- Таблиц 1. Формы чувственного познания
- Виды и формы познания мира
- Определение познания
- Методы познания
- Чувственное познание
- Рациональное познание
- Сравнение чувственного и рационального познания
- Основные виды и формы знаний
- Схемы и таблицы по теме «Познание»
- Просмотр содержимого документа «Схемы и таблицы по теме «Познание»»
Таблиц 1. Формы чувственного познания
ОЩУЩЕНИЯ | ВОСПРИЯТИЕ | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ |
Единичный акт чувственного познания | Совокупность нескольких ощущений, т.е. целостный чувственный образ предмета | Образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением |
Например: Зрительные, слуховые, вкусовые осязательные, болевые, температурные, двигательные и другие ощущения | Например: Восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений | Например: Парфенон. Кентавр, Пегас |
Чувственное познание всегда направлено на отдельные, единичные, конкретные вещи, явления, процессы. У человека пять органов чувств, но в результате взаимодействия различных органов чувств, возникает многообразие ощущений. Чувственное восприятие сопровождается эмоциями, переживаниями, и даже страстями.
Рациональное (логическое) познание
Рациональные познавательные способности человека упорядочивают чувственные данные и создают новое знание посредством абстракций и обобщений. Этот процесс является мышлением. Мышление– важнейшая особенность человеческого сознания.
Формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Таблица 2. Формы рационального познания
ПОНЯТИЕ | СУЖДЕНИЕ | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета. Всякое понятие обобщает, обозначает общее класса предметов. В результате субъект имеет дело не с единичным, а с общим. | Мысль, последовательная логическая связь между понятиями, форма высказывания о предметах. Высказывание мо-жет быть истинным или ложным. | Вывод из нескольких суждений, осуществлённый по законам логики; содержит новое выводное знание. |
Например: Простые понятия – стол, камень, дерево, человек; Сложные (абстрактные) понятия – пространство, материя, бытие, совесть | Например: Все металлы проводят электричество. Медь – металл. | Например: Медь проводит электричество |
Единство трех форм рационального познания называют умом, а процесс деятельности ума – мышлением. Философская традиция различает рассудок и разум. Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, чётко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок менее теоретичен, не глубок и более склонен к догматизму.
Разум– (диалектическое мышление) высшая форма логического мышления, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, законы их развития, адекватно выразить логику вещей в логике понятий.
Таким образом, чувственное и рациональное познание – это моменты единого процесса познания, имеющие свои особенности как в самой своей сущности, так и в формах выражения. Для наглядности изложенное можно выразить в таблице.
Таблица 3. Специфика чувственного и рационального познания
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
- Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
- Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
- Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
- Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |