Это утро радость эта вопросы

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

с. 115 — 118. А. Фет «Это утро, радость эта…» Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

Ответы к стр. 115 — 118

? с. 116
— Почему поэт всё время повторяет «это», «эта», «эти»? — спросил Петя.
Ты можешь ответить Пете? Какое настроение создают эти повторы?

Лирический герой всё переживает бурно и восторженно. Повторяющиеся возгласы: «Это…, эта…, эта…, эти…» свидетельствуют, во-первых, о необыкновенной эмоциональности героя, а во-вторых, о том, что его восхищение вызывают не какие-то абстрактные ивы и берёзы, горы и долы, а именно эти, конкретные, которые он сейчас видит перед собой. Повторяющиеся возгласы сообщают восприятию лирического героя оттенки свежести и непосредственности, силы и наивности, эмоциональности и конкретности.

— По-моему, здесь нет ни одного глагола, — сказал Миша.
Проверь Мишины слова, и если это так, то подумай, почему поэт обходится без глаголов?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз внимательно прочитаем стихотворение. Отсутствие глаголов указывает на то, что поэта увлекают яркие проявления весенней, пробудившейся природы, а не сам постепенный процесс наступления весны. Его взгляд фиксирует яркие образы и восхищается ими, а не отслеживает постепенные изменения, которые оформлялись бы в действия.

Этим и продиктована манера чтения стихотворения, которую предлагает К остя:

— У этого стихотворения есть какой-то внутренний напор, — сказал Костя. — Его нужно читать на большом подъёме.

А теперь прочитай первую строфу. Какие строчки передают радостную силу наступающей весны? А изменившееся освещение? А весеннюю неразбериху?

Эти вопросы обращают внимание на содержательность каждой строчки поэтического текста. Мы заметим, что в первой и второй строчках («Это утро, радость эта, / Эта мощь и дня и света») передана радостная сила наступающей весны. В то же время вторая и третья строчки («Эта мощь и дня и света / Этот синий свод») указывают на изменившееся, весеннее освещение: на улице стало больше света, небо приобрело яркий синий оттенок. Весеннюю неразбериху, наполненность пространства весенним шумом и гомоном передают три последние строчки первой строфы: «Эти стаи, эти птицы, / Этот крик и вереницы, / Этот говор вод».

Как меняется направление взгляда героя-рассказчика: куда он устремлен в начале строфы, а куда — в конце? В какой цвет
поэт окрашивает пейзаж в этой строфе?

Чтобы ответить на эти вопросы, придётся ещё раз перечитать текст первой строфы. В первых пяти строчках взгляд героя-рассказчика устремлён вверх — к синему небу, яркому солнцу, стаям птиц в весеннем небе, а в последней строчке его взгляд уже скользит по земле, привлечённый звуками весенних
вод, таянием снега. И всё же главным цветовым оттенком в весеннем пейзаже, созданном в первой строфе, является синий цвет неба, освещённого солнцем.

Прочитай вторую строфу. Как здесь смотрит герой на окружающую его природу: где крупный и близкий план, при котором можно различить детали, а где его взгляд устремлён вдаль? Какие слова передают впечатление только что пробудившейся жизни?
Поэт в этой строфе ничего не сказал о цветовой гамме пейзажа, но ты ведь представляешь, какой цвет в нём преобладает? Обоснуй своё мнение.

Лирический герой, судя по первым двум строфам, — восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то вбок, то вдаль («Эти горы, эти долы»), то рассматривает всё вблизи («Эти ивы и берёзы, / Эти капли — эти слёзы, / Этот пух — не лист»). И всё, что попадается ему на глаза, вызывает у него восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью. Поэт показывает, что природа только начинает пробуждаться: листья еще не оформились и больше напоминают пух. Передаёт звуковые впечатления от пробуждающейся на глазах жизни: «Этот зык и свист». Поскольку в этой строфе лирический герой рассматривает влажные ветви деревьев, почки которых начинают распускаться, и бросает взгляд на долины и горы, как можно предположить, уже начинающие покрываться молодой травой, можно догадаться, что в строфе преобладает зелёный цвет.

Прочитай третью строфу. Как герой воспринимает ночное время? Какими звуками наполнена природа? О каких осязательных ощущениях говорится в тексте? Каково основное впечатление от весенней ночи: это радостное возбуждение или тишина и покой?

В третьей строфе дневная картина весны сменяется ночной, лирический герой, видимо, находится дома. Он уже пережил радость и разнообразие дневных впечатлений от весны, пережил и необыкновенные ночные впечатления (бессонницу, жар постели, пение соловья) и теперь делится всем этим с читателем. В первых двух строфах — зрительные переживания лирического героя. В третьей строфе — его внутренние переживания весны, связанные с волнением, своеобразным опьянением, возбуждением, которые она вызывает. Отсюда возникают впечатления не столько зрительные, сколько слуховые («вздох ночной селенья», «эта дробь и эти трели»), тактильные («жар постели») и связанные с работой воображения («эта ночь без сна»).

Таня Перова обнаружила, какова цветовая гамма пейзажа в этой строфе:
— Это вовсе и не чёрный цвет! Ты, Петь, не ту строчку процитировал! Это…
Ты догадываешься, какой цвет (или какие цвета) назовёт Таня?

Поскольку Петя назвал преобладающим в этой строфе чёрный цвет, мы без труда назовём строчку, в которой создано впечатление ночной тьмы и лежащего без сна героя: «Эта мгла и жар постели». Вспомните, что Таня Перова учится в художественной школе и хорошо рисует, попробуйте прочитать третью строфу глазами Тани, то есть глазами художника. Наша цель обратить внимание на первую строчку
третьей строфы («Эти зори без затменья»). «Зори без затменья» — это закаты и рассветы, уже по-весеннему яркие, когда небо не затуманено, как зимой, и видны все его яркие краски. Поэтому можно предположить, что Таня назвала те цвета, в которые небо может окрашиваться на рассвете и на закате солнца: розовый, золотистый, багряный, зеленовато-голубой, сиреневый и др. Называя цвета, опирайтесь на свой опыт. Таким образом, цветовая гамма пейзажа в третьей строфе — не чёрная, а, скорее, яркая.

Источник

Это утро радость эта вопросы

Среди перечисленных ниже средств выразительности выберите три, которые есть в первой строфе этого стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Это пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?

Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.

Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.

Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.

Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.

Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].

Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).

В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.

Источник

Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист ,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Краткое содержание

И. Левитан. Солнечный день. 1876

Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.

История создания

Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.

Композиция

Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:

Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.

Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.

Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.

Образы и символы

Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:

Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».

Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.

Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».

Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.

Темы и настроение

Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.

Основная идея

Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.

В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «вздох ночей»;
  • сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
  • аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
  • анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
  • особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.

Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.

Источник

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 34.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 34.

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображённые в его стихотворениях, восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5–7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом стихотворения «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.

История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.

Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы».

Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич. Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели» . Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, переполняющие душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной» . Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения « это » в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод» .

Источник

Оцените статью