- Эволюционное значение стресса статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 4.5. Стресс
- Читайте также
- Глава 5 Земледелие и образование городов. Стресс у мышей и людей — и у шимпанзе.
- Глава 18 Давление на среду. «Покорим дебри!» Всемирный стресс, его причины и последствия. Вымирание мегафауны. Каннибализм. Наши первобытные инстинкты стадных животных. Духи и религия. Как сократить – мирным путем население планеты?
- Ответ на стресс
- Стресс помогает справиться с вредными мутациями
- СТРЕСС
- Стресс и муравьиная медицина
- Стресс сопровождает и приятные события
- Груминг – стресс-протективная смещенная активность
- Глава 5 Неконтролируемый стресс
- Неконтролируемый стресс в семье
- Мужские особи лучше переносят стресс
- Стресс и чувство тревоги
- Длительный стресс старит
Эволюционное значение стресса
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одним из основных условий высокой стрессоустойчивости будущего школьника является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте. Оно координирует работу мозга и передает информацию из одного полушария в другое. Необходимо физиологически подготовить будущего школьника к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных рефлексов. Что же происходит с восприятием и мышлением ребенка в стрессовой ситуации? Как это может повлиять на успешность в обучении?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsionnoe_znachenie_stressa.docx | 116.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эволюционное значение стресса»
Обучение в первом классе – это в подавляющем большинстве случаев стресс для ребенка. С какими потерями или без потерь он выйдет из него – гораздо важнее, чем цифра в дневнике.
Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно – затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Это является причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Произвольное запоминание огромного объема информации, тренировка навыков – это неэффективный способ успешного развития.
Мозг всегда «простраивается» с задних отделов к передним, справа налево и снизу вверх (Сиротюк А.Л.). На уровне пространства, например, при сканировании текста с листа или картины человек в норме воспринимает информацию сверху вниз и слева направо. Если же вектор развития мозга нарушен, то и сканирование текста с листа будет нарушено. Это непременно скажется на качестве обучения в школе.
Эволюционное значение стресса (нарушение межполушарного взаимодействия) заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных процессов (правое полушарие). Высвобождение левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решение в стрессовой ситуации. Правое полушарие, стволовые структуры мозга и симпатическая нервная система активизирует защитные рефлексы, направленные на выживание. Повышается чувствительность, усиливаются кровоток, мышечные сокращения и т.д. Многочисленные исследования показали: хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.
Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается в основном в симпатической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля
левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для
уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбической системы, непосредственно участвующей в обучении и запоминании. Еще пример: адреналин, которые выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что особенно проявляется в гиперактивности детей, неусидчивости.
В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся более сильными, а внутренние – более слабыми и растянутыми. Это рефлекс периферического зрения сформирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности Движения глаз ребенка – значимый фактор развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребенок будет обязательно испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного. Развитие и коррекция глазных мышц способствуют развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения.
Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и кабаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя времени на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинно — мозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носках, что часто проявляется у детей с речевыми проблемами и аутизмом. К. Ханнафорд, корригируя аутичных детей и детей с нарушениями речи, прежде всего уделяет особое внимание расслаблению и удлинению икроножной мышцы при помощи кинезиологических упражнений.
Благодаря коррекционным мероприятиям, аутичные дети начинают разговаривать, их внимание переводится от центров выживания к причинно-обуславливающим центрам. Многие коррекционные упражнения направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейтрализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.
1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
3. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003. – 156 с.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
5. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: — Ростов на Дону. Феникс, 2000 – 542с.
6. Шукшина С. Е. Я и мое тело. — М.: Аркти, 20с.
7. Шереметева Г. Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М.: Амрита-Русь, 2009.- 96с.
Источник
4.5. Стресс
Понятие стресса ввел в 1927 г. американский физиолог У. Кеннон (1871–1945) для обозначения физиологических реакций, возникающих в организме человека и животных под действием несущих угрозу факторов. Наибольший вклад в исследования этого явления внес известный канадский ученый Г. Селье (1907–1982), который обратил внимание на общность симптоматики при разных видах повреждающих воздействий. К 1936 г. Г. Селье разработал теорию общего адаптационного синдрома, в которой рассматривал стресс как эволюционную адаптацию (Селье Г., 1972).
Работы Г. Селье стимулировали всеобщий интерес к природе стресса, но неоднозначность такого сложного явления породила множество разных взглядов. Обобщая их, можно рассматривать стресс как неспецифичную, системную адаптивную реакцию организма на отклонение условий существования от привычных (Жуков Д. А., 2007).
Неспецифичность представляет важный момент концепции стресса, подразумевая, что одну и ту же реакцию организма могут вызвать разные раздражители. Системность предполагает реагирование на стресс всех систем организма. Адаптивность раскрывает механизм стресса, очень схожий у животных и человека. Стресс – это мобилизация энергетических резервов организма в ответ на новую ситуацию. В природе это не просто адаптивная стратегия, а адаптация, имеющая первостепенное значение, часто решающая ключевой вопрос «жить или не жить». Новая ситуация может нести с собой опасность, поэтому организм должен быть во всеоружии. В своих работах Г. Селье подчеркивал неспецифичность стресса, однако современные исследователи указывают на его некоторую специфичность в зависимости от происхождения.
Реагирование на стресс в значительной степени предопределено генетически. Однако данный признак имеет весьма широкую норму реакции. Так, неоднократно показано, что на тип оборонительной реакции (бегство или борьба) весьма сильно влияет воспитание (Шовен Р., 2009).
Как это характерно для всякого генетически детерминированного процесса, реагирование на новизну в ходе эволюции становится потребностью организма. Хорошо известно негативное влияние однообразия, причем чем выше организация животного, тем более разрушительно отсутствие эмоционально окрашенных впечатлений. В определенных границах стресс оказывает благотворное и стимулирующее влияние на организм.
В современном человеческом обществе мы наблюдаем обратную картину. Параноидная погоня за «новизной», за «новыми впечатлениями и ощущениями» приводит к тотальной опустошенности, неспособности эти впечатления воспринимать. Как это ни парадоксально, бешеный темп современной цивилизации загоняет людей в унылое однообразие. В этом плане интересен взгляд с позиции современного общества на военное время, которое считается максимально стрессогенным. В литературе описаны многочисленные воспоминания бывших фронтовиков, «заброшенных» затем в «общество потребления». Многие из них вспоминают войну как наиболее яркий период жизни, а послевоенное время – как тусклое и бессмысленное (Сакс О., 2010). С другой стороны, жизнь человека в калейдоскопической смене раздражителей, в гигантском информационном потоке, в состоянии неопределенности лежит за пределами физиологических возможностей организма. Все это сопровождается хроническим стрессом.
Состояние, к которому приходит организм после определенного времени хронического стресса, получило название «выученная беспомощность». Она тесно связана с таким явлением, как депрессия. Депрессивное состояние также имеет биологические эволюционные корни, выполняя функцию предохранительного клапана в социальном поведении животных и наших предков. На какой-то период оно должно гасить излишний эмоциональный накал, уменьшая этим вероятность кровопролития во внутривидовых конфликтах. В современном обществе депрессия, став перманентным состоянием многих людей, потеряла свою адаптивную функцию. Как водоворот она засасывает все большие массы людей, становясь непреодолимой проблемой для общества и медицины (рис. 4.5).
Рис. 4.5. В современном обществе депрессия засасывает все большие массы людей
Развитие эпигенетики показало значительно более выраженное, чем считалось ранее, влияние стресса на генетический аппарат клетки. Это влияние находится сейчас в центре внимания исследователей эпигенетической наследственности. Стрессы могут влиять на частоту мутаций и рекомбинаций, увеличивать подвижность транспозонов, изменять эпигенетическую регуляцию генотипа. В какой-то степени стресс демонстрирует возможность «наследования приобретенных признаков».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 Земледелие и образование городов. Стресс у мышей и людей — и у шимпанзе.
Глава 5 Земледелие и образование городов. Стресс у мышей и людей — и у шимпанзе. Земледелие влекло за собой не только рост достатка, оно изменило образ жизни человека как в материальном, так и в социальном отношении.Хорошие урожаи позволяли большему числу людей постоянно
Глава 18 Давление на среду. «Покорим дебри!» Всемирный стресс, его причины и последствия. Вымирание мегафауны. Каннибализм. Наши первобытные инстинкты стадных животных. Духи и религия. Как сократить – мирным путем население планеты?
Глава 18 Давление на среду. «Покорим дебри!» Всемирный стресс, его причины и последствия. Вымирание мегафауны. Каннибализм. Наши первобытные инстинкты стадных животных. Духи и религия. Как сократить – мирным путем население планеты? Неимоверный рост численности нашего
Ответ на стресс
Ответ на стресс В стабильной среде разница между мужским и женским полом сводится лишь к чисто анатомическим отличиям репродуктивных органов. Иначе говоря, половой диморфизм сведен к минимуму. Однако стоит среде начать меняться, и это опосредованно вызывает расхождение
Стресс помогает справиться с вредными мутациями
Стресс помогает справиться с вредными мутациями Как мы уже знаем, адаптация, развившаяся для повышения устойчивости к одному типу помех, может автоматически повысить устойчивость и к другим их типам. Типичный пример — белки-шапероны, помогающие другим белкам принять
СТРЕСС
СТРЕСС Наш организм постоянно подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь физический характер. Например, сильное охлаждение или перегрев тела, потеря крови и различные травмы. Неблагоприятными воздействиями на организм могут быть лишения
Стресс и муравьиная медицина
Стресс и муравьиная медицина Бродячая самкаНа чистой площадке среди густой зелени располагается множество входов в подземный муравейник муравьи-крошки Тетрамориумы цеспитум. Здесь снуют муравьи во все стороны. Делать им на голой земле как будто нечего, и все же всюду
Стресс сопровождает и приятные события
Стресс сопровождает и приятные события Еще одно распространенное заблуждение – представление о том, что стресс появляется только в ответ на неприятные, опасные и вредные для организма изменения в окружающей среде. Но дело в том, что любое новое событие – даже
Груминг – стресс-протективная смещенная активность
Груминг – стресс-протективная смещенная активность Чистка тела – часто встречающаяся смещенная реакция, характерная и для животных, и для человека. Почесывание, выкусывание, вылизывание и т. п., когда они являются не гигиенической процедурой, а смещенной активностью,
Глава 5 Неконтролируемый стресс
Глава 5 Неконтролируемый стресс У внимательного читателя давно возник вопрос: если стресс – это реакция на новизну, то почему существует хронический стресс? Даже без чтения специальной литературы хорошо известно, что иногда человек постоянно находится в таком
Неконтролируемый стресс в семье
Неконтролируемый стресс в семье Эффективное применение неконтролируемости как средства манипуляции поведением другого человека описано У. Шекспиром в «Укрощении строптивой» – пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через
Мужские особи лучше переносят стресс
Мужские особи лучше переносят стресс Как мы уже неоднократно отмечали, женщины значительно превосходят мужчин в пластичности – и физиологии, и поведения. Это справедливо, когда изменения в среде происходят медленно и (или) изменения невелики. В тех же случаях, когда нет
Стресс и чувство тревоги
Стресс и чувство тревоги «Стресс» — это современное слово, которое широко используется — и часто неправильно — во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно
Длительный стресс старит
Длительный стресс старит Действительно важно в теломерах и теломеразе то, что они чувствительны к сигналам извне. Положительное воздействие окружающей среды и других клеток может как стабилизировать защитные колпачки на концах хромосом, так и увеличить количество
Источник