Эмоциональный тип лидерства пример

Пример эмоционального (организационного) лидерства

Материал предоставила
Алена Алешина
директор по развитию,
Центр Организационного Консультирования EQuator
www.eqspb.ru

«… В качестве примера приведем один драматический эпизод из истории «Би-би-си». Здесь в свое время был создан отдел новостей. Его организовали как экспериментальный, и вскоре, хотя журналисты и редакторы (около 200 человек) считали, что постарались на славу, менеджмент принял решение о закрытии подразделения.

Ситуацию усугубило то, что руководитель, которому было поручено донести до работников решение начальства, принялся в красках расписывать достижения конкурентов и вспоминать замечательную поездку в Канны, из которой он только что вернулся. Новости сами по себе были достаточно скверными, а поведение оратора только подлило масла в огонь. Вместо ожидавшегося умеренного недовольства бесцеремонная и даже вздорная манера говорящего спровоцировала бурное негодование. Люди пришли в ярость, возмущаясь не только решением администрации, но и бестактностью присланного к ним «гонца». Страсти достигли такого накала, что, казалось, без помощи охраны «посланнику» невредимым не уйти.

На следующий день к этим работникам вышел другой руководитель. Он избрал совершенно иной подход. Этот человек искренне говорил о решающем значении журналистики для активного развития общества и о призвании, которое было основным фактором выбора ими этой профессии. Он напомнил, что никто не идет в журналистику ради обогащения: это ремесло всегда отличалось довольно низкой доходностью, а занятость, как правило, зависит от колебаний экономической конъюнктуры. Своей речью он вызвал у журналистов подъем чувств. Они ощутили гордость за дело, которое они избрали. На прощание он пожелал им успехов в дальнейшей карьере. Когда он закончил речь, люди воспряли духом.

Разница между двумя выступавшими заключалась в том, с каким настроением и в каком тоне они обращались к людям. Один вызвал у слушателей неприязнь и враждебность, а другой вселил в них оптимизм и даже вдохновил их на преодоление трудностей. Эти различия в восприятии указывают на неявный, но существенный аспект лидерства – эмоциональное воздействие слов и поступков лидера…

Менеджер, который получил задание сообщить работникам плохие известия и так взвинтил людей, что ему чуть было не пришлось вызывать охрану, чтобы убраться восвояси без риска для жизни, являет собой пример того, что мы называем диссонансным лидерством. Не интересуясь чувствами присутствующих, он привел в действие пружину негативных эмоций и спровоцировал регрессивную динамику: от недовольства люди перешли к негодованию, от неприязни – к бешенству.

Когда лидерам не удается проникнуться чувствами других или правильно истолковать эмоции группы, они создают диссонанс, без нужды посылая коллективу отрицательные сигналы. Возникающая при этом подавленность мгновенно отражается на результатах работы: вместо того чтобы все свое внимание уделять послание лидера и выполнению групповых задач, коллектив занимается внутренними проблемами. В любой рабочей обстановке не составляет труда вычислить влияние диссонансного лидера: люди выведены из равновесия и, естественно, начинают плохо работать.

Второй оратор в нашем примере, чья речь вызвала у уволенных сотрудников взрыв аплодисментов, иллюстрирует стратегию резонансного лидерства. Он проникся чувствами людей и дал их эмоциям позитивное направление. Говорил с ними искренно и, действуя с позиции собственных ценностей, вызвал эмоциональный отклик у окружающих: коснувшись в своем выступлении нужных струн, он вызвал у слушателей душевный подъем в столь трудный момент их жизни. Когда слова лидера вызывают резонанс, это можно увидеть по глазам окружающих: они прикованы к лидеру и горят.

Надо сказать, что слово резонанс происходит от латинского глагола resonare – отдаваться эхом. Согласно Оксфордскому словарю, резонанс – это «усиление или удлинение звука посредством отражения» или, более точно, путем «синхронных колебаний». Перенося этот принцип в область человеческого общения, можно сказать, что «совпадение частоты колебаний» наблюдается, когда два человека настроены на одну эмоциональную волну, т.е. чувствуют «синхронно». В соответствии с исходным значением понятия «резонанс» такая синхронность рождает отзвук, продлевая позитивный эмоциональный тон.

Одним из признаков резонансного лидерства является наличие сторонников, которые тянутся за лидером, разделяют его пыл и энергию. С точки зрения эмоционального лидерства резонанс усиливает и продлевает эмоциональное влияние лидера. Чем сильнее совпадают эмоциональные «вибрации» людей, тем меньше недоразумений в их общении: резонанс минимизирует помехи в системе. В деловых кругах известно изречение: « Единство команды – это ясный сигнал и минимум шума ». Средство, которое сплачивает людей в команде и рождает их преданность, — это эмоции, которые они испытывают.

Насколько эффективно лидер управляет этими чувствами и использует их для достижения групповых целей, зависит от уровня его эмоционального интеллекта. Умение вызвать резонанс – признак лидеров, отмеченных высоким эмоциональным интеллектом. Их увлеченность, энергия и энтузиазм находит отклик у каждого члена группы. В том случае, когда необходимо настроить людей на более серьезный лад, лидеру тоже пригодится умение мысленно встать на позицию других людей и воспринимать их эмоциональный настрой. Так, если некое событие вызвало всеобщий гнев (как в случае с закрытием отдела «Би-би-си») или сильно расстроило коллектив (например, серьезная болезнь коллеги), эмоционально мудрый лидер не просто переживает вместе со всеми – он еще и открыто выражает свои чувства. Такого рода резонанс усиливает синхронность не хуже, чем энтузиазм, поскольку создается ощущение, что подчиненные не оставлены вниманием и заботой руководства.

Под влиянием лидера с высоким эмоциональным интеллектом люди раскрепощаются. Они обмениваются идеями, учатся друг у друга, принимают совместные решения и дружно работают. Таким образом, возникает крепкая эмоциональная связь, которая помогает им не теряться даже в условиях глобальных изменений и неопределенности. Возможно, важнее всего то, что наличие эмоциональной связи с другими людьми наполняет нашу работу большим смыслом. Каждый знает, как это прекрасно – разделить с кем-то волнующий момент: например, радость от успешного завершения работы. Эти чувства могут подвигнуть людей на дело, которое в одиночку никто не сделает и даже не станет пытаться сделать. И именно лидер с высоким эмоциональным интеллектом знает, что нужно для того, чтобы зародилась такая связь.

С другой стороны, если лидер не умеет вызывать эмоциональный отклик, то люди будут делать все правильно, но механически – выполняя работу, но не выкладываясь. Без доброй доли сердечности лидер может руководить, но не сможет повести за собой».

Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки, Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта, М., «Альпина Бизнес Букс», 2005 г., с. 19-20, 35-37.

Источник

Шесть стилей эмоционального лидерства

В 2006 году вышла в свет книга «Primal Leadership», в которой авторы Дэниел Гоулман, Ричард Боязис и Анни Макки определили шесть стилей эмоционального лидерства. Каждый из них по-разному влияет на эмоции людей и имеет свои сильные и слабые стороны в различных ситуациях. Гоулман утверждает, что ни один стиль не должен использоваться постоянно, важно их варьировать.

Рассмотрим каждый стиль отдельно.

Визионер

Люди, использующие визионерский стиль лидерства, умеют вдохновлять людей и направляют их к общей цели. Они сообщают членам своей команды, куда нужно двигаться (но не как именно это сделать) и позволяют самим найти собственный путь достижения цели. Основная черта характера этих лидеров — эмпатия.

Когда использовать

Этот стиль лидерства подходит в том случае, когда компания нуждается новом видении будущего и новых направлениях. Однако если вы работаете с высококвалифицированными людьми, которые более опытны чем вы, тогда лучше подходит демократический стиль.

Как развивать

Чтобы развить этот стиль, фокусируйтесь на следующих навыках:

  • Эмпатии
  • Уверенности в себе
  • Презентационных способностях

Этот стиль объединяет личные цели людей с целями компании. Коучи эмпатичны и умеют мотивировать, фокусируются на развитии членов команды для достижения будущего успеха.

При таком подходе лидер ведет частые проникновенные беседы со своими подчиненными, которые не особо эффективно выполняют свою работу. Он концентрирует своих людей не только на профессиональных, но и на жизненных целях.

Когда использовать

Стиль коучинга следует применять всякий раз, когда вы замечаете отставание члена команды. Таким людям требуется наставник, который поможет советом и примером.

Как развивать

Вы должны знать своих людей как можно лучше. Когда вы понимаете их ценности, потребности и мечты, то можете находить самые эффективные подходы к ним.

Аффилативный лидер

Эти лидеры содействуют гармонии в коллективе. Такой стиль объединяет людей, поощряет сотрудничать и разрешает конфликты. Чтобы использовать этот стиль, вам нужно научиться ценить чувства и эмоции других людей.

Когда использовать

Используйте аффилативный стиль всякий раз, когда чувствуете напряжение в коллективе, когда доверие подорвано или когда команда нуждается в дополнительной мотивации.

Как развивать

  • Разрешать конфликты
  • Быть оптимистом
  • Управлять своими и чужими эмоциями

Демократический лидер

Эти лидеры фокусируются на сотрудничестве. Они больше слушают и дают свободу, чем руководят, а также активно ищут способы повышения эффективности работы в команде.

Как использовать

Сначала разберемся когда не нужно использовать демократический стиль: когда люди вашей команды неопытны, некомпетентны и недостаточно проинформированы. Соответственно, использовать этот стиль нужно с квалифицированными людьми. Вам нужно просто не мешать им выполнять работу, которую они и сами прекрасно выполняют.

Как развивать

Вы должны научиться слушать своих подчиненных и предлагать свою помощь, когда потребуется. Вовлекайте свою команду в процесс решения проблем и процесс принятия решений.

Ведущий лидер

Такой лидер фокусируется на продуктивности и достижении целей. Они ожидают отличного выполнения задания от своей команды и часто принимают участие в процессе.

Ведущие лидеры не балуют тех, кто не выдает высоких результатов и не умеют с ними работать. Этот стиль лидерства может привести к истощению и эмоциональному выгоранию членов команды.

Как использовать

Используйте этот стиль лишь в том случае, когда вам нужны быстрые результаты.

Как развивать

Научите свою команду следовать концепциям шести сигм и бережливого производства.

Командирующий лидер

Эти лидеры используют автократический подход. Он основан на приказах, угрозах наказания и жестком контроле.

Как использовать

Такой стиль лидерства наиболее эффективен во время кризиса, при быстро меняющихся условиях, а также при проблемах с членами команды.

Как развивать

Будьте осторожны, используя этот стиль, его часто понимают и применяют неправильно. Повышайте свою стрессоустойчивость и учитесь принимать тяжелые, непопулярные решения.

Источник

Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?

Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.

История появления EQ.

В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.

Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.

Мнение экспертов.

Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.

Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.

При оценке эмоционального интеллекта учитываются:

  • способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
  • умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.

Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.

По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.

Из чего состоит эмоциональная компетентность?

EQ строится на четырех компонентах:

  • Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
  • Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
  • Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
  • Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.

Значение EQ для руководителя.

Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.

Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.

По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.

6 стилей эмоционального лидерства.

Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.

  1. Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
  2. Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
  3. Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
  4. Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
  5. Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
  6. Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.

Можно ли развить EQ?

Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.

Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».

Способы эмоционального развития.

Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.

Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.

После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.

Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.

Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.

Источник

Оцените статью