Эстетические эмоции чувства опыт

Содержание
  1. § 4. Эстетические эмоции
  2. Читайте также
  3. В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена
  4. 4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения
  5. Выплесните свои эмоции
  6. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
  7. Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия)
  8. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
  9. И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера
  10. I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов»
  11. Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова
  12. Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции
  13. Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции
  14. Эстетические эмоции чувства опыт
  15. Влияние эстетических чувств на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников

§ 4. Эстетические эмоции

§ 4. Эстетические эмоции

До сих пор речь шла об эстетическом в его предметном, объективном, бытийном (онтологическом) аспекте, приковывавшем к себе внимание философов и ученых на протяжении многих веков. Но, начиная с рубежа XVIII–XIX столетий, в сферу научно-философской мысли вошла и другая сторона эстетического: субъективная, сопряженная с гносеологией (учением о познании) и психологией восприятия. Предметом серьезных раздумий стали эстетические оценки, суждения, эмоции, переживания.

Эстетические эмоции впервые (и весьма тщательно) рассмотрел Кант в первой части трактата «Критика способности суждения» (1790), назвав их суждениями (Urteil) вкуса. Слово Urteil в данном контексте могло бы быть переведено словами «мнение», «оценка», «эмоция». В основе суждений вкуса, утверждал философ, — благорасположение (Wohlgefallen) к прекрасному.

Суждения вкуса (т. е. эстетические эмоции) имеют, подчеркивал Кант, оценивающий характер. Прекрасное он характеризовал как что, нравится при оценке. И выделял следующие черты эстетических оценок: 1) они неутилитарны и не связаны с какими-либо действиями по отношению к воспринимаемым предметам: созерцательны, бескорыстны, незаинтересованны, 2) они внерациональны и не сопряжены с логическими процедурами (красота нравится «без понятия») и этим отличаются от моральных постулатов, научных формул, религиозных догматов; 3) они общезначимы, не являются произвольными, чисто субъективными, случайными: прекрасное нравится всем; 4) будучи направлены лишь на форму предметов, но не на их сущность, они имеют игровой характер: осуществляют «игру душевных сил человека»[44].

Обратившись к эстетике, Кант, как видно, в отличие от своих предшественников сосредоточился не столько на объективных свойствах прекрасного, сколько на особенностях его субъективного освоения. Он (едва ли не впервые в истории эстетики) выдвинул на первый план активность субъекта эстетического восприятия, что вполне соответствовало тенденциям культурно-исторической жизни XIX–XX вв. Появление концепции Канта явилось поворотным моментом в истории эстетики Нового времени.

Вместе с тем кантовское разумение «суждений вкуса» во многом односторонне и уязвимо. Во-первых, эстетические эмоции направлены не на одну только форму созерцаемого. Восходящее к античности и средневековью представление о том, что эстетическое сопряжено с прозрением неких сущностей, в «послекантовские» времена отнюдь не утратило свой актуальности. Во-вторых, будучи свободными от утилитарного и чисто рационального интереса к воспринимаемому (в этом Кант был безусловно прав) эстетические эмоции являются, однако, духовно заинтересованными (миросозерцательно и личностно) в существе предмета. И неудивительно, что концепция Канта (и в особенности — его мысль о «незаинтересованности» суждений вкуса) впоследствии не только наследовалась, но и критически корректировалась. Так, гегелевская «эстетика содержания» знаменовала осмысление эстетических эмоций отнюдь не в кантовском духе, а как познавательных по своей сути (при всей их «внерациональности») и, главное, как миросозерцательно значимых. В эстетических переживаниях воплощаются глубинные основы человеческого существования и, следовательно, коренные духовные интересы людей. Об этом говорили и материалист Н.Г. Чернышевский («прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям»[45]), и религиозные философы, в частности Вл. Соловьев, который в статье «Красота в природе» связывал восприятие прекрасного с представлением о благой упорядоченности бытия.

Но в целом эстетика нашего столетия пошла в большей мере за Кантом, нежели за Гегелем. При этом многие теоретики XX в. еще целеустремленнее и энергичнее, чем создатель учения о суждениях вкуса, сосредоточиваются на субъективной стороне эстетического. Если в прежних концепциях доминировали термины: прекрасное и возвышенное, целесообразное без цели, аполлоновское и дионисийское, — то теперь опорными стали такие слова и словосочетания, как эстетическое отношение и видение, эстетический опыт, подход, точка зрения, функция. В русле «субъективации» эстетического — весьма авторитетные труды польского философа Р. Ингардена (1930–40-е годы), где утверждается, что эстетический предмет конструируется из сознания, свободно творится сознанием, лишь при этом обретая некие качества.[46]

Еще резче в подобном роде высказался (вслед за Р.О. Якобсоном, охарактеризовавшим поэзию как «язык в его эстетической функции») Ян Мукаржовский. Чешский ученый пришел к выводу (можно сказать, крайнему), что эстетическое не имеет прямой связи с какими-либо свойствами вещей[47]. Субъективация эстетического здесь достигла максимума. Важны, полагает Мукаржовский, лишь интенсивность воздействия предмета на сознание, всецелая сосредоточенность на нем воспринимающего, сопряженная с эффектом новизны и неожиданности. Эстетическое при этом связывается с отклонениями от всего привычного и устоявшегося, с некими нарушениями. «Нормированное эстетическое», утверждает ученый, осталось в прошлом: традиционно прекрасное было узаконено, а потому безлично. Иерархически выше его и современнее «ненормированное эстетическое»[48].

Сходные мысли (в более мягкой форме) позже высказал М. Бердсли (1915–1985). Лидер американской эстетики утверждал, что любой предмет может рассматриваться с эстетической точки зрения. Ученый говорит о двух путях эстетического вкуса и опыта. Первый (прежний, традиционный) — это любовь к прекрасному. Второй, более насущный для современности, — это всеобщее эстетизирование реальности: распространение эстетической точки зрения на все, что окружает человека[49]. Подобного рода концепции идут вразрез с многовековым опытом искусства и философии, но вполне согласуются с установками и практикой модернизма и в особенности авангардизма.

В эстетике XX в., однако, наличествует и иная ветвь. Ее правомерно назвать неотрадиционалистской (о неотрадиционализме см. с. 365). Здесь подчеркивается, что эстетические эмоции направлены на содержательную форму предметов (о ней см. с. 154) и являются духовно заинтересованными в воспринимаемом. Так, М.М. Бахтин термину Канта «незаинтересованность» предпочел другой, более осторожный. Он говорил о вненаходимости носителя эстетической эмоции по отношению к воспринимаемому. Свойства эстетического восприятия, полагал Бахтин, обусловливают не только пространственную и логическую дистанцию между субъектом и объектом, но и их внутреннее родство и органическую связанность. По мысли ученого, этическая эмоция как бы требует от того, кто испытывает ее, не только «вненаходимости» по отношению к воспринимаемому, но и причастности ему. Бахтин настойчиво говорил о душевной расположенности и любовной близости человека к источнику эстетического переживания. Он полагал, что эстетическому присущи «доброта и благостность», что центром эстетического видения является «любовно утвержденная конкретная действительность» и что «только любовь может быть эстетически продуктивной» и (как согласную с его суждениями) приводил русскую пословицу: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». «Безлюбость, равнодушие, — утверждал Бахтин, — никогда не разовьют достаточно сил, чтобы напряженно замедлить над, предметом Только любовь может быть эстетически продуктивной»[50]. В приведенных суждениях ученый связывал эстетическое с освоением прежде всего человеческой, личностной реальности, со сферой общения между людьми.

Эстетические эмоции в послекантовских теориях, как видно, осмысливаются по-разному.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена

В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена Как критик и теоретик искусства Генрик Ибсен известен весьма мало. В годы своей мировой славы он был чрезвычайно скуп на публичные высказывания – в частности, на высказывания по вопросам искусства. Тем не менее у Ибсена

4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения

4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения Эмоции также являются одним из механизмов управления поведением целевых аудиторий. Эмоции тесно связаны с мотивами. Эмоции могут активировать и направлять поведение так же, как и базовые мотивы. Эмоции

Выплесните свои эмоции

Выплесните свои эмоции Когда вы пытаетесь представить события, спросите себя, что вы хотели бы увидеть в жизни, какого рода событие вам было бы интересно?Предшествующее руководство было техническим, а настоящее — касается эмоциональной сферы. Вы должны начать с

Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)

Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) Настоящий трактат ограничивается общими выводами из фактов, подтверждая их опять только общими указаниями на факты. Вот первый пункт, относительно которого должно дать объяснение. Ныне век монографий, и

Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия)

Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия) Соч. Н. Чернышевского, СПБ. 1855Системы понятий, из которых развились господствующие доселе эстетические идеи, уступили ныне место другим воззрениям на мир и человеческую жизнь, быть может, менее

Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)

Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) Это — одно из самых популярных и значительных философско-эстетических сочинений Чернышевского. Работа создавалась как диссертация, необходимая для получения ученой степени магистра наук.3 мая 1855 года

И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера

И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера Памяти

I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов»

I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов» Каждому читателю произведений Сэлинджера становится ясно, что в поисках эталона любви, добра и красоты он часто обращается к идеалам античной и средневековой философской литературы Индии, а также к идеям

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова Своеобразие литературной позиции Ломоносова определяется именно энциклопедическим складом его ума, всеобъемлющим типом сознания, в котором эстетическое начало неразрывно связано с научным мировоззрением и

Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции

Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции Сумароков был принципиальным универсалистом, создателем целого литературного арсенала жанровых моделей: сатира и ода, дидактическая поэма, элегия, песня и басня, баллада, эклога,

Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции

Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции 1В 1992 году Дмитрий Александрович Пригов предпринял масштабное по своему объему действие – он переписал «Евгений Онегин» Пушкина. В «Предуведомлении» к новому тексту «Онегина» Пригов писал о содеянном: Это, пожалуй, один

Источник

Эстетические эмоции чувства опыт

Философия — К-10.13.21

Социология — К-10.15.21

Искусствоведение — К-10.15.21

История — К-10.15.21

Культурология — К-10.15.21

Медицина — К-10.25.21

Педагогика — К-10.01.21

Политология — К-10.15.21

Право — К-10.15.21

Психология — К-10.01.21

Техника — К-12.05.21

Филология — К-10.01.21

Экономика — К-10.15.21

Информатика — К-10.12.21

Экология — К-01.25.22

Религиоведение — К-11.01.21

Ближайший журнал

Paradigmata poznání. — № 4. — 2021

Научный мультидисциплинарный журнал

русский, английский, чешский

20-20.10.2021

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика

Литературный журнал «Четверговая соль»

Влияние эстетических чувств на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников

С. А. Воробьева Кандидат педагогических наук, доцент,

Е. А. Шамрина Кандидат педагогических наук, доцент,

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия

Совершенствование духовной культуры человека, развитие его эмоциональной сферы является одной из главных задач общеобразовательной школы. Большая роль в решении этой задачи принадлежит эстетическому воспитанию, призванному формировать эстетические чувства человека, его потребности, вкусы, оценки, идеалы, т.е. эстетическое сознание.

Определяя влияние эстетических чувств на развитие духовно-нравственных качеств младшего школьника, следует заметить, что широко бытует заблуждение, согласно которому человеческие поступки являются якобы результатом логических рассуждений и выводов. Между тем, роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств, в том числе и эстетических, и именно поэтому так важна проблема их воспитания и самовоспитания у детей младшего школьного возраста.

Период младшего школьного возраста является наиболее важным для развития эстетических чувств, поскольку дети этой возрастной группы отличаются эмоциональностью, раскрепощенностью, потребностью в ярких впечатлениях, активностью познавательного процесса.

Согласно положениям психологической теории развития личности (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Беленькая, А. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) у детей этого возраста имеется достаточно богатый чувственный опыт. Они начинают успешно пользоваться системой сенсорных эталонов, позволяющих точнее определить особенности предметов: у них намечается предрасположенность к эстетическому восприятию объектов искусства, проявляется эмоциональность, образность мышления, непосредственность.

Рассматривая эстетические чувства в тесной связи с развитием духовно-нравственных качеств младших школьников, необходимо иметь представление о том, что такое эстетическое чувство, выяснить его место в структуре личности, а также влияние на мышление и поведение.

По определению Г. Х. Шингарова, эстетическими называются «чувства, возникающие при восприятии произведений искусства, красивых или безобразных явлений природы и общества» [9, с. 170]. По своей структуре, содержанию и форме проявления они присущи только человеческой психике.

Ряд авторов (Ш. М Герман, Б. И. Додонов, А. П. Ларьков, В. К. Скатерщиков, Г. П. Шевченко, Л. Г. Юлдашев и др.) эстетическими чувствами называют эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе восприятия произведений искусства или явлений жизни, переживания и наслаждения ими.

О. П. Котикова дает следующее определение эстетическому чувству: «Эстетическое чувство – исходный эмоционально-интеллектуальный компонент эстетического сознания личности, который реализуется в умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства, диалектике их художественного содержания и эстетической формы» [5, с. 110].

По мнению Е. М. Торшиловой: «Эстетическое чувство … включает в себя и реакцию на физические свойства вещи, форму в произведении искусства, и узнавание реальной жизни, отраженной в произведении, и сопереживание, и соотнесение ее со всей собственной жизнью, и только потом на основе всего этого возникает чувственно-духовное осмысление искусства и восхищение художником, его создавшим» [8, с. 21].

И. Кант, первый предпринявший попытку исследования эстетических эмоций, установил их отличие от других эмоций. Оно заключается в том, что эстетическая эмоция связана не с удовлетворением какой-либо материальной потребности переживающего субъекта, а с успешным решением определенной (познавательной, нравственной и т. п.) задачи, так или иначе поставленной перед этим субъектом. Эстетическая эмоция связана, заметил Кант, скорее с процессом, чем с результатами деятельности субъекта, что роднит ее с удовольствием, доставляемым игрой. Она есть, по выражению Канта, удовольствие, свободное от всякого интереса. «Незаинтересованность» эстетических эмоций он объясняет их «бескорыстностью» [4, с. 63].

Будучи специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде, эстетические чувства, по мнению Я. Рейковского, включают три основных этапа.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия, – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме.

Второй этап эстетического чувства связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта – позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.

Третий этап эстетического чувства связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции [7, с. 39].

Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности. Это, во-первых, может быть природа, общественная жизнь, человек, во-вторых, специально организованное отражение жизни, представленное в продуктах человеческой деятельности (искусство в широком смысле слова).

Возникающие у младшего школьника в различных сферах деятельности чувства можно назвать эстетическими, если они ориентируют его деятельность на красоту, как основной эталон прекрасного.

Следует отметить, что прекрасное и нравственное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признанно морально-добрым, если оно не связано с прекрасным.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от этических, в известном смысле они играют роль, подобную роли этических чувств. Разница по существу заключается в том, что этические чувства возникают, как правило, в процессе реальной, повседневной жизни, а эстетические возникают при восприятии произведений искусства, в которых реальные отношения между людьми переданы художественными средствами.

Л. С. Выготский отмечал, что искусство работает с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения, однако они в нем преобразуются. Смысл этого преображения состоит в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными. Таким образом, эстетические чувства как бы возвышают человека. Включаясь в нравственные чувства, они облагораживают их, делают более обобщенными и общественно значимыми [1, с. 285].

Тесную взаимосвязь эмоционального воспитания с нравственным удивительно точно выразил М. М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле [6, с. 558].

Рассматривая эстетические чувства младшего школьника, следует подходить к данному феномену как к целостной системе, в рамках которой особенности объективного мира помимо воли человека, незаметно для него самого превращаются в нечто внутренне присущее ему. В данном случае эстетические чувства играют роль мотивов формирования нравственного облика человека и тесным образом связаны с такими ценностями, как красота и добро.

Значение эстетических чувств младших школьников в их духовно-нравственном развитии очень велико. Во-первых, они активизируют познавательную активность ребенка, во-вторых, являются самостоятельной формой закрепления художественных эстетических норм в сознании личности, в-третьих, выступают как эмоциональное подкрепление нравственных норм и, в-четвертых, только в единстве с чувствами знания общественных требований становятся убеждениями учащихся.

На характер эстетических чувств младших школьников влияют два фактора. «Первый – влияние наследственности на эмоциональный склад личности, поскольку генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции» [3, с. 36]. Второй фактор связан с индивидуальным опытом ребенка, его обучением в той области, которая способствует развитию эмоциональной сферы. К этой области следует относить, в первую очередь, искусство, природу, дисциплины эстетического цикла.

Искусство – есть тот внешний объективно существующий «раздражитель», при помощи которого возникают сложные эмоциональные реакции – эстетические переживания. При этом произведения искусства мы рассматриваем как образно-эмоциональную модель действительности, построенную на действиях героев или посредством изображения их моральных и других внутренних качеств.

Искусство является наивысшей формой проявления духовно-практической ценности эстетического воспитания, потому что оно может действительно оказывать самое большое воздействие на эмоциональную сторону личности ребенка. Результаты творческой деятельности художника вызывают сложные, возвышенные чувства, накладывают отпечаток на поведение человека, расширяют его индивидуальный опыт, оказывают положительное влияние на представления, взгляды, вкусы. «Переживание эстетических чувств возникает в соответствии с содержание тех сторон жизни, которые отражены в произведениях искусства, но явления жизни служат также предметом наших нравственных оценок и чувств, поэтому и наши эстетические чувства выступают в единстве с нравственными чувствами [11, с. 225].

Дети младшего школьного возраста, как правило, ассоциируют понятия «доброта» и «красота», то есть в основе их эстетического отношения к действительности и к искусству лежат не столько собственно эстетические, сколько морально-этические понятия. Все, что дети любят, они называют красивым.

Существенные, объективные, независящие от воли и желания воспринимающей личности сдвиги в ее психических функциях, способствуют превращению черт героя произведения в черты, убеждения и свойства младшего школьника.

Эстетические чувства являются характерным признаком всякого эстетического восприятия. Если художественное произведение оставило ребенка глубоко равнодушным, не побудило в нем живого отклика, то оно и не породило настоящего художественного восприятия. Эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации младшими школьниками известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ученика, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

Произведение должно в какой-то мере «задеть» эмоционального человека, вызвать эмоциональный отклик, который выступает, согласно положению П. М. Якобсона, в двух формах. Первая форма связана с чувством удовольствия, вторая – с нравственным сознанием. «Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней, вплоть до испытания настоящего эстетического восторга. Но такой отклик будет по существу очень обедненным, если все наши переживания ограничатся только этим и не затронут нашего нравственного сознания» [10, с. 214].

Эстетическое переживание достигает своего апогея, когда ученик сопереживает. Эстетические чувства, вызывающие эмпатию (сопереживание) Б. И. Додонов называет «альтруистическими эмоциями». По мнению Б. И. Додонова, эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи другим людям. «Альтруистические эмоции люди могут испытывать и не помогая другим людям реально, а лишь отождествляя себя в воображении с теми или иными благородными героями» [2, с. 109].

Большое значение для воспитания эстетических чувств у младших школьников имеет способность учителя взволновать учеников, возбудить у них эмоциональное чувство, привести в состояние переживания. Педагогу необходимо держать в поле зрения внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер. Используя богатый арсенал эстетических средств, педагог может оказать большое влияние на мировоззрение школьников, на всю систему их ценностных ориентаций, на стиль их поведения, на формирование идеалов. Искусство педагога состоит в поддержании субъективного интереса к обучению, в умении увлечь, вызвать эстетическую активность, а также в умении создать на уроке атмосферу жизнедеятельной красоты.

Дисциплины эстетического цикла должны способствовать поступательному эстетическому развитию, в процессе которого интуитивное чувствование и понимание прекрасного ребенком переходит со временем в его осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.

В результате длительного и серьезного общения ребенка с искусством развиваются не только те стороны личности младшего школьника, которые питаются, в первую очередь, образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности – личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащиеся ориентируются на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. В современных условиях ребенка очень трудно оградить от мощного псевдоискусства и псевдоценностей. Вред ложного идеала заключается не только в самой извращенности представления о подлинной значимости художественного произведения, но, в первую очередь, в том, что он превращается в мерило, критерий оценки жизни, духовных и нравственных ценностей общества. В соответствии со своим нравственным и эстетическим идеалом ребенок начинает воздействовать на окружающее, формировать жизнь вокруг себя. В решении этой проблемы особая роль отводится дисциплинам эстетического цикла, призванным воспитать у младших школьников подлинные эстетические и нравственные идеалы, а также способность отличать истинные эстетические ценности от ложных.

Библиографический список

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. – Мн. : Современное Слово, 1998.
  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М. : Политиздат, 1978.
  3. Изард К. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 1999.
  4. Книга по эстетике для музыкантов. – М. : Музыка, 1983.
  5. Котикова О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1999.
  6. Пришвин М. М. Собрание сочинений. – М., 1957. – Т. 5.
  7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М. : Прогресс, 1979.
  8. Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М. : Искусство, 1989.
  9. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. – М. : Наука, 1971.
  10. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. – М. : Просвещение, 1966.
  11. Якобсон П. М. Психология чувств. – М. : АПН РСФСР, 1958.

Источник

Оцените статью