- § 4. Эстетические эмоции
- Читайте также
- В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена
- 4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения
- Выплесните свои эмоции
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
- Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия)
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
- И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера
- I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов»
- Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова
- Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции
- Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции
- ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
- Полезное
- Смотреть что такое «ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
- Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
- Эстетические чувства и внешность
- Иерархия потребностей человека
- Что такое эстетическое суждение
- Эстетическое восприятие — что это такое?
- Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
- Как развивать чувство прекрасного в себе?
- Эстетические чувства — это потребность развиваться
- Эстетические чувства — это знания
- Любовь и эстетические чувства
- Первая ступень влюбленности — привычка
- Вторая ступень влюбленности — симпатия
- Третья ступень развития влюбленности — физиология
- Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
§ 4. Эстетические эмоции
§ 4. Эстетические эмоции
До сих пор речь шла об эстетическом в его предметном, объективном, бытийном (онтологическом) аспекте, приковывавшем к себе внимание философов и ученых на протяжении многих веков. Но, начиная с рубежа XVIII–XIX столетий, в сферу научно-философской мысли вошла и другая сторона эстетического: субъективная, сопряженная с гносеологией (учением о познании) и психологией восприятия. Предметом серьезных раздумий стали эстетические оценки, суждения, эмоции, переживания.
Эстетические эмоции впервые (и весьма тщательно) рассмотрел Кант в первой части трактата «Критика способности суждения» (1790), назвав их суждениями (Urteil) вкуса. Слово Urteil в данном контексте могло бы быть переведено словами «мнение», «оценка», «эмоция». В основе суждений вкуса, утверждал философ, — благорасположение (Wohlgefallen) к прекрасному.
Суждения вкуса (т. е. эстетические эмоции) имеют, подчеркивал Кант, оценивающий характер. Прекрасное он характеризовал как что, нравится при оценке. И выделял следующие черты эстетических оценок: 1) они неутилитарны и не связаны с какими-либо действиями по отношению к воспринимаемым предметам: созерцательны, бескорыстны, незаинтересованны, 2) они внерациональны и не сопряжены с логическими процедурами (красота нравится «без понятия») и этим отличаются от моральных постулатов, научных формул, религиозных догматов; 3) они общезначимы, не являются произвольными, чисто субъективными, случайными: прекрасное нравится всем; 4) будучи направлены лишь на форму предметов, но не на их сущность, они имеют игровой характер: осуществляют «игру душевных сил человека»[44].
Обратившись к эстетике, Кант, как видно, в отличие от своих предшественников сосредоточился не столько на объективных свойствах прекрасного, сколько на особенностях его субъективного освоения. Он (едва ли не впервые в истории эстетики) выдвинул на первый план активность субъекта эстетического восприятия, что вполне соответствовало тенденциям культурно-исторической жизни XIX–XX вв. Появление концепции Канта явилось поворотным моментом в истории эстетики Нового времени.
Вместе с тем кантовское разумение «суждений вкуса» во многом односторонне и уязвимо. Во-первых, эстетические эмоции направлены не на одну только форму созерцаемого. Восходящее к античности и средневековью представление о том, что эстетическое сопряжено с прозрением неких сущностей, в «послекантовские» времена отнюдь не утратило свой актуальности. Во-вторых, будучи свободными от утилитарного и чисто рационального интереса к воспринимаемому (в этом Кант был безусловно прав) эстетические эмоции являются, однако, духовно заинтересованными (миросозерцательно и личностно) в существе предмета. И неудивительно, что концепция Канта (и в особенности — его мысль о «незаинтересованности» суждений вкуса) впоследствии не только наследовалась, но и критически корректировалась. Так, гегелевская «эстетика содержания» знаменовала осмысление эстетических эмоций отнюдь не в кантовском духе, а как познавательных по своей сути (при всей их «внерациональности») и, главное, как миросозерцательно значимых. В эстетических переживаниях воплощаются глубинные основы человеческого существования и, следовательно, коренные духовные интересы людей. Об этом говорили и материалист Н.Г. Чернышевский («прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям»[45]), и религиозные философы, в частности Вл. Соловьев, который в статье «Красота в природе» связывал восприятие прекрасного с представлением о благой упорядоченности бытия.
Но в целом эстетика нашего столетия пошла в большей мере за Кантом, нежели за Гегелем. При этом многие теоретики XX в. еще целеустремленнее и энергичнее, чем создатель учения о суждениях вкуса, сосредоточиваются на субъективной стороне эстетического. Если в прежних концепциях доминировали термины: прекрасное и возвышенное, целесообразное без цели, аполлоновское и дионисийское, — то теперь опорными стали такие слова и словосочетания, как эстетическое отношение и видение, эстетический опыт, подход, точка зрения, функция. В русле «субъективации» эстетического — весьма авторитетные труды польского философа Р. Ингардена (1930–40-е годы), где утверждается, что эстетический предмет конструируется из сознания, свободно творится сознанием, лишь при этом обретая некие качества.[46]
Еще резче в подобном роде высказался (вслед за Р.О. Якобсоном, охарактеризовавшим поэзию как «язык в его эстетической функции») Ян Мукаржовский. Чешский ученый пришел к выводу (можно сказать, крайнему), что эстетическое не имеет прямой связи с какими-либо свойствами вещей[47]. Субъективация эстетического здесь достигла максимума. Важны, полагает Мукаржовский, лишь интенсивность воздействия предмета на сознание, всецелая сосредоточенность на нем воспринимающего, сопряженная с эффектом новизны и неожиданности. Эстетическое при этом связывается с отклонениями от всего привычного и устоявшегося, с некими нарушениями. «Нормированное эстетическое», утверждает ученый, осталось в прошлом: традиционно прекрасное было узаконено, а потому безлично. Иерархически выше его и современнее «ненормированное эстетическое»[48].
Сходные мысли (в более мягкой форме) позже высказал М. Бердсли (1915–1985). Лидер американской эстетики утверждал, что любой предмет может рассматриваться с эстетической точки зрения. Ученый говорит о двух путях эстетического вкуса и опыта. Первый (прежний, традиционный) — это любовь к прекрасному. Второй, более насущный для современности, — это всеобщее эстетизирование реальности: распространение эстетической точки зрения на все, что окружает человека[49]. Подобного рода концепции идут вразрез с многовековым опытом искусства и философии, но вполне согласуются с установками и практикой модернизма и в особенности авангардизма.
В эстетике XX в., однако, наличествует и иная ветвь. Ее правомерно назвать неотрадиционалистской (о неотрадиционализме см. с. 365). Здесь подчеркивается, что эстетические эмоции направлены на содержательную форму предметов (о ней см. с. 154) и являются духовно заинтересованными в воспринимаемом. Так, М.М. Бахтин термину Канта «незаинтересованность» предпочел другой, более осторожный. Он говорил о вненаходимости носителя эстетической эмоции по отношению к воспринимаемому. Свойства эстетического восприятия, полагал Бахтин, обусловливают не только пространственную и логическую дистанцию между субъектом и объектом, но и их внутреннее родство и органическую связанность. По мысли ученого, этическая эмоция как бы требует от того, кто испытывает ее, не только «вненаходимости» по отношению к воспринимаемому, но и причастности ему. Бахтин настойчиво говорил о душевной расположенности и любовной близости человека к источнику эстетического переживания. Он полагал, что эстетическому присущи «доброта и благостность», что центром эстетического видения является «любовно утвержденная конкретная действительность» и что «только любовь может быть эстетически продуктивной» и (как согласную с его суждениями) приводил русскую пословицу: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». «Безлюбость, равнодушие, — утверждал Бахтин, — никогда не разовьют достаточно сил, чтобы напряженно замедлить над, предметом Только любовь может быть эстетически продуктивной»[50]. В приведенных суждениях ученый связывал эстетическое с освоением прежде всего человеческой, личностной реальности, со сферой общения между людьми.
Эстетические эмоции в послекантовских теориях, как видно, осмысливаются по-разному.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена
В.Г. Адмони Эстетические взгляды Генрика Ибсена Как критик и теоретик искусства Генрик Ибсен известен весьма мало. В годы своей мировой славы он был чрезвычайно скуп на публичные высказывания – в частности, на высказывания по вопросам искусства. Тем не менее у Ибсена
4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения
4.3. Генерации стимулов, вызывающих заданные эмоции и настроения Эмоции также являются одним из механизмов управления поведением целевых аудиторий. Эмоции тесно связаны с мотивами. Эмоции могут активировать и направлять поведение так же, как и базовые мотивы. Эмоции
Выплесните свои эмоции
Выплесните свои эмоции Когда вы пытаетесь представить события, спросите себя, что вы хотели бы увидеть в жизни, какого рода событие вам было бы интересно?Предшествующее руководство было техническим, а настоящее — касается эмоциональной сферы. Вы должны начать с
Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) Настоящий трактат ограничивается общими выводами из фактов, подтверждая их опять только общими указаниями на факты. Вот первый пункт, относительно которого должно дать объяснение. Ныне век монографий, и
Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия)
Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия) Соч. Н. Чернышевского, СПБ. 1855Системы понятий, из которых развились господствующие доселе эстетические идеи, уступили ныне место другим воззрениям на мир и человеческую жизнь, быть может, менее
Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) Это — одно из самых популярных и значительных философско-эстетических сочинений Чернышевского. Работа создавалась как диссертация, необходимая для получения ученой степени магистра наук.3 мая 1855 года
И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера
И. Л. Галинская. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера Памяти
I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов»
I. Философско-эстетические основы книги «Девять рассказов» Каждому читателю произведений Сэлинджера становится ясно, что в поисках эталона любви, добра и красоты он часто обращается к идеалам античной и средневековой философской литературы Индии, а также к идеям
Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова
Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова Своеобразие литературной позиции Ломоносова определяется именно энциклопедическим складом его ума, всеобъемлющим типом сознания, в котором эстетическое начало неразрывно связано с научным мировоззрением и
Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции
Жанровый универсализм литературного наследия. Сумарокова и его эстетические тенденции Сумароков был принципиальным универсалистом, создателем целого литературного арсенала жанровых моделей: сатира и ода, дидактическая поэма, элегия, песня и басня, баллада, эклога,
Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции
Глава 5 «Лермонтизация», или Форма эмоции 1В 1992 году Дмитрий Александрович Пригов предпринял масштабное по своему объему действие – он переписал «Евгений Онегин» Пушкина. В «Предуведомлении» к новому тексту «Онегина» Пригов писал о содеянном: Это, пожалуй, один
Источник
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Полезное
Смотреть что такое «ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
чувство — беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… … Большая психологическая энциклопедия
Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
чувство — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
чувство — [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка
Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (от греч. aistheti kos чувствующий, чувственный) исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск во как вид… … Эстетика: Словарь
чувство — а; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь
чувство — а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений
Источник
Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
Не только труд сделал из обезьянки человека, но и красота окружающего мира. Хотя способность видеть красоту была присуща не только Хомо Сапиенс, но и самым древним людям. Но по-настоящему эстетические чувства может испытывать только высокоразвитый человек.
Когда ты в жизненных явлениях можешь видеть красоту и стараешься соответствовать своему представлению о прекрасном, ты становишься лучше и развиваешься как личность.
Эстетические чувства и внешность
Люди (особенно представительницы женского пола) наращивают волосы, ухаживают за кожей, красятся. Почему? Не только для того, чтобы привлечь представителя противоположного пола, как это было раньше. А для того, чтобы комфортно себя чувствовать в своем теле.
Иерархия потребностей человека
Пирамида психолога Маслоу показывает, что физиологические потребности у человека на первом месте, а духовные — на последнем. Но тот, кто не может реализоваться в духовной сфере, превращается в обезьяну.
Это главная проблема человечества. Ведь люди вынуждены выживать, а не читать книги. Отсюда и широко распространенное, можно сказать, животное отношение друг к другу, обман, мошенничество, желание нажиться. Эстетические чувства человека на такой базе не могу формироваться. Некоторые «избранные» все же умудряются развиваться, зарабатывая каждый день на хлеб. Они и способны испытывать настоящие эстетические чувства, развиваться в творческом или интеллектуальном направлении.
Эстетические чувства (или эстетическое сознание) — это комплекс структур. Сознание эстета включает в себя отношение к религии, к труду, вкус, суждение, созерцание, восприятие, оценку, идеал, ценности.
Вкус человека — это его непосредственное мнение по поводу какого-то предмета или явления. Если, к примеру, твой парень носит джинсы с прорезями, которые сейчас «в тренде», но они тебе не нравятся, тебе нравятся больше брюки без прорезей, то это и есть субъективное эстетическое чувство.
Что такое эстетическое суждение
Понятия «эстетический вкус» и «суждение» можно спутать. Но на самом деле они отличаются. Суждение — это, скорее, оценка нравственности того или иного явления. То есть то, что ты думаешь о деле какого-либо человека, насколько это красиво или некрасиво.
Эстетическое созерцание — способность давать оценку действительности с точки зрения эстетики, а не только логики. Способность давать позитивную или негативную оценку, основываясь не только на деталях, но и на картине в целом. Например, когда видишь картину художника, рисующего жизнь котов (юмористический жанр), то оцениваешь его с точки зрения вклада в искусство, а не только критикуешь цвет ботиков кота на картине.
Эстетическое восприятие — что это такое?
- Восприятие — это мнение по поводу какого-либо произведения искусства и его вкладе в мировую красоту. Когда смотришь на красивую вещь и испытываешь положительные эмоции. Например, покупка набора чашек и блюдец по причине того, что этому набору 100 лет.
- Эстетическая оценка — это то, что думает определенный человек о красоте природы, какого-либо явления или вещи. А может, и о красоте другого человека.
- Эстетический идеал — обобщенное понятие, характеризующее то, что человек понимает под словом «идеал».
- Эстетические ценности очень характеризуют человека, так как выражают его отношение ко всем жизненным спектрам. Отношение индивидуума к разным сферам жизни в целом составляет его личность.
Без эстетических потребностей нормальный человек не может работать, если он не моральный урод. Труд нужен ему не только для покупки продуктов пропитания, но и для реализации жизненных ценностей, для покупки ресурсов, которые принесут радость другим людям (например, покупки ребенку игрушек) или для вложения денег в саморазвитие (просмотр фильмов, покупку книг).
Но и способность чувствовать красоту также не говорит, что человек совершенен. Например, Гитлер был художником и тоже видел красоту. При этом прославился как тиран.
Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
Развитие эстетических чувств красоты человека и его интеллектуальное развитие напрямую связаны между собой. Не имея достаточного интеллекта (или образования), индивид не сможет в полной мере оценить красоту. Чтобы, к примеру, оценить произведение искусства, нужно знать его ценность в контексте эпохи, изучать искусствоведение.
Как развивать чувство прекрасного в себе?
Помогут информационные источники: книги, хорошие фильмы, а также общение с другими людьми. Проводите развивающие тренинги, цените в людях не только материальное благосостояние, но и духовные ценности. Развивайте в себе умение видеть прекрасное в мелочах.
Эстетические чувства — это потребность развиваться
Давайте разберемся, что такое инвестиции в себя. Это действия, позволяющие сформировать в себе нравственные и эстетические чувства. Это уход за здоровьем и внешностью, новые знания. Без трех этих составляющих невозможно достичь успеха. Все три качества нужно в себе развивать. Пока ты молод, не особенно задумываешься о нравственности, эстетике. Именно поэтому психологи советуют развивать эстетические чувства дошкольников.
Но стоит учесть, что если не позаботиться о них должным образом, то в более зрелом возрасте появится много проблем. Жизнь человека станет очень ограниченной.
Например, здоровье тела начинается с психологического, душевного здоровья. Все душевные болячки или зажимы, так или иначе, отражаются на теле, дают о себе знать недомоганиями различных степеней тяжести. Страх, постоянная депрессия, подавленность, безысходность «трансформируются» в шейный остеохондроз, отсутствие эмоций, любви, красок жизни, портят человеку зрение. Комплекс неполноценности, так или иначе, отражается на осанке и позвоночнике.
Первое, с чего стоит начать заботу о здоровье, — обретение душевного равновесия, развитие такого фактора, как эстетические чувства (это чтение всевозможной литературы, созерцание красивых вещей).
Потом нужно обратить внимание на уход за телом и внешний вид. Если человек не нравится себе внешне, то его самооценка страдает, и жизненного успеха не достичь. В жизни женщины ее внешность и психологический комфорт связаны напрямую. Поэтому нужно позаботиться о создании своего стиля, уходе за кожей.
Прогулки на свежем воздухе не стоят денег и при этом хорошо отражаются на человеке, косвенно отвечают за воспитание эстетических чувств у детей. Поддерживать красоту волос помогут маски из хны, басмы и кисломолочных продуктов.
Чтобы полноценно ухаживать за кожей (очищать, увлажнять, тонизировать), нужно запастись пилингом для лица, увлажняющим кремом и тоником. Качественная продукция есть у вполне доступных фирм.
Эстетические чувства — это знания
Один мудрец сказал, что знания — это ценный груз, который не мешает. Никогда не знаешь, какая именно сегодня или завтра тебе потребуется информация. Поэтому лишних знаний не бывает.
Как инвестировать в себя знания?
- Читать каждый день. Отдавая предпочтение не бульварной прессе, а психологическим книгам или обучающей литературе, человек инвестирует в себя.
- Общаться с новыми людьми. Не стоит торчать в кафе целыми днями, чтобы завести знакомства. Даже в социальных сетях есть люди, которые могут дать совет по тому или иному поводу, посоветовать хорошую литературу.
- Идти на риск. Время от времени стоит выходить из «зоны комфорта» и пробовать себя в каком-то новом деле. Таким образом человек развивается.
Любовь и эстетические чувства
Психика человека многогранна. Но любить может только личность, которая способна испытывать эстетические чувства. Одно и то же качество — способность любить — в разных людях может проявляться по-разному. То, насколько сильно у человека развито это чувство, зависит от его внутреннего развития, а также от того, насколько яркие эмоции испытываешь к человеку.
Первая ступень влюбленности — привычка
Эмоции, так или иначе, требуют выхода, но как будет реализовывать себя влюбленный, зависит напрямую от его развития. Такие черты, как истеричность, самовлюбленность, эгоизм, говорят о том, что у человека сильно выражен инстинкт страха и мало выражено чувство прекрасного. Либо просто не удовлетворены его базовые потребности. Невозможность реализовать себя толкает человека на истерики, эгоизм, самозащиту.
Индивид, находящийся на первой стадии влюбленности, любит за статус, который дает ему тот или иной человек. Он любит за комфорт, за возможность защититься. Либо просто за красивую вещь. Он способен наслаждаться красивой одеждой, автомобилями. Но влюбиться в определенного человека ему сложно. Окружающие оцениваются исключительно по внешности либо по материальному статусу. Моральные качества и личность собеседника его мало интересуют.
Вторая ступень влюбленности — симпатия
Это влюбленность, также основанная на базовых потребностях. Чувство любви к ближнему еще плохо развито и не может реализоваться в полной мере. Проявление симпатии ограничивается кокетством, заигрыванием. Если объект влюбленности не ответил взаимностью, она быстро проходит, так как привязанность к нему еще не сформировалась. Это как эстетические чувства детей.
Вторая ступень любви не имеет созидательной основы. Если влюбленный человек потерпел неудачу на личном фронте, не получил чего хотел, то он может обозлиться на противоположный пол, стать женоненавистником или мужененавистницей и посвятить весь свой быт кошке или собаке. Данный индивид может легко пройти мимо человеческого горя, использовать кого-то, в нем также есть желание мстить.
Третья ступень развития влюбленности — физиология
Человека в третьей ступени влюбленности также привлекают физические характеристики (приятный голос, внешность) но чувство к человеку он переживает уже более глубоко и полно, чем во второй ступени. Формирование эстетических чувств основывается на понимании объекта страсти. Он не только хочет взаимности с партнером, но и уважает его окружение, старается максимально украсить его жизнь. В этой стадии человек уже учится понимать психологию, читает тематическую литературу, старается вникать в ситуацию. Индивид хочет не только брать, но и отдавать.
Формируется привязанность к объекту влюбленности, от которой тяжело избавиться.
Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
Человек, находящийся на такой ступени развития, не просто может понимать настроение другого, сострадать, но почти физически испытывает боль ближнего своего. Формируется привязанность и бескорыстная любовь к человеку, принятие всех его особенностей, в том числе и недостатков. Но не стоит путать это чувство с болезненной зависимостью, которую многие влюбленные путают с любовью.
Источник