Как быть, когда теряешь веру во все?
Вот, встречаешь постоянно плохих людей по жизни и все равно веришь, что не все такие, что есть в этом Мире и хорошие, и честные, и безкорыстные люди.
Веришь в то, что есть где-то над нами Высшая Сила (Бог), просто веришь, без поклонений, без религиозных наклонностей.
Веришь в то, что человек имеет безграничный разум и возможности, что должен быть счастливым.
Веришь в чистую любовь, настоящую дружбу, в уважение Человека к Человеку.
Встречается по жизни негативный опыт и неприятные ситуации, а ты веришь, что это не навсегда и вскоре все будет хорошо.
А потом со всех сторон слышишь, что все плохие, лживые и выгодливые; что Бога нет или не тот Бог у тебя, или как бы ты в Него не верил-ты грешник и не правильно живешь,гореть тебе в Аду; что люди ограниченные и ничего не могут делать хорошо, особенно это касается тебя и счастья нам всем не видать; что нет любви, дружбы и все люди сволочи бездушные; что плохие ситуации и негативный опыт-это часть жизни и это все тебе по делом, и будет происходить постоянно.
Как быть, когда угасает вера во все положительное, приятное и воодушевляющее, и начинаешь поддаваться влиянию и верить в негатив.
Как не сломаться?
,Скорее всего ты сама себя программируешь.
Надо не думать о плохом вообще! Понимаешь? Вообще забудь плохое и не жди от нового дня плохого.
А представляй только хорошее. Сначала будет тяжело настроиться на позитив — но потом колесо судьбы провернется в нужную сторону и ты встретишь замечательных людей на своем пути.
Источник
Православная Жизнь
Возможно ли потерять веру? С чего начинается духовное охлаждение? Что делать, если оно с вами по каким-то причинам произошло?
Почему так происходит?
Многие люди считают, что, если вера появилась, то потерять её нельзя. В случае, когда у кого-то она пропадает, прикрываются словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако всё может быть, и сомнения в вере, потеря веры — в том числе. Отчего же это происходит? Причины могут быть самые разные.
Человек может неправильно расставить приоритеты. У меня были знакомые, которые всё внимание, весь смысл своего хождения в храм сводили к красивой священнической одежде, дорогой утвари и благолепию храма. То есть они ходили любоваться и не более того.
Легко теряют веру те, у кого она осталась на уровне ребёнка. Любой взрослый может с лёгкостью разрушить её, она дрогнет под натиском обычных научных фактов.
Потеря веры может происходить от духовного кризиса или в процессе поиска Бога.
Нередко веру теряют те, кто говорит: «Я уже всё о ней знаю!», — а на самом деле даже не подступили к её изучению. Это люди поверхностные, наивные, мало читающие — возможно, просто юные.
Сейчас православная вера не так интересна людям, как некоторые восточные религии и культы. Наверное, это и не удивительно, потому что в церковных лавках мало творений святых отцов и литературы, которая адекватно рассказывает о нашей Церкви. Из-за этого христианское учение может некоторым показаться недостаточно глубоким.
Вера теряется, когда мы перестаём молиться. Мы можем продолжать ходить в храм, регулярно читать утреннее и вечернее правило, добавлять к этому правилу ещё что-то, но при этом терять живое присутствие Бога, забывать, что с Ним можно говорить как с другом, как с кем-то самым близким. Та же проблема возникает, когда человек молится, ходит на службы, но не причащается Святых Христовых Таин.
Бывает, что человеку кажется, что он теряет веру, но на поверку оказывается, что он её не имел никогда. Он принял как данность, что Бог есть, но встречи с Ним у него не произошло. Я помню по себе, через что пришлось пройти, прежде чем я познакомился с живым Христом. Помню, как сидел, пил чай — и вдруг понял, что я вовсе не христианин, хотя хожу в храм, причащаюсь и даже пономарю. В тот момент и возникло желание честно поговорить с Богом.
Что же делать, если человек чувствует, что теряет веру?
Прежде всего важно найти человека, в глазах которого вы увидите огонь веры во Христа. Не важно, какой у него будет пол и возраст, в сане он будет или нет. В окружении каждого верующего хотя бы один такой человек есть. Не надо сразу говорить, что вы потеряли веру, просто пообщайтесь.
Надо разобраться в себе, понять, почему охладели, куда делась ревность о Боге, в которой мы должны не умаляться, а возрастать. Может, вы просто привыкли — к иконам, молитвослову, молитвам, святыням, что находятся у вас в доме? У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть рассказ о том, как инок пришёл к духовнику и говорит: «Авва, я приобрёл непрестанную молитву!» — а тот ему отвечает: «Нет, просто у тебя молитва вошла в привычку». Может, у вас тоже так? В этом случае нужно посоветоваться со священником, он подскажет, что и как изменить.
Возможно, для вас явились соблазном какие-то второстепенные моменты из жизни священника — типа дорогой машины или его внешнего вида. Может быть, священник как-то неправильно вёл себя или общался с кем-то нехорошим, вы разочаровались в нём — и перенесли это разочарование на православие в целом? Но если разобраться, оказывается, что это не причина терять веру. Священник — живой человек, с достоинствами и недостатками, и общаться он должен не только со святыми, но со всеми, кто к нему приходит.
Вам могут быть непонятны или не близки какие-то догматы или постановления Церкви. Это вопрос посерьёзнее предыдущего, но он тоже решаем. Мы живём в век интернета, когда можно задать вопрос куда и кому угодно — хоть в богословскую комиссию. Главное — хотеть разобраться, искать ответы. Пишите, спрашивайте! Я слышал историю о священнике, который ещё в доинтернетные времена нашёл номер телефона Алексея Ильича Осипова и советовался с ним по вопросам, которые беспокоили его прихожан. Если от решения определённых вопросов зависит ваша вера, ищите на них ответы.
Вера может колебаться, когда человек, не укрепившийся в ней, начинает наполнять себя чем-то другим, в частности — искать какое тайное знание, учение для избранных. Могу сказать, что они его уже нашли: православие и есть учение для избранных, только избранным может стать каждый, кто хочет, а не только какая-то горстка посвящённых. Тем, кому кажется, что истина не только в христианстве, но и где-то ещё, я рекомендую почитать книгу святителя Николая Сербского «Феодул».
Вера может пропасть у человека, который ждёт, что Бог сделает так, чтобы в жизни всё было хорошо. Магическое мышление у наших людей никуда не делось, мы по-прежнему думаем, что выполнив определённые ритуальные действия, можем исправить свою жизнь, добиться успеха в чём-либо. Некими обрядами задобрим Бога, и Он сделает всё, что нам хочется. Чтобы избавиться от этого заблуждения, надо читать не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов. Мне кажется, что этой книге не уделяют достаточного внимания. Так вот, апостол Иаков учит: если мы просим, но не получаем просимого, то либо просим о том, что пользы не принесёт, либо просим плохо. Если вас не удовлетворяет такое объяснение, то есть молитва, которая отвечает на все вопросы. Это «Отче наш», где есть слова, известные всем: «Да будет воля Твоя». Очень часто святые отцы пишут: если можете — не просите ничего у Бога, Он сам знает, что вам нужно. Лучше научитесь Его благодарить. Мы очень часто забываем об этом — и очень редко радуемся.
Надо учиться радоваться, находить поводы для этого. Запоминать моменты, когда мы счастливы. Я и сам этому учусь. Всё это помогает научиться быть благодарными Богу, а в благодарности расцветает и вера. Следите за тем, чем вы себя наполняете. Порой человек так увлекается всем злым, страшным и печальным, что происходит в мире, что не замечает ничего доброго. От этого рождаются уныние и пессимизм, которые вряд ли помогут обрести крепкую веру.
Бывают моменты, когда кажется, что ваши молитвы не слышат, они идут куда-то в пустоту. Однако это не значит, что нужно всё забросить и не молиться. Надо поступать, как Господь нас учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
Каждому из нас полезно периодически просто отложить телефон и посидеть в тишине. Не читать, ничего не смотреть, просто подумать, помолчать. Круговорот жизни не даёт возможности сосредоточиться на себе, а без этого сложно сосредоточиться на своих отношениях с Богом.
Причиной потери веры могут быть депрессивные состояния, то есть проблемы со здоровьем. Верующий может регулярно исповедоваться в унынии и маловерии, но ему нужен психолог или даже врач-психотерапевт. Мы выросли в обществе, где считалось, что психологических проблем ни у кого нет. И к психологам, если они не называют себя «православными», верующие люди не обращаются. Хотя, если психолог называет себя так, у меня к нему много вопросов, потому что православной психологии не существует. Так вот: отказываться от психологической помощи не стоит. Даже Патриарх не раз уже поднимал тему священнического выгорания, а ведь выгорают не только священники. Нет ничего плохого в том, чтобы человеку в его проблемах, связанных с психикой, помог специалист. Моя знакомая врач-психиатр говорит: «Если бы Церковь и мы работали в тандеме, можно было бы помогать эффективнее».
Было бы неплохо, если бы верующие люди читали книги по психологии. Тогда они бы знали, что в нашем мозге есть процессы, которыми мы можем управлять ради улучшения качества нашей жизни. Есть серьёзные психологи и психиатры, читать которых действительно стоит — Виктор Франкл, например, который прошёл через концлагерь и писал свои работы на грани жизни и смерти. Его книга «Логотерапия» может быть полезна многим.
Ещё раз подчеркну, что нужно найти собеседника, с которым вы сможете говорить о вере. Сейчас о ней говорить не модно, а о сомнениях — вообще не принято. Я считаю, что любые духовные недоумения могут быть предметом обсуждения, потому что иногда проблемы, кажущиеся нам неразрешимыми, со стороны выглядят и решаются довольно просто. Всегда есть люди, которые готовы прийти нам на помощь. Если вдруг вы не нашли таких людей вокруг себя, можно найти их в интернете. Сейчас многие прекрасные священники ведут блоги в соцсетях, каналы в YouTube, не боятся отвечать на трудные вопросы и поднимать острые темы. Обратите внимание на передачи и книги архимандрита Саввы (Мажуко), канал «Серафим» в YouTube, посмотрите ответы на вопросы, которые даёт на канале «Спас» отец Геннадий (Войтишко), загляните в блог отца Павла Островского в Instagram, и вы найдёте современных, интересных православных людей.
Ещё посоветую искать вокруг себя просто добрых людей, которые говорят о правильных и хороших вещах, ещё не подозревая, что они верующие. Возможно, такой человек Христа ещё не встретил, но Спаситель уже идёт рядом с ним и ждёт, когда он повернёт к Нему голову. Да и тем, кто чувствует охлаждение в вере, тоже стоит внимательно посмотреть по сторонам: может быть, Христос уже рядышком, просто ждёт, когда мы на Него посмотрим.
Священник Димитрий Паламарчук
Источник
Почему со временем охладевает вера?
Ответы пастырей
Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.
«Благодать возвращается, если человек ревностен»
– Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.
Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает
Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что благодать отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.
«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»
– Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» – это, видимо, признание того, что не свои грехи – причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я – хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», – сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.
«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»
– Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… – и куда-то подевалась моя решимость. И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость – и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, – это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.
Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом – с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.
Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.
Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу – найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.
Во-вторых, если дело, которое мы делаем, – стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там – как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений – и так кругом всё мокро и противно, – тут надо просто идти.
«Иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся»
– Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая – это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться – нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви – так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения – и с Божией помощью преодолеешь это искушение.
«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»
– Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях – примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.
Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.
1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?
Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.
Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению
2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.
3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.
Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.
4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен – «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».
В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.
«Без молитвы вера невозможна»
– Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.
Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни – посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, – то вытесняется куда-то на периферию.
Вера в Бога – это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия
Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога – это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога – это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему – Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера – это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера – это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.
И вот такая вера поддерживается только молитвой, непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.
Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.
Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях – скорбных и радостных, – решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.
«Нужно отгонять бесовский дух неверия»
– Вера – это высшее проявление свободной человеческой воли – с одной стороны, и дар Божественной благодати – с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.
Никто и никакие обстоятельства – ни внешние, ни внутренние – не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды – тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.
Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.
Наша задача – крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали
Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» – искушает, испытывает. А наша задача – крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться – это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды – Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»
«Проявив терпение, дождешься духовной весны»
– Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь – нелегкое дело, а преумножить ее – подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно – значит, нужно! Классическая иллюстрация этого – образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.
Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже – значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов – нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие – менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.
Источник