно выделить 4 параметра отношений ребенка и родителя, оказывающие наибольшее влияние на психологическое развитие ребенка:
Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.
Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.
Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Благополучность ребенка зависит от наличия в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
Согласованность в воспитании между родителями . Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного — из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.
С детства мальчикам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на взрослого. Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков: к поведению девочек взрослые более терпимы; мальчиков строже наказывают.
По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психологические и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически бесполым, нерешительным, боящимся жизни. Девочки, наоборот, становятся все более агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки, они курят, ругаются. Следовательно, конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребенка.
Социально-культурный фактор обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, загруженностью родителей, их невротизацией. Причем родители чаще всего не готовы решать свои собственные проблемы с помощью специалистов, в данном случае психолога. Проблемы нарастают, как снежный ком, в который погружается и ребенок.
Социально-экономический фактор . На эмоциональную атмосферу в семье, а, следовательно, и на психофизическое благополучие ребенка, оказывают влияние и социально-экономические факторы, такие как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, определение ребенка в ясли или обращение к услугам няни, ранняя разлука с матерью. Если они частые и длительные, нарастает потребность ребенка в материнской привязанности, что может привести к невротическим реакциям, и даже к задержке психофизического развития малыша.
Отдельный разговор о негативном влиянии новых технологий на развитие ребенка. С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие ребенка-дошкольника. Во многих семьях, к большому сожалению, нет ритуала вечернего чая для всей семьи с обсуждением прожитого дня; книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки. Родители всегда должны находить время для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени.
Таким образом, чтобы вырастить счастливого успешного человека, необходимо уделять внимание не только обеспечению его физических потребностей, но и внимательно следить за психологическим комфортом ребенка, учитывая предложенные выше рекомендации.
Список использованной литературы:
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995;
- Зинченко А. В. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
Источник