Эмпатия это эмоция или нет

Содержание
  1. Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир
  2. А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.
  3. Против эмпатии
  4. Психологи выделяют три основных вида эмпатии:
  5. Оказалось, что агрессивными людей делает не отсутствие сопереживания, а слабый контроль над импульсами и эмоциями.
  6. Мы сочувствуем «своим» — и именно поэтому становимся агрессивнее к «чужим». Можно сколько угодно призывать к христианским добродетелям, но эмпатия так не работает. Попробуйте сопереживать человеку, который убил вашего друга.
  7. Эмпатия не всегда делает нас добрыми и справедливыми — часто всё происходит ровно наоборот.
  8. Когда сострадания слишком много
  9. Специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки ввел понятие «эмпатическая усталость». Постоянно сталкиваясь с горем и потерями других, люди испытывают эмоциональное выгорание — чувство опустошенности, физическое истощение и потерю интереса к жизни.
  10. Когда сочувствие заходит слишком далеко, мы перестаем думать о других людях — нас слишком беспокоят собственные страдания. Чтобы эмпатия приносила пользу, ее нужно сдерживать и направлять в нужную сторону.
  11. От эмпатии — к рациональному состраданию
  12. Вместо того чтобы просто отражать боль другого человека, медитация любви и сострадания активировала совершенно другие участки мозга.
  13. Эмпатия быстро истощается, ограничивает круг нашей заботы одним человеком и подталкивает к неэффективным решениям. Интенсивные чувства — плохой ориентир, когда речь идет о моральном выборе.
  14. Пожертвования в Африку поддерживают деспотические режимы. Гиперопекающие родители воспитывают детей-невротиков, которые неспособны ко взрослой жизни. Войны и конфликты подогреваются состраданием к жертвам.
  15. Эмпатия дарит чувство человеческого контакта, которое не заменить никакими умозаключениями.
  16. Павел Зыгмантович
  17. Психолог. Делаю сложное понятным
  18. Вы ничего не знаете про эмпатию
  19. Сердце здесь ни при чём
  20. Тёмная сторона эмпатии
  21. Обучение состраданию
  22. Технические нюансы
  23. Зачем нужна эмпатия

Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир

Эмпатия сегодня считается абсолютным добром. Если в мире слишком много непонимания, конфликтов и войн, то это из-за нехватки сострадания. Кажется, что против эмпатии может выступать только бездушный злодей и социопат. Но эмпатия не всегда делает нас добрее и лучше — у нее есть и темная сторона. «Если вы хотите быть хорошим человеком и делать добрые дела, эмпатия — плохой ориентир», — считает американский психолог Пол Блум. Если бы можно было магическим образом увеличить уровень эмпатии, мир не стал бы от этого лучше.

После инсульта 49-летний мужчина из Бразилии сильно изменился. Он стал добрым и щедрым — даже слишком щедрым. Встретив на улице бездомных детей, он отдавал им все свои деньги. Он оставил работу в офисе и открыл фирму по продаже домашней картошки фри. Бизнес провалился: большую часть еды мужчина раздавал бесплатно. Только благодаря пристальному вниманию жены семья не погрузилась в долги.

Оказалось, что после инсульта у мужчины была повреждена часть мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями и принятие решений. Он чувствовал желание помочь — и тут же приступал к делу, не принимая во внимание другие факторы.

Способность к сопереживанию не случайно считается добродетелью. Без эмпатии мы не смогли бы выйти за рамки своего «я», понимать чужие эмоции, создавать доверительные и близкие отношения.

А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.

Против эмпатии

Когда психолог Пол Блум написал книгу «Против эмпатии», даже некоторые его студенты решили, что он перегнул палку. Если ты выступаешь против эмпатии, для общества это звучит так, будто ты ненавидишь котят. Как утверждает популярный спикер и писательница Брене Браун, «эмпатия способна растворять стыд, уничтожать ощущение разобщенности, объединять и даже исцелять». И вы утверждаете, что против эмпатии? Вы, наверное, неудачно пошутили.

Психологи выделяют три основных вида эмпатии:

  • Эмоциональная эмпатия — способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.
  • Когнитивная эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и понять, как он думает. Это интеллектуальный процесс, который уже далек от непроизвольной реакции.
  • Эмпатическая забота — способность, которая побуждает заботиться о других людях и оказывать им помощь.

Пола Блума и некоторых его коллег больше всего беспокоит первый вид, эмоциональная эмпатия. Интуитивно кажется, что способность ощущать чужие эмоции должна автоматически подталкивать к добрым поступкам. Неслучайно репутацию жестоких и безжалостных людей имеют психопаты — люди, у которых эмоциональная эмпатия атрофирована. Но на практике всё гораздо сложнее.

В крупном исследовании ученые из университета Миннесоты не обнаружили почти никакой взаимосвязи между агрессией и низким уровнем эмпатии.

Оказалось, что агрессивными людей делает не отсутствие сопереживания, а слабый контроль над импульсами и эмоциями.

Даже среди психопатов далеко не все становятся маньяками и насильниками. Люди с аутизмом и синдромом Аспергера, несмотря на проблемы с эмпатией, часто придерживаются очень строгих моральных правил.

Эмпатия не защищает от агрессии — именно с помощью призывов к состраданию людей можно подтолкнуть к чудовищным поступкам. «Когда люди думают об эмпатии, они думают о доброте. А я думаю о войне», — пишет Пол Блум.

«Всевозможные зверства, как правило, мотивируются историями о жертвах — белых женщинах, подвергшихся нападению чернокожих, историями о немецких детях, подвергшихся нападению евреев-педофилов».

Мы сочувствуем «своим» — и именно поэтому становимся агрессивнее к «чужим». Можно сколько угодно призывать к христианским добродетелям, но эмпатия так не работает. Попробуйте сопереживать человеку, который убил вашего друга.

Необязательно использовать такой радикальный пример. В одном известном исследовании футбольные фанаты должны были наблюдать, как другим болельщикам причиняют боль с помощью тока. При сканировании мозга было заметно, что болельщики сопереживают только фанатам своего клуба, а в других случаях эмпатическая реакция подавляется. Более того, страдания болельщиков клуба-соперника активировали центры мозга, связанные с удовольствием.

Эмпатия не всегда делает нас добрыми и справедливыми — часто всё происходит ровно наоборот.

Когда сострадания слишком много

Способность разделять чужие эмоции может стать невыносимой обузой. Об этом хорошо знают высокоэмпатичные люди и специалисты помогающих профессий — медсестры, врачи и психотерапевты.

Специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки ввел понятие «эмпатическая усталость». Постоянно сталкиваясь с горем и потерями других, люди испытывают эмоциональное выгорание — чувство опустошенности, физическое истощение и потерю интереса к жизни.

Исследования медсестер показали, что «усталость от сочувствия» приводит к невыходам на работу и частым ошибкам при выдаче лекарств.

Гипотезу о том, что эмпатия подталкивает к альтруизму, много лет исследовал американский профессор-социолог Дэниел Бэтсон. «Эмпатия помогает разрушить границы между одним человеком и другим, она выступает против эгоизма и безразличия», — утверждает он. Но запасы эмпатии не безграничны. К счастью, чтобы помочь другому человеку, необязательно разделять его эмоции. Гораздо чаще более продуктивный шаг — обуздать свои чувства и посмотреть на ситуацию со стороны.

Когда сочувствие заходит слишком далеко, мы перестаем думать о других людях — нас слишком беспокоят собственные страдания. Чтобы эмпатия приносила пользу, ее нужно сдерживать и направлять в нужную сторону.

Однажды в Непале молодая женщина по имени Сита пришла ко мне на консультацию. Ее сестра только что покончила с собой. Ей не давала покоя вина за то, что она не смогла этого предотвратить. Не в силах на чем-то сосредоточиться, она плакала целыми днями, а когда слезы закончились, погрузилась в оцепенение.

Во время одной из наших сессий она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Вы знаете, каково это — потерять сестру? Я этого не переживу. С тех пор как я родилась, мы жили в одной спальне, мы всё делали вместе. Я не смогла удержать ее».

Ее страдание было таким интенсивным, что застигло меня врасплох. Я вспомнил о самоубийстве своего шестнадцатилетнего двоюродного брата. Мне пришлось приложить огромные усилия, чтобы взять себя в руки и не разрыдаться. Глубина эмоционального резонанса совершенно меня поразила. Но я знал, что, если я заплачу вместе с Ситой, то не смогу ей помочь.

Мне удалось успокоиться и перестать думать о своем колотящемся сердце, о своих глазах, затуманенных слезами, и подавить воспоминание о своем брате. Наконец, когда накал эмоций ушел, я сказал Сите: «Я понимаю твое горе. Я действительно тебя понимаю. Но ты не одинока. Я тоже потерял двоюродного брата почти в том же возрасте, что и ты. Я знаю, как это тяжело. Но я понял и принял тот факт, что я никак не мог этому помешать. Это не моя вина. Эту боль можно преодолеть».

Она вдруг подняла голову и посмотрела прямо в мои глаза, чтобы увидеть, говорю ли я правду. К моему большому удивлению, она встала и обняла меня, пробормотав: «Я попробую. Спасибо».

Из книги Матьё Рикара «Altruism: The Power of Compassion to Change Yourself and the World»

От эмпатии — к рациональному состраданию

Матьё Рикара называют «самым счастливым человеком на земле». Буддийский монах, в прошлом доктор молекулярной биологии, стал героем пионерских исследований о влиянии медитации на мозг.

В одном из экспериментов его попросили смотреть на фотографии и сопереживать страданиям людей, которые были на них изображены. «Эмпатический резонанс очень быстро стал для меня невыносимым. Я почувствовал эмоциональное истощение», — признался Рикар. Затем он вышел из этого состояния и сосредоточился на ощущениях любви и заботы.

Вместо того чтобы просто отражать боль другого человека, медитация любви и сострадания активировала совершенно другие участки мозга.

Исследователь Таня Сингер из Общества им. Макса Планка повторила это исследование на 60 добровольцах, которые не были монахами. В первой груп­пе участники развивали чувство эмпатии к окру­жающим, а во второй — практиковали медитацию любви и сострадания.

Участники из первой группы испытывали больше стресса и негативных эмоций — разница была заметна уже спустя восемь часов тренировок. Медитация сострадания заглушала эмпатический стресс, взращивала чувство заботы и готовность помочь другому.

Подлинный альтруизм имеет мало общего с эмоциональной эмпатией, считают многие исследователи.

Эмпатия быстро истощается, ограничивает круг нашей заботы одним человеком и подталкивает к неэффективным решениям. Интенсивные чувства — плохой ориентир, когда речь идет о моральном выборе.

Так, в исследовании Дэниела Бэтсона участникам рассказали о десятилетней девочке по имени Шери Саммерс со смертельной болезнью — она ждала очереди на лечение, которое должно было уменьшить ее боль. Затем участникам предложили переместить девочку в начало очереди. Когда их просто спросили, стоит ли это сделать, они отказались — ведь есть и другие дети, которым нужна помощь. Но если участников сначала просили представить, как чувствует себя Шери, они решили, что помощь стоит оказать именно ей. Сочувствие оказалось сильнее справедливости.

«Всеми средствами следует обуздать печаль, чтобы сделать мир лучше», — пишет Оксфордский философ и специалист по этике Уильям Макаскилл. Трезвый расчет, а не сопереживание — вот что необходимо, если мы действительно хотим помогать другим. Легко почувствовать себя благородным альтруистом. Гораздо сложнее приносить людям реальную пользу.

Эмоции — плохой помощник в исполнении альтруистических порывов. Иногда благородные намерения наносят огромный вред.

Пожертвования в Африку поддерживают деспотические режимы. Гиперопекающие родители воспитывают детей-невротиков, которые неспособны ко взрослой жизни. Войны и конфликты подогреваются состраданием к жертвам.

Безоглядная эмпатия к немногим может привести к катастрофическим последствиям для всех. Но хотя у эмпатии есть ограничения, конечно, не стоит отказываться от нее целиком.

После кругосветного путешествия на корабле «Бигль» Чарлз Дарвин стал убежденным противником рабства. Согласно современным теориям его времени, белые и негры имели различное происхождение: негры занимали промежуточный уровень между человеком и животным, и обращались с ними соответственно.

До плавания Дарвин, как и многие викторианские джентльмены, считал это вполне справедливым. Только когда он сам увидел страдания и унижение рабов, его мнение изменилось — он стал считать рабство отвратительным и гнусным явлением. С помощью рациональности он вряд ли смог бы прийти к этому выводу.

Эмпатия дарит чувство человеческого контакта, которое не заменить никакими умозаключениями.

Важно помнить, что эмпатия — это средство, а не самоцель.

Как пишет Лесли Джеймисон, «опасность эмпатии не в том, что она заставляет почувствовать себя плохо, а в том, что она заставляет почувствовать себя хорошо». Эмпатия — мощная сила, которую можно использовать как во благо, так и во зло.

Вы не становитесь хорошим человеком просто от того, что можете кому-то сопереживать. Но это неплохое начало.

Источник

Павел Зыгмантович

Психолог. Делаю сложное понятным

Вы ничего не знаете про эмпатию

Думаете, что эмпатия — это сопереживание и доброе сердце? Вы не одиноки, многие люди понимают эмпатию неправильно.

Да, это не опечатка.

Понимание эмпатии как сочувствия — ошибочно.

Сердце здесь ни при чём

Начнём с шока. Эмпатия — это не сострадание. Это не сочувствие. Да чего уж там мелочиться — эмпатия вообще не является аффективным состоянием.

Это понимание. То есть процесс, скорее, мыслительный.

Вот определение с сайта журнала «Nature»: «Эмпатия — это социальный процесс, понимания и узнавания эмоции и/или поведения другого человека; часто может привести к переживанию таких же эмоции. Отличается от симпатии, которая включает в себя заботу о других, не переживая тех же эмоций, что и они». [1]

Видите? Ключевым в эмпатии является не переживание каких-либо эмоций, а понимание происходящего с человеком. Причём понимание происходящего как в эмоциональном плане, и в плане действий.

Поясню на примере. Представьте себе человека, который видит плачущего ребёнка. Если у человека есть эмпатия, то он поймёт два момента.

Во-первых, что ребёнок плачет, стало быть, ему нехорошо. Во-вторых, что слёзы вызваны обидой, злостью, грустью или чем-то близким, но не удивлением или восхищением.

И всё это благодаря эмпатии.

Тёмная сторона эмпатии

Чтобы быть эмпатичными, нам не обязательно переживать то же самое, что переживает другой человек. Такое может быть, но это не обязательно.

Здесь, кстати, возникает забавная коллизия, которая разрушает мифический образ эмпатии, как чего-то исключительно милого и прекрасного.

Представьте себе, что вас на дороге подрезал некий автомобиль. Подрезал некрасиво и опасно. Вы призвали разные кары на голову водителя этой машины, но в реальности ничего сделать не смогли. Едете дальше, а на душе кошки скребутся.

И тут через полтора километра вы видите, как этот автомобиль стоит на обочине и водитель меняет колесо (очевидно, пробитое). Скорее всего, в этой ситуации вас охватит приятное чувство злорадства.

Почему так? Потому что ваша эмпатия говорит вам: «Этому человеку сейчас плохо, он страдает». А вы хотели, чтобы этот человек страдал. И поэтому вам теперь хорошо.

Обучение состраданию

Ещё один момент, показывающий, что эмпатия не равна сопереживанию — это исследования по развитию сострадания.

Например, в одном исследовании учёные-психологи с помощью обмана побудили людей к сострадательному поведению. Они дали участникам тест на эмпатию, а потом соврали, что те показали себя высокоэмпатичными людьми. А такие люди, продолжили исследователи, очень хороши в заботе о других. Услышав это, испытуемые охотно пожертвовали деньги в помощь обездоленным. [2]

В другом исследовании обошлись без обмана. Участники экспериментальной группы представляли человека в беде, а потом представляли, что хотят ему помочь. Начинали они с близких, а потом переходили ко всё более далёким от них людям. Работа шла две недели, по тридцать минут в день.

Изменения в сострадании проверяли в поведении и на уровне мозга.

В первом случае участники эксперимента были поставлены перед выбором – заплатить ли свои деньги, чтобы помочь несправедливо обиженному человеку. Во втором случае участников помещали в томограф и попросили посострадать.

Оказалось, что в обоих случаях у тех, кто учился состраданию, произошли заметные изменения и в поведении, и в мозгу. Люди действительно научились состраданию. [3]

Как видим, людей можно учить состраданию. Это означает, что эмпатия — это фундамент, на котором можно построить разные красивые здания. Но фундамент — это всё-таки ещё не здание.

Технические нюансы

Многие исследователи разделяют эмпатию на две части — аффективную и когнитивную.

Аффективная эмпатия — это процесс реагирования соответствующей эмоцией на состояние другого человека. Например, на неудачу можно отреагировать и сочувствием и уже упоминавшимся злорадством. Оба эти варианта могут отказаться «соответствующей эмоцией» (в разных контекстах, конечно же).

Когнитивная эмпатия — это процесс понимания другого человека.

Это относительно условное разделение. Во-первых, потому что нейронные сети, обслуживающие эти процессы, активируются и взаимодействуют в социальных ситуациях вместе.

Во-вторых, для просоциального поведения нужны обе эти части. [4]

При этом, прошу обратить самое пристальное внимание, эмпатия — это всё равно не дружелюбное сочувствие.

Зачем нужна эмпатия

Задача эмпатии напрямую вытекает из её определения. Она помогает нам понимать, что происходит с другим человеком, и помогает выбрать, как на это отозваться.

Это позволяет связать эмпатию с так называемой теорией разума (theory of mind). То есть умением понимать, что у другого человека, вообще-то есть свой мир.

Проще говоря, это знание что там, за внешностью, кроется целая личность.

И эмпатия, по-видимому, является частью теории разума. У этого есть неплохие доказательства.

Например, в одном исследовании удалось выделить участок мозга, который критичен и для эмпатии и для теории разумного. Это правый височно-теменной узел (the right temporo-parietal junction). Если его «отключить», страдает и эмпатия (как минимум когнитивная), и теория разумного. [5]

Другое исследование, проведённое с детьми 4-6 лет, показало то же самое (правда, без вмешательства в работу мозга). [6]

Ну и мелочь. Без эмпатии мы бы не понимали последствий своих действий. Это мы причинили боль или обрадовали? А благодаря эмпатии — понимаем.

Подведём итог. Эмпатия — это как минимум понимание эмоций другого. При этом даже аффективная эмпатия не означает обязательного сочувствия и сострадания. Можно понимать состояние другого и реагировать как-нибудь недобро. Сопереживание, сочувствие, жалость — это не эмпатия, а её производные. При этом сочувствию вполне успешно можно обучать — если человек может понимать эмоциональное состояние другого человека, он может и сочувствовать ему. Эмпатию не нужно представлять как что-то обязательно доброе и хорошее, но всё равно эмпатия нам очень нужна.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Кстати, чтобы лучше разбираться с собственными эмоциями, рекомендую изучить вот этот материал .

В продолжение темы рекомендую мои статьи «Как выразить соболезнование и поддержать в горе» и «Как успокоить человека»

Источник

Оцените статью