- Эмоциональное сознание
- Что такое сознание
- Что такое эмоциональное сознание
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы развития эмоционального сознания
- Список уровней сознания по Дэвиду Хокинсу
- Уровень 1. Отчаяние и позор
- Уровень 2. Чувство вины и мстительная ненависть
- Уровень 3. Апатия
- Уровень 4. Горе
- Уровень 5. Страх
- Уровень 6. Желания
- Уровень 7. Гнев
- Уровень 8. Гордыня
- Уровень 9. Храбрость
- Уровень 10. Нейтралитет
- Уровень 11. Готовность
- Уровень 12. Принятие
- Уровень 13. Интеллект
- Уровень 14. Любовь
- Уровень 15. Радость и безусловная любовь
- Уровень 16. Гармония, блаженство
- Уровень 17. Осознание «я»
- Уровень 18. Полное просветление
Эмоциональное сознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое сознание
Сознание – это свойство психики человека, которое отвечает за субъективные переживания тех событий, что происходят во внешней среде или же в теле самого человека.
К вопросу сознания можно подходить как в узком, так и в широком смысле этого понятия. В широком смысле под сознанием понимают отражение действительности в психике человека, не зависимо от того на биологическом, социальном, рациональной или чувственном уровне оно осуществляется. В узком смысле под сознанием понимают функцию мозга, которая занимается тем что отражает в нашей психике события и явления действительности. Сознание связано с речью человека, а также отвечает за целеполагание и планирование.
Вопросом человеческого сознания занимаются такие дисциплины как философия, психология, науки, изучающие искусственный интеллект. Перед учеными сегодня стоит ряд острых вопросов, на которые нет пока однозначного ответа:
- есть ли сознание у больных, находящихся в коме
- когда у человека зарождается сознание
- может ли компьютер достичь сознания
Что такое эмоциональное сознание
Эмоционально сознание несет ответственность за:
Мысли связаны как с глубинным сознанием, так и с интеллектом.
Эмоциональное сознание представляет собой достаточно сложную систему связей. Эмоциональное сознание берет на себя большую часть работы всего сознания. Человеку достаточно трудно сделать перевод с незнакомого ему языка на родной и наоборот даже имея перед собой словарь. Интеллекту сложно работать без поддержки эмоционального сознания, без эмоционального сознания человек становится весьма беспомощным. Зная эту закономерность не составит труда объяснить почему человек, который знает тысячу иностранных слов и все грамматические структуру иностранного языка, не в состоянии на нем общаться. Не стоит сомневаться, что эмоциональное сознание играет очень важную роль в жизни человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Человек редко задумывается над вопросом почему он воспринимает мир определённым образом. Исходя из выражения «сколько людей, столько и мнений», можно сделать вывод что каждый человек воспринимает мир, ситуации, явления субъективным способом.
Древнегреческий мыслитель Платон сравнивал наш мир с пещерой, в которой заточены люди, они рождаются в это пещере и находятся в ней спиной к выходу, свои представления о мире они формируют на основе теней, которые они видят на стенах пещеры. Иными словами, они воспринимают мир в виде некой иллюзии. На самом деле это действительно так. Когда у человека хорошее настроение, то и весь мир кажется ему доброжелательным, люди приветливыми, и напротив, когда настроение подавленное, мир кажется враждебным, люди вызывают раздражение.
Человек испытывает огромный спектр различных эмоций, грубо их все можно разделить на две основные группы: положительные и отрицательные. В мире практически все явления и предметы вызывают у нас некое эмоциональное состояние, некоторые вызывают у нас радость, удовлетворение, счастье, другие же наоборот, — страх, тревогу, неприязнь, боль.
Роль осознанных эмоций достаточно велика в нашем сознании. Практически на все что мы встречаем в своей жизни мы первостепенно реагирует именно эмоциональным образом. Эмоции дают нам первое представление о предметах и явлениях действительности, они также определяют и наше дальнейшее отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего есть в окружающем мире и вещи, которые для определённого человека могут вообще не существовать, так как эти предметы и явления не вызывают у человека вообще никаких эмоций. Эмоции так де еще отражают и нашу взаимосвязь с определенными людьми и предметами. Чем сильнее эмоции, тем крепче связь. Кроме того, чем сильнее связи, тем мы будем сильнее вовлечены и заинтересованы в процессе кооперации с важными для нас людьми, предметами, явлениями. Исходя из того какую эмоциональную оценку, мы даем явлениям окружающего мира, мы строим свои представления о нем. Безусловно это может быть не всегда объективным.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наши эмоции имеют неразрывную связь с нашим сознанием. Эмоции — это посредники сознания, они изменяют реальность исходя из наших предпочтений и привычек.
Этапы развития эмоционального сознания
В развитии сознания можно выделить три основным этапа. На первом этапе наше сознание чувствует мир через ощущения, иными словами на этом этапе для человека существует только то что он в состоянии увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, осязать. На этом этапе человек еще не способен связать впечатления и образ. Человек реагирует только на самый сильный раздражитель. На этом этапе «я», которое мыслит и принимает решения не существует. Поведение регулируется ощущениями, рефлексами и привычками. Данный этап характерен для детского возраста, но некоторые проявления могут встретится и во взрослой жизни, например, когда человек сталкивается с какой-то проблемой, полностью на ней зацикливается и не видит вокруг ничего кроме нее, для человека в этот момент» проблема» — это весь мир.
На втором этапе индивидуальное «Я» становится более сильным и независимым. Переход к этому этапу происходит достаточно постепенно и неосознанно. На втором этапе человек может разделить свои ощущения и свое «я». Наша жизнь уже перестает быт разделенной на два противоположных полюса, на черное и белое, теперь в центре нашего мира стоит наше «Я». На данном этапе эмоции связывают нас и то что происходит вокруг. Эмоции отражают наше отношение к окоряющим событиям. Такой мир является субъективным и эгоцентричным. Для этого тапа характерны механизмы психологической защиты. Цель нашего сознания получать максимальное удовольствие и ограждаться от негативного воздействия. Так или иначе на этом этапе нашим сознанием все еще руководят эмоции.
Третий этап называется этапом зрелости. Теперь человек стремится не к удовольствиям, а к реальности жизни. Психически и эмоционально зрелый человек в состоянии отделить свое сознание от своих потребностей, эмоций и чувств. На этом этапе человек умеет разграничивать свои собственные субъективные ощущения и мысли от реального мира. Он может сознательно контролировать свои эмоции и чувства. Эмоции на этом этапе становятся элементами творчества. Такие способности наблюдаются у музыкантов, художников, поэтов. Они могут передавать через свои произведения искусства глубокие идеи другим людям.
На этом этапе человек преодолевает власть эмоций, начинает понимать и осознавать суть вещей. Теперь проводниками нашего становятся не эмоции, а разум, интеллект.
Источник
Список уровней сознания по Дэвиду Хокинсу
О том, что такое уровни сознания человека и почему полезно знать свой – в статье «Эволюция человека по Дэвиду Хокинсу». Здесь — список уровней с кратким описанием каждого.
Уровень 1. Отчаяние и позор
Этот уровень – самый энергетически бедный и опасный. Человек находится в депрессии и ненавидит себя. Для него притягательна смерть, он может романтизировать ее, играть с ней, обдумывать самоубийство. На духовном уровне это ощущение, что Бог оставил человека, или, если речь идет об атеисте, что ничего не имеет смысла. Здесь находятся люди, совершающие самоубийства, а также немотивированные убийства.
В глубине отчаяния нет сил и желания что-то менять. Многие из нас, возможно, временно проваливались на этот уровень и имеют представление о нем, но когда человек живет на нем – ему необходима помощь.
Путь к росту: принятие помощи и смирение, обращение за психологической или духовной помощью, готовность ее принять.
Уровень 2. Чувство вины и мстительная ненависть
Он энергетически чуть более сильный, чем предыдущий, но также очень сложный. Его основная особенность – чувство вины. Невозможность простить прошлое – как себе, так и другим, размышления о грехе или, в качестве формы протеста – отрицание всякой вины вообще и аморальность. Такие люди склонны к суициду, самоистязанию, а также жестокости – потому что чувство вины вызывает ненависть. На духовном уровне появляется парадоксальное явление: ненависть к греху – духовная ловушка, в которой мы сами начинаем делать то, что порицаем. Образ гневного и мстительного бога. Поиск справедливости и насаждение духовности насильно.
Путь к росту: понимание, что грех – это просто ошибка. Принятие ограниченности нашего восприятия и, как следствие, неизбежности ошибок. Культивирование «сдержанного сожаления» вместо самобичевания. Превращение чувства вины в «разумную совесть», которая помогает исправлять ошибки.
Уровень 3. Апатия
Основная эмоция – печаль. Для людей характерны равнодушие, небрежность, бедность и беспомощность. Это потерянная надежда. Здесь находятся бездомные, бродяги, отверженные обществом люди. Низкий уровень энергии и интереса. Позиция жертвы. Зависимые отношения. Неспособность к ответственности.
Путь к росту: воля, но не в том смысле, какой мы обычно вкладываем – сила воли, а воля божественная, которая может помочь человеку перейти на следующий уровень. То есть отказ от гордыни и обращение за помощью к силам, которые больше нас.
Уровень 4. Горе
Уровень печали и опустошения. Каждый из нас знаком с таким состоянием – но обычно оно длится недолго. Но если остаться в таком состоянии, то жизнь наполняется бесконечным сожалением и депрессией. Человек видит горе и печаль во всем, чувствует, что неспособен заменить утраченное (близкого человека, отношения, социальное положение). Обобщение и перенос негативных эмоций от потери на все сферы жизни. Горе обладает большей энергией, чем апатия, и переход к этому состоянию от предыдущего – уже большой скачок. Но важно не зациклиться здесь.
Горе связано с потерями и с ощущением обладания, с привязанностями. Это эгоистичное чувство, которое связано с переносом источника счастья изнутри наружу – например, в другого человека.
Путь к росту: проживание горя, осознание отрицательных эмоций, разрешение себе прожить и прочувствовать их. Просьба о помощи. Неважно, к кому – к духовному учителю, Богу, если вы верите в Бога, к психотерапевту.
Уровень 5. Страх
Мир представляется ненадежным и полным опасностей, а жизнь посвящена способам избежать их. Здесь энергии уже больше, потому что страх мотивирует человека действовать. При этом он может превратиться в паранойю или одержимость, ограничивает возможности развития, подавляет интерес к жизни. Важно не путать страх, как эмоцию, и страх, как стиль жизни. Эмоция страха неизбежна и даже нужна для выживания, предупреждая нас о реальной опасности, но если бояться всего и всегда, то вся жизнь становится избеганием действительных и мнимых ужасов. Отрицание страха – тот же уровень и приводит к рискованным действиям, браваде.
Путь к росту: работа со страхом и осознание его причин, проработка негативных чувств и разрешение им быть, принятие страха.
Уровень 6. Желания
Страсти, привязанности, вредные привычки, желание одобрения и внимания, материальных благ и так далее. Это более высокая стадия, чем апатия или горе, и даже страх, потому что, чтобы желать, нужно иметь энергию. Оборотная сторона желания – зависть, ревность и неудовлетворенность тем, что имеешь, постоянное чувство нехватки.
Путь к росту: понять, что стоит за желанием приобрести или получить те или иные блага. Например, задав себе вопрос: что будет, если станешь богатым, и честно на него ответив. Богатство, например, может быть заменой любви, синонимом безопасности или способом добиться признания.
Уровень 7. Гнев
Раздражительные, несдержанные люди, которые становятся зачинщиками ссор, или даже войн. Гневливый человек ищет и находит врага во всем.
Желание вызывает неудовлетворенность, которая порождает гнев. Здесь больше энергии, чем на предыдущих уровнях, но ее можно просто прожигать впустую, а можно использовать, чтобы подняться выше.
Путь к росту: отказ от поиска несправедливостей, отказ от ожиданий того, что мир нам «должен». Смена фокуса с мира на себя – в плане изменений. Принятие ответственности за события своей жизни. Это требует большой честности и готовности к работе.
Уровень 8. Гордыня
Здесь люди чувствуют себя не так уж плохо – самооценка повышается, и мы готовы примириться с собой и миром хотя бы на каком-то уровне. Гордыня в виде стремления к успеху одобряется социумом, и в целом является рывком вперед. При этом это все еще негативное состояние, которое означает невежество, отрицание и фанатизм. Это оборонительная позиция, занятая вынужденно. Гордыня – это разделение людей: на своих и чужих, на классы по социальному успеху или богатству, любым другим признакам.
Путь к росту: уязвимость, которую защищает гордыня, закладывается в детстве, когда мы зависимы от мнения взрослых. Таким образом, она возникает, если не формируется нормальная самооценка. Поэтому работа с самооценкой, ее стабильностью – способ перейти на следующий уровень. Отказ от гордыни.
Здесь, в понимании Хокинса, кончаются уровни низшего разума и начинаются уровни «линейного ума». Это качественно новые состояния ума и души, здесь начинается развитие, а не только борьба с прошлым или его продолжение.
Уровень 9. Храбрость
Это первый уровень настоящей силы и уровень расширения возможностей. Здесь – исследования, достижения, стойкость и решимость. Человек готов переживать новое, может использовать возможности, которые дала ему жизнь, а не только выживать. Рост и обучение становятся достижимы. Появляется способность встречать препятствия лицом к лицу, способность двигаться вперед, несмотря на них. Здесь есть интерес к личному развитию, пока что в виде материальных или социальных достижений, образования, наработки интеллектуального багажа и так далее. Возникает ответственность, честность по отношению к себе и другим. Смелость – не отсутствие страха, а способность его преодолеть.
Путь к росту: этот уровень становится самоподкрепляющим и здесь человек может работать над собой и без чужой помощи. Стремление к равновесию, самоконтролю, различению истины. Повышению уровня сознания помогают: избегание искушений, принятие ответственности, принятие собственного несовершенства. Социальная ответственность.
Уровень 10. Нейтралитет
Живи сам и давай жить другим. Это гибкая, расслабленная позиция, где уже нет места дуализму и жесткости в суждениях: разные явления мира принимаются, как данность. Ощущение внутренней уверенности – не получу это, получу другое. Относительная непривязанность к результатам. Внутренняя целостность. Источник счастья не проецируется в окружающий мир, и потому есть относительная свобода от тревоги. С людьми на уровне нейтралитета очень легко ладить: их больше не интересуют конфликты и чувство превосходства, не мучает чувство вины. Доверие к Богу и Вселенной.
Путь к росту: здесь больше нет долженствований, победителей и проигравших, человек наслаждается отдыхом после предыдущих сложных уровней, испытывая благодарность за свое положение. Необходимо настроиться на дальнейший рост, большую активность и продолжать движение, не оставаясь в сладком равновесии.
Уровень 11. Готовность
Это путь к высшим уровням осознанности. Развитие воли, силы, дисциплины. Здесь люди становятся искренне дружелюбными и спокойно относятся к различным социальным атрибутам: могут работать на не престижной работе, не испытывая никаких негативных эмоций. Они с радостью помогают другим или работают на общественных началах. Сочувствуют и откликаются, имеют высокую самооценку и признаны другими людьми. Легкость работы над собой.
Путь к росту: ограничение этого уровня – в сосредоточении на «Я», в уверенности в том, что оно имеет некие заслуги и реально, является причиной успеха. Духовная практика бескорыстного служения подталкивает сознание на следующий уровень.
Уровень 12. Принятие
Понимание, что человек сам является источником и создателем собственной жизни. Принятие – не пассивность, а вовлечение в жизнь на ее условиях, без попытки подчинить ее планам. Проактивность, ответственность, человек понимает, что источник любви находится внутри него и не требует ее от других. Эмоциональные столкновения уходят на задний план, приходит спокойствие. Меньше двойственных суждений, дихотомии мышления. Способность прощать, принимать и не судить. Мудрость. Свобода от потребности в одобрении другими. Отстранение от споров.
Путь к росту: освобождение от власти эмоций, власти эго, которое считает себя причиной всех хороших изменений и присваивает себе благочестие и доброту, развитие интеллекта.
Уровень 13. Интеллект
Интеллект и рассудительность, ясное и рациональное мышление, независимость от эмоций, использование разума на полную мощность. Понимание информации и логики, способность к синтезу и использованию абстрактного мышления. Это великие мыслители, которые совершали важные открытия и прорывы в разных сферах науки, культуры и искусства.
Путь к росту: слабость этого уровня – любовь к теоретическим построениям, концептуализации. Здесь человек может сделать интеллектуальные забавы самоцелью, не понимая ограниченность разума, который может сам по себе стать препятствием к достижению высших уровней сознания. Смирение, преодоление ограниченности мышления, духовное намерение к росту, духовная практика. Понимание суетности мышления.
Уровень 14. Любовь
Наполненность любовью. Любовь не занимает позиций и смотрит в самую суть. Она исходит от сердца, и поэтому выше разума. Она обладает способностью совершать подвиги и поддерживать других. Разум имеет дело с частностями, а любовь – с целым. Любовь расширяет чувство «я» и не знает ограничений. Она может быть единым целым с другим. Здесь счастье – основное качество жизни, но любовь еще зависит от внешних условий, склонностей, от убеждений человека.
Путь к росту: здесь еще есть ограничения, обусловленные прошлым негативным опытом или социальным давлением. Путь на следующий уровень – отказ от «условной любви», как от чувства между двумя людьми, и распространением ее на людей вообще, отказ от понятия «другие».
Уровень 15. Радость и безусловная любовь
Внутренняя радость и безусловная любовь рождаются, когда любовь предыдущего уровня становится всеобъемлющей. Это уровень святых, духовных учителей, целителей. Основное качество – сострадание. На этом уровне люди видят мир совершенным и светлым, все происходит легко благодаря чудесным совпадениям и развитой интуиции. Здесь не нужны цели и планы – сознание становится шире. Есть желание использовать свое состояние на благо всей жизни, а не отдельных людей.
Путь к росту: отказ от ограничивающих убеждений, преодоление привязанности к сладкому состоянию безусловной любви, которая сама по себе может стать препятствием на пути к дальнейшему росту.
Следующие три уровня Дэвид Хокинс называет просветленными или нелинейными состояниями. В видеоматериале я описываю их как два этапа – для упрощения восприятия. А здесь вы можете прочитать о них немного подробнее.
Уровень 16. Гармония, блаженство
Трансцендентальность, все вокруг сияет, постоянное состояние блаженства. На этом уровне находятся великие произведения искусства, которые могут на время перенести нас в похожие состояния. Отсутствие отделения между объектом, субъектом и действием, отсутствие интерпретаций.
Путь к росту: отказ от позиции наблюдателя или свидетеля и связанных с ней выгод.
Уровень 17. Осознание «я»
Полная трансцендентность. Уровень мудрецов, великих учителей Адвайты или Веданты. Мощное вдохновение, нет переживания индивидуального.
Путь к росту: смирение на все более глубоких уровнях.
Уровень 18. Полное просветление
Осознание «я». Высший уровень сознания, где человеческое полностью сочетается с божественным. От тех, кто достиг этого уровня, произошли мировые религиозные учения, хотя сами религии находятся много ниже из-за поздних интерпретаций. Личности на этом уровне – Будда, Иисус. Они продолжают влиять на нас и сейчас: к примеру, даже думать о них – уже очищает сознание любого человека.
Если вы хотите подробно узнать об уровнях сознания, рекомендую прочесть книгу Дэвида Хокинса «От отчаяния к просветлению: эволюция сознания».
Источник