Эмоция как комплексная реакция

Эмоциональные реакции: определение, виды, сущность, выполняемые функции и их влияние на человека

Человек сталкивается с эмоциональными реакциями каждый день, но редко о них задумывается. Тем не менее они сильно облегчают ему жизнь. Что же дает эмоциональная разрядка человеку? Она помогает сохранять нервы в порядке. По этой причине те персоны, которые скрывают проявление своих эмоций, чаще страдают сердечными недостаточностями и нервными болезнями.

Определение

Что такое эмоциональная реакция? Это процесс, который выражается в действиях, словах или же состоянии. Он возникает в ответ на душевное или же внешнее раздражение. Например, вас кто-то напугал, и вы начинаете переживать. Или же вам кто-то сделал сюрприз, и вы обрадовались. Эмоциональная реакция на одну и ту же ситуацию у двух людей может быть разной. Все будет зависеть от того, как та или иная персона смотрит на сложившуюся ситуацию. Каждый человек является автором своих эмоций, по этой причине люди могут не только искренне чему-то радоваться, но и подделывать свои эмоции. А порой рамки приличия заставляют человека сдерживать свои чувства. Но все же от взгляда внимательного зрителя не ускользнет реальная эмоция и ее наигранный прототип.

Какие бывают виды эмоциональных реакций? Условно их можно разделить на две группы. В первой эмоции делятся по своей положительной окраске.

  • Позитивные. Положительных эмоций у человека меньше, чем отрицательных. Это связано с тем, что в жизни не так много приятного? Не совсем. Исторически так сложилось, что человеку было хорошо там, где ему было спокойно. А спокойное течение жизни не вызывает никаких ярких эмоций.
  • Негативные. Отрицательных эмоций у человека больше, чем положительных. Возможно, это связано с тем, что наши предки тратили много время на охоту и защиту себя и своей семьи. По этой причине у них было много эмоций, связанных со страхом и раздражением.

На какие еще виды могут делиться эмоциональные реакции?

  • Врожденные. Человек не знает, что такое гнев, с рождения. Эта эмоция приобретенная. А вот о том, что такое страх, знает даже младенец.
  • Выученные. Развиваясь, ребенок познает мир и учится выражать свои эмоции. Обучают свое чадо родители. Они следят за тем, чтобы ребенок мог в соответствии с общепринятыми нормами реагировать на ту или иную ситуацию.

Примеры

Какие вы знаете эмоциональные реакции? Ниже представлены 6 основных.

  • Гнев. Эта реакция возникает в человеческой душе тогда, когда ожидание не совпадает с реальностью. Настроение у человека портится, и он начинает раздражаться. Чтобы нервы не сдали, он выплескивает все наружу, чаще всего на собеседника или на того, кто оказался ближе всего.
  • Радость. Когда человек чем-то доволен, он улыбается и смеется. Такая реакция возникает на положительные события.
  • Тоска. Грустное состояние время от времени присуще всем. Благодаря тоске человек может острее ощущать радость.
  • Страх. Это врожденное чувство, которое человек непроизвольно испытывает всякий раз, когда находится в потенциальной опасности. Срабатывает инстинкт выживания, который предупреждает о грядущей беде.
  • Удивление. Эта эмоциональная реакция может быть и положительной, и отрицательной. Все будет зависеть от обстоятельств, в которых человек столкнется с удивлением.
  • Отвращение. Подобным образом человек реагирует на то, что ему неприятно. Эмоция эта приобретена и формируется под воздействием воспитания.

Степени

Эмоциональные реакции человека развиваются в трех направлениях. Условно их можно охарактеризовать тремя степенями.

  • Быстрота. Каждая эмоциональная реакция наступает молниеносно, а вот сколько она будет длиться, человек не знает. Все зависит от того, насколько сильно заденет персону то или иное обстоятельство.
  • Глубина. Даже если человека что-то вывело из себя, обида может быстро пройти, так же как и радость. А вот насколько сильно эмоция поразит человека, будет определяться глубиной чувств конкретной личности к персоне или объекту, который вызвал эмоциональную реакцию.
  • Интенсивность. Одни эмоции запоминаются надолго, а другие быстро проходят. Это и называется интенсивностью реакции.

Эмоции бывают разными, и реакции человека на эти эмоции тоже. То, что персону не интересует, проходит тихо и не задевает тонких струн души. То, что для человека важно, оставляет сильный отпечаток. Какие же бывают типы эмоциональных реакций?

  • Эмоциональный отклик. Такая реакция считается самой стандартной и ходовой. Вас что-то расстроило или обрадовало, вы смеетесь или плачете соответственно. Эмоциональные реакции ребенка должны развивать родители. Если они этого не делают, значит, их чадо вырастит бесчувственным эгоистом.
  • Эмоциональная вспышка. То, что не попадает под определение ”отклик”, смело можно называть вспышкой. Это короткая сильная реакция, которая накладывает отпечаток на душу человека. Если вы неожиданно и сильно напугаете друга, то можете увидеть яркий пример эмоциональной вспышки.
  • Эмоциональный взрыв. Такая реакция, в отличие от вспышки, не молниеносна. Она может произойти вследствие череды обстоятельств, которые поочередно вызывали сначала эмоциональный отклик, а затем вспышку.

Функции

Зачем нужны эмоциональные реакции и состояния человеку?

  • Регуляторная. Чтобы нервная система могла нормально функционировать, ей время от времени нужно разряжаться. За счет выплеска эмоций снимается напряжение и нервы приходят в норму.
  • Оценочная. Человеку необязательно что-то проверять на собственном опыте, чтобы понять, хорошо это или плохо. Персона может предположить эмоции и реакции на них, которые будет испытывать в той или иной ситуации.
  • Побудительная. Некоторые эмоциональные реакции заставляют человека что-то делать. Если учесть правдивость поговорки, что движение – это жизнь, то именно благодаря получению конкретных эмоций человек может продолжать двигаться.
  • Коммуникативная. С помощью языка тела человек может передать даже больше информации, чем он сможет это сделать вербально, обратившись к помощи слов.

Первая реакция

Человек может скрыть от посторонних многое, но не свои чувства. Сильные душевные волнения всегда передаются за счет эмоциональных реакций. Примером такого поведения могут быть искусственные улыбки, которые сегодня принято ”надевать” в обществе. Если ваш знакомый на подходе к вам держит мрачную мину, но его лицо преображается, когда человек подошел уже практически вплотную, это значит, что личность не очень добродушно настроена. Нарисовать эмоции на лице можно, но опытному глазу неискренность видна сразу. Так же как и явная радость, которая выдает симпатию одной личности к другой. Если при появлении человека в компании из трех персон одна из них начинает широко улыбаться, то это явный признак неравнодушного отношения. Так что если вы хотите знать, как к вам относится человек, посмотрите на то, как он себя ведет при вашем появлении.

Источник

Эмоции как комплексная реакция целостного организма на воздествующий раздражитель воспринимающего информацию или результаты собственных действий

Пример готового реферата по предмету: Психофизиология

1. Краткая характеристика эмоций

2. Качество эмоций

3. Биологическая сущность эмоций

  • Заключение:
  • Список литературы:
  • Содержание

Выдержка из текста

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности и в этому первый признак того, что эмоция организует мышление и деятельность. Эмоции оказывают непосредственное влияние на восприятие. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом цвете. Страх суживает наше восприятие, заставляя видеть только объект нашего страха или путь спасения от него. В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках.

17.Приведите примеры простых задач на усвоение взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий, раскрыть методику работы над одной из них. Класс простейших задач проиллюстрировать каждый вид.

работа, выполняемая эмоциями в организмеФрустрация возникает как эмоциональная реакцияна достижение не запланированного результата

Особой популярностью среди наук, относящихся к категории человекознания, данная проблема «пользуется» в настоящее время. И это не случайно. Экологические, экономические, технологические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, кардинально повлияли на изменения в жизни и деятельности людей. Постоянные физические и эмоциональные нагрузки, переживаемые в наши дни практически каждым человеком, значительно влияют на его здоровье, полноценную жизнедеятельность. Не случайно проблема стресса является сегодня одной из важнейших проблем медицины. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса», лишающая жизни миллионы людей. Особенно это касается высоко индустриально развитых стран.

Это стремление заложено в человека как регулятор его выживания в окружающей среде»[14].

Эмоции представляют собой реакцию человеческого организма на некоторый стимул-раздражитель, чаще всего на определенную ситуацию. При этом они могут отличаться длительностью, инертностью или интенсивностью.

Информационная база комплексного экономического анализа Что определяет спрос на деньги как результат сравненияб) Потому что компанию «Harley-Davidson» воспринимают

Большинство исследователей рассматривает эмоцию как сложный психофизиологический феномен, который можно связать с переживаемым и/или осознаваемым чувством (состоянием) – феноменология эмоций; с висцеральными процессами, сопровождающими эмоции; с выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица,реакций — одна из основных задач личностного развития; в действительности социальные и межличностные навыки человека наиболее четко проявляются при попытке управления своим поведением в ситуации стресса или эмоций помогает понять внутриличностную согласованность в личностном функционировании, поскольку переработка эмоционально значимой информации — это наглядный пример того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и таким образом начинают функционировать как

Список источников информации

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: «Просвещение», 1988.- 190с.

2.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986. – 210 с.

3.Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — И. Просвещение, 1966. – 150 с.

4.Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986. – 230 с.

5.Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.- 168 с.

6.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. 3 издан., доп. и пере. М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 336 с.

7.Emotion (The science of sentiment).

Dylan Evans. Oxford University press. 2001. – 180 с.

Источник

Эмоции как комплексная реакция целостного организма на воздествующий раздражитель воспринимающего информацию или результаты собственных действий

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в “круг” через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как “висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний. В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям. Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.
Чтобы наше восприятие было целостным, нам надо принимать во внимание три компонента, характеризующие эмоции: переживаемое или осознаваемое ощущение эмоций; процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной системах; поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, которые отражаются на лице.
Выводы:
Эмоции это одно из проявлений высшей нервной деятельности. Они представляют собой реакции организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, на воздействия внешних и внутренних раздражителей. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях. Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».
Эмоции носят двунаправленный характер. Благодаря эмоциям человек к чему-то стремится и в конечном итоге это подкрепляется либо положительными, либо отрицательными эмоциями. Если мы достигли поставленной цели, то появляются положительные эмоции. Но если наш результат оказался отрицательным, цель не была достигнута, и человеку приходиться заново работать для достижения её.
Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Особенностью эмоций является их интегрированность — возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции — это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Заключение:
Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям. Он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него (воздействие) определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.
Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
В своей работе я раскрыл(а), что эмоции представляют собой вид высшей нервной деятельности на определенный внешние раздражители, с одной стороны, и результаты своей деятельности, с другой стороны, которое проявляется общей реакцией организма с вовлечением в механизм реализации как отделов спинного мозга, вегетативной нервной системы (симпатического и парасимпатического отдела), подкорковых структур головного мозга и неокортекса (кора головного мозга), что сопровождается рядом физиологических реакций целостного организма на данные раздражители и носят либо положительную (например, удовлетворение от сделанной работы или увиденного, услышанного, сказанного), либо отрицательную окраску (самонедовольстов, раздражительность и в крайней степени отрицательной реакции депрессию).
Список литературы:
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: «Просвещение», 1988.- 190с.
Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — И. Просвещение, 1966. – 150 с.
Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986. – 230 с.
Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.- 168 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. 3 издан., доп. и пере. М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 336 с.
Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001. – 180 с.
4. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986. – с.100-130.

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: «Просвещение», 1988.- с. 50-70.
4. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986. – с.100-130.

5. Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.- с.80-87.

3. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — И. Просвещение, 1966. – с.40-55.
6.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. 3 издан., доп. и пере. М.: Издательский дом «Академия», 2007. – с. 201-209.
Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001. – с. 90-98.

Источник

Оцените статью